girniy.ru 1 2 3 4
Программа «Мордовское музыкальное искусство в общеобразовательной школе: региональный компонент» (1-8 классы) (для реализации регионального компонента содержания музыкального образования на уроках музыки в школах Мордовии)



(Автор – Карпушина Л.П., Саранск, 2004)


В настоящее время перед всеми педагогами, в том числе и учителями музыки, встает вопрос: как обеспечить этнокультурное образование подрастающего поколения в поликультурной среде, приобщить учащихся к родному искусству, познакомить с культурой народов, населяющих республику. В современной социокультурной ситуации школа со смешанным контингентом учащихся, где дети русской национальности составляют большинство, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, проживающих в Мордовии. При решении этого вопроса русские дети получают возможность не только изучить свое музыкальное искусство, но и познакомиться с региональной и мордовской музыкальной культурой, расширить свой кругозор, проникнуться уважением к мордовскому народу и его музыке.

Приобщение детей мордовской национальности к родному искусству позволит им усвоить нравственные и эстетические идеалы своего народа, повысит их национальное самосознание, будет способствовать сохранению и развитию национальных музыкальных традиций.

В связи с этим цель музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства в общеобразовательных школах республики Мордовия трактуется так: познакомить детей с мордовским музыкальным искусством, формировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, консолидации всех народов республики.

Среди задач, конкретизирующих цель музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства, можно отметить следующие:

- формировать гражданственность на основе изучения региональной музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций региона;

  • воспитать эстетико-«родственное» отношение к России и своей «малой» Родине - Мордовии, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;


  • воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих республику, выделить то, что объединяет их и стремиться на этой основе к консолидации народов;

  • обеспечить условия для этнической идентификации представителей мордовской национальности на основе национальных традиций;

  • расширить общий и музыкальный кругозор школьников на фоне нового информативного потока;

  • познакомить с различными жанрами мордовской народной музыки, а также историей, бытом, традициями мордвы;

  • познакомить с творчеством профессиональных и самодеятельных композиторов Мордовии;

  • познакомить с известными мордовскими исполнителями (солистами, ансамблем, оркестрами);

  • сформировать навыки интонирования мордовских песен, навыки исполнения национальных танцевальных движений, игры на национальных музыкальных инструментах;

  • развить способность к интонационно-стилевому анализу, направленному на выявление черт национального своеобразия народного и профессионального музыкального искусства.

Школы республики должны превратиться в «Школу общения этносов», где есть все условия для освоения своих национальных традиций и где в то же время создается среда для благоприятного межэтнического общения, которое реализуется благодаря национально-региональному компоненту предметов базисного плана.

Таким образом, музыкальное образование в общеобразовательных школах республики представляет собой поликультурное образование, и коротко его основные идеи можно сформулировать так:

  1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.

  2. Уважай другие народы, другую культуру.

  3. Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурной жизнью республики.

Большое внимание в программе уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к «большой» и «малой» Родине, России и Мордовии, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. На уроках делается акцент на формирование чувства патриотизма как чувства, включающего в себя любовь к Родине, желание трудиться на ее благо, желание укреплять и прославлять свою Отчизну. Важность патриотического воспитания на уроках музыки объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся содержания музыкальных произведений мордовского музыкального искусства. Эмоциональное подкрепление восприятия сложных философских понятий – Родина, Отечество способствует более действенному формированию патриотических качеств личности. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России и Мордовии. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Мордовия, Россия.


Как отмечал Б.М.Лихачев, «любить свою Родину, свое Отечество – это, значит, гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей… В школах каждой республики, каждой области России надо знакомить детей с тем, что могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области …культуры, науки, искусства». Поэтому необходимо постепенно накапливать понятия о Мордовии, о ее достопримечательностях, о ее знаменитых людях, внесших вклад в становление музыкальной культуры в республике, о музыкальных ценностях, которые составляют основу музыкального искусства региона; о нерушимом союзе Мордовии и России, о народах, населяющих республику и страну в целом, об их добрососедских отношениях.

