girniy.ru   1 ... 12 13 14 15
Глава LXXVI


Одномодульный выборочный предмет: «История искусства»


1.
Общая часть


А) Вступление


Воспитание личности и его гармоничное развитие, что и является главной целью школьного образования, невозможно без его приобщения к искусству. Ознакомление с наследием мировой культуры и изучение различных видов искусства расширяют кругозор учащегося, зарождают в нём утончённые чувства и восприятие, способность к воображению, развивают творческие навыки и критическое мышление. Без всего этого невозможна какая-либо человеческая деятельность. Выборочный курс рассчитан на учащихся, которые интересуются историей искусства.



Б) Цели обучения предмету «История искусства»:


  • развитие навыков созидательности и воображения посредством включения учащегося в творческую и интерпретационную деятельность;

  • формирование навыков восприятия и анализа образцов искусства;

  • приобщение к национальным и мировым культурным ценностям.


В
) Организация обучения предмету.


Предмет изучается на средней ступени школьного образования (в X/XI/XII классах). Учебная программа рассчитана на 60 академических часов, которые распределены на два учебных семестра.


Г
) Описание направлений обучения предмету.

По учебному плану преподавание «История искусства» происходит по двум направлениям:

  1. Коммуникация и интерпретация.

  2. Восприятие искусства в контексте.



Обучение по обоим направлениям происходит параллельно и в тесной взаимосвязи друг с другом.

1. Коммуникация и интерпретация

В рамках этого направления учащиеся приобщаются к восприятию, анализу, интерпретации и оценке произведения искусства, изложению своего мнения; приобретают умения ясного и чёткого разъяснения своего замысла; овладевают методами коллективной работы и способностью рассуждать.


3. Восприятие искусства в контексте.

В рамках этого направления учащиеся знакомятся с известными грузинскими и мировыми, со старыми и новыми образцами искусства и некоторыми видами народного творчества; определяют связь между искусством и реальной жизнью, личным опытом; узнают, о различных исторических, культурных и социальных контекстах создания и дальнейшей оценки того или иного произведения искусства.


2. Предметные компетенции.


История искусства

(Теоретический курс)

Результаты, достигаемые по направлениям:


Коммуникация и интерпретация

Восприятие искусства в контексте

Выб. И.Т. X/XI/XII.1. Учащийся может описать и проанализировать образец искусства.

Выб. И.Т. X/XI/XII.2. Учащийся может участвовать в проекте.



Выб. И.Т. X/XI/XII.3. Учащийся выбирает и исследует искусство определённой эпохи.

Выб. И.Т. X/XI/XII.4. Учащийся выбирает и исследует один из периодов (видов, деятелей) грузинского искусства.

Выб. И.Т. X/XI/XII.5. Учащийся исследует современное искусство.

Выб. И.Т. X/XI/XII.6. Учащийся исследует и может проанализировать роль искусства в своей жизни и в жизни общества.


Результаты, достигаемые к концу учебного года и их индикаторы.


Направление: коммуникация и интерпретация


Выб. И. П. X/XI/XII.1. Учащийся может описать и проанализировать образец

искусства.


Результат нагляден, если учащийся:


  • описывает произведение искусства и связывает его содержание с историческим, политическим, социальным и религиозным контекстом;

  • анализирует, каким образом для передачи идеи, содержания или настроения в работе, использованы элементы и принципы искусства (композиционное построение, цветовое решение, колорит, фактура, манера исполнения: мазок, линия, форма, деталь: поза, выражение лица, аксессуары и т.д.);

  • оценивает работу (высказывает субъективное отношение к работе) и объясняет одноклассникам, какими критериями руководствуется при оценке (эмоцией, эстетической ценностью или материальной стоимостью).

  • исследует и описывает, какое влияние оказывают на произведение искусства различные факторы (напр., условия хранения, климат, исторические явления) и т.д.; беседует о стоимости конкретного произведения (автор, эпоха, материал, наличие или отсутствие повреждений);

  • владеет свободно терминами, пользуется ими при описании и анализа произведения искусства, как в устной беседе, так и в письменных работах.



Выб. И. П. X/XI/XII.2. Учащийся участвует в проектах.

