girniy.ru 1 2 ... 22 23
Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ


(социально-психологический аспект)

Издательство «Права Человека» – Проект «Тюремная библиотека»

ББК 67

А 65

Редакционный совет:

Александров Ю. К. (член правления общественной организации «Новый Дом»,

консультант Нью-Йоркского института здравоохранения) – руководитель; Зайцев И.

Н. (генеральный директор издательства «Права человека»); Пономаренко О. И.

(директор программ Нью-Йоркского института здравоохранения); Клименко С. К.

(старший прокурор Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ,

старший советник юстиции, кандидат юридических наук); Полозюк В. Л. (заместитель

начальника Управления по воспитательной работе с осужденными ГУИН МЮ РФ,

полковник вн. сл.); Кудиненко В. А. (кандидат психологических наук, полковник

запаса); Чуб. А. В. (кандидат юридических наук, полковник юстиции); Дебольский

М.Г. (кандидат психологических наук, начальник отдела психологической службы

ГУИН МЮ РФ, полковник вн. сл.)

Издание осуществлено общественной организацией «Новый Дом»

при поддержке Европейской комиссии в рамках

Европейской инициативы в области демократии и прав человека

109028, Москва, Певческий пер., 2/10

Только для бесплатного распространения.

Рецензенты:

А.В.Гаврилин, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПСН,

заведующий кафедрой педагогики и психологии Владимирского областного института

усовершенствования учителей;

С.Х.Шамсунов, заместитель начальника ГУИН Минюста России, генерал-майор

внутренней службы.

Андреев Н.А., Морозов В.М., Ковалев О.Г., Дебольский М.Г., Морозов А.М.

Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ

(социально-психологический аспект): Учеб. пособие. – М.: «Права человека», 2001.


– 182 с.

В данном учебном пособии на примере земли Северный Рейн-Вестфалия раскрывается

система исполнения уголовных наказаний в ФРГ. Основное внимание уделено

организации социальной и психологической работы с осужденными.

Предназначено для курсантов и слушателей учебных заведений Министерства юстиции

Российской Федерации. Может представлять интерес для преподавателей, научных

сотрудников, адъюнктов и соискателей, а также для практических работников УИС.

ISBN 5-7712-0191-Х


© Художественное оформление, издательство «Права человека», 2001

оглавление

Введение 4

Глава 1. Особенности исполнения уголовных наказаний в ФРГ

(на примере земли Северный Рейн-Вестфалия) 8

Глава 2. Организация социальной работы

с правонарушителями 22

Глава 3. Организация деятельности психологической службы 54

Заключение 72

Описание материалов, представленных в приложениях 73

Приложения 75

Библиографический список 179


ВВЕДЕНИЕ

Проблема наказания людей, нарушающих закон, волнует человечество с давних пор.

Система исполнения уголовных наказаний в России находится в стадии

реформирования. На наш взгляд, проводимая реформа должна качественно изменить

сами подходы к исполнению наказаний. Система исполнения уголовных наказаний

должна стать более открытой, менее формализованной, а главное – ориентированной

на решение основной задачи: исправление осужденных и полноценное их включение в

жизнь общества после отбытия наказания. Любой положительный опыт обращения с

осужденными следует внедрять в практику работы в настоящее время, а не тогда,

когда уже сложится определенная пост­реформенная ситуация в исполнении

наказания.

Однако в условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного


претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость

для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы

внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и

социальную сущность человека, уходят на второй план. Этот факт подтверждается

многочисленными исследованиями как зарубежных, так и отечественных ученых.

Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы

которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им

следовать, так как у него затруднена социальная адаптация. Именно поэтому на

первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается

проблема ресоциализации осужденных. Хотя эта проблема и нашла определенное

освещение в научных публикациях Ю.М. Антоняна, Ю.А. Алферова, В.И. Дробышева,

А.И Зубкова, С.А. Лузгина, А.В. Пищелко, В.М. Позднякова, М.П. Стуровой, В.Е.

