https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Скляренко Виктория Викторовна


кандидат экономических наук,

доцент кафедры банковского дела Санкт-Петербургского

государственного университета экономики и финансов


Шубаев Сергей Вадимович

кандидат экономических наук,

Вице-президент Международного банка Санкт–Петербурга


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ БАНКА


В течение последних десятилетий наблюдается четкая смена тенденций развития: от экономики, основанной на материальных активах и сфокусированной на конечном продукте, к экономике, основанной на знаниях. В фундаменте новой экономики лежит понятие неосязаемой ценности, основополагающими считаются роль нематериальных активов в создании стоимости и мультипликативный эффект от рецептов решений, основанных на знаниях. Изменяется природа конкурентного преимущества, которое уже основывается не на рыночной позиции, размере или власти компании, а на внедрении знаний во все сферы деятельности организации. «Процветающей компанию делает не финансовый капитал, который каждый может получить за соответствующую цену, а эффективность использования интеллектуального капитала».1 Изменяется парадигма того, что представляет собой природа создания стоимости. «Сегодня большинство видов добавленной стоимости в большинстве бизнесов – это форма коммерциализации знаний и нематериальных активов. Иными словами, материальные активы в этом не участвуют».2

В банковской сфере получение кредитной организацией реальных конкурентных преимуществ может принести использование наряду с другими активами интеллектуального капитала, который и обеспечивает доминирующее положение на рынке. Поэтому в конкурентной борьбе кредитные организации все чаще обращаются к интеллектуальной составляющей своего бизнеса. Концентрация внимания на интеллектуальном капитале как генераторе стоимости и включение его в качестве одного из факторов, влияющих на деятельность банка – новая задача менеджмента современного коммерческого банка. Особую важность приобретают вопросы идентификации новых форм капитала и включения в общий процесс управления новых методов, схем и измерителей, позволяющих полностью оценить ресурсную базу, из которой банк производит стоимость.


Различные модели и теории интеллектуального капитала представляют собой обобщение практики управления факторами стоимости в конкретных компаниях. Накопление опыта и знаний об интеллектуальном капитале к началу текущего десятилетия определяет общие подходы и единую структуризацию интеллектуальных активов. Изучение теорий интеллектуального капитала Л. Эдвинссона, Т. Стюарта, К.-Э. Свейби, Э. Брукинг и др. позволяет определить следующее.

Интеллектуальный капитал банка – соединение человеческого капитала со структурным, оказывающее положительный мультипликативный эффект на создание стоимости банка.

Человеческий капитал банка сумма знаний всех сотрудников банка, их совокупная профессиональная компетентность, способность формировать взаимоотношения и создавать стоимость.

Структурный капитал банка это инфраструктура для реализации человеческого капитала. Состоит из рецептов решений, основанных на знаниях, созданных одними сотрудниками, но которые могут использоваться другими сотрудниками банка. Структурный капитал банка делится на клиентский и организационный капитал.

Клиентский капитал банка – капитал взаимоотношений с клиентами – участие банка в бизнесе клиентов, определяющее возможность получать часть прибыли клиентов.

Организационный капитал банка системы, бизнес-процессы, организационные возможности для реализации способности к созданию стоимости.

Человеческий капитал банка выражен через профессиональную компетентность и квалификацию ключевых работников – ключевые компетенции. Ключевые компетенции – те специалисты банка, которые являются носителями основных факторов его конкурентоспособности. Основная задача управления направлена на выявление, развитие и реализацию потенциала ключевых компетенций. Структурный капитал касается конкурентоспособных преимуществ банка в дополнение к способностям работников. С течением времени банк накапливает и развивает структурный капитал. Так, опыт сотрудничества и предоставления услуг конкретным клиентам является активом, в котором клиентский капитал связан с конкретной компетентностью определенного сотрудника. Структурный капитал, таким образом, обеспечивает индивидуальный капитал специальным конкурентоспособным преимуществом.


Человеческий, структурный и клиентский капитал банка создают капитал взаимоотношений. Ценность банка может быть выведена как функция сети взаимосвязей, которые ему удалось установить. Сети действуют на двух уровнях: корпоративные сети и персональные сети. Банки становятся институализированными сетями, воплощенными в структурном, человеческом и клиентском капитале. Сети взаимоотношений, даже неструктурированные и неосязаемые, обладают потенциалом персональной и коммерческой ценности.

Управление интеллектуальным капиталом банка формирует процесс, объединяющий его отдельные компоненты с осязаемыми активами и друг с другом. Приращение интеллектуального капитала может воплотиться в более эффективное и целесообразное использование других активов. Поэтому, интеллектуальный капитал – это рычаг для других типов капитала. Он может делать другие типы капитала более производительными и результативными.