Результат нагляден, если учащийся:

  • вместе с товарищами по группе определяет идею проекта;

  • планирует оптимальное время исполнения проекта и количество участников;

  • с учётом специфики поставленной задачи определяет последовательность работы и функции / обязанности участников проекта;
  • планирует, какие материальные ресурсы понадобятся для выполняемой работы и, каким образом следует их найти;


  • планирует и осуществляет предназначенную ему работу;

  • составляет рабочую группу (одноклассники, преподаватели, родители и т.д.);

  • находит для осуществления проекта нужный материал и обрабатывает его самостоятельно или с товарищами по группе;

  • планирует и устраивает выставки, акции, фестивали искусств, викторины;

  • планирует и устраивает экспедиции или экскурсии в один из регионов Грузии для ознакомления с архитектурными памятниками и народным творчеством этого региона;

  • создаёт визуальный дневник (фотоматериал, зарисовки, записи);

  • участвует в представлении и оценке проекта.


Направление: восприятие искусства в контексте


Выб. И.Т. X/XI/XII.3. Учащийся выбирает и исследует искусство определённой эпохи.

Результат нагляден, если учащийся:

  • объясняет и приводит доводы, по каким признакам отдаёт предпочтение выбранному периоду.

  • с опорой на найденный материл, а также знания, полученные по другим предметам беседует о том, что происходило одновременно в изобразительном, музыкальном, театральном искусстве, в науке и философии в конкретный период выбранного периода;

  • рассуждает, на примере нескольких конкретных произведений, как отражается эпоха (т.е. идейные и стилистические эпохальные признаки) на творчестве художника;

  • рассуждает, как отображается индивидуальность художника в конкретном произведении (на примере сопоставления работ художников одной и той же эпохи);

  • собирает информацию об известных представителях выбранной им эпохи, об их деятельности и знакомит с этой информацией своих одноклассников;
  • исследует исторический, социальный, религиозный, политический контекст искусства выбранной им эпохи (Древний Восток, Античная эпоха, Средние века, Западная Европа в XV-XIX веках);


  • исследует, в какой степени и почему в образцах искусства выбранной эпохи проявляется (или вообще не проявляется) личность творца (сравнивает с этой точки зрения искусства Древнего Египта, Античного мира, Средних веков, Ренессанса и других эпох).

  • на примере нескольких образцов анализирует, какое влияние оказало искусство выбранного периода на искусство последующих эпох;

  • на примере нескольких образцов рассуждает о характерных для выбранной эпохи стилистических признаках (композиционное построение, колорит, линия, форма, манера исполнения) и тематике;

  • рассуждает, почему в ту или иную эпоху в определённой отрасли искусства был наиболее развит один из её видов (напр., в скульптуре – круглая скульптура, барельеф, горельеф, высеченный рельеф – т.е. контррельеф и койланоглиф).


Выб. И.Т. X/XI/XII.4. Учащийся выбирает и исследует один из периодов (видов, деятелей) грузинского искусства.

Результат нагляден, если учащийся:

  • сопоставляет между собой несколько образцов выбранной сферы (культовой архитектуры, настенной живописи, станковой живописи и т.д.) и рассуждает о характерных признаках каждого из них;

  • сопоставляет образцы выбранного периода (или выбранной отрасли искусства) с образцами другой культуры, имеющими похожие признаки;

  • находит материал, касающийся жизни какого-либо известного деятеля или его конкретного произведении; беседует, какое влияние оказало творчество этого художника на общественную жизнь;

  • характеризует творчество одного из художников по стилистическим признакам;

  • сравнивает образцы выбранного периода с образцами грузинского искусства другого периода;
  • находит материал о проектах тех организаций (напр., ЮНЕСКО, «Защита памятников»), которые осуществляют в Грузии защиту и реставрацию культурного наследия. Называет те памятники, которые не вошли в список памятников, нуждающихся в защите и реставрации, и, которые он включил бы в этот список. Аргументирует своё мнение.




Выб. И.Т. X/XI/XII.5. Учащийся исследует современное искусство.

Результат нагляден, если учащийся:

  • выбирает одного из современных художников, собирает о нём информацию, анализирует его творчество;

  • исследует, какие изменения происходили в разных видах искусства (живописи, скульптуре, графике, архитектуре, дизайне и т. д.) с начала двадцатого века до наших дней, какие течения сменяли друг друга;

  • рассуждает, какое влияние оказал технический прогресс на искусство;

  • рассуждает о дизайне разного профиля самых известных брендов;

  • посредством сравнения конкретных образцов рассуждает о новейших концепциях и формах современного искусства (технологии, теории, изобразительных средствах, материале).



Выб. И.Т. X/XI/XII.6. Учащийся исследует и может проанализировать роль искусства в

своей жизни и в жизни общества.