Знакомя детей с мордовскими народными песнями о природе, с песнями композиторов Мордовии о родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края. Знакомство учащихся с биографиями мордовских композиторов, исполнителей позволяют понять им, что все известные наши земляки неустанно трудились и трудятся на благо нашей республики, стремятся к ее процветанию. Показывая взаимосвязь русского, мордовского музыкального искусства, искусства народов, населяющих республику, учитель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур. Демонстрируя близость мордовской музыкальной культуры культуре народов финно-угорской группы, педагог должен отметить значимость мордовского музыкального искусства в аспекте мировой культуры.

Реализации намеченных целей, задач и заявленных положений будет способствовать определение регионального компонента содержания музыкального образования в школах республики.

Источниками регионального компонента содержания музыкального образования будут:

  • народное музыкальное искусство национальностей, составляющих в республике большинство (русская и мордовская музыкальная культура), при эпизодическом включении в урок произведений других этнических культур, чьи представители обучаются в классе;


  • мордовское профессиональное искусство, отмеченное проявлением яркого национально-своеобразного музыкального языка, основанного на традициях мордовского народопесенного мелоса;

  • произведения композиторов Мордовии, отражающих современные тенденции развития мордовского музыкального искусства и расширяющих музыкальный кругозор учащихся.

Определяя критерии отбора произведений мордовского музыкального искусства, необходимо отметить, что в основе должна лежать такая система, которая смогла бы обеспечить реализацию как общих задач музыкального образования учащихся, расширить их общий и музыкальный кругозор, сформировать интерес к мордовской культуре, так и показать национальное своеобразие мордовского музыкального искусства. Среди данных критериев мы можем выделить:

  1. Увлекательность музыкального репертуара.

  2. Доступность как в интонационно-ладовом, ритмическом отношении, так и в области возможностей детского голосового аппарата.

  3. Педагогическая целесообразность.

  4. Ценностный подход к произведению. Этот критерий исходит из необходимости социализации личности средствами национального музыкального искусства. В связи с этим предлагаемые учащимися произведения должны нести нравственные и эстетические идеалы русского и мордовского народов, при этом выделяется их общность и национальное своеобразие.
  5. Национальное своеобразие музыкального материала в области музыкального языка. Так, для мордовского песенного мелоса характерны: лад с типичными структурами типа м.3+б.2, б.2+м.3, м.3+б.2+б.2, б.2+м.3+б.2 и др., интонационно-попевочный словарь (попевки с нисходящим движением по звукам ангиметонного трихорда типа «соль-ми-ре», «ми-соль-ля» и др.), временная ритмика, типы национального многоголосия (гетерофония, диафония, двух- и трехголосная полифония (по Н.И. Бояркину)), специфические тембровые особенности, проявляющиеся в ярком, напряженном звучании, жанровое своеобразие.


  6. «Парность» при изучении жанров народной песни (русская колядка и мордовская «калядонь морот» и т.п.)

  7. Опора при отборе содержания музыкального образования на наиболее известные, полюбившиеся мордовские народные песни («Умарина», «Вирь чиресэ» и др.), а также на наиболее ценные, высокохудожественные, получившие известность и проверенные временем произведения композиторов Мордовии.

Для детей младшего школьного возраста репертуар для интонирования должен состоять, в первую очередь, из произведений детского фольклора, который включает в себя: а) произведения, предназначенные для детей, – пестушки, потешки, прибаутки, песенки из сказок, колыбельные; б) произведения, перешедшие из «взрослого» фольклора в детский, – колядки, заклички весны, дождя, птиц, вербные песни, масленичные песни-диалоги с птицами; в) произведения, представляющие собственно детское творчество, – дразнилки, загадки. В репертуар учащихся можно также включать и мордовские хороводные, игровые, плясовые, шуточные песни, доступные для восприятия и интонирования.

В средних и старших классах в процесс интонирования включаются плясовые, лирические, семейно-обрядовые, хороводные и календарно-обрядовые песни мордовского народа более сложного плана.

