girniy.ru   1 2 3 ... 14 15
Глава LX


Одномодульный выборочный предмет: «Географическое исследование»

(
Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII)

1.Общая часть



А) Вступление

В результате изучения курса «Географическое исследование» на средней ступени школьного образования учащийся сможет на основе наблюдений за происходящими в окружающей среде явлениями определить основные запросы и проблемы населения, выявить и запланировать пути их решения, запланировать и провести географические исследования, письменно или устно представить выводы этого исследования. Вместе с тем он сможет в процессе исследования создать визуальные материалы (карту и другие географические средства), составить простые тематические карты, написать сочинение на географическую тему; курс составлен таким образом, что учащийся сможет, в соответствии с собственными интересами и возрастными возможностями, самостоятельно исследовать географические вопросы и представить свою работу аудитории; в дальнейшем использовать свои познания и умения по географии в разных жизненных ситуациях. У учащегося возрастёт интерес не только к предмету, но и к социальной и природной среде, а также к определённым исследованиям. Он научится лучше сотрудничать с ровесниками, и в дальнейшем станет активным гражданином; будет с чувством ответственности относиться к среде обитания.

Вышеуказанный курс поможет учащемуся приобрести не только теоретические знания, но и выработать практические умения и навыки.

Учащийся сможет самостоятельно, в соответствии с целями, изыскать первичную информацию и обработать её. Он должен научиться не только обрабатывать сведения, полученные из разных информационных средств, но и находить их. Для этого ему нужно выбрать тему, информацию для которой он сможет найти непосредственно вокруг себя. Тематика выбранной работы может отражать вопросы как физической, так и общественной географии и защиты окружающей среды.


Б
) Цели обучения географическому исследованию.

Целями обучения учащегося географическому исследованию являются:


  • ознакомить его с методами географического исследования;

  • помочь в восприятии локальной окружающей среды;

  • помочь в идентификации предмета исследования;

  • углубить знания по предмету;

  • выработать навыки интерпретации фактов, явлений и процессов;

  • выработать исследовательские навыки;

  • научить вырабатывать и отстаивать свою позицию;

  • помочь осмыслить проблемы и устанавливать взаимосвязь между явлениями;

  • научить находить и систематизировать информацию;

  • развить творческие умения;

  • углубить навыки обработки и анализа материала;

  • выработать умение решать проблему;

  • развить навыки коммуникации.


В) Организация курса обучения

Учебная программа выборочного предмета «Географические исследования», который изучается в течение двух семестров на средней ступени школьного обучения - в X/XI/XII классах, рассчитана на 60 академических часов.

Индексы, указанные в Стандарте:

перед каждым результатом, указанном в Стандарте, дан индекс. Напр., Выб. Гео.
иссл. X/XI/XII.1. – первый знак индекса указывает на то, что программа является выборочной (Выб. = выборочный), второй - на предмет (Гео. иссл. = географические исследования), третий - X/XI/XII - в каких классах изучается предмет (в X/XI/XII классах), а последний знак -1- порядковый номер результатов. (1- первый результат).


Г) Описание направлений обучения предмету

В указанном курсе географии выделены два основных направления: географические исследования и коммуникация. Результаты сгруппированы по этим направлениям.


Географические исследования1. Главная цель этого направления – помочь учащемуся осмыслить важность знаний по географии в разных сферах человеческой деятельности, ознакомить его с традиционными (описательным, сравнительно-географическим, картографическим) и новейшими (математическим, аэрокосмическим, геоинформационным) методами; обучить вопросам географического прогнозирования и моделирования. Учащемуся необходимо научиться находить теоретические материалы и источники, касающиеся соответствующих проблем, собирать в полевых условиях информацию, систематизировать материал, проводить анализы и разрабатывать структуру географической темы.

Коммуникация. Цель этого направления - научить учащегося анализировать карты и другие географические вспомогательные средства и создавать их аналогии; привить ему навыки и умения индивидуальной и групповой работы (распределение работ, групповое обсуждение и др.); в процессе индивидуальной работы для преодоления проблем обращаться к сверстникам, интересующимся данным вопросом; в процессе исследования наладить связь с теми лицами и организациями, которые помогут найти нужную информацию. Приобщить учащегося к проведению презентаций перед аудиториями различного типа.


