girniy.ru 1

Афанасьева Тамара Николаевна,


учитель информатики и вычислительной техники МОУ «Гимназия №6»


Конспект открытого урока по информатике.


Предмет урока: информатика и вычислительная техника.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема:
Стандартная программа MS Блокнот. Структура окна MS Блокнот и правила ввода текста.

Продолжительность
: 1 урок (45 минут)

Класс: 7 класс.

Оборудование: компьютерный класс на 11рабочих мест уч-ся, программное обеспечение «Блокнот», мультимедийный проектор, мультимедийный проигрыватель.

Технологии:
компьютерная презентация (PowerPoint), компьютерный тест.

В ходе создания использовались следующие программные средства:


  1. Microsoft Word - набор и редактирование текста

  2. Microsoft PowerPoint - создание и компоновка презентации


Программное обеспечение а) и b) - является лицензированным ПО для гимназии №6 (по проекту «Дети России»).

Цели урока:

  • Повторить пройденную тему «Информация и информационные процессы».

  • Усвоить новый материал: структура окна, правила набора текста, для чего служит текстовый редактор MS Блокнот.

  • Отработка навыков ввода текста.



Хронология урока (ход урока):

    1. Организационный момент – 1мин.

    2. Сообщение темы и цели урока – 2мин.

    3. Повторение пройденного материала – 6мин.

    4. Теоретическая часть урока – 13 мин.

    5. Физкульт минутка – 3 мин.

    6. Практическая часть на ПК – 17 мин.

    7. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 3 мин.


Ход урока.

I. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята. Садитесь.


II. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока « Стандартная программа MS Блокнот. Структура окна MS Блокнот и правила ввода текста».

Сегодня на уроке мы с вами повторим пройденную тему «Информация и информационные процессы», а также ознакомимся с новой темой и отработаем навыки ввода текста в программе MS Блокнот.

III. Повторение пройденного материала

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали тему «Информация и информационные процессы». Вы узнали, что такое информация, познакомились с единицами измерения объема информации и информационными процессами в природе, обществе и технике. Сейчас мы повторим пройденную нами тему в виде опроса.



  1. Как вы понимаете, что такое информация?

- Термин «информация» в переводе с латинского языка означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информация – это очень емкое и глубокое понятие, которому не просто дать четкое определение.

  1. Перечислите виды информации, воспринимаемые вами. Звучит музыка, информация для узкого круга и т.д. Картинка.

- научная, эстетическая, культурологическая и т.д.


  1. Приведите примеры восприятия информации животными.

- Животные воспринимают информацию с помощью органов чувств.


  1. Что такое информационные процессы? Приведете примеры информационных процессов в обществе.

- Информационные процессы – это процессы, связанные с хранение, обработкой и передачей информации.

  1. Какие единицы измерения объема информации вы знаете?

- Байт, бит, кигобайт, и т.д.

  1. На странице должно быть 40 строк по 70 символов в каждой. Определите информационный объем страницы в битах и байтах. Объем информации, содержащийся в одном символе (букве, цифре или пробеле), равен 1 биту.


- с начало мы узнаем сколько символов 40*70=2800 с. нам известно, что 1с.=1биту, то 2800с=2800бита. 1байт =8битам. 2800*8=22400байтов.


  1. Как подразделяются системы управления по степени участия в них человека?

- Система управления подразделяются по степени участия в них человека на автоматизированные, автоматические и неавтоматические.

IV. Теоретическая часть. «Блокнот» — это несложный текстовый редактор. (Блокнот - очень простой и удобный текстовый редактор). «Блокнот» интересен тем, что он используется для создания простых документов. Хорошо также с помощью Блокнота изучать основные навыки управления текстовым курсором при работе с текстом, а также усвоить правила ввода текста. Наиболее часто программа «Блокнот» используется для просмотра и редактирования (исправление и изменение текста) текстовых файлов, но многие пользователи применяют программу «Блокнот» в качестве простого инструмента для создания веб-страниц. Программа «Блокнот» поддерживает только основное форматирование текста.

Запуск стандартной программы Блокнот из Главного меню: нажмите кнопку Пуск и выберите команды Программы – Стандартные - Блокнот. Или найти на рабочем столе компьютера ярлык Блокнот. После запуска программы на рабочем столе открывается компьютерное окно, а на Панели задач появляется кнопка с названием Блокнот. Что такое компьютерное окно? Компьютерное окно – это ограниченная рамкой область экрана для размещения компьютерных объектов и выполнения действий с ними.