Результат нагляден, если учащийся:

  • рассуждает о роли искусства в своей жизни;

  • разъясняет, каким образом может применить полученные при изучении искусства знания и навыки в разных профессиях;

  • беседует о возможности высшего образования в творческих вузах, а также карьере в сфере искусства;

  • исследует, по каким признакам отбирались работы при подготовке экспозиции в музее или в галерее, и беседует о предполагаемом воздействии этой выставки на посетителей и общественность;

  • исследует, каким образом можно увидеть деятелей искусства в повседневной жизни (по телевидению, в газетах, в журналах, на плакатах, афишах, в дизайнерских работах) и оценивает значение этого;
  • находит информацию об одном из известных архитектурных памятников (напр., здание филармонии, здании парламента) или образце монументального искусства (напр., мозаичное панно театра им. А.Грибоедова) и на их примере рассуждает о роли искусства в общественной жизни;


  • на примере конкретных образцов рассуждает, какая разница между предметами широкого потребления и образцами искусства;

  • сравнивает профессиональные и любительские работы, которые встречались ему, и беседует о них.



Рекомендуемое содержание программы:


Коммуникация и интерпретация:

описание и анализ произведения искусства, определение его идеи на основе знаний элементов и принципов изобразительного искусства; определение различных факторов воздействия (время, климат, условия хранения, исторические события) на произведения искусства; оценка произведения искусства по определённым критериям (эмоции, эстетическая ценность и материальная стоимость); использование соответствующих терминов.


Восприятие искусства в контексте:

выбор определённой эпохи ( напр., Древний Восток, Античная эпоха, средние века, XV-XIX века в Западной Европе; из истории грузинского искусства, напр., эпоха Царицы Тамар) и её анализ (стилистические признаки, тематика, какой вид искусства был особенно развит и почему). Исследование исторического, социального, религиозного и политического контекста выбранной эпохи. Изучение истории развития искусства 20-ого века в США и Западной Европе в свете авангардистских течений (экспрессионизма, кубизма, футуризма, дадаизма, сюрреализма, конструктивизма, поп-арта и т.д.) на примере известных образцов искусства; изучение творчества самых известных деятелей искусства 20-ого века (напр., Пикассо, Матисса, Кандинского, Малевича, Дали, Дюшана, Ротко, Поллок, Бойс, Уорхол и др.). Знакомство с концепциями, течениями, формами новыми технологиями, теориями, изобразительными средствами и материалами современного искусства (фотография, видеоискусство и др.); исследование и анализ роли современного искусства в своей жизни и в жизни общества.


1 Учащийся самостоятельно находит первичную информацию , преподаватель его консультирует.


22United Nations. 1987."Report of the World Commission on Environment and Development." General Assembly Resolution 42/187, 11 December 1987. Retrieved: 2007-04-12; Smith, Charles; Rees, Gareth (1998). Economic Development, 2nd edition. Basingstoke: Macmillan. ISBN 0333722280

34United Nations. 1987."Report of the World Commission on Environment and Development." General Assembly Resolution 42/187, 11 December 1987. Retrieved: 2007-04-12; Smith, Charles; Rees, Gareth (1998). Economic Development, 2nd edition. Basingstoke: Macmillan. ISBN 0333722280

4 При современном нотировании часто используются индивидуальные символы, характерные только для отдельных композиторов, не учтенные в традиционной нотной системе. Не менее сложные графические обозначения используются при нотировании древнегрузинской народной и церковной музыки. Таким образом, изучение нотирования будет способствовать повышению у учащегося уровня знаний по другим компьютерным программам (в данном случае, графической программе).


Процесс обработки звука связан с видеоматериалом, что даст учащемуся стимул к изучению профессиональных видеомонтажных программ (напр., Premiere или Final Cut Pro).


52United Nations. 1987."Report of the World Commission on Environment and Development." General Assembly Resolution 42/187, 11 December 1987. Retrieved: 2007-04-12; Smith, Charles; Rees, Gareth (1998). Economic Development, 2nd edition. Basingstoke: Macmillan. ISBN 0333722280

68 Хотя, существовал эллинистический роман (Лонга, Гелиодора, Харитона, Ахилла Татия и др.), однако сочинения этого жанра называли иными терминами.

79 В античной литературе, в определённом смысле, можно говорить о лирическом жанре и лирической поэзии, однако, литературная теория этого периода – поэтика - этот жанр совсем не замечала , поэтому и не признавала.



<< предыдущая страница