https://electroinfo.net

girniy.ru 1

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКУМЕНТ ПО ПРОЕКТУ


ЭТАП ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

Отчет N.: AB1829

Название проекта


Проект по реабилитации районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС

Регион

ЕВРОПА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Сектор

Системы центрального отопления; повышение эффективности энергопотребления (80%); другие социальные услуги (20%)

Идентификационный номер проекта

P095115

Заемщик (и)

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Исполнительная организация

РУП «Белинвестэнергосбережение» (Агентство по реализации проекта)

Категория экологической оценки

[ ] A [X] B [ ] C [ ] FI [ ]

Дата подготовки информационного документа по проекту

15 сентября 2005 г.

Предполагаемая дата одобрения результатов оценки проекта

3 октября 2005 г.

Предполагаемая дата утверждения проекта Советом директоров


20 декабря 2005 г.


1. Общие сведения о стране и секторе


На момент установления независимости в 1991 г. уровень жизни и инвестиций в Беларуси был одним из самых высоких среди республик бывшего Советского Союза. При этом белорусская экономика зависела от связей с другими республиками. После сокращения ВВП в 1992-1995 гг. на 40% (оценочные данные), в экономике Беларуси отмечается значительный рост в период 1996-2004. Прирост ВВП составил 77,4% или 6,6% в среднегодовом исчислении. Экономический рост в Беларуси имеет под собой широкую экономическую и социальную основы и его основными движущими факторами стали благоприятная внешняя конъюнктура, увеличение спроса на традиционных рынках СНГ и рост потребления на внутреннем рынке, стимулируемый административным повышением средней заработной платы. Макроэкономические показатели в последние годы стабильны, однако зависят от изменений во внешней конъюнктуре. Слабость частного сектора ограничивает возможности реагирования на изменения конъюнктуры рынка.


Авария на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 г. в Украине произошла авария на Чернобыльской АЭС, в результате которой имел место радиоактивный выброс, почти в сто раз превышающий уровень радиации, отмеченный после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. В результате аварии пострадало примерно 2,5 миллиона человек из 10,5 миллионов населения Беларуси; около 20% территории республики подверглось радиоактивному загрязнению. В дополнение к экономическим трудностям переходного периода, свойственным всему постсоветскому пространству, жители районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, столкнулись с целым рядом проблем, вызванных радиоактивным загрязнением. Это медицинские последствия и сопутствующее ухудшение психологического здоровья и душевного комфорта, экономический спад, возросший уровень бедности и неуверенность в будущем, особенно в будущем детей.



Чернобыльская авария стала тяжелым бременем для республиканского бюджета ввиду необходимости финансировать работы по дезактивации, компенсационные выплаты и оздоровительные программы. Для финансирования этих расходов страна вынуждена отвлекать средства из других приоритетных сфер, таких как здравоохранение, образование и инфраструктура. Несмотря на то, что уровень радиоактивного загрязнения окружающей среды снижается вследствие физического распада радионуклидов, условия жизни наиболее уязвимых групп населения пострадавших районов продолжают ухудшаться по всем аспектам как следствие аварии.


В результате государственной стратегии преодоления последствий аварии снижены коллективная доза радиоактивного облучения населения и уровень содержания радионуклидов в продуктах питания. Обеспечено качественное лечение пациентов, у которых развились онкологические патологии щитовидной железы и другие заболевания. Значительно улучшилось научное понимание возможных причин, сценариев развития событий и последствий аварий на атомных электростанциях. При разработке следующего этапа государственной программы основная задача заключается в сосредоточении усилий на экономическом и социальном развитии пострадавших районов в целях создания условий для нормальной жизнедеятельности и расширения возможностей для экономической деятельности населения.