Южанина и других авторов, но ей еще не уделялось должного внимания. Это

произошло, во-первых, потому, что нет единства в трактовке понятия

«ресоциализация», во-вторых, представления о ресоциализации правонарушителей в

местах лишения свободы оказались как бы встроенными в систему привычных оценок,

посредством которых традиционно характеризуются сущность и содержание

деятельности по исправлению преступников.

В то же время включение бывшего осужденного после его освобождения в обычные

условия жизни общества является единственным вариантом определения эффективности

работы учреждений, исполняющих наказания, позволяющим точно определить значимую

общественную направленность их деятельности. Под ресоциализацией осужденных

следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс

психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и

организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного

способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия

жизни общества.

Таким образом, ресоциализация определяет основные направления деятельности

исправительных учреждений. Она предполагает усвоение элементарных норм,

ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы быть включенными в

жизнь общества. Это поможет осужденному на первых порах более или менее успешно

справляться с необходимым количеством ролей в обычных условиях жизни общества, а

в перспективе будет служить основной базой для восстановления соответствующего

объема функций нормального члена общества. В то же время она предъявляет

конкретные требования к условиям отбывания наказаний. Они должны быть

достаточными, по крайней мере, для того, чтобы осужденный не утрачивал умений и

навыков поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества. Учет этого

требования позволяет преодолеть существенный недостаток в идеологии воспитания,

которая на протяжении многих лет мирилась с существующими в местах лишения

свободы условиями, затрудняющими эффективную организацию педагогического

процесса.

Для объективного научного освещения характера процесса ресоциализации следует

определить его задачи. К ним могут быть отнесены: повышение общеобразовательного

уровня осужденных, профессиональное обучение либо повышение производственной

квалификации, охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в

учреждениях, нейтрализация негативных социально-психологических явлений,

свойственных концентрированной среде правонарушителей, избыточного привыкания к


условиям изоляции от общества, обеспечение возможности и оказание помощи в

установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению.

Это лишь приблизительный перечень задач, объем которого на самом деле более

значителен. Он включает в себя также задачи формирования у осужденных знания

требований, предъявляемых к членам общества, осознания изменения социальной

установки, тренировку правопослушного поведения в условиях обычного общежития,

выявление несформированных (неразвитых) способностей и т.д. К числу задач

процесса ресоциализации следует отнести и осуществление лечебной деятельности,

оказание психологической и социальной помощи осужденным в период их пребывания в

учреждениях, исполняющих наказания.

В настоящее время в России насчитывается более 730 исправительных колоний, 63

воспитательные колонии для содержания несовершеннолетних преступников, 178

следственных изоляторов и 13 тюрем. Во всех этих учреждениях содержится свыше

миллиона осужденных и лиц, находящихся под стражей. Россия стоит на одном из

первых мест в мире в расчете на 100 тысяч человек населения по количеству лиц,

находящихся в местах заключения. Вместе с тем идея ресоциализации преступников

становится ведущей в коренной перестройке деятельности пенитенциарных

учреждений. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и

законодательные инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие социальные связи,

сняты ограничения в переписке, отменены такие взыскания, как лишение осужденных

свиданий с близкими родственниками. В целях оказания квалифицированной помощи и

для проведения психологической подготовки к жизни на свободе в исправительных

учреждениях введены должности психологов. Однако сложность проблем, стоящих


перед практикой исполнения наказаний, заставляет вести речь не о частных

коррективах в работе уголовно-исполнительной системы, а о формировании новых

подходов, новой идеологии и механизмов правового регулирования.

Законодательные инициативы Минюста России по гуманизации уголовной и

уголовно-исполнительной политики, одобренные Президентом Российской Федерации,

были поддержаны Государственной Думой и Советом Федерации. Реализация

Федерального закона (ФЗ-25 от 9 марта 2001 года) повлечет за собой серьезные

изменения в уголовной и уголовно-исполнительной политике государства.

В соответствии с изменениями, внесенными в УК Российской Федерации, значительно

сократится «население» учреждений УИС. В результате отнесения неосторожных

деяний к преступлениям небольшой и средней тяжести лица, их совершившие, будут

направляться для отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселения.