Включение интеллектуального капитала в состав активов банка порождает проблему его оценки, учета и переноса стоимости на стоимость банковского продукта. Оценка интеллектуального капитала банка необходима для определения его эффективности и факторов роста, а также для принятия решений о целесообразности капиталовложений в данный ресурс. Интеллектуальный капитал занимает особое место среди других активов и нуждается в особых подходах с точки зрения управления.

Все известные методы измерения интеллектуального капитала могут быть сгруппированы в четыре категории: методы прямого измерения интеллектуального капитала; методы рыночной капитализации; методы отдачи на активы и методы подсчета очков.

К категории методов прямого измерения интеллектуального капитала (Direct Intellectual Capital methods (DIC)) относятся методы, основанные на идентификации и оценке в деньгах отдельных активов или отдельных компонентов интеллектуального капитала. После того, как оценены отдельные компоненты интеллектуального капитала или активы, выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании.


В методах рыночной капитализации (Market Capitalization Methods (MCM)) вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов.

В методах отдачи на активы (Return on Assets methods (ROA)) определяется отношение среднего дохода компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании – ROA, этот показатель сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от интеллектуального капитала, полученную разность умножают на материальные активы компании. Далее путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока можно определить стоимость интеллектуального капитала компании.

В методах подсчета очков (Scorecard Methods (SC)) идентифицируют различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, которые генерируются и докладываются в индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы. Применение данных методов не предполагает получения денежной оценки интеллектуального капитала.

Следует отметить относительную близость DIC- и SC-методов, а также MCM- и ROA-методов. В первых двух случаях движение идет от идентификации отдельных компонентов интеллектуального капитала, в оставшихся – от интегрального эффекта.

Методы типа ROA и MCM, предлагающие денежные оценки, целесообразно использовать для оценки интеллектуального капитала при слиянии банков, в ситуациях купли-продажи бизнеса. Они могут применяться для сравнения банков, а также для иллюстрации финансовой стоимости нематериальных активов. Данные методы основываются на установившихся правилах учета, их легко сообщать профессиональным бухгалтерам. Недостатки состоят в том, что они бесполезны для внутренних отделов банков.

Преимущества DIC- и SC-методов заключается в том, что их применяют на любом уровне организации. Они работают ближе к событию, поэтому получаемое сообщение может быть более точным, чем чисто финансовые измерения. Данные методы полезны для внутренних отделов банков. Их недостатки заключаются в том, что индикаторы являются контекстными и должны быть настроены для каждой конкретной организации и определенной цели.

В практике управления интеллектуальным капиталом целесообразно применять различные системы мониторинга. Истинная стоимость интеллектуальных активов заключается в их способности производить прибыль выше, чем у конкурентов. Менеджеры должны принять соответствующие меры, чтобы максимально использовать этот богатый источник потенциальной стоимости. Формальные программы управления интеллектуальными активами значительно упрощают извлечение стоимости.

Среди известных систем мониторинга наибольший интерес представляют технология мониторинга IAM, разработанная К.-Е. Свейби, и методика Skandia Navigator, разработанная Л. Эдвинссоном.

Система измерения интеллектуального капитала К.-Э. Свейби основана на утверждении, что общая сумма нематериальных или интеллектуальных активов равна разнице между рыночной и балансовой стоимостью компании. Концепция интеллектуального капитала К.-Э. Свейби состоит из трех блоков:


  • внешняя структура (брэнды, отношения с клиентами);

  • внутренняя структура (организация: менеджмент, юридическая структура, межличностные отношения, процессы R&D, программное обеспечение и др.);

  • индивидуальные компетенции (образование, опыт).

По мнению К.-Э. Свейби, сложность в разработке подходов к измерению неосязаемых активов заключается не в самом процессе разработки, а в том, что сложно найти взаимосвязь между их значениями и изменениями в эффективности бизнеса.

Методика анализа состояния нематериальных активов Skandia Navigator, разработанная Л. Эдвинссоном, отличается от IAM жесткой привязанностью к экономическим показателям деятельности компании, ее дочерних фирм и подразделений. Оценка состояния интеллектуальных активов проводится в динамике по трем направлениям: клиенты, персонал, процессы. Для каждого из этих направлений анализа используются вполне объективные показатели. Использование условных оценочных индикаторов сведено до минимума.


Согласно Л. Эдвинссону показатели прямого указания количества и результаты опросов могут быть представлены в денежной форме или в виде процентов. Если получится их так представить, то останется только два типа показателей: денежные и процентные. Денежные показатели получаются путем заранее определенного взвешивания, образуя в сумме стоимость интеллектуального капитала организации (С). Процентные показатели показывают скорость, направление и текущее положение организации. Если их получится объединить в единый показатель (i), то он будет определять эффективность использования интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал организации есть произведение двух сумм: С и i.