Энергетический сектор

Распад Советского Союза и последовавший за этим кризис в регионе стали причиной экономического спада, что привело к значительному сокращению государственных ресурсов, необходимых для поддержания соответствующего уровня капиталовложений. Расходы на инфраструктуру в энергетическом секторе, особенно в области теплоснабжения, были снижены до уровня, необходимого для финансирования базовых эксплуатационных и ремонтных нужд. Произошло значительное сокращение услуг. В некоторых случаях обеспечивается минимальный уровень теплоснабжения, тогда как горячее водоснабжение практически полностью отсутствует во многих населенных пунктах. Инвестиции в модернизацию устаревших мощностей, нуждающихся в капитальном ремонте или замене, откладываются, что отрицательно сказывается на уровне и качестве услуг. В то же время тарифы повышаются в целях покрытия возрастающих расходов на импортируемые топливно-энергетические ресурсы и поддержание в рабочем состоянии избыточных и неэффективных мощностей. Такая ситуация в большей степени отражается на малообеспеченных категориях населения, уровень жизни которых снизился ввиду совокупного воздействия происходивших изменений.



После относительного улучшения экономической ситуации правительство Республики Беларусь приняло Государственную программу по энергосбережению на 1995-2000 гг., а затем и до 2005 г. Программой предусмотрено финансирование мероприятий по модернизации инфраструктуры энергетического сектора с целью сокращения энергоемкости экономики. Начиная с 2000 г. были интенсифицированы меры по оздоровлению финансовой ситуации в отрасли. Капиталовложения в инфраструктуру энергоснабжения в сочетании с улучшением финансовой ситуации стали залогом обеспечения устойчивого функционирования сектора как с технической, так и финансовой точек зрения. Устойчивость функционирования объясняется двумя основными факторами: (i) сохранением стабильной структуры сектора и (ii) адекватным уровнем финансирования эксплуатационных и ремонтных нужд. Тем не менее, сохраняется значительная потребность в инвестициях. Необходимы взвешенные реформы для повышения эффективности работы сектора с целью использования преимуществ его устойчивой позиции для улучшения общей экономической ситуации.

2. Цели проекта


Цель проекта заключается в обеспечении энергоэффективного и надежного теплоснабжения и горячего водоснабжения для населения районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Предложенные меры по повышению энергоэффективности будут направлены на решение актуальных проблем, связанных с неэффективностью и износом котельных и теплосетей, низким качеством оконных блоков, систем освещения и теплоизоляции в учреждениях социальной сферы, а именно в школах, больницах и детских домах. Такие меры обеспечат восстановление важнейших услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению в учреждениях социальной сферы, которые в настоящее время не получают соответствующие услуги надлежащего качества. Инвестиции, направляемые на газификацию индивидуальных жилых домов от существующих газопроводов, приведут к улучшению теплоснабжения и использованию чистого топлива в домах, которые в настоящее время отапливаются дровами, что влечет за собой негативные последствия для здоровья и окружающей среды.



3. Обоснование для участия Банка


Целый ряд международных организаций оказывают помощь Правительству Беларуси в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В большинстве случаев при оказании помощи основной акцент делается на преодоление краткосрочных и среднесрочных последствий радиационного воздействия посредством рекультивации загрязненных земель, предоставления специальных медицинских услуг пострадавшему населению, мониторинга долгосрочных последствий радиоактивного облучения, изучения экологических аспектов прекращения эксплуатации Чернобыльской АЭС и экологических проблем в области обращения с радиоактивными отходами. Однако, по прошествии 19 лет после аварии, и правительство, и международное сообщество пришли к осознанию неотложной необходимости стимулирования социально-экономического развития пострадавших районов в качестве важной составляющей мероприятий по преодолению постоянно более низкого качества жизни в этих районах. Банк обладает для этого надлежащими знаниями и возможностями, учитывая опыт работы в социально-экономической сфере Беларуси, а также в странах с переходной экономикой – опыт, который мог бы использоваться правительством при реализации осторожных, но пока запаздывающих преобразований переходного периода. Банк в состоянии предоставить правительству рекомендации по актуальным проблемам и вопросам функционирования энергетического сектора с учетом опыта реализации энергетических и экологических проектов во всем мире и знания специфики данного сектора на постсоветском пространстве.


