girniy.ru 1 2 ... 33 34

Александрова А.Ю. Международный туризм


Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Глава I. Туризм как системный объест изучения
§ 1. Определение туризма
§ 2. Классификация туризма

Глава II. Статистика международного туризма
§ 1. Статистика туристских потоков
§ 2. Статистика туристских доходов и расходов
§ 3. Методы статистического учета в туризме
§ 4. Основные направления совершенствования статистики международного туризма

Глава III. Туристский спрос.
§ 1. Сегментирование туристского рынка. Типы туристов
§ 2. Сущность туристского спроса
§ 3. Основные черты туристского спроса
§ 4. Современные тенденции туристского спроса

Глава IV. География туристского спроса.
§ 1. География туризма с целью отдыха и развлечений

§ 2. География делового туризма

§ 3. География религиозного туризма
§ 4. Географии лечебно-оздоровительного туризма

Глава V. Специфика и состав туристской индустрии.
§ 1. Понятие туристской индустрии
§ 2. Сектор транспортных перевозок
§ 3. Сектор размещения и питания
§ 4. Сектор развлечений
§ 5. Туроператоры и турагенты

Глава VI. Современные трансформации мировой индустрии туризма 

Глава VII. Туристское предложение.
§ 1. Туристский продукт
§ 2. Факторы производства туристского продукта
§ 3. Сущность туристского предложения
§ 4. Особенности туристского предложения по секторам туристской индустрии
§ 5. Равновесие на рынке туризма

Глава VIII. Структура туристского рынка
§ 1. Формы рыночных структур в туризме
§ 2. Концентрация производства в туризме и механизм ее осуществления

Глава IX. Процессы транснационализации и глобализации в международном туризме

§ 1. Транснациональные компании на рынке международного туризма
§ 2. ТНК в гостиничном хозяйстве
§ 3. Влияние туристских ТНК на национальную экономик
§ 4. Процессы глобализации в мировом туризме

Рекомендуемая литература 


ПРЕДИСЛОВИЕ


В России с развитием рынка туризма возникла потребность в кадрах с новым типом мышления и поведения. Отвечая на запросы времени, многие образовательные учреждения приступили к под готовке кадров для туристского бизнеса. Стала выходить учебная литература по туризму: главным образом введение в специальность, книги по маркетингу, менеджменту, бухгалтерскому учету и нало гообложению. 

Сегодня, когда отечественный книжный рынок насыщен ра ботами по туризму в основном прикладного характера, остро встал вопрос об издании учебника комплексного типа, сочетающего теорию с практикой ведения туристского бизнеса. Фундаменталь ные знания важны не сами по себе, а как инструмент, позволяю щий специалисту ориентироваться в реальном мире туризма. 

Настоящий учебник является изданием такого рода. Представ ленная в нем теория, опирающаяся на конкретные факты разви тия международного туризма, в свою очередь призвана обеспечить познание существа этого общественного явления. Она дает науч ное объяснение пространственной организации туризма, проис ходящим в нем процессам, позволяет осмыслить туристскую прак тику, выявить принципы рационального хозяйствования, обосно вать политику государства в области туризма. 

Кроме того, информация, содержащаяся в учебнике, поможет грамотно действовать в реальной жизни в любом качестве: пред принимателю, работнику туристской компании или служащему в структуре управления туризмом, а также самому туристу. Знания механизма функционирования туристской системы и закономер ностей ее развития незаменимы при принятии управленческих решений, выработке стратегии конкуренции и ценообразования в условиях власти рынка. Чем глубже будут эти знания, тем выше рейтинг специалиста. 


Богатый фактический материал используется не только в ка честве иллюстраций к теоретическим положениям, но имеет боль шую самостоятельную ценность. Учебник знакомит с уровнем ту ристской активности, степенью концентрации туристских рынков, количественными оценками экономического вклада между народного туризма и т.д. 

Учебник опирается на материалы специализированных учрежде ний ООН, Европейского Союза, Всемирной туристской организа ции (ВТО), национальных туристских администраций, Госкомстата России и пр. Автором привлекалась специализированная периоди ческая печать. В издании учтены достижения мировой науки в обла сти географии и экономики международного туризма, использова ны работы отечественных авторов (В. И. Азара, М. Б. Биржакова, А. С. Запесоцкого, Д. К. Исмаева, Е. В. Колотовой, В. Д. Марковой, Н. С. Мироненко, В. С. Сенина и др.) и зарубежных ученых (А. Булла, Ф. Велласа, П. О'Коннора, Д. Никсона и др.). 

Композиция учебного издания отвечает задаче подготовки кад ров для формирования цивилизованного рынка туризма в России. Работа начинается с определения объекта изучения, его сущности и границ. Затем рассматриваются вопросы статистики: показатели международного туризма, методы сбора и обработки статистиче ской информации, направления совершенствования статистиче ского учета в туризме. Центральное место в книге занимают про блемы спроса и предложения в туризме. Дается характеристика сущ ности и особенностей туристского спроса. Представлена география туристских потоков как реализованного туристского спроса. Ряд глав посвящен туристскому предложению, т.е. экономическому поведению производителей туристских товаров и услуг, и пробле ме равновесия на туристском рынке. Здесь же прослеживаются из менения в природе туристского бизнеса под влиянием современ ных информационных технологий, а также в структуре мирового туристского рынка. В заключение раскрываются процессы транснационализации и глобализации в туризме. Каждая тема заканчива­ется контрольными вопросами и заданиями. Они служат закрепле нию учебного материала. Книга снабжена наглядным материалом в виде таблиц, графиков, диаграмм. В конце приводятся список рекомендуемой литературы и предметный указатель. 

Туризм обладает большим эмоциональным воздействием на человека. Традиционно он ассоциируется с праздником жизни. Автор стремился сохранить эту притягательную силу и передать читате лю его положительную энергетику. 

Учебник подготовлен на кафедре географии мирового хозяй ства географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.



следующая страница >>