  1. Предметная компетенция


X/XI/XII классы


Географическое исследование

Стандарт

Результаты, достигаемые по направлениям к концу учебного года.


Географическое исследование

Коммуникация

Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII .1.


Учащийся определяет проблему, цель географического исследования, пути и способы её достижения.


Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII .2.

Учащийся собирает нужную для географического исследования информацию.

Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII. 3.

Учащийся анализирует и обрабатывает полученную информацию для осуществления географического исследования.



Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII. 4.

Учащийся использует географические и другие вспомогательные средства для поиска информации и высказывания собственного мнения.

Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII. 5. Учащийся проявляет необходимые умения и навыки для представления результатов своего исследования.



Результаты и индикаторы, достигаемые по направлениям к концу учебного года:


Географическое исследование.

Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII. 1. Учащийся определяет проблему, цель географического

исследования, пути и способы её достижения.


Результат достигнут, если учащийся:
  • определяет при географическом исследовании взаимообусловленность между местом, явлениями и процессами (причинно-следственные связи между природными условиями, ресурсами, населением, народным хозяйством и экологической обстановкой на локальном, региональном и глобальном уровнях);


  • наблюдает за локальной обстановкой и изучает её для определения существующих здесь географических проблем;

  • ставит вопросы (географического характера), оценивает явления, высказывает предположения, и, в результате подытоживания мнений в группе, определяет актуальную, с его точки зрения, проблему (напр.: проблему осваивания территории, почему изменяется территория, что является причиной и результатом этого и т.д.);

  • рассматривает результаты наблюдения, рассуждает по поводу поставленной проблемы и предлагает возможные пути ее решения, выдвигает гипотезы, из которых для исследования выбирает лучшие;

  • на основе выбранной гипотезы определяет направление географического исследования и разрабатывает структуру темы.

Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII. 2. Учащийся собирает нужную для географического

исследования информацию.

Результат достигнут, если учащийся:

  • составляет график выполняемых работ и соблюдает его последовательность;

  • исходя из цели исследования, находит нужную информацию у соответствующих научных, правительственных и неправительственных организаций;

  • исходя из цели географического исследования, подбирает и изучает соответствующий теоретический и визуальный материал;

  • владеет некоторыми технологиями, необходимыми для исследования в полевых условиях и, в случае необходимости, надлежащим образом пользуется приборами;

  • на основе соответствующей методологии планирует полевые работы;

  • с целью решения поставленной проблемы, находит в локальной среде фактический материал;
  • на основе собранной информации по изучаемой теме, создаёт банк географических данных (теоретические материалы, карты, материалы, собранные во время полевых работ, статистические данные, таблицы, диаграммы, графики. При наличии соответствующей материально-технической базы, проводит GIS анализ.


Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII. 3. Учащийся анализирует и обрабатывает полученную

информацию для осуществления географического

исследования.


Результат достигнут, если учащийся:

  • опираясь на научные источники критически оценивает мнения, касающиеся проблематики исследования;

  • пользуется необходимым для исследования методом (картографическим, социологическим, математическим, статистическим, сравнительным), обрабатывает и анализирует информацию;

  • самостоятельно собирает информацию, для чего, в случае необходимости, участвует в дебатах и консультациях;

  • на основе анализа полученных результатов, обобщает проблему и проверяет правильность выбранной им гипотезы;

  • опознаёт и создаёт простые географические модели (напр., геоурбанистические проблемы, составление плана местонахождений торговых и производственных объектов и др.);

  • на основе анализа информации, разрабатывает пути решения географических проблем и выдвигает гипотезы.

Коммуникация

Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII.4. Учащийся использует географические и другие

вспомогательные средства для поиска информации и

высказывания собственного мнения.

