girniy.ru 1 2 3
Славные сыны Чувашской земли, внесшие заметный вклад


в историю культуры Санкт- Петербурга


Егоров Петр Егорович (1731 – 1789)


А

рхитектор, один из авторов знаменитой ограды Летнего сада, Работал в Канцелярии от строений в Петербурге.


Проживал с семьей на 6-й Рождественской улице в слободе на Песках

в частном доме. Похоронен в ограде Рождественской церкви.

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Кузнецова Э.Ф. Архитектор Петр Егоров. Чебоксары. 2003.


СЛАВНЫЙ СЫН ОТЕЧЕСТВА


Железо, покорясь влиянию огня,

Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды,

За коей прячется и смотрит сад прохлады,

Полтавская рука сей разводила сад!

Петр Вяземский

Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов!

Какая легкость и стройность в ее рисунке.

Константин Батюшков

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград…

Анна Ахматова

В начале 40-х годов XVIII века в Поволжье была сильная засуха. От голода вымирали целые поселения. Грузинский князь Е.Л. Дадиани – сподвижник императора Петра Великого, объезжая свои поместья в Нижегородской губернии, оказывал помощь крестьянам, попавшим в большую беду. Не тогда ли в одном из сел ему встретился случайно смышленый мальчишка-сирота с живыми и удивительно пытливыми глазами? Благородный князь Егор Дадиани взял его на воспитание. О своем безрадостном детстве будущий архитектор Петр Егоров напишет следующее: «Родом я прежде был чувашенин, вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиановым в Россию и им окрещен православной вере греческого исповедания…»


В доме князя Петр Егоров получил разносторонние знания, был обучен математике, рисованию и основам архитектуры. Зимой 1755 года по рекомендательному письму Е.Л.Дадиани он подает челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его в школу при Канцелярии от строений в Санкт- Петербурге. Успешно выдержав все испытания, Петр Егоров становится учеником первого класса «архитектурной команды». Начиная с этого времени, вся его жизнь будет связана с созидательным трудом по облагораживанию северной столицы. Усердие и трудолюбие, любознательность и одаренность будущего архитектора педагогами Императорской Канцелярии от строений сразу же были замечены. Петру Егорову с первых лет учебы стали доверять ответственные работы: он участвует в съемке генерального плана Петергофа (1756), копирует чертежи отдельных залов Зимнего дворца (1759).

Первой самостоятельной работой П.Е. Егорова является разработка в 1763 году чертежей проекта церкви Успения Пресвятой Богородицы (позже ее стали называть Екатерининской). Этот собор был построен в1765-1768 г.г. в городе Пярну (Эстония).

По повелению императрицы Екатерины II этот храм должен был служить образцом православных церквей в Прибалтике. В последующие годы были построены подобные соборы: знаменитый Петропавловский собор в Риге, а также храмы в городах Тарту и Куресааре (ныне г. Кингисепп).

В течение двух с половиной веков на эстонской земле величаво стоит Екатерининская церковь, которая является красивейшим архитектурным памятником города.

В 1765 году Петр Егоров направляется на строительство Училища для мещанских девушек (входит в ансамбль Смольного – Воскресенского Новодевичьего монастыря).

В последующие годы П.Е.Егоров, как опытный архитектор, привлекается активно к работам по возведению Мраморного дворца на Царицыном лугу (1768-1785), составлению проекта Иордани – павильона для празднования водоосвещения на Неве (1769-1774), разработке чертежей проектов домов адмиралов Г.А. Спиридова и А.Н. Сенявина (1771- 1773).


Вершиной творчества талантливого архитектора по праву считается шедевр мировой культуры – ограда Летнего сада (1770-1786). Еще в XIX веке ученый Д.Соколов писал, что «набережные Петербурга и решетки Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира».

Почти 15 лет жизни отдано замечательным зодчим этому чудному творению, соединившему просто, изящно и гармонично гранит и металл. Сохранились чертежи ограды, выполненные рукой Петра Егорова, в архивах имеются десятки документов, свидетельствующих об участии его в возведении на берегах Невы величавого и монументального памятника искусства. Ему, как опытному мастеру своего дела, поручались ответственные работы по составлению смет, заключению контрактов и приемке готовых деталей ограды от тульских литейщиков, путиловских каменотесцев и мастеров медных украшений.

В создание этого памятника архитектор Петр Егоров вложил сполна свой ум, талант и тепло сердца. В год окончания строительства ограды Летнего сада (1786 г.) за многолетний добросовестный труд и честное служение Отечеству Петр Егорович Егоров был утвержден в надворные советники.

В последние годы жизни Петр Егоров занимался разработкой проекта Рождественской церкви на Песках. Величавый пятиглавый собор, построенный в 1779-1788 г.г. в слободе, где жили многие архитекторы и живописцы северной столицы, до наших дней не сохранился; он был разрушен в 30-х годах прошлого столетия.

