girniy.ru 1 2 ... 33 34





УЧЕНИЯ ДЗОГЧЕН

В ТРАДИЦИИ БОН


В изложении Лопона Тендзина Намдака


Учения из ритритов, проводившихся в Австрии,

Англии, Голлагдии и Америки





Его Святейшество Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче является самым старейшим учителем традиции Бон и считается передовым экспертом мира по традиции Бон.

Он стал монахом в возрасте 15 лет, а в 1953 г. был избран на пост Лопона, в том же самом году Ринпоче получил свою степень Геше в монастыре «Менри» в Тибете.

После бегства в Непал в I960 г. Йонгдзин Ринпоче отправился в Лондон и принял участие в работе над «Девятью путями бона», первом научном исследовании традиции Бон на Западе.

В 1964 г. он вернулся в штат Химачал Прадеш, в Северной Индии, и основал поселение Доланджи для людей бон-по в изгнании, и затем основал традиционную школу диалектики для сохранения философской традиции бон-по.

В 1987 г. Йонгдзин Ринпоче основал бонский монастырь Трицен Норбуце в Непале, к западу от Катманду.




Текст представляет собой руководство по практике и не предназначен для широкого распространения.

Пожалуйста обращайтесь с ним вежливо, бережно и не распространяйте его за пределами круга людей, получивших передачу Учения Дзогчен от квалифицированного Учителя.

Печатается по изданию: Вопро Dzogchen Teachings according to Lopon Tendzin Namdak: Dzogchen Teach­ings from the Retreats in Austria, England, Holland, and America


Запись и редакция Ваджранатхи Проект перевода бонских учений

Перевод с английского: Т. Науменко, Ф. Маликова

© Лопон Тендзин Намдак и Джои Мирдхин Рейнольде, 1992 © Т. Науменко, Ф. Маликова, перевод, 2000

Публикуется на правах рукописи. Все права защищены.

Ни при каких обстоя­тельствах данный текст полностью или частично не может быть воспроизведен без разрешения владельцев авторских прав.


УЧЕНИЯ ДЗОГЧЕН В ТРАДИЦИИ БОН в изложении Лопона Тендзина Намдка:

The Ligmincha Institute P. О. Box 1Э92 Charlottesville, Virginia 22903 USA

Phone: (804)977-6161 Fax: (804)977-7020

Web Page: http://www.ligmincha.org

E-mail: ligmincha@aol.com


Предисловие.




В 1991 году Лопон Тендзин Намдак, бонский учитель Дзогчена, дважды побывал на Западе.

Сна­чала он посетил Европу, а потом и Америку, где провел несколько ритритов по медитации и прочи­тал ряд публичных лекций о Боне и Дзогчене.

В марте и апреле Лопон Ринпоче провел ритрит по медитации в Бишофтсхофене, в Австрийских Аль­пах, к югу от Зальцбурга, уделив основное внима­ние практике Дзогчена, а через несколько недель прочитал ряд публичных лекций по Дзогчену в Ве­не, в Центре дригунг-кагью.


Оттуда он отправился в Италию, где провел два ритрита в Риме, а также ненадолго заехал в Меригар, ритритный центр Намкая Норбу Ринпоче в Тоскане.

Затем, прибыв в Англию, Лопон провел десятидневный ритрит в Южном Девоне на западе Англии, в месте, что неподалеку от Тотнеса, а после прочитал несколько публичных лекций в Лондоне.

Потом, приехав в Амстердам, он провел в городе пятиднев­ный ритрит по Дзогчену.

Я присутствовал везде, кроме Италии, и выполнял обязанности помощника, а иногда и переводчика.

В октябре по приглашению Его Святейшества Далай-ламы и Тибетского Дома Лопон Ринпоче прибыл в Нью-Йорк, чтобы принять участие в посвяще­нии Калачакры и других мероприятиях в рамках Года Тибета.

В частности, своим выступлением Лопон открыл вечернюю серию чтений под названием «Природа ума».

Во время ритрита в Девоне Лопон подготовил небольшой док­лад по учениям Бонпо, предназначенный для этих ньюйоркских чтений.

Я пе­ревел его на английский язык и озаглавил «Сжатый смысл объяснения учений Юнг-друнг-Бон»;

Текст был опубликован в виде приложения к моей книге «Вад- жранатха, Юнг-друнг-Бон: Вечная традиция»


Во время своего пребывания в Нью-Йорке Лопон прочитал три лекции, а я снова помогал ему, как и в Европе.

