https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 14 15

Вероисповедание и проблема модернизации

(на примере М. Вебера и С. Булгакова)


Забаев Иван Владимирович

[email protected]


Опубликовано в электронном журнале

«Экономическая социология» Том 2, N 4, 2001
  


Москва, 2001 год


Содержание.


Содержание. 3

Введение. 4

Об этой работе. 4

О понятии вероисповедания. 4

Понятие и проблема модернизации. 5

Цель исследования. 7

Часть 1. Маркс. 9

Сущность человека по Марксу. 10

Переход к современному обществу. 11

Критика религии. 12

Часть 2. Вебер. 15

Человек. 15

Человек сознательный, действующий. 15

Человек рациональный. 16

Современное капиталистическое общество. 17

О понятии капитализма. 17

Понятие капитализма в «Протестантской этике…». Дух капитализма. 18

Вероисповедание и проблема модернизации. 18

Часть 3. Булгаков. 26

Описание ситуации. 26

Булгаков и современность. 27

Сущность человека (Булгаков и Маркс). 28

Вероисповедание и проблема модернизации. Религия и хозяйство. 30

Вероисповедание и проблема модернизации. Булгаков как социолог. 32

Заключение. Хозяйственный потенциал православия (Булгаков и Вебер). 34

Приложение. 37

Литература. 40

Введение.

Об этой работе.

Со времени написания М. Вебером «Протестантской этики и духа капитализма», постановка проблемы о связи религиозной этики и типа хозяйства принята научным сообществом.

Различные варианты ответа на вопрос о связи вероисповедания и хозяйственной этики существуют и в России. Из работ, опубликованных в последние несколько лет можно указать статьи Т.Коваль, например «Православная этика труда»[31], работы Н. Зарубиной, в частности, книгу «Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации»[26], а также сборник «Преодоление времени (по материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова)».

В этом контексте нам показалась плодотворной постановка вопроса о связи «православной этики» и «духа социализма». Однако, для ответа на подобный вопрос наших знаний оказалось недостаточно. В связи с этим возникла необходимость сузить тему исследования. Так возникла идея работы «Вероисповедание и проблема модернизации».

В этой работе предполагалось рассмотреть взгляды М. Вебера, предложившего метод исследования того, каким образом вероисповедание могло повлиять на становление нового типа хозяйства (и новой социокультурной системы). С другой стороны, было полезно сопоставить веберовский вариант постановки вопроса с тем, как данная тема разрабатывалась, в то же время, в России. Для этой цели были выбраны классические работы С. Булгакова.

Однако, в ходе исследования выяснилось, что «сопоставление» взглядов Вебера и Булгакова окажется более плодотворным, если сравнивать их не непосредственно между собой. К. Маркс был тем, с кем в своих работах (иногда явно, иногда нет) полемизировали и Вебер, и Булгаков.

Исходя из этого и была выбрана логика построения работы.

О понятии вероисповедания.

Под вероисповеданием в данной работе мы будем понимать вероисповедание религиозное, а точнее вероисповедание христианское1 или исповедание веры в Бога. Что под этим понимается? Под этим понимается «выраженный определенным образом в понятиях и словах образ Богопознания и Богопочтения» [50;335].


Вероисповедание – это свидетельство словом и делом о личной встрече с Богом, - я видел и знал его таким, а потому и веду себя так, «на том стою и не могу иначе».

Вероисповедание – это внешний след от «веры как внутреннего опыта» [48;5]. Если вера – это «уверенность в невидимом» (Евр 11,1), то вероисповедание – это видимая часть невидимого2.

Важно понимать, что вероисповедание, будучи внешним, есть часть внутреннего,3 есть сочленение внутреннего и внешнего. Вероисповедание есть соединеине внутреннего – веры и внешнего – исповедания, проистекание исповедания из веры.

Таким образом для нас в этой работе будут важны внешние проявления внутренних движений сердца, которые как раз и свидетельствуют, по меньшей мере, о наличии этих внутренних движений.



следующая страница >>