4. Описание проекта


Инвестиционные мероприятия проекта будут осуществляться в трех областях Беларуси. Наиболее пострадавшими являются Гомельская и Могилевская области; радиоактивному загрязнению также подверглись некоторые районы Брестской области. Проект включает в себя три компонента:

Компонент 1. Повышение эффективности энергопотребления (оценочная стоимость данного компонента составляет 37,8 миллионов долларов). Компонент предусматривает различные виды инвестиционных мероприятий, предполагающих модернизацию или замену инфраструктуры энергоснабжения в целях повышения эффективности и качества услуг для населения (повышение комфортности, использование более качественного топлива), снижения расходов на топливо и иных капитальных и эксплуатационных затрат, а также сокращения выбросов. Инвестиционные мероприятия планируется осуществлять в Гомельской и Могилевской областях - в 25-30 населенных пунктах в каждой, а также в 10 населенных пунктах Брестской области. Мероприятия будут осуществляться в основном на объектах социальной сферы, а именно в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты в целях обеспечения надлежащего теплоснабжения и горячего водоснабжения. Данный компонент включает следующие подкомпоненты:


  1. Энергоэффективные инвестиции при выработке тепловой энергии, в том числе модернизация котельных посредством замены устаревшего и неэкономичного оборудования на современные котлы или ко-генерационное оборудование.

  2. Повышение энергоэффективности тепловых сетей, в том числе замена изношенных трубопроводов со значительными потерями тепла и воды на предизолированные трубы; модернизация тепловых пунктов в зданиях с установкой современных теплообменников, терморегулирующего оборудования и счетчиков потребления тепла.

  3. Повышение эффективности энергопотребления в общественных зданиях, в том числе замена оконных блоков, протекающей кровли и улучшение теплоизоляции; замена неэкономичного осветительного оборудования в школах и больницах на современные экономичные системы освещения.


Компонент 2. Газификация жилых домов от существующих газопроводов (оценочная стоимость данного компонента составляет 10 миллионов долларов). Задачей данного компонента является подсоединение индивидуальных жилых домов, в которых в настоящее время используется печное отопление на дровах, к существующим газопроводам с целью улучшения теплоснабжения населения загрязненных районов. Результатом проекта может также стать снижение образования потенциально загрязненной золы, которая обычно утилизируется на приусадебных участках, что повышает риск перехода радионуклидов в сельскохозяйственные культуры. Банк профинансирует приобретение труб, счетчиков и другого оборудования, в том числе внутридомового оборудования. Правительство профинансирует и обеспечит проведение строительных работ в рамках инвестиционных мероприятий. Планируется газификация около 10,000 домов в 20 населенных пунктах Гомельской и Могилевской областей.

Компонент 3. Техническая помощь (оценочная стоимость 3,7 миллионов долларов). Данный компонент призван обеспечить эффективную реализацию проекта и дополнительные блага для населения. Данный компонент включает:



    1. проектирование и надзор за осуществлением инвестиционных мероприятий проекта.

    2. обучение специалистов РУП «Белинвестэнергосбережение», приобретение оборудования, сопровождение проекта, информирование общественности и финансовый аудит проекта. Правительство будет осуществлять финансирование расходов по оплате труда сотрудников РУП "Белинвестэнергосбережение".



Кроме того, будет предоставлена техническая помощь, направленная на (a) совершенствование государственной программы в целях сосредоточения внимания на экономическом и социальном развитии; (б) совершенствование стандартов и методологий радиологического мониторинга и обеспечения радиационной безопасности; (в) повышение качества информирования населения о методах снижения последствий радиационного воздействия. Техническая помощь по компонентам (a) и (б) будет оказана Банком и МАГАТЭ в рамках осуществляемых ими программ; консультативное содействие по компоненту (в) будет предоставлено другими организациями-донорами, которые реализуют программы по информированию общественности.


5. Финансирование проекта


Источник:

(млн. долларов)

ЗАЕМЩИК

12,36

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

50,0

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МНОГОСТОРОННИЕ АГЕНТСТВА (не определены)




Всего

62,36


6. Реализация проекта

Проект будет осуществлять РУП "Белинвестэнергосбережение" (Агентство по реализации проекта), которое в настоящее время успешно реализует проект по модернизации объектов инфраструктуры в социальной сфере и обладает необходимыми знаниями и потенциалом для реализации проекта по реабилитации районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Проект по модернизации объектов инфраструктуры в социальной сфере включает инвестиционные мероприятия, аналогичные мероприятиям первого компонента чернобыльского проекта (повышение эффективности энергопотребления). Механизмы реализации призваны обеспечить интеграцию данного проекта в существующую систему реализации и координации государственных инвестиционных мероприятий, осуществляемых в чернобыльских районах, использование существующего потенциала и минимизацию дополнительной административной нагрузки. В рамках централизованной системы государственного управления в Беларуси, все государственные органы имеют представителей в областных и районных администрациях, которые отвечают за разработку инвестиционных планов и реализацию проектов на местах совместно с местными органами государственного управления.



Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Комчернобыль) является государственным органом министерского уровня, который напрямую подотчетен Премьер-министру Республики Беларусь и отвечает за координацию и мониторинг государственной программы преодоления последствий чернобыльской аварии в пострадавших регионах. За реализацию проектов отвечают соответствующие министерства или органы государственного управления, за исключением ряда направлений, включая управление зоной отчуждения. Таким образом, Комчернобыль сохранит за собой функции национального координатора проекта и государственных программ преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС. Комчернобыль будет осуществлять администрирование заявок на выделение средств, отчитываться перед правительством о выполненных задачах и обращаться с просьбой о принятии правительством соответствующих мер в случае необходимости.


Комитет по энергоэффективности является государственным органом министерского уровня, который напрямую подотчетен Премьер-министру Республики Беларусь. Комитет по энергоэффективности отвечает за выполнение государственной программы энергосбережения в Беларуси. Комитет по энергоэффективности не подотчетен Министерству энергетики. Комитет по энергоэффективности отвечает за реализацию проекта по модернизации объектов инфраструктуры в социальной сфере.


Министерство энергетики отвечает за реализацию программы газификации, которую осуществляют Белорусский концерн по топливу и газификации «Белтопгаз» и его областные подразделения. Министерство будет отвечать за реализацию компонента по газификации индивидуальных жилых домов от существующих газопроводов в рамках стандартных процедур своей деятельности.

Агентство по реализации проекта (РУП "Белинвестэнергосбережение") будет отвечать за осуществление и мониторинг проектных мероприятий и соблюдение требований Всемирного банка. РУП "Белинвестэнергосбережение" обладает соответствующими знаниями и практическим опытом выполнения процедур Банка. В РУП "Белинвестэнергосбережение" сформирован технический потенциал и налажены механизмы взаимодействия с министерствами и областными администрациями, необходимые для подготовки и реализации предложенного проекта. В составе РУП "Белинвестэнергосбережение" работает достаточное количество сотрудников руководящего звена, специалистов по закупкам, техническим и финансовым вопросам. Кадровый потенциал РУП "Белинвестэнергосбережение" был усилен посредством включения в его состав назначенных Министерством энергетики двух специалистов по техническим вопросам, которые будут отвечать за компонент по газификации. Предполагается, что в течение первого года реализации проекта РУП "Белинвестэнергосбережение" также потребуется привлечь для работы на краткосрочной основе консультанта по закупкам и бухгалтерскому учету. РУП "Белинвестэнергосбережение" будет отвечать за сбор, обобщение и согласование данных мониторинга проекта и подготовку текущей отчетности о выполненных задачах и возникающих проблемах для представления правительству/Комчернобылю и Всемирному банку. РУП "Белинвестэнергосбережение" обновит существующее операционное руководство, в котором будут изложены механизмы реализации проекта, в том числе вопросы закупок, управления контрактами, санкционирования оплаты, охраны окружающей среды и подготовки текущей отчетности.