Для слушания также предлагаются наиболее интересные и высокохудожественные произведения композиторов Мордовии, при этом стоит ориентироваться на те образцы, в которых проявляется яркое национальное начало: произведения, построенные либо на цитировании мордовских народных песен или наигрышей, либо написанные в народном духе, либо рассказывающие о традициях, истории, быте мордовского народа (М. Душкий «Мордовская сюита», Г.И. Сураев-Королев «Фантазия на темы мордовских народных песен», «Струнный квартет № 2», Л.П. Кирюков «Мордовский танец», Л.И. Воинов «Концерт для балалайки с оркестром № 1», М.И. Волков Цикл пьес «Времена года», Н.И. Бояркин Цикл фортепианных пьес для детей).

В младших классах детям предлагаются небольшие по объему, яркие по образцу, интересные пьесы, такие, как: «Наигрыш» Е. Лысенковой, «Веселое настроение» Н.В. Кошелевой, «Веселая горка» М.И. Волкова, «Пастух играет на нюди» Н.И.Бояркина и др.


В средних и старших классах диапазон включаемых в урок произведений мордовского профессионального музыкального творчества расширяется: здесь увеличивается и список имен, и более разнообразен репертуар: фрагменты из музыки к драме «Литова» и оперы «Несмеян и Ламзурь» Л.П. Кирюкова, фрагменты из балета «Алена Арзамасская» Н.В.Кошелевой и др.

Принципы включения мордовского музыкального материала в обучение школьников:


  1. Постоянность и последовательность включения произведений мордовского музыкального искусства в уроки музыки.

  2. Постепенность в постижении фольклорного материала.

  3. Принцип контрастного сопоставления репертуара.

Как показал анализ программ, основанных на использовании музыкального фольклора, наиболее целесообразно посвятить 1-2 урока в четверть таким календарно-обрядовым праздникам, как Коляда («Роштувань куд» (морд.)), Масленица, Закликание весны, Семик (Троица) и др. Нужно отметить, что древние языческие источники этих праздников как у славянских народов, так и у мордвы почти одинаковы, есть лишь небольшие различия по форме проведения этих обрядовых действ. Поэтому будет верно и интересно рассмотреть обряд колядования, и исполнить как русские, так и мордовские колядки. Также стоит знакомить с различными жанрами народной музыки: колыбельными, плясовыми, лирическими, свадебными и т.п. Высокохудожественные образцы данных жанров имеются как у мордовского, русского народов, так и у других этносов, населяющих республику.

Такой подход, когда постоянно идет сопоставление и сравнение музыкальных культур разных народов и выявление в них общего и национально-своеобразного, отвечает ведущему методу освоения музыкального искусства, выдвинутого еще Б.В. Асафьевым, – «тождества и контраста».

4. Углубленное изучение творчества отдельных композиторов. Часть уроков музыки можно посвятить детальному рассмотрению творчества выдающихся мордовских композиторов: Л.П. Кирюкова, Л.И. Воинова, Г.И. Сураева-Королева, Г.Г. Вдовина, Н.В. Кошелевой, Н.И.Бояркина и др.


Содержание регионального компонента может быть реализовано:


  • на двух уроках музыки каждой четверти;

  • на части каждого урока музыки;

  • на втором часу при двух часах в неделю, отводящихся на уроки музыки.

Таким образом, общеобразовательная школа может стать микроцентром пропаганды культур различных народов, населяющих республику, школой межэтнического общения, что в результате приведет к сохранению и развитию региональных и национальных культурных традиций и добрососедских отношений между народами.


1 класс

I четверть


Моя родина – Россия и Мордовия


Наша Родина – Россия и Мордовия. Родина – это дом, в котором живешь, город или село, где родился и вырос, и Мордовия, наша Республика, и Россия – наша страна, и планета Земля, на которой мы живем. Гимн России. Гимн Мордовии. Автор гимна – мордовский композитор Н.В.Кошелева.

Репертуар:

Кошелева Н.В., ст. Кинякина С. Гимн Мордовии // ФХ – слушание.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Громыхина А. В солнечной Мордовии // ЦПСМ. С. 16 – пение.

