https://electroinfo.net

girniy.ru 1
Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.


Цели:


  • Образовательные: познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии организма;

  • Развивающие: развивать аналитическую способность учащихся, память, умение работать в группах и формировать информационную компетенцию;

  • Воспитывающие: формировать природоведческую и здоровьесберегающие компетенции.

Задачи:

- развивать критическое мышление и совершенствовать навыки анализа письменного текста, логически оперировать полученной информацией;

- формировать чувство ответственности при работе в группе, воспитывать толерантность, чувство сопричастности;

- расширять кругозор учащихся сведениями о ученых-биологах.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: 1. слайды (проектор)

  1. Имена ученых (плакат)

  2. Таблица «Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника»

  3. Карточки с заданиями (20 шт.)

  4. Карточки «бластомер» 8 шт., «клетки эктодермы» 4 шт., «клетки энтодермы» 4 шт., «клетки мезодермы» 2 шт.

  5. Названия органов и систем органов (копия)

  6. Новые термины (записаны на доске).

Ход урока: I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Я учитель биологии из Балгазына, сегодняшний урок конкурсный! Это очень ответственно, и я очень волнуюсь. Мы будем работать вместе, вы поможете мне и у нас все получиться.

2. Сегодня тема необычная, она продолжение ранее изученной темы «Оплодотворение организмов». Нам известно, что в результате оплодотворения образуется зигота, которую уже можно называть эмбрионом. Давайте с вами составим кластер, какие ассоциации возникают при слове «Эмбрион».

Эмбрион (записать на доске в виде гроздеобразной схемы)


Сегодня мы углубим знания по теме «Эмбриональное развитие» мы на уроке:

- определим последовательность развития эмбриона

- рассмотрим краткую историю развития науки, изучающей эмбрионы – эмбриологию

- сравним эмбриональное развитие земноводных, птиц и млекопитающих.?

? Таким образом, мы узнаем сегодня, как развивается эмбрион?

III. Изучение нового материала.

3. Первое, что мы рассмотрим - это пути исканий ученых, основные их ошибки – как долго они шли к тем выводам, которые теперь для нас очевидны. Истоки эмбриологии берут начало в античные времена. Тогда сложилось 2 противоположных взгляда на причины, лежащие в основе индивидуального развития. Преформизм (Гиппократ) – в теле матери находиться маленький, но полностью сформированный организм, эпигенез (Аристотель) – организм развивается из бесструктурной, гомогенной массы. Но основателем науки о зародышах стал российский ученый Карл Бэр «История развития животных» 18828г, именно он доказал несостоятельность этих теорий, зародыш – неоднородная и усложняющая система. В дальнейшем его работу продолжили такие ученые как Александр Онуфриевич Ковалевский и Илья Ильич Мечников. И на основе этого учения был сформулирован биогенетический закон учеными Э. Геккелем и Ф. Мюллером.

4. Онтогенез – индивидуальное развитие организма от образования зиготы до смерти.

Онтогенез эмбриональное развитие

постэмбриональное развитие

Эмбриогенез

Зигота – дробление зиготы – формирование бластулы – гаструляция – нейруляция – гистогенез и органогенез.

Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, образуется после слияния гамет.

Дробление зиготы – многократное митотическое деление клетки, без роста образовавшихся клеток - бластомеров.

Формирование бластулы – стадия однослойного зародыша с первичным ртом.

Гаструляция - процесс образования 2,3-слойного зародыша гаструлы. Возникают 3 зародышевые листки - эктодерма, энтодерма и мезодерма. Образуется вторичный рот.


Нейруляция – процесс образования нервной трубки, закладка осевых органов – хорда, пищеварительной трубки.

Гистогенез и органогенез – дальнейшая дифференцировка зародышевых листков и формирование тканей и органов.

Из эктодермы развиваются: ткани нервной системы, наружные покровы – кода, ногти, волосы; потовые и сальные железы, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов зрения, слуха, обоняния.

Из энтодермы развиваются: эпителиальная ткань, выстилающая органы пищеварительной, дыхательной, и частично мочеполовой систем, железы желудочно-кишечного тракта, печень и поджелудочная железа.

Из мезодермы развиваются соединительная ткань, скелетная мускулатура, органы выделения, кровеносные сосуды, гладкая мускулатура кишечника, дыхательных и мочеполовых путей, сердце, железы внутренней секреции – надпочечники и др., половые железы.

Выводы. Что мы узнали, перечислить стадии эмбриогенеза, названия 1,2,3-слойных зародышей.

Релаксация. А Вы знаете, что развитие зародыша человека оказывают вредное влияние не только никотин, алкоголь, но и многие лекарства. В 60-х годах прошлого столетия был популярен талидомид – средство против тошноты для беременных, но потом узнали, что он вызывает нарушения при развитии конечностей человеческих эмбрионов. Но было поздно, тысячи детей родились и с кистями и стопами, растущими прямо от туловища.

IV. Закрепление знаний.

6. Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 221 абзац 5 до стр. 222. «Дифференцировка».

Читаете этот текст, отмечаете символами +, v, ? - синквейн

Проблемные вопросы:

- Что собой представляют и в чем выражается дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развитии?

О чем свидетельствует гомология зародышевых клеток?

7. Текст. Установка. Поработать в группах из 4 человек, обсудить. Прокомментировать, что известно, что не известно, что вызывает интерес, хотелось бы дополнить.


8. Ролевая игра для развития образного представления темы (см. Приложение).

9. Ну вот, мы с вами хорошо поработали, рассмотрели важную тему. Подводя итоги урока составим синквейн по схеме Эмбриогенез

Привести к данному термину 3 прилагательные, 3 глагола, 2 существительные.

Глаголы – развивается, растет, формируется

Существительные - жизнь, начало

Прилагательные –

10. Оценка.

V. Домашнее Задание (на слайде) Изучить § 7.1, 7.2 стр 215 -225


  • Выполнить устно задание «Терминология» стр 225-226

  • Творческое задание (на выбор):

А) нарисовать комикс «Развитие эмбриона ланцетника»

Б) написать краткий сценарий фильма «Развитие одного организма».

12. Рефлексия. Метод одного предложения

Я бы хотел изучить… Мне интересно было узнать… Мне интересна эта тема…


Министерство образования, науки и молодежной политики

МОУ СОШ с. Балгазын Тандинского кожууна


Конкурсный урок, представленный на Республиканский тур

Российского конкурса Учитель года».


«Онтогенез. Эмбриональное развитие организма».


Учитель биологии:

Туванчап Туяна Александровна

Кызыл