girniy.ru   1 2 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнивая эпохи правления Эхнатона и Хатшепсут нельзя не видеть нечто, общее в той ситуации, при которой они восходили на трон, и методах удержания власти.

Правителей объединяет проблема легитимности их власти, что заставляет их пристально сосредоточить внимание на внутренних проблемах государства, чтобы не потерять трон. При том, что Египет Хатшепсут и Египет Эхнатона к моменту их воцарения имел различную внешнеполитическую обстановку, и в том и в другом случае требовалось доказать состоятельность власти не силой – на полях сражений, а решением проблем внутри государства.

И Эхнатон, и Хатшепсут ищут поддержки в религии, а в частности, у ее наместников – жрецов. И если Хатшепсут ищет признания путем попытки доказать божественное проведение в ее воцарение, то Эхнатон идет на сознательный конфликт со всей религиозной системой, предлагая своего «единого» бога. И он встречает поддержку, в основном благодаря тому, что в ходе предшествующих завоевательных кампаний, элита тех времен, в которую входило и жречество, была опьянена плодами побед Египетского государства.

Безусловно, революционная направленность в действиях Эхнатона, и исключительно созидательная деятельность Хатшепсут, не позволяют провести прямое сравнение их вклада в религиозную революцию древнего Египта. Каждому из них удалось реализовать свои начинания благодаря тому, что они правильно оценили внутреннюю ситуацию в государстве и смогли воплотить в жизнь намеченное. А главной их общей заслугой можно назвать то, что они не пошли по силовому пути укрепления власти, не разрушали, а строили. И пускай реакционные потомки пытались стереть из истории упоминания о них, до нас, все же, дошли их имена и их вклад в развитие цивилизации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет / Под редакцией Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — 623 с. — 25 000 экз.


  2. Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт./ Автор-составитель В.В. Эрлихман. — Т. 1.

  3. Матье М. Э. Во времена Нефертити. — М., 1965.

  4. Перепёлкин Ю. Я. Переворот Амен-Хотпа IV: В 2 ч. — М., 1967—1984

  5. Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. — М., 1968.

  6. Стучевский И.А. РАМСЕС II и ХЕРИХОР. Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов. Часть 3 М., 1984

  7. И. В. Рак, Египетская мифология. — М: Изд-во Терра, 2004. — 320 с: ил.; 96 ил. 6.

  8. А. Б. Тураев «История Древнего Востока» — Мн.: «Харвест», 2004 г. — 752

  9. Солкин В. В. Эхнатон.// Древний Египет, Энциклопедия. — М., 2005.

  10. Фараон Эхнатон. Программа «Эха Москвы» из цикла «Всё так»

  11. Большаков В. А. Воцарение Хатшепсут: новая версия // Восток (Oriens). 2009. 1. С. 14-21.

  12. Большаков В.А. Дочь Ра Хатшепсут. - М.:РУДН, 2009.

  13. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. Новое царство XVI—XV века. // История искусства Древнего Востока. Том I. Древний Египет. Вып. III. — Л., 1947.
  14. Мертц Б. Древний Египет: Храмы, гробницы, иероглифы. / Пер с англ. — М.: Центрполиграф, 2003.


<< предыдущая страница