7. Устойчивость проекта



Цели проекта отвечают базовым потребностям жителей районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и охватывают уязвимые категории населения. Задачи проекта соответствуют двум целям правительства в данном регионе, каковыми являются (i) сосредоточение первоочередного внимания на нуждах населения в чернобыльских районах и обеспечение жителей чистыми энергоресурсами и (ii) повышение эффективности использования энергоресурсов в стране. Учитывая степень внимания, уделяемого правительством этим двум направлениям, проект является устойчивым. Успешная реализация правительством мер по повышению тарифов, продвижению к полному возмещению затрат и улучшению собираемости платежей наряду с мероприятиями по модернизации инфраструктуры энергоснабжения также являются обнадеживающим свидетельством заинтересованности правительства и устойчивости проекта. Стратегия улучшения функционирования системы с целью недопущения потерь обеспечила возможности для минимального повышения тарифов; при этом население не обременено необходимостью оплачивать неэкономное использование топливно-энергетических ресурсов и неэффективное функционирование системы. Стратегия совершенствования инфраструктуры в сочетании с повышением эффективности расходования средств обеспечивает устойчивость системы. В последние годы правительство демонстрирует неуклонное стремление улучшить условия жизни населения районов, пострадавших от чернобыльской аварии, а также повысить эффективность энергопотребления. Предполагается, что такая тенденция сохранится. В этой связи правительство также изучает недавние рекомендации Банка и ПРООН о пересмотре чернобыльской стратегии в целях минимизации расходов на финансирование льгот, смещения акцентов в пользу инвестиций и стимулов для улучшения условий жизни, в том числе посредством создания новых рабочих мест и развития предпринимательства. Правительство уже отменило ряд льгот - неэффективных и затруднительных для администрирования.



8. Опыт реализации других операций в стране/секторе


Мероприятия компонента проекта по повышению эффективности энергопотребления аналогичны мероприятиям осуществляемого в настоящее время проекта по модернизации объектов инфраструктуры в социальной сфере. Наработанные в рамках указанного проекта механизмы реализации доказали свою эффективность. Накопленный опыт способствовал углублению понимания необходимости совершенствования действующих проектно-конструкторских стандартов, чтобы предотвратить завышение мощности оборудования при проектировании и обеспечить дополнительную экономию капитальных и эксплуатационных затрат. Налажены механизмы координации на областном и районном уровнях. Опыт реализации, наработанной проектом по модернизации объектов инфраструктуры в социальной сфере, равно как и опыт Банка, будут использованы при осуществлении проекта по реабилитации районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Механизмы реализации разработаны с учетом последних рекомендаций Банка по реализации проектов в рамках существующей государственной структуры в целях усиления странового потенциала, избежания конфликтов и аккумулирования навыков.


Выводы исследования «Инвестиции в целях повышения эффективности энергопотребления в жилых зданиях в странах бывшего СССР», проведенного Банком в 1997 г., однозначно указывают на наличие технических возможностей для повышения эффективности энергопотребления в зданиях и получения сопутствующих финансовых и экономических выгод. Банк профинансировал ряд проектов по повышению эффективности энергопотребления во многих странах мира, в том числе Китае, Литве, Сербии, Украине и др.

Различные исследования, в том числе доклад “Как справиться с холодом”, показывают, что загрязнение воздуха, особенно воздуха в помещениях в результате сжигания угля или дров в печах жилых домов, становится все более актуальным для экологии и общественного здоровья. В проведенных исследованиях была установлена возможная взаимосвязь между использованием топливной древесины и других грязных видов топлива и возникновением респираторных заболеваний, особенно у детей младшего возраста и пожилых людей. Поскольку малообеспеченное население с большей вероятностью будет использовать дрова и уголь для отопления домов, эта категория населения соответственно в большей степени подвержена воздействию твердых частиц. В населенных пунктах, где в большинстве индивидуальных жилых домов имеется печное отопление, жители самостоятельно заготавливают дрова и вырубают деревья, что может являться серьезной экологической проблемой, равно как и утилизация золы.



9. Меры обеспечения безопасности (включая консультации с общественностью)


Меры обеспечения безопасности, обязательные для применения

Yes

No

Экологическая оценка (OP/BP/GP 4.01)

[x ]

[ ]

Естественная среда обитания (OP/BP 4.04)

[ ]

[ ]

Борьба с с/х вредителями (OP 4.09)

[ ]

[ ]


Культурное наследие (OPN 11.03, в стадии пересмотра как OP 4.11)

[ ]

[ ]

Вынужденное переселение (OP/BP 4.12)

[ ]

[ ]

Коренные народности (OD 4.20, в стадии пересмотра как OP 4.10)

[ ]

[ ]

Лесное хозяйство (OP/BP 4.36)

[ ]

[ ]

Безопасность плотин (OP/BP 4.37)


[ ]

[ ]

Проекты в спорных районах (OP/BP/GP 7.60)*

[ ]

[ ]

Проекты в международных водах (OP/BP/GP</</td>