Вдовин Г.Г. Родная сторона //ММФШ. С.28 – слушание.

Левженская плясовая. Обр. В.Белоклокова // ММНШ. С. 226; ФХ – слушание.


Любимые песни мордовского народа


Мордовское народное музыкальное искусство – сокровищница души и таланта мордовского народа, отражение его мировоззрения и характера. Хороводные песни (Кужонь морот). Национальные танцевальные движения («покачивание рук вдоль туловища», «приподнятие плеча»). Мордовские инструменты (шавома (м), чавома (э) I вида; пайгонят (м), баягинеть (э) (колокольчики)). Известная исполнительница мордовских народных песен Нина Спиркина (род. 1961) – заслуженная артистка МАССР, с 1979 года – солистка мордовской государственной филармонии, солистка фольклорного ансамбля «Келу».

Репертуар:


(м) Луганяса келуня (На лугу березка) // МНП. С. 44, ФХ – пение и слушание.

(э) Пек вадря! (Очень хорошо!) Исп. дет.группа «Пек вадря» // ФХ – слушание.

Луганяса келуня // СПММБ. С. 13. – слушание.

Бояркин Н.И. Кужонь моро. Хороводная // ПРФМК. Ч. 1. с. 10 – слушание.


II четверть

Композиторы Мордовии – детям


Н.В.Кошелева (род. 1952) – для детей. Цикл фортепианных пьес «Вирень ёфкс. Лесная сказка. Вирень ёвкс».

С. Терханов (род. 1954) – для детей. Детские песни (более 100), музыка к кукольным спектаклям.

Е.Кузина (род. 1963) – для детей. Цикл фортепианных миниатюр для детей «Наш день» (1982), музыка к сказке «Жил-был зайка» (1997).

Репертуар:

Терханов С., ст. Лейтеса У. Песенка первоклассницы // ММНШ. С. 16 – пение.

Терханов С., Ст. Садулина Е. Танец маленьких утят // ММФШ. С. 24 – пение.

Кошелева Н.В. Кепотьф мяль. Веселое настроение. Паро ёжо // ЛС. С. 7 – слушание.

Кузина Е., ст. Лунича Д. Если смеются дети // ФХ – слушание.


Путешествие в Фольклорию


Игровые и плясовые («частые») песни мордовского народа как отражение его веселого, жизнерадостного характера. Персонажи детских песен. Мордовский народный инструмент шавома (м), чавома (э) II вида. Национальные танцевальные движения («веретенце», «зеркальце»).

Репертуар:

(э) Раужо баран (Черный баран) // ММНШ. С. 134 – пение.

(э) Авкай, молян, мон вирев (Матушка, в лес пойду) // МНП. С. 59; ФХ – слушание.

Терханов С., Ст. Садулина Е. Петя-петушок // ММФШ. С. 76 – пение.

Кошелева Н.В. Кштима мора. Плясовая. Киштема мора // ЛС. С. 8 – слушание.

Волков Ш.И. Веселая горка // ДПКМ. С. 20 – слушание.


III четверть

Путешествие по Мордовии

Народные праздники. Масленица. Этнографические условия исполнения масленичных песен мордовского народа, особенности их интонирования и музыкального сопровождения. Национальные танцевальные движения («покачивание поднятых над головой полусогнутых рук», притоп).


Репертуар:

(м) Нармоннят, нармоннят (Птички, птички) // ММНШ. С. 68 – пение.

(э) Мастянь чи, паро чи (Масленичный день, хороший день) // ПНМИ. Т.З. с. 85 – пение.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Громыхина А. Почему? // ЦПСМ. С. 18 – пение.

Бояркин Н.И. Сельский праздник // ПРФШК. Ч. 2. с. 11 – слушание.

Кирюков Л.П. Хороводная пляска // ДПКМ. С. 3 – слушание.


Известные мордовские исполнители


Мордовские сказительницы – Е.Кривошеева, Ф.Беззубова, Е.Денисова, П.Родькина, С.Люлякина.