Петр Егорович Егоров умер в 1789 году, похоронен в Санкт-Петербурге.

Имя славного сына Отечества навеки вошло в историю искусства, как одного основоположников русского классицизма в зодчестве. Имя П.Е.Егорова высоко почитаемо и на его Родине - в Чувашской Республике; в 2001 году в столице Чувашии в г. Чебоксары открыт памятник замечательному сыну чувашской земли - талантливому архитектору.



Кикин Петр Андреевич (1775 – 1834)





Уроженец чувашской земли, государственный деятель, генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 года, меценат, один из инициаторов возведения в Москве Храма Христа Спасителя. Проживал и служил в Санкт-Петербурге.

Литература:

Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Петр Андреевич Кикин родился 27 декабря 1775 года в городе Алатырь Симбирской губернии ныне Чувашской Республики в дворянской семье. Окончил Московский университет. До 1815 года находился на военной службе: младшим офицером гвардейского Семеновского полка, офицером генерального штаба, участник ряда войн конца 18 – начала 19 в.

В Отечественной войне 1812 г. удостоился звания полковника, по должности – дежурного генерала штаба 1-й армии, затем Главного штаба Русской армии. Участник Бородинской битвы, заграничных походов Русской армии в 1813-14 г.г.

Награжден Георгиевским крестом 3-й степени. В 1816-26 годах на государственной службе: статс-секретарь при императоре Александре I, сенатор. Выйдя в отставку, жил в своем имении в Рязанской губернии.

Кикин П.А – известный меценат; один из учредителей и первый председатель Общества поощрения художников (СПб). С его помощью К.П.Брюллов, А.Г Венецианов, А. А. Иванов и другие художники смогли совершенствовать свое мастерство за границей. Он один из инициаторов возведения в Москве храма Христа Спасителя в честь победы в Отечественной войне 1812 года.



Бичурин Никита Яковлевич (1777 – 1853)




Китаевед, востоковед и историограф, педагог и литератор, член-корреспондент Российской императорской академии наук, действительный член Азиатского общества в Париже, четырежды лауреат Демидовской премии. Проживал и работал в Александро-Невской лавре, похоронен на Ново-Лазаревском кладбище лавры (Некрополь XVIII века). Имеется надмогильный памятник. В селе Мурино, где летом проживал ученый-востоковед, проводятся ежегодно чувашские весенние праздники Акатуй.


Литература: Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары. 2001.

Денисов П.В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине. Чебоксары . 2007.


Иакинф


Бичурин – выдающийся российский ученый

Бичуринские «глубокие познания и добросовестные труды

разлили столь яркий свет на сношения наши с востоком»

А.С.Пушкин

В некрополе 18 века Александро-Невской лавры есть надгробный памятник с загадочной эпитафией, написанной китайскими иероглифами. Перевод надписи на черном граните гласит: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими его славу историческими трудами». Этот памятник поставлен на могиле монаха Иакинфа Бичурина.

Имя Никиты Яковлевича Бичурина вписано в историю российской науки и просвещения как крупного ученого 19 века: одного из основоположников востоковедения, первого составителя многотомного китайско-русского словаря и блестящего переводчика с восточных языков на русский. Монах Иакинф современниками был признан по праву лучшим синологом Европы.

Никита Яковлевич Бичурин родился 29 августа (9 сентября) 1777 года в селе Акулево (ныне Типнеры) Чебоксарского уезда Казанской губернии в семье чувашского священнослужителя. В течение четырнадцати лет Никита обучался в Казанской духовной семинарии, преобразованной в 1798 году в академию. В этом учебном заведении он учился прилежно и, освоив курсы грамматики, синтаксимы, пиитики (поэзии), риторики, философии и богословия, получил прекрасное духовное образование. По окончании академии Никита Бичурин в двадцатидвухлетнем возрасте принял монашество и вскоре был назначен настоятелем Иоанновского монастыря с одновременным исполнением обязанностей преподавателя высшего красноречия в Казанской духовной академии.

В 1802 году Иакинф Бичурин назначается настоятелем Иркутского Вознесенского мужского монастыря и ректором Иркутской семинарии.


В 1807 году Святейший Синод определил архимандрита Иакинфа главой духовной миссии в Китае. Сразу же после прибытия в Пекин Н.Я.Бичурин увлеченно стал заниматься изучением китайского языка. В течение пяти лет он собрал более 10 тысяч иероглифов, систематизировал их и подробно описал значение каждого символа. Иакинф проник в тайны мудрых законов древней китайской письменности. В результате он профессионально освоил разговорную и письменную речь китайцев.

За 14 лет пребывания в Китае Иакинф Бичурин хорошо узнал и искренне полюбил китайский народ. Китайцы бескорыстно помогали ему.

