https://electroinfo.net

girniy.ru 1

История Психологии



9.09.06.


Основная задача бихевиористов заключалась в том, что бы выявить закономерные связи между стимулом и реакцией, что бы прогнозировать наперёд, наблюдая реакцию – стимул, который её вызвал.

Или, наблюдая за стимулом, точно определить, какую реакцию он вызовет.


По мысли бихевиористов, такая постановка вопроса даёт возможность управлять (или манипулировать) человеческим поведением.


В процессе проведения исследований, бихевиористы сделали вывод о том, что новорождённый ребёнок имеет небольшой набор поведенческих реакций.

И для того, что бы ребёнок адаптировался к условиям жизни, его нужно обучать.

Таким образом, научение и навык являются основными категориями и проблемами бихевиористов.

По их мысли, поведенческая реакция, в ответ на стимул, закрепляется и становится навыком.


«Навык – есть заученное движение».


«Основа навыка – элементарное врождённое движение».


«Новый навык образуется путём упражнения. При этом врождённые движения соединяются по-новому в целостный акт».


Проблема навыка достаточно серьёзно подвергалась исследованию, и были выявлены некоторые закономерности образования навыка.


Некоторые закономерности образования навыка


1. Низкая продуктивность на начальных этапах и рост её на последующих этапах.

2. «Плато» - топтание на месте, на определённых этапах образования навыка.


Эти идеи были изложены, в основном, в работах Уотсона и относятся к классическому бихевиоризму.


Необихевиоризм

(Неклассический бихевиоризм)


Э.Толмен (1886 – 1959)

В работе «Целостное поведение животных и человека» (1932 г.), Толмен характеризует поведение – реакцию человека, в ответ на стимул, как целостный акт, который имеет собственные свойства:


-понятливость

-направленность на цель

-пластичность

-селективность.


По сути дела, он наделяет реагирующего человека психологическими составляющими:

-потребностями (если стимул потребен, человек реагирует на него)

-познавательными процессами (ощущение, восприятие и т.д.)

-знаниями, представлениями

-способностями и т. д..


Всё это он объединил под понятием – психологические переменные (или «когнитивная карта ситуации»).


Таким образом, воздействующий на человека стимул воспринимается, осмысливается, оценивается человеком, и это обстоятельство влияет на поведенческую реакцию.


Последователь Э. Толмена – Х. Холл выдвинул идею о том, что новый навык образуется вследствие смежности во времени стимула, реакции и подкрепления.


Современные необихевиористы


Б. Скиннер (1904-1990)


На основе бихевиоральной теории Скиннер разработал концепцию программированного обучения, которая широко используется в настоящее время.

Основой такого обучения являются программированные учебники (традиционные или электронные).

В таких учебниках учебный материал разбивается на логически связанные между собой блоки.

После изучения каждого блока проводится тестирование.

Высокие оценки по результатам тестирования являются стимулом, организующим поведение человека на изучение следующего блока.


Кроме того, он выделил в поведении человека реакции:

-типа S

-типа R


Реакции типа S образуются у человека (животного) в силу совпадения во времени условного и безусловного стимула (раздражителя).

Реакция животного на какой-то стимул, в виду случаянных обстоятельств, реагирует не как обычно. Таким образом, что это реагирование приводит к позитивному подкреплению. Такая реакция может закрепляться как основная. (реакция типа R)



Кроме того, бихевиористы указывают на то, что многие навыки у животных образуются методом проб и ошибок.


В современных источниках встречается термин «социальный бихевиоризм».

В этом случае в качестве стимулов подразумеваются требования руководителя по осуществлению подчинённым определённого поведения.


«социальное ожидание»


/Кроме требований, в качестве стимула может выступать «социальное ожидание»/


Данная теория получила широкое распространение в США как фундамент для организации «тупого американского общества».


Гештальтпсихология


Это направление возникло в Германии, в тот период, когда в США вспыхнул бихевиоральный бунт против психологии сознания. (первая половина ХХ века)


«Гештальт» - «форма», «структура» (нем.).


В действительности, Гештальт – это целостный психический образ, воспринимаемого, представляемого человеком предмета (явления и т. д.)


В то время, как Вундт и его ученики стремились расщепить на отдельные составляющие психику, Гештальт-психологи поставили перед собой задачу изучать психическое целостным.


Ядро этой школы образовал триумвират известных немецких психологов:

М. Вертгеймер (1880-1943)

В. Келлер (1887-1967)

К. Коффка (1886-1941)


Основные идеи Гештальта


1. Человек воспринимает (представляет) предметы (ситуацию) целостно.

Т.е. возникает целостный психический образ («Гештальт»), который запоминается, а затем представляется.

2. Способность к целостному, структурному отражению предметов (ситуаций) изначально присуща человеку. По мере развития человека, развивается эта способность.

Человек осуществляет действия, познаёт окружающий мир. Вследствие этого, в его психике образуются гештальты.


(Прочтение книги – образование Гештальта.)


Гештальт – психологи указывали на то, что гештальты могут быть законченными и незаконченными (с незаконченными элементами).


<�Задача без решения>


Решение задачи они рассматривали как мгновенный акт переструктурирования гештальта. Образования нового, законченного гештальта.


<�Задача с её решением>


Решение задачи переживается человеком как инсайт.


Инсайт – есть переход к новой, структуре задачи, акт мгновенного мышления. Переход к новой, образной структуре задачи.


Законы образования гештальтов


1. Закон транспозиции.

2. Закон прегнантности.

3. Закон константности.

4. Закон фигуры и фона.


1. Транспозиция


Возникает целостный образ не на отдельные раздражители предметной ситуации, а на соотношение этих раздражителей.


2. Прегнантность


Выражается в тенденции психического образа принять законченную форму.

Если какие-то элементы в образе отсутствуют, то человек стремится заполнить эти фрагменты с помощью воображения.


3. Константность


Заключается в постоянстве психического образа предмета при изменении условий его восприятия.


4. Фигура и фон


На образование целостного образа предмета оказывает влияние фон, на котором он воспринимается.


Гештальт-психологи внесли существенный вклад в теорию восприятия.

Они выделили свойства восприятия:

-предметность

-целостность

-избирательность


Гештальт-психологи ошибочно полагали, что способность к целостному восприятию предметов носит врождённый характер и развивается по мере возрастной эволюции.

В действительности это не так.


Целостный образ возникает у человека в процессе познавательной деятельности по изучению этого предмета.


Гештальт-психологи не могли увязать свои исследования с деятельностью человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности в предмете.

Они исследовали восприятие человека вне деятельности, и потому, это направление является реликтовым.


Центры гештальт-терапии существуют до сих пор, но как теоретическая школа – гештальтпсихология не существует.