girniy.ru   1 ... 3 4 5 6
pecсatum originale из “Труб духовных” на дух не принимается московским духовенством (об этом сообщается в одной из статей канадского исследователя П. Ролланда). Можно обратиться, как это часто делается, и к запискам иностранцев о России, в частности к датскому сочинению Якуба Ульфельда о его путешествии в Московию в конце 70-х годов 16 в.35 В его записках пересказан диалог с неким русским приставом приставом о грехе и спасении. Оказывается, пример Марии Магдалины имел для пристава большое значение как аргумент в пользу мнения, что искупить свои грехи можно одним лишь простым покаянием.... И такие примеры я могу продолжать, и их накапливается больше, чем мы привыкли допускать.


И буквально еще два замечания о том, что сказал Николай Витальевич Шабуров о перечислении в начале моего текста имен авторов, характерных западной и восточной патристики. Тут мы снова имеем дело с недоразумением. Ссылаясь на авторитет французской энциклопедии “Католицизм”, вслед за и Ж. Лиебаром я говорю, что когда мы подходим к сравнению двух патристических традиций в том виде, в каком они сложились к эпохе Августина, мы обнаруживаем, что восточная и западная традиция смотрит на фундаментальных вопросов вероучения по-разному. И дело не в двух рядах имен, а дело в том, что уже к началу Средних веков сложился некий нормативный кумулятивный патристический текст, который я позволил себе назвать мегатекстом, сформировавший затем (в этом отношении я согласен с К. Антоновом и его пониманием “переживаемого” христианства) особые “нормативные” же положения о том, что значить быть христианином. И с этой точки зрения приведенный ряд имен, с одной стороны от Дионисия Ареопагита до Иоанна Дамаскина, с другой – от Тертуллиана до Фомы Аквинского, - очень показателен.


Завершая, хочу выразить надежду, что мы вскоре продолжим начатые плодотворные дебаты по поставленным вопросам...


1 Jugie M. Le schisme byzantin. Apercu historique et doctrinale. Paris 1941. P. 313, 377.

2 Такая линия преемственности предложена авторитетнейшим католическим изданием в соответствующей обобщающей статье (Liébart J. Patrologie // Catholicisme. Hier - aujoud’hui - demain. T. X. Paris, 1985. Col. 838 sq.).

3 Liébart J. Patrologie. Col. 849.

4 Meyendorff J. La signification de la Réforme dans l’histoire du christianisme // Meyendorff J. Orthodoxie et catholicité. Paris:Seuil, 1965. P. 110-111.

5 Карсавин Л.П. Католичество. Пг., 1918. C. 72-74.

6 Delumeau J. Le péché et la peur. La culpabilisation en Occident. XIIIe- XVIIIe siècles. Paris: Fayard, 1983.


7 Meyendorff J. La signification de la Réforme. P. 115-117.

8 Карсавин Л.П. Католичество. C. 67, passim.

9 Карсавин Л.П. Католичество. C. 56.

10 Сергий (Страгородский), архимандрит. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений свято-отеческих. Казань, 1898 (Репринт: М., 1991).

11 Aверинцев С.С. Православие // Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 334.

Meyendorff J. La signification de la Réforme. P. 117.

12 Попов И.В. Идея обожения в древневосточной церкви. М., 1909. С. 51.

13 Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994. С. 70-72.

14 Meyendorff J. La signification de la Réforme. P. 110.

15 Meyendorff J. La signification de la Réforme. P. 116.

16 Sartorius B. L’Eglise Orthodoxe. Paris, 1968. P. 66, passim.

17 Карсавин Л.П. Католичество. C. 59-60.

18 Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания // Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С. 407-423.

19 Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания. С. 411.

20 Карсавин Л.П. Католичество. C. 46.

21 Соловьев В. С. Великий спор // Собрание сочинений. Т. 4. Спб., б.г. C. 71, passim.

