girniy.ru   1 ... 11 12 13 14 15

2. Предметные компетенции



XI/ XII классы

Введение в современную физику.

I
модуль

Стандарт



Результаты, достигаемые к концу учебного года по направлениям:

Научное исследование

Физические явления

Иссл. X/XI/XII.1. Учащийся может определить предмет исследования и этапы исследования.

Иссл. X/
XI/XII.2. Учащийся может осуществить нужные для исследования процедуры /производить учёт данных.


Иссл.
X/XI/XII.3. Учащийся может представить данные, используя разные коммуникационные средства.


Иссл. X/XI/XII.4. Учащийся может анализировать и оценивать данные.


Выб. Физ. XI/XII. 5. Учащийся может исследовать свойства механических волн.

Выб. Физ. XI/XII. 6. Учащийся может исследовать дуализм света.

Выб. Физ. XI/XII. 7. Учащийся может описать основные принципы специальной теории относительности.





Результаты, достигаемые к концу учебного года и их индикаторы:

Направление: научное исследование

Иссл. X/XI/XII.1. Учащийся может определить предмет и этапы исследования.



Результат нагляден, если учащийся:



  • определяет и формирует цель исследования;

  • определяет источники для изыскания соответствующей информации;

  • высказывает аргументированное воззрение/предположение;

  • определяет способы нахождения данных (напр., путём опыта, опроса, изыскания литературы, касающейся изучаемого вопроса);

  • различает постоянные и переменные (зависимые и независимые) параметры;

  • определяет условия исследования и этапы его проведения;

  • выбирает нужные приборы/ оборудование/инструменты, аргументирует свой выбор;

  • определяет формы учёта данных (таблицы, графики, перечни, фотографии, записи).


Иссл. X/XI/XII .2. Учащийся может осуществить нужные для исследования процедуры / производить учёт данных.

Результат нагляден, если учащийся:

  • находит и анализирует соответствующую информацию;

  • использует соответствующий материал или/и нужное оборудование и, соблюдая правила безопасности, проводит запланированный опыт;

  • проводит наблюдение или/и измерения, получает надёжные данные;

  • планирует и проводит контрольный опыт;

  • проводит наблюдения, измеряет, использует информационно-коммуникационные средства для регистрации с надлежащей точностью данных (напр., учёт значений переменных величин за определённый отрезок времени;

  • соблюдает надлежащие меры для обеспечения своей безопасности и безопасности других.


Иссл. X/XI/XII.3. Учащийся может представить данные, используя разные коммуникационные средства.


Результат очевиден, если учащийся:
  • использует различные приёмы (диаграммы, таблицы, графики, перечни) для представления данных;


  • использует информационно-комуникационные технологии для обработки и представления качественных и количественных данных.



Иссл. X/XI/XII.4. Учащийся может анализировать и оценивать данные.


Результат нагляден, если учащийся:

  • использует диаграммы, таблицы и графики для описания взаимозависимости между данными или переменными величинами;

  • анализирует данные (напр., установление средних арифметических величин и отклонения от средних показателей), а в случае необходимости, делает выводы, учитывая результаты контрольного опыта;

  • рассматривает, достаточно ли данных (в количественном и качественном отношении) для подтверждения высказанного предположения или подведения итогов;

  • сравнивает выводы с высказанным предположением. В случае несовпадения выводов с предположением, объясняет причины этого;

  • рассматривает артефакты, выявленные при наблюдении или измерении, и старается их объяснить;

  • оценивает, насколько сделанные выводы дают возможность выдвинуть новое предположение;

  • в случае необходимости планирует следующий опыт;

  • рассматривает пути усовершенствования используемых методов.



Направление: физические явления

Выб. Физ. XI/XII. 5. Учащийся может исследовать свойства механических волн.


Результат нагляден, если учащийся:

  • планирует и проводит опыты для изучения механических волн (отражение, преломление, дифракция, интерференция); анализирует результаты и делает соответствующие выводы;
  • наблюдает и количественно описывает эффект Доплера.