С.Люлякина (1922-1993) – известная мордовская сказительница и исполнительница мордовских песен и сказок, поэтесса.

Мордовский детский музыкальный фольклор, его жанры. Потешки, прибаутки.

Репертуар.

(э) Нумолнэ (Зайчик). Исполняет С.Люлякина // ФХ – слушание.

Загадки. Исполняет С.Люлякина // ФХ – слушание.

Петушок. Исполняет С.Люлякина // ФХ – слушание.

(м) Вай, катоня, катоня (Ой, кошечка, кошечка) // пение.

Бояркин Н.И., ст. Маршака С. Шалтай-болтай // ШГЧ. С. 66 – пение.

Кошелева Н.В. Нюрямонь мора. Колыбельная. Мацтема моро // ЛС. С. 12 – слушание.

IV четверть

Природа – наш дом


Природа – наш дом, ее нужно беречь, любить, знать; нужно быть ее другом, ее защитником. Бережное отношение к природе нашего края. Леса Мордовии. Воспевания природы в мордовских народных песнях. Исполнение на детских свистульках (кевень тутушка (э)), шпульке.

Репертуар:

(м) Луганяса келуня (На лугу березка) // МНП. С. 44; ФХ – пение и слушание.

(э) Туйтя, туйтя, пиземне (Иди, иди, дождик) // ПНМИ. Т.З. с. 115 – пение.

Бояркин Н.И. Луганяса келуня // ПРФМК. Ч.1. с. 21 – слушание.

Бояркин Н.И. Пизем сеерема (Закличка дождя) // ПРФМК. Ч.1. с. 11 – слушание.



Путешествие в театр


Знакомство с Республиканским кукольным театром. Создан в 1938 году. Выпустил около 300 спектаклей, имеет 7 специальных дипломов. Музыка в театре кукол. Музыка к спектаклю А.Сперанского «Необыкновенное состязание» и спектаклю «Как тебя зовут?». Г.И. Сураев-Королев (1922-2000) – детям.

Репертуар:

Сураев-Королев Г.И., ст. Манчева П., пер. с болгар. В. Вишняка. Песенка Мурзика из музыки к спектаклю кукол «Как тебя зовут?» // ШГЧ. С. 71 – пение.

Кошелева Н.В. Сеельсь пеняцяй. Еж жалуется. Сеелесь пеняци. Из музыки к спектаклю кукол «Необыкновенное состязание» // ЛС. С. 12 – слушание.

Терханов С., ст. Терханова С. Вот закончен первый класс // ММФШ. С. 88 – пение.


2 класс

I четверть

Моя Родина – Россия и Мордовия


Родина – это наш край. Гимн, флаг, герб Мордовии. Родина – это наша земля, которая кормит и поит. Земля-кормилица. Отношение мордовского народа к Родине и земле-кормилице. Г.Г.Сураев-Королев (род. 1952) – детям: «Забавные пьески» (1998), циклы для детского хора и солистов «В солнечной Мордовии» (1991), «Летающий котенок» (1992), «Огоньки» (1994).

Репертуар:

Кошелева Н.В., ст. Кинякина С. Гимн Мордовии // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В., ст. Норкина А. Полянка // УМП. С. 90 – слушание.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Громыхина А. В солнечной Мордовии // ЦПСМ. С. 16 – пение.

Сураев-Королев Г.Г. Вечерние грезы. Из фортепианного цикла «забавные пьески» // ММФШ. С. 260 – слушание.

Бояркин Н.И. Вечкема мастор (Родные просторы) // ПРФМК. Ч. 1. с. 18 – слушание.

Любимые песни мордовского народа

Мордовские народные плясовые и хороводные песни. Черты национального характера, отраженные в плясовых песнях: веселость, оптимизм, жизнерадостность. Высокий уровень песенного и танцевального творчества мордовского народа. Национальные танцевальные движения («полочка», «потирание рук», «выставление ноги на пятку», «качалочка»). Использование народных инструментов для сопровождения плясок: кальдердема (э), калдоргофнема (м) (трещетка); куцюфт (м), пенчт (э) (ложки).