22 Sartorius B. L’Eglise Orthodoxe. Paris, 1968. P. 74-82.


23 Reynold G. de. Qu’est-ce que l’Europe? La formation de l’Europe. Fribourg, 1944. P. 36.

24 Это направление сложилось в историографии в 1980е-1990е годы, его зачинателями выступили Х. Шиллинг и В. Райнхардт (см.: Schilling H. Konfessionalisierung als gesellsachaftlicher Umbruch. Inhaltliche Perspektiven und massenmediale Darstellung, in: Quandt S.(ed.), Luther, die Reformation und de Deutschen. - Wie erzählen wir unsere Geschichte? Pderborn, 1982, 35-51; Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden: Brill, 1992; Schilling H. Die Konfessionalisierung im Reich. Religiöser und gesellschaftlicher Wandel in Deutschland zwischen 1555 und 1620 // Historische Zeitschrift, 246 (1988), 1-45 Reinhard W. Gegenreformation als Modernisierung? Prolegomena zu einer Theorie des konfessionellen Zeitalters // Archiv fur Reformationsgeschichte, 68 (1977). S. 226-251; Reinhard W. Konfession und Konfessionalisierung in Deutschland // Reinhard W. (Hrsg.) Bekenntnis und Geschichte. Die Confessio Augustana im historischen Zusammenhang. S. 165-189; Reinhardt W. Die lateinische Variante von Religion und ihre Bedeutung für die politische Kultur Europas. Ein Versuch in historischer Anthropologie, in: Saeculum 43 (1992), 231-255; Reinhard W. Zwang zur Konfessionalisierung? Prolegomena zu einer Theorie des konfessionellen Zeitalters // Zeitschrift fur historische Forschung, 10 (1983). S. 257-277; Reinhard W., Schilling H. (Hrsg). Die Katholische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins für Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (=Schriften des Vereins für Reformationsgeschichte. Bd. 198); Schilling H. Confessionalisation and the Rise of Religious and Cultural Frontiers in Early Modern Europe // Frontiers of Faith. Religious Exchange and the Constitution of Religious Identities, 1400-1750. Ed. by E. Andor and I.G. Toth. Budapest: Central European University, 2001. P.21-36. На русском языке см.: Дмитриев М.В. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии европейского христианства в XVI - XVII вв. // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: “Индрик”, 1997. С. 26-28; Ивонин Ю.Е. Концепция конфессионализации и Старая Империя в новом историческом прочтении // Ивонин Ю. Е. Универсализм и территориализм. Старая Империя и территориальные государства Германии в раннее Новое время. 1495-1806. Том 1. Москва: РосКонсульт, 2004. C. 20-43; Прокопьев А.Ю. Введение. Реформация, Контрреформация, Конфессионализация // Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время. Доклады русско-немецкой научной конференции 14-16 ноября 2000 г. Под ред. А.Ю. Прокофьева. Спб.: Алетейя, 2004. С. 5-30; Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740. Москва: «Древлехранилище», 2000. С. 65-66.


25 Reinhard W., Was ist katholische Konfessionalisierung? S. 421

26 Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М.: Издательство МГУ, 2003. С. 283; Дмитриев М.В. Церковные братства Киевской митрополии в конце XVI в.: результат «православной конфессионализации»? // Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. Сб. статей. / Отв. ред. М.Ю. Парамонова. Москва, 2003. С. 133-153; Dmitriev M. Les confrйries de Ruthйnie dans la deuxiиme moitiй du XVIe siиcle - une "Rйforme orthodoxe"? // Кtre catholique, кtre orthodoxe, кtre protestant. Confessions et identitйs culturelles en Europe mйdiйvale et moderne. Études réunies et publiées par Marek Derwich et Mikhaïl V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003. P. 208-220.

27 Вопрос об этом ставился уже на круглых столах, посвященных 1000-летию крещения Руси (Советское славяноведение, 1988, № 6; Вопросы истории. 1990. № 3). Но эта тема до сих не вошла по-настоящему в обиход исторических исследований - как тема именно сравнительного изучения. Ситуация стала меняться лишь недавно, в связи с публикацией ряда книг, где специфика православной традиции стоит в центре анализа ( в частности, в исследованиях, организуемых и издаваемых Центром восточнохристианской культуры в Москве).

28См.: Zeeden E. W. Grundlagen und Wege der Konfessionsbildung in Deutschland im Zeilalter der Glaubenskampfe // Historische Zeitschrift, 185 (1958). S. 249-299; Zeeden E.W. Konfessionsbildung. Studien zur Reformation, Gegenreformation und Katholischen Reform. Stuttgard, 1985.

29 Wil van der Bercken. Holy Russia and Christian Europe. East and West in the Religious Ideology og Russia. London: SCM Press, 1999

30 Орленко С.П. Выходцы из Западной Еваропы и русские горожане в XVII веке (по неопубликованным источникам РГАДА) // Славяноведение. 2002. № 2. С. 69-81.


31 La vie de l’archiprêtre Avvakum écrite par lui-même et sa dernière épître au tsar Alexis. Traduites du vieux russe avec une introduction et des notes par Pierre Pascal. Paris: Gallimard, 1960.

32 Кудрявцев И.М. Сборник XVII века с подписями протопопа Аввакума и других пустозерских узников. // Записки ОР ГБЛ 23 (1972). С. 148-212.

33 Dmitriev M., Seregina A. Two Views on Religious Toleration in the 16th Century: Robert Persons and starets Artemij// Кtre catholique, кtre orthodoxe, кtre protestant. Confessions et identitйs culturelles en Europe mйdiйvale et moderne. Études réunies et publiées par Marek Derwich et Mikhaïl V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003. P. 89-109.

34 Опарина Т.А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосибирск: Наука, 1998. Приложения.

35 Якоб Ульфельдт. Путешествие в Россию. Москва: языки славянской культуры, 2002.



<< предыдущая страница