В конце месяца, на выходных, Лопон по приглашению Конвейской Дзогчен - общины провел семинар в колледже Амхерста, в западном Массачусетсе.

В но­ябре я встретился с Лопоном в Сан-Франциско, где, опять же по приглашению Дзогчен - общины, он провел двухдневный семинар по практике гуру-йоги.

От­туда он отправился в Кусбэй, штат Орегон, где на протяжении десяти дней проводил ритрит по учениям Дзогчена.


Эти записи легли в основу приведенных здесь текстов учений, которые Лопон давал в Америке.

Хотя Лопон говорил по-английски, он часто просил меня перевести специальные термины и пояснить другие специ­альные вопросы.

Все это я отметил в своих записях, чтобы сделать материал еще более понятным,

Лопон просил, чтобы после каждой лекции я повторял по своим записям то, что он сказал. Таким образом, тексты, которые входят в эту книгу, - итог нашего сотрудничества.

Однако за все ошибки, которые могут в ней оказаться, отвечаю только я.

Я немного отредактировал записи, добавив кое-где нужные пояснения и фразы, необходимые для связи разных абзацев или тем.

Но стиль устного изложения, характерный для речи Лопона я, как прави­ло, не подвергал литературной обработке, потому что с самого начала это соб­рание учений было задумано не как коммерческое издание, а как пособие для тех, кто практикует Дзогчен.

Я включил в него только те тексты, которые имеют непосредственное от­ношение к учениям Лопона по Дзогчену, или те, в которых воззрению Дзогчена противопоставляются воззрения Сутры и Тантры.

Учения, в которых Лопон бъясняет гуру-йогу, ритуал охранителей, конкретные тантрийские учения.

Например: практику Шанг-Шунг Мэри и др., а также учения Дзогчена из конкретных текстов Шанг - Шунг Ньен Гьюд, можно найти в других изданиях Проекта перевода бонских текстов.


Я начал работу над переводом текстов по бонскому Дзогчену несколько |лет назад в Италии с Геше Тецдзином Вангьялом, а продолжил ее с Лопоном Тендзином Намдаком во время его трех приездов на Запад.

В результате этой работы я организовал Проект перевода бонских учений и Научноисследовательский институт Бонпо, чтобы сделать переводы бонских текстов и книги по традиции Бонпо доступными западным ученикам и практикующим.

До приезда на Запад этих двух ученых бонских лам интерес к традиции Бон поощрял Намкай Норбу Ринпоче, глава Дзогчен-об- шины.

Сам не будучи бонским ламой, Ринпоче много лет интересовался традицией Бонпо, поскольку исследовал исторические корни до буддийской тибетской культуры, которая называлась Бон.

Он также очень стремился обнаружить исторические источни­ки учений Дзогчена, которые имеют две подлинные линии передачи, восходя­щие, по крайней мере, к восьмому веку нашей эры: одна принадлежит традиции Нингмапа, другая — традиции Бон.

Намкай Норбу Ринпоче больше, чем лю­бой другой тибетский учитель, сыграл ключевую роль в передаче учений Дзог­чен на Запад, за что все мы ему глубоко благодарны.


Ныне Институт Лигминча находится в г. Шарлотсвилль, штат Виргиния

Геше Тендзин Вангьял в настоящее время занимается организацией Института Лигминча, который будет располагаться в штате Виргиния, к югу от Ва­шингтона, округ Колумбия.

Ожидается, что этот новый институт еще дальше продвинет на Запад научные знания о древней традиции Бон.

Бонпо - самая малая, но и зато самая древняя из традиционных школ тибетской мудрости, а поэтому этот институт будет играть ключевую роль в сохранении бонской культуры.


Хочу поблагодарить за разнообразную помощь и поддержку во время ритритов с Лопоном Ринпоче, а также потом, когда я составлял и редактировал эти тексты, Геррит Констанцо, Дагмар Кратохвилл, доктора Андреа Лозерис-Лейк, Армина Акермана, Тима Уокера, Ли Брэй, Флоранс ван Канетейн, Майкла Кат­ца, Дэса Вэрри, Денниса Уотермана, Боба Крэйгена, Майкла Тэйлора, Энтони Кертиеа, Рэнда Фосси, Роберта Найта и в последнюю очередь, но отнюдь не меньше других, геше Нима Вангьяла и геше Тендзина Вангьяла.