Рассмотрим структуру компьютерное окно «Блокнот» по схеме.


Заголовок окна

Развернуть / Восстановить

Закрыть

Свернуть



Строка меню

Ползунок

Стрелка прокрутки

Полоса прокрутки

Границы окна


Одним из важных элементов компьютерного окна является строка меню, в которую входят опции «файл», «правка», «формат», «вид», «справка». Через опцию строки меню «файл» можно создать: - новый документ; - открыть существующий; - сохранить документ; - настроить макет страницы; - распечатать. Через опцию строки меню «правка» можно: - отменить последнее действия; - работать с блоками текста. Через опцию строки меню «формат» можно: - настроить начертание шрифта. Через опцию строки меню «вид» можно: - вызвать строку состояния. Через опцию строки меню «справка» можно: - вызвать справку о программы.

На рабочем поле «Блокнот» имеется мигающая вертикальная черточка, которая называется текстовым курсором. Текстовый курсор показывает место, где появится символ, набранный на клавиатуре. При помощи компьютера мы набирать текст. Но для того, чтобы набирать текст необходимо знать правила набора текста.

Основные правила набора текста.


  1. Строчные буквы, цифры и знаки «- », «=», «.» (точка) набираются простым нажатием клавиш.

  2. Прописные буквы, знаки на клавишах, а также «_», «+», и «,» (запятая) набираются при нажатой клавиши Shift.

  3. Между словами ставится один пробел.
  4. Знаки препинания в тексте (кроме тире) не отделяются пробелом от слова, за которым стоят. Скобки и кавычки также присоединяются к выделяемым словам без пробела.


  5. Чтобы начать текст с новой строки, используется клавиша Enter.

V. Физкультминутка.

  1. Не вставая со стул, положите кисти рук на стол. Согните пальцы так, как будто держите в руках теннисный мяч, и упритесь ими в стол. Теперь поднимите согнутый указательный палец (остальные на столе!) и резко выпрямите его. Вновь согните палец и поставьте его на стол. Проделайте это упражнение всеми пальцами два раза.

  2. Соедините ладони и прижмите их к груди. Пальцы должны быть вытянуты и прижаты друг к другу. Не разводя ладони, сделайте из пальцев веер и снова соедините пальцы. И так 10 раз.

  3. Теперь ладони будут прижаты друг к другу, а пальцы будут убегать в разные стороны. Сложите руки ладонь к ладони перед грудью. Отведите пальцы левой руки влево до предела. То же самое сделайте с пальцами правой руки. Это упражнение нужно выполнить 10 раз.

  4. Это упражнение похоже на предыдущее, только «убегают» ладони, а пальцы остаются вместе. Выполняется 10 раз.

  5. Переплетите пальцы рук так, чтобы ладони были направлены к груди. Пальцы остаются на месте, а вот кисти раскачиваются в разные стороны: левая к себе - правая от себя; правая к себе – левая от себя. 10раз.

  6. Повращаем кулаками, держа их перед собой. Сначала по часовой стрелке, затем противоположную сторону.

  7. Потрите рука об руку (« Вот ты мне и попался!»), а потом погладьте правую руку левой и наоборот («Какие хорошие ручки!»). В заключение вымойте руки (нет ни мыла, ни воды).

  8. Закройте глаза и легкими вращательными кругами помассируйте руками веки глаз.

VI. Практическая часть на ПК.

Итак, ребята, сейчас мы закрепим структуру окна «Блокнота» и основные правила ввода текста на практике. Рассаживаемся за компьютеры.

Задание №1. Напечатайте словосочетания река Волга, озеро Байкал, планета Марс, поэт А.С. Пушкин.


Задание №2. Переведите текстовый курсор на предыдущую строку. Запишите по одному на каждой строке названия российских городов в алфавитном порядке: Саратов, Ярославль, Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Новосибирск, Архангельск.

Задание №3. Переведите текстовый курсор на предыдущую строку. Напечатайте шуточные вопросы и ответы: 1. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? 2. Что нужно сделать, чтобы отпилить ветку, на которой сидит ворона, не потревожив ее? 3. В комнате горело семь свечей. Проходил мимо человек, потушил две свечи. Сколько осталось?

VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ребята давайте подведем наши итоги урока. Сегодня мы с вами повторили пройденную тему. Ознакомили с новой темой, т.е. как выглядит структура окна, а также правила ввода текста в рабочее поле. Усвоенный материал закрепили на практике, т.е. на компьютере.

Домашнее задание повторить правила ввода текста и структуру окна MS Блокнот.