Репертуар:

(э) Кавто цёрат тикше ледить (Два парня сено косят) // ММНШ. С. 212; ФХ – пение и слушание.

Путушкин А. Мордовский танец // СПММБ. С. 55 – слушание.

Тебя ищет батюшка // СПММБ. С. 5 – слушание.

Полибин С. Мокшанские вихлявицы // ММФШ. С. 220 – слушание.


II четверть

Композиторы Мордовии – детям


Н.И.Бояркин (род. 1947) – известный мордовский фольклорист и композитор. Цикл фортепианных пьес для детей. Близость композитора к мордовскому музыкальному народному творчеству.

Г.Г. Сураев-Королев (род. 1952) – детям.

Репертуар:

Бояркин Н.И., ст. Маршака С. Птицы в пироге // ШГЧ. С. 64 – пение.

Бояркин Н.И. Овтонь свадьбань киштема (Пляска медведя на свадьбе) // ПРФМК. С. 14 – слушание.

Сураев-Королев Г.Г. Эхо над лугом. Из фортепианного цикла «Забавные пьески» // ММФШ. С. 72 – слушание.

Сураев-Королев Г.Г. Языческий танец // ММФШ. С. 170 – слушание.


Путешествие в Фольклорию


Народные праздники. Праздник «Роштувань куд» (Рождественский дом). Колядки – величально-поздравительные песни. Этнографические условия исполнения, особенности интонирования и музыкального сопровождения. Использование для сопровождения песен предметов домашней утвари.

Репертуар:

(э) Каляда! Каляда! // ПМНМИ. Т.З. с. 61 – пение.

(м) Ай, каляда, каляда! // ПМНМИ. Т. 1. с. 26 – пение.

(м) Ой, каляда! // ФХ – слушание.

(э) Каляда! // ФХ – слушание.

Бояркин Н.И. Роштува кудонь тейтерть (Девушки рождественского дома) // ПРФМК. Ч.1. С. 19 – слушание.

Сураев-Королев Г.Г. Рожденственский дом (мини-сюита) // ММФШ. С. 50 – слушание.


III четверть

Путешествие по Мордовии

Путешествие в село Анаево Зубово-Полянского района (бывшее село Пичевка Анаевской волости Тамбовской губернии), на родину Л.П.Кирюкова (1885-1965), основоположника мордовского профессионального искусства. Любовь композитора к мордовской народной музыке. Собирание мордовских народных песен. Обработки народных песен (более 500), цикл фортепианных миниатюр, песни и хоры (свыше 100). Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова.


Репертуар:

Кирюков Л.П., ст. Атянина Ф. Тютю-балю // ММНШ. С. 231 – слушание.

Кирюков Л.П. Праздник в Пимбуре // ДПКМ. С. 5, ФХ – слушание.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Громыхина А. Солнечные зайчики // ММНШ. С. 11 – пение.

Кирюков Л.П. Мордовский танец // СПММБ. С. 25 – слушание.


Известные исполнители Мордовии


Известные исполнительницы мордовских народных песен: М.Антонова, А.Куликова, Н.Маркова.

М.Н. Антонова (род. 1926) – народная артистка РСФСР, МАССР, в 1948-55 гг. – солистка ансамбля «Умарина», 1955-93 гг. – Мордовской Государственной филармонии.

Куликова А.Н. (род. 1943) – народная артистка РСФСР и РМ, заслуженная артистка РСФСР и МАССР, в 1962-80 гг. – солистка Государственного ансамбля «Умарина». Исполняет мордовские и русские народные песни, песни композиторов Мордовии.

Маркова Н.В. (род. 1957) – заслуженная артистка МАССР и РФ, в 1977-87гг. – солистка Государственного ансамбля песни и танца «Умарина», с 1988 г. – солистка Мордовской Государственной филармонии. В репертуаре русские и мордовские народные песни, произведения мордовских композиторов.

Лирические песни мордовского народа. Их напевность, широта, красота. Отражение души мордовского народа в песнях. Национальные черты характера: поэтичность, сдержанность.