Как перевод­чик и редактор хочу также выразить надежду, что этот небольшой сборник уче­ний Лопона Тендзина Намдака по Дзогчену традиции Бонпо, его воззрению и практике, принесет пользу и благо западным ученикам и практикам Дзогчена.


МУ ЦУГ МАР РО (MU-TSUG SMAR-RO).


Vajranatha, Yutigdrung Bon: The Eternal Tradition,

Bonpo Translation Project, 1991


Ваджранатха (Джон Мирдхин Рейнольдс)

Амстердам, март 1992 год


Введение в Дзогчен


Лекция Лопона Тендзина Намдана в Вене, 12 апреля 1991 года


Важно, чтобы мы понимали, что такое Дзогчен, как его практиковать и ка­ков результат этой практики.

Получить эти умения было нелегко даже в Тибете.

Начиная с восьмого века их хранили в глубокой тайне.

Даже до того времени в линии Шанг-Шунг ненгюд насчитывалось двадцать четыре учителя Дзогчена, и все они обрели джалу ('ja' lus), или Радужное Тело.


Однако каждый из них да­вал передачу только одному ученику.

Кроме того, с восьмого века и до наших дней эта линия Дзогчена остается непрерывной.

Ее держали в глубокой тайне, но сегодня, во второй половине двадцатого века, обстоятельства изменились, а потому и учителя, и охранители дали разрешение передавать Дзогчен более открыто.

Ныне мы, тибетцы, потеряли свою родину.

Мой учитель молился охранителям, после чего появились благие знамения, поэтому сегодня мы можем гораздо более открыто передавать Дзогчен тем ученикам, которые для этого готовы.

В Доланджи, где находится наш монастырь, мы даем двухгодичный курс учений Дзогчена.

Этот курс - часть девятилетней программы для получения степени Геше (доктор философских наук), и в нем мы даем очень логичное и систематичное изложение Дзогчена.

Эта традиция остается непрерывной с давних времен и по сей день.

В школах бонпо и нингма учения Дзогчена одинаковы, а линии передачи - разные. В этом их главное отличие.

В историческом смысле наиболее важная линия Дзогчена - Шанг-Шунг ненгюд.

Она ведет свое происхождение не из Тибета, а из древнего царства Шанг-Шунг, что лежало к западу от него, в районе горы Кайлас.

В религиозной культуре Шанг- Шунта Дзогчен был самым высоким учением. Оттуда традиция Дзогчен пришла в Тибет.




Несколько лет назад Намкай Норбу Ринпоче вместе с четырнадцатью учениками-итальянцами посетил наш монастырь в Доланджи, чтобы получить пе­редачу Шанг-Шунг ненгюд и посвящение Шанг-Шунг Мэри - божества- покровителя, или йидама, этого учения.

Правда, Намкай Норбу не является бонским ламой: он тулку линии другпа-кагью, получил образование в традиции сакья в монастыре Дэрге Гомчен, а его главным учителем был известный нингмапинский лама из Дэрге по имени Чангчуб Дордже.


Однако Ринпоче очень интересовался традицией Бон, потому что исследовал исторические корни ти­бетской культуры и Дзогчена.

Эти корни - Бонпо, а добуддийская религиоз­ная культура Тибета называлась Бон.

В Шанг-Шунге же ее называли Гер.

И у бонцев и у нингмапинцев есть система девяти последовательных колесниц на пути к просветлению, тэгпа рим гу (theg-pa rim dgu), и в обоих случаях девятая, высочайшая колесница - это Дзогчен.

Согласно системе Парамиты, или системе Сутры, чтобы обрести состояние будды, необходим период времени в три неисчислимые кальпы.

Согласно же Введению в Дзогчен в системе Тантры, для этого достаточно семи жизней.

В Сутре и в Тантре цель 0дна — состояние Будды, а методы, или пути, разные.

В системе Бонпо есть Четыре класса Тантр.

- Чае эй гюд (bya-ba'i rgyud), или Крия-тантра;

- Чодпэй гюд (spyod-pa'i rgyud), или Чарья-тантра;

- Йешенги гюд (ye gshen gyi rgyud);

- Йешен ченпой гюд (ye gshen chen-po'i rgyud).

У каждого из этих подразделений Тантры свое воззрение, составляющее основу практики. Поэтому мы обнаруживаем, что обязательно существует раз­ница в сроке, который необходим для того, чтобы обрести Плод, или результат, практики.

Методы разные. Некоторые из них гораздо более мощные и приносят более быстрые результаты.


Кроме того, в Дзогчене есть три раздела учений:

-

следующая страница >>