Интеллектуальный капитал организации = i * C,


где: i   показывает существующий потенциал организации;

C   характеризует потенциал организации для будущего.


Создание и развитие основных принципов составления отчетности и управления интеллектуальным капиталом стало одним из приоритетных проектов правительств ряда европейских государств, в которых высоко оценивается роль государства в определении типа макроэкономической среды, в которой организации могут применять знания для создания новшеств и получения прибыли.3 На основании изучения методов, применяемых в отчетности и управлении знаниями ряда датских и шведских компаний, экспертами были выделены основные компоненты счетов, отражающих движение интеллектуального капитала, и определен контекст, в котором должна составляться отчетность. Отчеты о состоянии интеллектуального капитала должны применяться в стратегическом контексте, чтобы соединить «новую действительность» компании с текущей. Для того чтобы счета движения интеллектуального капитала стали частью процесса принятия управленческих решений в организации, их необходимо включить в стратегическое и операционное планирование и систему отчетности.

Отчет об интеллектуальном капитале банка, на наш взгляд, следует рассматривать как инструмент для его измерения, управления им и демонстрации привлекательности банка для акционеров и инвесторов. Он должен показывать инвестору, как банк движется от своего текущего состояния к тому, каким он может и должен быть. При этом наглядность представления данных будет превалировать по важности над денежным (стоимостным) выражением показателей, что, однако, является большим недостатком и ограничивает использование результатов анализа интеллектуального капитала в других целях.


Следует отметить, что отчеты по интеллектуальному капиталу фактически не измеряют интеллектуальный капитал. Они сосредотачиваются на развитии стоимости банка скорее, чем на простом заявлении количества интеллектуального капитала. По нашему мнению, высшая амбициозная цель отчетов по интеллектуальному капиталу коммерческого банка состоит в том, чтобы установить понимание и раскрытие центральных факторов роста банка для достижения более эффективного управления этими факторами и, таким образом, способствовать увеличению стоимости банка. Более реалистичная цель отчетов по интеллектуальному капиталу – отразить количество ресурсов, состав квалификаций и последствия различных применений интеллектуального капитала. Измеренные области, ключевые показатели, собранные в отчет, должны – вместе с описанием стратегии – обеспечивать разумное представление ресурсов и компетентности и способа, которым банк намеревается их развивать.

Отчет по интеллектуальному капиталу коммерческого банка должен включать информацию о человеческом капитале, клиентском капитале и структурном капитале банка.

Человеческий капитал – сумма знаний и навыков сотрудников банка, их стремления к нововведениям и способностей к выполнению задач, хороший менеджмент, контракты с выдающимися специалистами в банковской сфере, ноу-хау, неотделимые от конкретного физического лица, «молчаливые» или подразумеваемые знания. Чтобы успешно управлять человеческим капиталом, менеджмент должен отслеживать примерно следующий набор параметров: образование; квалификация; связанные с банковской работой знания; профессиональные наклонности; психометрические характеристики; связанные с банковской работой умения и т. д.

Клиентский капитал – эта часть связана с положением банка на рынке, его связями с клиентами и партнерами. К клиентскому капиталу банка следует отнести: брэнд; деловую репутацию; наличие инсайдеров в организациях партнерах; наличие крупных корпоративных клиентов; наличие устойчивой депозитной базы; развитую сеть каналов предоставления банковских услуг и т. д.


Структурный капитал это все то, что обеспечивает эффективную работу сотрудников. Структурный капитал включает: информационные ресурсы; инструкции, методики работы; систему организации банка; систематизированные знания, в том числе ноу-хау, в принципе отделимые от физических лиц (работников) и от организации; права на объекты интеллектуальной собственности.

Рассмотренные модели оценки, определения структуры и мониторинга интеллектуального капитала могут служить основой для внедрения подобных методов управления в российских коммерческих банках. Такой подход к управлению банковским бизнесом способствует выявлению и решению многих внутренних проблем, которые не всегда очевидны из динамики балансовых показателей, а использование интеллектуального капитала наряду с другими активами позволит кредитным организациям получать реальные конкурентные преимущества, что обеспечит доминирующее положения на рынке. Реализация рассмотренных в данной статье идей позволит оказать существенное положительное влияние на качество управления коммерческим банком, что приведет к повышению его стоимости и конкурентоспособности.


1 Strassmann P. Calculating knowledge capital // Knowledge management, 1999. October.

2 Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях.– М.: ИНФРА– М, 2005.

3 Министерство бизнеса и промышленности Дании выступило инициатором проекта по созданию и развитию принципов составления отчетности и управления интеллектуальным капиталом, а также планирует использовать свое влияние для создания международных стандартов отчетности, касающейся интеллектуального капитала.

Аналогичные инициативы в Швеции, Нидерландах, Израиле и др.