https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 17 18

Классная Америка


Айрат Димиев


Оглавление


  • Предисловие

  • Глава 1. Как все начиналось

    • Капризы судьбы

    • Собеседование

    • Кто мы

  • Глава 2. Куда же мы попали

  • Глава 3. Система образования

  • Глава 4. Первые дни и первые впечатления

    • Шаг в неизвестность, или вооружен любовью

    • Не зная броду, не суйся в воду

    • Упор лежа принять

    • Отскочит ли голова, если долго биться об стену?

  • Глава 5. Дети с другой планеты

    • Единство в разнообразии

    • Что такое хорошо и что такое плохо

    • О правилах

    • Об исключениях из правил

  • Глава 6. На страже конституции

  • Глава 7. Методология удовольствия

    • Сплошной фан

    • Образовательная обслуга

    • Двоечник, получи свои 69 баллов

  • Глава 8. Методика преподавания, или давайте поиграем в математику

    • Умножение вприсядку

    • Рабочие тетради и работа в группах

    • Устный счет на калькуляторе

    • Полный ноль

    • Сборник сказок по химии

    • Знаний все меньше, оценки все выше

  • Глава 9. О бедном учителе замолвите слово

    • Аппликация как сложный механизм

    • О пользе компьютеризации

    • «Звездные войны» на уроке химии

  • Глава 10. Взрослые игры

  • Глава 11. Ой, мамочки!

  • Глава 12. Апофеоз

    • Мы будем жить теперь по-новому

    • Как правильно учить и оценивать
    • Победа абсурда в одной отдельно взятой школе


    • Ваши парты не прибиты к полу, или «я тоже не хочу терять свою работу»

    • Педагогическая иерархия

    • Не ваше дело обсуждать закон

  • Глава 13. Союз Советских Социалистических Штатов Америки

    • В царстве фальши и лицемерия

    • Кто победил во второй мировой и почему господь говорил по-английски

    • Это есть наш последний

    • Стук-стук, откройте дверь

    • О цене патриотизма

  • Глава 14. Американский менталитет

    • Улыбку, please

    • Одинокие индивидуалисты

    • Смотри пункт первый

    • Страна потребителей

  • Глава 15. Чужой карман

  • Послесловие к главе 15

  • Глава 16. По ту сторону комфорта, или в стране Герберта Уэллса


Посвящается моим учителям
из школы №3 города Зеленодольска
Предисловие


Уважаемый читатель!

Вы держите в руках книгу, кардинально отличающуюся от всего написанного ранее о США российскими авторами. Вероятно, она в определенной степени поменяет представление об Америке, особенно если у вас нет собственного опыта длительного проживания в этой стране. По большому счету, все, что мы знаем о США, — это миф, имеющий так же мало общего с действительностью, как и представления американцев о России.

Что они знают о нашей стране? Что Россия — это Сибирь, мороз, медведи бродят по заснеженным городам; это цыгане, матрешки и водка, которую бородатые русские пьют в огромных количествах; ещё это русская мафия, Ленин и Сталин. Наиболее продвинутые назовут имена Владимира Путина и Марии Шараповой. И, пожалуй, все.

Это кажется смешным, но наши знания о реальной Америке не многим больше. Впечатления о США навеяны главным образом американскими же фильмами вкупе с репортажами наших журналистов. Все это не позволяет понять суть американского образа жизни, систему взглядов и ценностей, которыми американцы руководствуются и которые закладываются с детства, со школьной скамьи.


Надо сказать, что тема школьного образования, раскрываемая в этой книге, никого ранее особо и не интересовала. С другой стороны, мало кому из российских граждан приходилось сталкиваться со школьной Америкой.

Мне же довелось несколько лет проработать рядовым учителем в обычной американской школе.

Америка, которую я увидел из школьного класса, повергла меня в шок — настолько открывшаяся реальность отличалась от моих представлений об этой стране. Среди всего прочего, эта работа позволила мне лучше понять американский социум, так как школа в любой стране является важнейшим социальным институтом, где формируются основы личности и в какой-то степени — основы государственности. Поэтому значительная часть этой книги посвящена обычной общеобразовательной школе, так называемой Public School, где учатся около 90 процентов юных граждан США.

Идея написать эту книгу пришла ко мне ещё в 2003 году, когда мой приятель, главный редактор одной из татарстанских газет, попросил меня подготовить цикл статей об американской школе. Поэтому в тексте читатель может встретить нечастые ссылки на город Казань и Республику Татарстан. Статьи вышли в газете «Восточный экспресс» осенью 2003 года. Они были написаны в виде путевых заметок. Этот материал, представленный в первых одиннадцати главах, и лег в основу книги.

Последние пять глав дописаны уже в 2008 году. В них — обобщение моего американского опыта, анализ роли образования в США.

Работая над книгой, я старался писать в легкой, несколько ироничной форме. Вам судить, насколько это удалось. В любом случае надеюсь, что книга будет интересна не только педагогам и специалистам, работающим в сфере образования, но и широким слоям читателей. Особую пользу могут извлечь родители, планирующие отправить своих детей на учебу за рубеж.

Очень надеюсь, что эту книгу прочтут и люди, занятые реформой отечественного образования. Это тем более важно, что в качестве модели сегодняшней реформы, как мне кажется, используется именно американское образование. Во всяком случае, такое впечатление создается по прочтении ряда статей, появляющихся в профильных российских СМИ.


В американском среднем образовании действительно много того, чему стоило бы поучиться и что можно было бы перенять. Читатель увидит и оценит эти моменты.

К сожалению, в ходе нынешней реформы перенимаются подчас далеко не самые лучшие и сильные стороны американской системы. А разрушается как раз то, чем наша школа славилась, что нарабатывалось десятилетиями.

Возможно, эта книга поможет читателю лучше понять, к чему мы идем, подвергая нашу систему образования столь кардинальным перестройкам.

Книга получилась в определенной степени критической по отношению к системе образования США. Это не значит, что автор превозносит Россию, противопоставляя её Америке. Будучи патриотом своей страны, я отдаю себе отчет в том, что отрицательного в России пока гораздо больше, чем в Штатах. Имея возможность сравнивать, я прекрасно вижу и понимаю все наши недостатки. Но это видят и понимают все. А вот портрет школьной системы США, написанный с натуры, думаю, для многих может стать новым открытием Америки.

Айрат Димиев
Хьюстон — Казань

Глава 1



следующая страница >>