Результат достигнут, если учащийся:

  • используя фотографии, иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и карты, делает интерпретацию собственной географической информации (напр.: определяет своеобразие климатических условий);

  • представляет одну и ту же информацию, используя различные вспомогательные средства ( напр.: данную на карте информацию представляет в виде таблицы);
  • для поиска информации и выражения своего мнения пользуется международным языком географии – картой;


  • суммируя данные различных тематических карт , с учётом цели исследования, проводит комплексный анализ ( напр.: на основе суммирования данных климатической, физико-географической карт и карты населения рассуждает о курортном хозяйстве края);

  • на основе обработки материала, полученного при работе в полевых условиях, и существующей статистической информации, составляет графики, диаграммы, таблицы, карты и прилагает их к своей работе для лучшего восприятия материала.

Выб. Гео. Иссл. X/ XI/ XII. 5. Учащийся проявляет необходимые умения и навыки для

представления результатов своего исследования.


Результат достигнут, если учащийся:

  • в процессе исследования находит в литературных источниках толкования географических терминов и концепций и соответствующим образом использует их;

  • представляет полученные в результате исследования результаты и своё мнение в различных формах (устно, письменно, графически и др.);

  • на основе обработанной информации, полученной из научных источников или в результате собственного исследования пишет тему по географии;

  • на разных этапах исследования делится с одноклассниками своими предположениями, сообщает о возникших проблемах и рассуждает о возможных способах их разрешения;

  • делая деловые замечания и внося конструктивные предложения, на разных этапах исследования участвует в обсуждении вынесенных одноклассниками на рассмотрение проблем;

  • знакомит руководителя и заинтересованных сверстников с написанной темой; с учётом их замечаний редактирует ее;

  • проводит презентацию своего исследования перед различными общественными группами (в классе, на олимпиаде, на конференции и др.).



Содержание программы:

1. Географическое исследование и его организация.


Овладение умениями и навыками самостоятельного географического исследования.


  • Поиск информации (прямое наблюдение, записи, интервью, описание, расчёты).

  • Методы географического исследования: традиционные (описательный, сравнительный, картографический) и современные (математический, аэрокосмический, геоинформационный, моделирование).

  • Географическое прогнозирование.

  • Осмысление и выбор программы.

  • Наблюдение.

  • Выдвижение гипотез.

  • Структурная организация географической темы.

  • Систематизация и анализ данных.

  • Решение программ.

2. Коммуникация

  • Карта и вспомогательные географические средства.

  • Овладение умениями и навыками групповой работы в процессе работы над темой (распределение работ, индивидуальное выполнение, групповое обсуждение и др.).

  • Написание географической темы.

  • Подготовка и проведение презентации разработанной и выполненной темы.


Рекомендуемые темы для географического исследования2:

  1. Физическая география.

  • Влияние изменения климата на локальную среду (поиск информации возможен в статистических ежегодниках, на метеостанциях, в климатических справочниках или старых газетах, имеющихся в библиотеках).

  • Трансформация ландшафта локальной среды (на основе старых фотографий, архивного материала, рассказов людей старшего поколения).

  • Влияние рельефа и климата на туризм.

  • Топонимика географических объектов.

  1. Общественная география.

  • Выявление культурных достопримечательностей, ареала привлекательности интересных мест (информация о количестве визитёров и географии).
  • Трансформация локальной среды – архитектура, транспорт (на основе старых фотографий, архивного материала, рассказов людей старшего поколения).





  • Изменения географических названий в новейшей истории и причины этого.

  • Современные формы организации свободного времени и их география.

  • Выявление привлекательности ареала школы, география учащихся;

  • Изменение демографического поведения по поколениям (на основе интервью).

  1. Защита окружающей среды.

  • Наблюдение за загрязнением воздуха (виртуальное наблюдение в разные время суток и в разные дни недели, и установление связи с транспортными средствами или с интенсивностью потока. В условиях наличия бюджета – взятие проб).



2 Исследование должно быть конкретным, касаться локальной среды, полученная информация не должна быть повторением темы, разработанной другим лицом, или основанной на информации, взятой из Интернета.

  • Изучения бассейна реки и наблюдение за её загрязнением (наблюдение за загрязнением берега, в случае наличия финансовых средств – лабораторный анализ проб).

  • Изменение ландшафта и состояние среды в парках отдыха.




<< предыдущая страница   следующая страница >>