Это позволит снизить наполняемость исправительных колоний общего режима. Законом

снижены сроки, после фактического отбытия которых осужденный может быть

представлен к условно-досрочному освобождению.

До шести месяцев ограничены сроки содержания под стражей во время рассмотрения

дела в суде.

Страны Европейского содружества, членом которого стала Россия, уже накопили

достаточный опыт ресоциализации преступников, отбывавших наказания в виде

лишения свободы. Несмотря на национальные и другие особенности, их опыт позволит

сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности учреждений,

исполняющих уголовные наказания, учесть свои местные условия и разработать,

возможно, более эффективную российскую систему ресоциализации лиц, преступивших

закон и находящихся в местах лишения свободы.

Российская Федерация не может существовать вне рамок экономического и

политического сотрудничества со странами Европы. Поэтому естественно, что и в

исполнении уголовных наказаний может быть использован опыт западноевропейских

стран. Одной из них является Германия. Ее система обращения с преступниками по

многим направлениям сходна с российской. Тем более что в 1999 году начала

реализовываться программа Совета Европы «Партнерство на уровне пенитенциарных

систем», в соответствии с которой 2 тюрьмы федеральной земли Северный

Рейн-Вестфалия (ФРГ) стали сотрудничать с двумя учреждениями, исполняющими

наказания, во Владимирской области. Это Владимирская тюрьма строгого режима для

взрослых правонарушителей и Судогодская воспитательная колония для содержания

несовершеннолетних преступников. В уголовно-исполнительных учреждениях ФРГ, так

же как и в российских, основными средствами, способствующими ресоциализации

преступников, являются общеобразовательное и профессиональное обучение и

производительный труд. В то же время существуют значительные различия не только

в содержании осужденных, но и в решении других проблем, среди которых особое

место занимает социальная работа с осужденными, требующая тщательного изучения.

Авторы пособия имели возможность детально изучить организацию социальной и

психологической работы в тюрьмах ФРГ: германской стороной был проведен

специальный семинар, посвященный этой теме. Данное учебное пособие знакомит с

системой, структурой, другими особенностями содержания осужденных в тюрьмах ФРГ,

дает представление об организации социальной и психологической работы с ними.

Глава1

Особенности исполнениЯ

уголовных наказаний в ФРГ

(на примере земли Северный Рейн-Вестфалия)


Федеративная Республика Германия состоит из 16 административно-территориальных

единиц – федеральных земель, каждая из которых имеет свой парламент и свое

правительство. Это позволяет учитывать местные особенности, конкретизировать

федеральные и принимать собственные законы по различным сферам жизни.

Исполнение уголовных наказаний находится в компетенции Министерства юстиции ФРГ

и регламентируется Федеральным законом, вступившим в силу с 1 января 1977 г.

Перед учреждениями, исполняющими наказания, законодатель поставил главную

задачу, состоящую в такой организации исполнения наказаний, при которой

осужденный после освобождения был бы способен нести социальную ответственность

за свое поведение и жить в обществе, не нарушая законов. Для сотрудников тюрем

не имеет значения решение суда о том, что и каким образом совершил осужденный,

срок его наказания, компенсация нанесенного ущерба и т.д. Наиглавнейшая задача

системы исполнения наказаний – помочь осужденному жить в дружбе с законом после

освобождения. Иными словами – его ресоциализация. Данной идее посвящены

практически все статьи Уголовно-исполнительного кодекса. Несмотря на то, что

закон об исполнении уголовных наказаний един для всех земель ФРГ, условия для

его реализации в каждой федеральной земле различны. Одной из земель, добившейся

наибольших успехов в деле ресоциализации осужденных к лишению свободы, является

земля Северный Рейн-Вестфалия. Здесь проживают около 18% населения всей

Германии.

Структура уголовно-исполнительной системы земли Северный Рейн-Вестфалия. В

Министерстве юстиции земли создан отдел исполнения уголовных наказаний,

начальник которого подчиняется непосредственно министру. Вместе с техническим

персоналом отдел насчитывает 15–20 сотрудников. Начальник отдела имеет двух



следующая страница >>