Выб. Физ. XI/XII. 6. Учащийся может исследовать дуализм света.


Результат нагляден, если учащийся:

  • планирует и проводит опыты для изучения волновой природы света; результаты анализирует и делает соответствующие выводы;

  • устанавливает количественную связь между потоком света, силой света и освещением;

  • анализирует эксперимент фотоэффекта и делает соответствующие выводы о квантовой природе света;

  • находит информацию относительно развития представлений о природе света. Представляет эту информацию в виде презентации;

  • адекватно использует соответствующие понятия, законы и формулы для решения задач.



Выб. Физ. XI/XII 7. Учащийся может описывать основные принципы специальной теории относительности.

Результат нагляден, если учащийся:

  • описывает эксперименты, подтверждающие специальную теорию относительности;

  • формулирует постулаты Эйнштейна;
  • описывает качественно и количественно (без вычисления) относительность длины и времени;


  • находит информацию о создании специальной теории относительности и оценивает значение этой теории для развития современной физики.



Содержание программы

Механические волны

Механические волны, отражение волн, преломление, принцип Гюйгенса, дифракция, интерференция, эффект Доплера. 


Распространение света, дуализм света.

Волновая природа света, дисперсия, интерференция, дифракция, дифракционная решётка, поляризация. Определение длины световой волны с использованием дифракционной решётки.

Квантовая природа света: излучение чёрного тела, гипотеза Планка. Фотоэффект, законы фотоэффекта. Фотоны. Давление света.

Фотометрия

Поток света, сила света и освещение, соответствующие единицы;


Специальная теория относительности.

Постулаты Эйнштейна, относительность одновременности, промежутков времени и длины. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистский импульс и энергия. Энергия покоя. Опыты, подтверждающие специальную теорию относительности.

XII классы

Введение в современную физику.

II модуль

Стандарт

Результаты, достигаемые к концу учебного года по направлениям:

Научное исследование

Физические явления



Иссл. X/XI/XII.1. Учащийся может определить предмет и этапы исследования.

Иссл. X/XI/XII. 2. Учащийся может осуществить нужные для исследования процедуры /производить учёт данных.


Иссл. X/XI/XII.3. Учащийся может представить данные, используя разные коммуникационные средства.


Иссл. X/XI/XII.4. Учащийся может анализировать и оценивать данные.




Выб. Физ. XII.5. Учащийся может описать квантовую природу микромира.

Выб. Физ. XII.6. Учащийся может описать современные научные теории о происхождении и развитии мира.

Выб. Физ. XII.7. Учащийся может классифицировать элементарные частицы и описать их взаимодействие.

Выб. Физ XII.8. Учащийся оценивает роль физики в развитии современного общества.



Результаты, достигаемые к концу учебного года и их индикаторы:

Направление: научное исследование

Иссл. X/XI/XII.1. Учащийся может определить предмет иследования и этапы исследования.


Результат нагляден, если учащийся:

  • определяет и формирует цель исследования;

  • определяет источники для изыскания соответствующей информации;

  • высказывает аргументированное воззрение/предположение;

  • определяет способы нахождения данных (напр., путём опыта, опроса, изыскания литературы, касающейся изучаемого вопроса);

  • различает постоянные и переменные (зависимые и независимые) параметры;

  • определят условия исследования и этапы его проведения;

  • выбирает нужные приборы/ оборудование/инструменты, аргументирует свой выбор;
  • определяет формы учёта данных (таблицы, графики, перечни, фотографии, записи).



Иссл. X/XI/XII.2. Учащийся может осуществить нужные для исследования процедуры /

производить учёт данных.


Результат нагляден, если учащийся:

  • находит и анализирует соответствующую информацию;

  • использует соответствующий материал или/и нужное оборудование и, соблюдая правила безопасности, проводит запланированный опыт;

  • проводит наблюдение или/и измерения, получает надёжные данные;

  • планирует и проводит контрольный опыт;

  • проводит наблюдения, измеряет, использует информационно-коммуникационные средства для регистрации с надлежащей точностью данных (напр., учёт значений переменных величин за определённый отрезок времени;

  • соблюдает надлежащие меры для обеспечения своей безопасности и безопасности других.


