girniy.ru 1
Областной конкурс «Уроки толерантности»


Номинация «Урок»


Автор:

Князева Галина Александровна

Библиотекарь ГБОУ СО

«Центр психолого-медико-социального сопровождения «Дар»

(ГБОУ СО ЦПМСС «Дар»)

Режевской ГО


«Когда кто- то отличается»


Цель: Развитие чувства толерантности к непохожему, неодинаковому с нами человеку.

Задачи:


  1. Актуализация опыта детей.

  2. Развитие навыков работы со словарем.

  3. Оптимизация отношений в детском коллективе.

  4. Обучение искусству жить рядом с иным и непохожим человеком.



Эпиграф встречи: «Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся выносить самих себя,- что, по сути, является самым невероятным достижением человека»

Ф. Ницше

Этапы

Содержание

Время

Прим.

Начальная

стадия, обеспечение настроя на

работу

Упражнение на переключение " Я слушаю мир"

Инструкция: «Сейчас я вас попрошу закрыть глаза и прислушаться к миру, который нас окружает. Так мы с вами посидим молча, а примерно через минуту я попрошу вас открыть глаза и рассказать нам о том, что, по вашему мнению, происходило во внешнем мире».

Принятие правил группы:

  • Активность

  • Один микрофон

  • Уважение друг к другу

Для чего нам нужны правила? (Ответы участников) Да, ни одно общество, ни одна группа людей не может выжить без правил. Сегодня предлагаю добавить такое правило как толерантность.


5 мин.

Организация пространства

(посадка в круг, бейджи)


Ватман, маркеры

Рабочая стадия, формирование новых представлений

Попробуем разобраться, что же это за явление и в чем мы можем увидеть его проявления.

Для начала обратимся к словарям В. И. Даля и С. И. Ожегова. Толерантность по словарю – это терпение. (Поиск слова «толерантность» в словаре). Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка, а если заглянуть в словарь С. И. Ожегова, то найдем три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». У русского народа есть много пословиц и поговорок с этими словами:

  • Не терпит возражений,

  • Вывести из терпения,

  • Не терпится сказать,

  • Без терпенья нет уменья,

  • Запастись терпением

Еще в древние времена люди столкнулись с проблемой толерантных отношений, а в наше время 1995 год был провозглашен ЮНЕСКО годом толерантности, и данное понятие было признано международным, а 16 ноября объявлен днем толерантности.

  1. Мы сегодня будем говорить о толерантности как о терпимости в отношениях между людьми.

  2. Но сначала обратимся к миру животных. Знакомо ли вам выражение «белая ворона»? Что, по-вашему, оно означает?

Действительно, обычная окраска ворон- темная, черно- серая. На их фоне белая ворона выглядит необычно. Ученые наблюдали за отношениями ворон в стае, где рядом жила белая ворона. Я говорю - рядом, потому что птицы не принимали её в свою стаю, и никто из самцов не хотел с ней создавать пару и строить гнездо, чтобы создать семью. Белая ворона делала всё возможное, чтобы сородичи приняли её в свою компанию: приносила им пропитание, подавала голос, когда к их гнездам приближались враги. Ей очень хотелось, чтобы к ней относились как к равной с ними птице, но сородичи клевали её и махали крыльями, отгоняя. Как видим, из мира животных в мир людей выражение «белая ворона» в значении «непохожий», «отличный от других». Я прошу обратить ваше внимание, что «отличный от других» - это не плохой или хороший, а просто другой.


Вопросы участникам (Работа с буклетом- раздаткой):

- Знакомо ли тебе выражение «белая ворона»? Что, по-твоему, оно означает?

- Встречался ли вы с таким явлением в жизни: во дворе, в школе, дома? Приведи пример.

- Как ты думаешь, что чувствует такой человек, как он относится к другим людям, окружающим его?

- А как ты относишься к таким людям и что при этом думаешь?

- Хотел бы ты быть «белой вороной» в жизни? Почему?

- Как бы к тебе при этом относились?

- А как ты думаешь, каким видят тебя другие люди?

- Легко ли принимать людей такими, какие они есть? (Ответы детей).

А сейчас по теме нашего разговора предлагаю вам посмотреть анимационный фильм «Адажио».

Вопросы по содержанию фильма:

- О чем этот фильм?

- Что понятно, а что непонятно?

- Какое отношение фильм имеет к теме нашего разговора?

- Кем из героев вы себя видите?