Репертуар:

(э)Умарина (Яблонька). Исп. М.Антонова // ФХ – слушание.

(э)Умарина //ММФШ, С. 8 – пение.

Ой, луг, луг // СПММБ. С. 3 – слушание.

Бояркин Н.И. Умарина (Яблонька) // ПРФМК. Ч.1. с. 26 – слушание.


IV четверть

Природа – наш дом

Воспевание природы, ее красоты в мордовских народных песнях. Формирование чувства ответственности за ее состояние. Весна как символ возрождения и обновления жизни. Мордовские народные песни весеннего периода; условия их бытования и особенности интонирования. Мордовские музыкальные инструменты (кальцаемат (э), кальхциямат (м), срафтома пелькс, пайге (м), баяга (э)).


Репертуар:

Вдовин Г.Г. Весна в Мордовии // ММНШ. С. 90 – пение.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Дорофеева З. Весна // ШГЧ. С. 58 – пение (на выбор).

(э) Позяра! // ФХ – слушание.

Яблоня // СПММБ. С. 17 – слушание.

Волков М.И. Летят утки // ПРФМК. Ч.1. с. 28 – слушание.


Путешествие в театр


Государственный музыкальный театр им.И.М.Яушева (создан в 1935 г. как Государственный русский театр музыкальной комедии), в 1937-41 и 1943-48 – Республиканский театр оперы и балета. В 1959 г. – музыкально-драматический театр. В 1969 г. – Театр драмы и музыкальной комедии, в 1992 г. – Государственный музыкальный театр РМ, в 1994 г. – имени И.М.Яушева. Музыка Н.В.Кошелевой к музыкальному спектаклю по пьесе А.Ежова и Н.Голенкова «Серебряное озеро».

Репертуар:

Кошелева Н.В. Стирень кштимат. Хоровод подружек. Киштемат – морсемат // ЛС. С. 15 – слушание.

Кошелева Н.В. Ялгань кштимат. Танец поезжан. Ялгань киштемат //ЛС.С.13.

Муз и ст. Терханова С. Про кошечку Мурку и зарядку // ММНШ. С. 140 – пение.


3 класс

I четверть

Моя Родина – Россия и Мордовия


Моя Родина. Гимн России и Мордовии. Памятник единению России и Мордовии. Дружба русского и мордовского народов. Г.И. Сураев-Королев (1922-2000) – известный мордовский композитор.

Репертуар:

Кошелева Н.В., ст. Кинякина С. Гимн Мордовии // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В., ст. Трошкина М. Моя Мордовия //ММФШ. С. 92 – пение.

Вдовин Г.Г., ст. Талаевского А. Родина // ШГЧ. С. 8 – пение.

Сураев-Королев Г.И. Плечом к плечу с Россией // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Зарисовки (№4) // ПРФМК. Ч.1. с. 66 – слушание.


Любимые песни мордовского народа

Мордовские народные шуточные песни как отражение национальных черт характера мордвы: склонность к шутке, веселью. Обработки народных песен. Национальные танцевальные движения («елочка») с притопом в конце хода, «ход с подскоком». Мордовский народный инструмент байдяма (м), люляма (э). Исполнительница мордовских народных песен Анна Атласова (род. 1962); заслуженная артистка РМ, с 1979 г. – солистка ансамбля «Келу».


Репертуар.

(э) Косо, косо да Утяша? // ММНШ с. – пение.

Где, где Утяша? // СПММБ. С. 15 – слушание.

Кштема. Обр. А.Путушкина // ФХ – слушание.

Кошелева Н.В. Пидиень-паниень кштима. Танец стряпух. Пидициянь-паницянь киштемат // ЛС. С. 16 – слушание.

Бояркин Н. Офтонь кштимат. Пляски медведя //ММФШ. С. 223 – слушание.


II четверть

Композиторы Мордовии – детям


Г.Г.Вдовин – известный мордовский композитор. Жизнь и творчество мордовского композитора. Г.Г.Вдовин – детям.

Репертуар:

Вдовин Г.Г., ст. Руженцева Е. Троллейбус // ШГЧ. С.54 – пение.