Когда в 1821 году глава духовной миссии возвращался на родину, с ним через пустыню Гоби следовал целый караван. Не шелк, не фарфор и не порох вывез монах Иакинф в Россию из Китая. Пятнадцать верблюдов несли тяжелые вьюки весом в 400 пудов с книгами, рукописями, географическими картами, рисунками, которые Бичурин кропотливо собирал и покупал на многочисленных рынках и в книжных лавках Пекина. В этом заключалось его служение Отечеству.

После возвращения из Китая в Петербург Н.Я.Бичурин за упущения в миссионерской деятельности был строго наказан Священным Синодом и сослан в монастырь на остров Валаам. Через три года, благодаря своим глубоким знаниям культуры и языка Китая, отец Иакинф смог вернуться в Петербург. По ходатайству влиятельных лиц из Государственной коллегии иностранных дел император Николай 1 высочайше повелел: «Причислить монаха Иакинфа Бичурина к Азиатскому департаменту». И в 1826 году он был переведен из Валаамского монастыря в Александро-Невскую лавру.

В жизни монаха начался новый этап подвижнического труда, который был необыкновенно плодотворен. Накопленные им глубокие знания Востока, колоссальный запас нерастраченной творческой энергии позволили Н.Я. Бичурину в последующие 20 лет написать свыше семидесяти первоклассных сочинений по философии, истории, географии, этнографии, социальному устройству и культуре не только Китая, но и других стран Центральной и Восточной Азии.


Княгиня Зинаида Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская, оказала бескорыстную поддержку бедному монаху в издании первой его книги под названием «Описание Тибета». В знак благодарности Иакинф на титульной странице книги поставил посвящение Волконской. Эту книгу Н.Я.Бичурин преподнес поэту Александру Пушкину с дарственной надписью: «Милостивому государю моему Александру Сергеевичу Пушкину от переводчика в знак истинного уважения».

Часть книг отца Иакинфа сразу же после выхода в свет в Петербурге была переведена на французский и немецкий языки. Это принесло Н.Я.Бичурину европейскую славу.

В 1828 году за выдающиеся заслуги в области востоковедения Иакинф Бичурин был заслуженно избран членом-корреспондентом Императорской академии наук. По представлению группы французских ученых в 1831 году он становится действительным членом Азиатского общества в Париже. Четыре раза Академия присуждала Н.Я.Бичурину Демидовские премии – высшую награду России. Первой отметили труд «Историческое обозрение ойратов и калмыков».

Н.Я.Бичурин дважды (1830-1831, 1835-1838) принимал участие в экспедициях по Сибири. В Кяхте (Бурятия) им было основано училище китайского языка. Во время поездок по Забайкалью он встречался со ссыльными декабристами. Особые дружеские отношения связывали его с Николаем Бестужевым.

В Санкт-Петербурге, посещая литературный салон князя В.Ф.Одоевского и общаясь с лучшими деятелями русской культуры: А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, И.А.Крыловым, А.И.Герценом, И.И.Панаевым, М.И.Глинкой др., - Бичурин приобщился к литературной работе.

Востоковед и историк Н.И. Веселовский о нем писал: «С этого времени начинается его неутомимая литературная деятельность, изумлявшая не только русский, но даже иностранный ученый мир».

Переводы, очерки и полемические статьи отца Иакинфа Бичурина систематически печатались в периодических отечественных изданиях и за рубежом. С присущей ему страстностью Н.Я.Бичурин настойчиво полемизировал со многими европейскими учеными, изображавшими Китай страной варварской и отсталой, с особой гордостью он защищал русское востоковедение.


В последние годы жизни Н.Я.Бичурин выезжал на лето из Александро-Невской лавры в Мурино – большое село, принадлежавшее графу Воронцову. Здесь, на загородной даче своего друга А.И.Карсунского, вдали от столичной суеты, он занимался переводами древних китайских рукописей. Внучка Александра Карсунского Н.С.Моллер вспоминала: «Отец Иакинф пользовался в Мурино большой популярностью и уважением. Его все там знали – как дачники, так и крестьяне – с мала до велика. Крестьяне называли его отец Иким, и предание о нем сохранилось между ними до сих пор. По свойственной ему доброте он помогал каждому из крестьян, кто обращался к нему за помощью. Больным, дряхлым и одиноким он сам носил деньги. Были у него и влюбленные нищие, которым по праздникам он давал серебряные монеты. Не только муринские крестьяне, но из всех окрестных деревень приходили к нему за помощью, и никому он не отказывал в ней. За это его знали и любили не только в Мурине, но и во всей окрестности…»

Отец Иакинф скончался в возрасте 76 лет в келье Александро-Невской лавры. Жизнь оборвалась 11 (25) мая 1853 года. Но память о великом монахе осталась в его бессмертных творениях. Бичуринские работы – высокий образец описания жизни народов. В фундаментальных трудах Н.Я.Бичурина содержатся уникальные сведения об истории китайцев, монголов, тибетцев, калмыков и других народов Востока. Эти сведения до сих пор не утратили свои ценности, они востребованы мировой культурой.




следующая страница >>