Вероисповедание и проблема модернизации
(на примере М. Вебера и С. Булгакова)
Забаев Иван Владимирович
[email protected]
Опубликовано в электронном журнале
«Экономическая социология» Том 2, N 4, 2001
Москва, 2001 год
Содержание.
Содержание. 3
Введение. 4
Об этой работе. 4
О понятии вероисповедания. 4
Понятие и проблема модернизации. 5
Цель исследования. 7
Часть 1. Маркс. 9
Сущность человека по Марксу. 10
Переход к современному обществу. 11
Критика религии. 12
Часть 2. Вебер. 15
Человек. 15
Человек
сознательный, действующий. 15
Человек рациональный. 16
Современное капиталистическое общество. 17
О понятии капитализма. 17
Понятие капитализма в «Протестантской этике…». Дух капитализма. 18
Вероисповедание и проблема модернизации. 18
Часть 3. Булгаков. 26
Описание ситуации. 26
Булгаков и современность. 27
Сущность человека (Булгаков и Маркс). 28
Вероисповедание и проблема модернизации. Религия и хозяйство. 30
Вероисповедание и проблема модернизации. Булгаков как социолог. 32
Заключение. Хозяйственный потенциал православия (Булгаков и Вебер). 34
Приложение. 37
Литература. 40
Введение.
Об этой работе.
Со времени написания М. Вебером «Протестантской этики и духа капитализма», постановка проблемы о связи религиозной этики и типа хозяйства принята научным сообществом.
Различные варианты ответа на вопрос о связи вероисповедания и хозяйственной этики существуют и в России. Из работ, опубликованных в последние несколько лет можно указать статьи Т.Коваль, например «Православная этика труда»[31], работы Н. Зарубиной, в частности, книгу «Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации»[26], а также сборник «Преодоление времени (по материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова)».
В этом контексте нам показалась плодотворной постановка вопроса о связи «православной этики» и «духа социализма». Однако, для ответа на подобный вопрос наших знаний оказалось недостаточно. В связи с этим возникла необходимость сузить тему исследования. Так возникла идея работы «Вероисповедание и проблема модернизации».
В этой работе предполагалось рассмотреть взгляды М. Вебера, предложившего метод исследования того, каким образом вероисповедание могло повлиять на становление нового типа хозяйства (и новой социокультурной системы). С другой стороны, было полезно сопоставить веберовский вариант постановки вопроса с тем, как данная тема разрабатывалась, в то же время, в России. Для этой цели были выбраны классические работы С. Булгакова.
Однако, в ходе исследования выяснилось, что «сопоставление» взглядов Вебера и Булгакова окажется более плодотворным, если сравнивать их не непосредственно между собой. К. Маркс был тем, с кем в своих работах (иногда явно, иногда нет) полемизировали и Вебер, и Булгаков.
Исходя из этого и была выбрана логика построения работы.
О понятии вероисповедания.
Под вероисповеданием в данной работе мы будем понимать вероисповедание религиозное, а точнее вероисповедание христианское
1 или исповедание веры в Бога. Что под этим понимается? Под этим понимается «выраженный определенным образом в понятиях и словах образ Богопознания и Богопочтения» [50;335].
Вероисповедание – это свидетельство словом и делом о личной встрече с Богом, - я видел и знал его таким, а потому и веду себя так, «на том стою и не могу иначе».
Вероисповедание – это внешний след от «веры как внутреннего опыта» [48;5]. Если вера – это «уверенность в невидимом» (Евр 11,1), то вероисповедание – это видимая часть невидимого2.
Важно понимать, что вероисповедание, будучи внешним, есть часть внутреннего,3 есть сочленение внутреннего и внешнего. Вероисповедание есть соединеине внутреннего – веры и внешнего – исповедания, проистекание исповедания из веры.
Таким образом для нас в этой работе будут важны внешние проявления внутренних движений сердца, которые как раз и свидетельствуют, по меньшей мере, о наличии этих внутренних движений.