Вдовин Г.Г. Кукла спит // ДПКМ. С. 23 – слушание.

Вдовин Г.Г. Простая песенка // ФМКМ. Ч.1. с. 7 – слушание.

Вдовин Г.Г.Мордовская пляска из вокально-хореографического действа «Тейтерень пия кудо» // ММФШ. С, 110 – слушание.


Путешествие в Фольклорию


Инструментальная музыка мордовского народа. Мордовские народные музыкальные инструменты: нюди (м, э), фам, уфам (м), пувама (э), их характеристика. Мордовские инструменты в пьесах мордовских композиторов.

Репертуар:

Танец медведя (наигрыш) // ФХ – слушание.

Наигрыш на нюди // ФХ – слушание.

Бояркин Н.И. Пастух играет на нюди //ДПКМ. С. 27 – слушание.

Бояркин Н.И. Сельский сторож // ПРФМК. Ч.1. с. 20 – слушание.


III четверть

Путешествие по Мордовии


Путешествие в г.Темников – в гости к Л.И.Воинову (1898-1967). Жизнь и творчество композитора. Оркестр народных инструментов им. Л.И.Воинова. Любовь композитора к мордовскому народному музыкальному творчеству. Исполнитель – виртуоз на балалайке.

Репертуар:

(э) Умарина (Яблонька) // ФХ – слушание.

(э) Косо, косо да Утяша? // ММНШ. С.168 – пение.


Воинов Л.И. Фантазия на две мордовские темы (ф-ты) // ММНШ. С. 168; ФХ – слушание.

Воинов Л.И. Марш на мордовские темы // ФХ; СПМШМБ. С. 39 – слушание.

Сураев-Королев Г.Г. , ст. Ежова А. Песенка для мамы // ММФШ. С. 62 – пение.


Известные мордовские исполнители


Исполнители мордовских народных песен – ансамбли села Ст.Теризморга Старо-Шайговского района; «Эрзянка» с.Чиндяново Дубенского района, с.Левжа Рузаевского района. Аутентичность исполнения. Особенности многоголосного пения мордвы. Тембровая специфика. Ансамбль «Торама».

Репертуар:

(э) Тундонь чись (Весенний день). Исп. «Торама» // ФХ – слушание.

Сураев-Королев Г.Г., ст. Громыхина А. Художница // ЦПСМ. С. 29 – пение.

Какую песню мы споем? // СПММБ. С. 12 – слушание.

Кувака моро // ЛС. С. 9 – слушание.

Вдовин Г.Г. Вариации на две эрзянские народные песни (ф-т) //ММФШ. С. 275 – слушание.


IV четверть

Природа – наш дом


Любовное отношение мордовского народа к природе, животным, растениям. Закликание весны «Тройцань чи» - праздник воспевания весны, красоты природы.

Репертуар:

Терханов С., ст. Орлова В. Весенние молоточки // ММНШ. С. 97 – пение.

Митин Н., ст Мокшина Н. Тундонь моро (Весенняя песня) // НП. С. 13 – пение (на выбор).

(м) Кизоняньке сашендыхть // ФХ – слушание.

Волков М.И. Пробуждение. Из цикла «Времена года» // ПРФМК. Ч.1. С. 26 – слушание.


Путешествие в музыкальный театр

Государственный музыкальный театр им.И.М.Яушева. Музыка Л.П.Кирюкова к драме «Литова» П.Кириллова. Постановки в 1943, 1959, 1969, 1985 гг. Алена, посланница Степана Разина – прообраз Литовы, главной героини музыкальной драмы. Действующие лица: Канева, Сыреська, Варда, Истрая и Ордатя, Васька, Арчилов. Сюжет драмы. Близость музыки Л.П.Кирюкова к мордовскому народному искусству.

Репертуар:

Кирюков Л.П. Хороводная пляска из музыкальной драмы «Литова»// ФХ – слушание.

Кирюков Л.П. Ария Литовы из музыкальной драмы «Литова» //ФХ – слушание.


4 класс

II четверть



следующая страница >>