- В чем были их ошибки?

- Есть ли надежда, что ситуация не повторится?

Стихотворение Б. Заходера «Гимн толерантности»





Ресурсы библиотеки

Заключительная стадия, отработка личной стратегии; осмысление полученного опыта


  1. Ливанов В. «Из рассказа о белой вороне»

  2. Рассказ «Белая ворона» (для тех, кто боится позволить себе быть самим собой)

Упражнение на безусловное принятие.

Инструкция: «А сейчас каждый из вас повторит следующую фразу: «Я, (имя), принимаю тебя, Алена такой, какая ты есть; тебя Максим я тоже принимаю таким, какой ты есть; тебя, Дима, я принимаю таким, какой ты есть (назвать всех детей)», передавая сердечко.

Обратная связь.


- Что полезного ты сегодня получил или узнал? - Какие чувства у тебя были в начале встречи и какие чувства ты испытываешь сейчас? Ответы на вопросы детей.

Вернуться к эпиграфу встречи. Сказать о том, что сегодня у нас получился взрослый разговор, и мне хотелось бы продолжить наши встречи. Спросить мнение детей.










Заходер Б.

Гимн толерантности


Я собака - всего лишь собака!

В голове у меня - пустота,

Но другую собаку, однако,

никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки, ни слова –

потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

с толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

в сенбернарах своих признают…

Мы вступаем и в драки, и в браки,

неизменную веру храня;

Что бы ни было - все мы собаки,

все мы - братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брата

распознать не способны никак…

Сразу видно - чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш - не вашей масти,

разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части,

словно он вам уже и не брат…


Из рассказа о белой вороне

…Самая красивая птица - белая ворона. Потому что она исключение. Можно увидеть стаю лебедей, семью павлинов, компанию страусов. Но никто никогда не видел стаю белых ворон. Да этого и не может быть. Тогда все потеряет смысл.

Белой вороной нельзя стать по желанию. Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. Конечно, любая ворона может вываляться в муке, выпачкаться в мелу, выкраситься белилами. Многие обыкновенные вороны так и делают. Но они не белые - они ряженые. * А белую ворону можно очернить, но сделать ее черной невозможно. Она белая ворона! Она самая прекрасная птица, потому что ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна в любой стае. Поэтому, как правило, становится объектом всяческих охотничьих нападок. Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают.


- За исключительность?

- Нет, за чувство ответственности. Быть исключением из общего правила - это очень, очень ответственно. И белые вороны это понимают...


Василий Ливанов «Мой любимый клоун»


Белая ворона

(для тех, кто боится позволить себе быть самим собой)


В одной сказочной стране жила-была стая самых обычных серых ворон. А эту угораздило же родиться белой. Иногда ей так хотелось стать такой же, как все, обычной серой вороной. Она даже пыталась припудрить свои белые перышки придорожной серой пылью, чтобы не выделяться среди других. Но этой ее женской хитрости хватало лишь до первого дождика или до первого порыва ветра.

Да дело, собственно говоря, было не только во внешности. И характером своим белая ворона очень выделялась среди других. То вдруг встанет на защиту того, от кого все отвернулись, то правду- матку рубанет начальнику в лицо, перед которым другие заискивают, то от богатого да знатного жениха откажется, а в нищего влюбится без памяти и на край света за ним лететь готова. Как часто слышала она в свой адрес слова:

- Тебе что, больше всех надо?

- Ты, ненормальная, только сумасшедший может на такое решиться.

- Чудачка в розовых очках.

И много других неприятных слов приходилось слышать белой вороне.

Однажды их сказочную страну посетила сама великая волшебница Мудрость. И решила белая ворона у нее расспросить, почему она не такая, как все, и как с этим быть. Великая волшебница Мудрость, повидавшая немало на своем веку, выслушав ворону, не стала бросать лишних слов на ветер, а молвила лишь следующее:

- Цвета ты от того такого необычного, деточка, что душа у тебя
чистая, светлая, вот перышки твои и побелели. Не бойся и не стесняйся никогда быть «белой вороной», а бойся не быть сама собой.


Литература:


  1. Бардин Г. Адажио: Мультфильм: Киностудия «Стайер», 2000.

  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Любое издание.

  3. Николаева, Е. И. Воспитание толерантности: Психологическое сопровождение обучения в начальной школе/Е. И. Николаева.- М.: Мой учебник, 2007.

  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Любое издание.