Иссл. X/XI/XII.3. Учащийся может представить данные, используя разные коммуникационные средства.


Результат нагляден, если учащийся:

  • использует различные приёмы (диаграммы, таблицы, графики, перечни) для представления данных;

  • использует информационно-коммуникационные технологии для обработки и представления качественных и количественных данных;


Иссл. X/XI/XII.4. Учащийся может анализировать и оценивать данные.


Результат нагляден, если учащийся:

  • использует диаграммы, таблицы и графики для описания взаимозависимости между данными или переменными величинами;
  • анализирует данные (напр., установление средних арифметических величин и отклонения от средних показателей), а в случае необходимости, делает выводы, учитывая результаты контрольного опыта;


  • рассматривает, достаточно ли данных (в количественном и качественном отношении) для подтверждения высказанного предположения или подведения итогов;

  • сравнивает выводы с высказанным предположением. В случае несовпадения выводов с предположением, объясняет причины этого;

  • рассматривает артефакты, выявленные при наблюдении или измерении, и старается их объяснить;

  • оценивает, насколько сделанные выводы дают возможность выдвинуть новое предположение;

  • в случае необходимости планирует следующий опыт;

  • рассматривает пути усовершенствования используемых методов.



Направления: физические явления

Выб. Физ. XII.5. Учащийся может описать квантовую природу микромира.

Результат нагляден, если учащийся:

  • характеризует противоречия планетарной модели атома;

  • описывает модель атома водорода с использованием постулатов Бора;

  • характеризует частичную природу изображений и волновую природу материи.


Выб. Физ. XII.6. Учащийся может описать современные научные теории происхождении и развитии мира.

Результат нагляден, если учащийся:

  • называет и характеризует этапы цикла жизни звёзд;

  • называет и описывает экспериментальные факты, подтверждающие расширение вселенной и может интерпретировать эти факты (красное смещение, реликтовое излучение);

  • описывает возможный сценарий эволюции мира.


Выб. Физ. XII.7. Учащийся может классифицировать элементарные частицы и описать их взаимодействие.

Результат нагляден, если учащийся:
  • называет четыре типа фундаментальных взаимодействий;


  • описывает классификацию элементарных частиц;

  • находит и анализирует информацию о принципах работы современных ускорителей.



Выбор. Физ XII.8. Учащийся оценивает роль физики в развитии современного общества.

Результат очевиден, если учащийся:

  • описывает принцип действия лазера и рассуждает о его применении;

  • описывает развитие средств передачи информации;

  • рассматривает применение физики в медицине;

  • находит информацию о нанотехнологиях и рассматривает их возможности.



Содержание программы.

Квантовая природа микромира. Противоречия планетарной модели, постулаты Бора, теория водорода атома Бора, дифракция электронов, длина волны де Бройля.

Астрофизика и космология. Цикл жизни звёзд. Экспериментальные факты, подтверждающие расширение планеты, теория большого взрыва. Возможности развития вселенной.

Физика элементарных частиц. Лептоны, адроны, частицы переносчики фундаментальных взаимодействий. Кварки, глюоны. Античастицы, антивещество, аннигиляция. Современные ускорители.

Роль физики в развитии современного общества. Типы лазеров и основные принципы их действия. Применение лазера. Развитие коммуникационных средств с древнейших времён до наших дней. Использование физики в медицине. Развитие нанотехнологий, их перспективы.


Главы LXXV

Одномодульный выборочный предмет:

«Западная литература XIX-XX веков».

(Выб. Зап. X/XI/XII)

1. Общая часть


А) Вступление

Выборный предмет «Западная литература XIX-XX веков» предоставляет учащимся возможность ознакомиться с главнейшими парадигмами и основными тенденциями, существовавшими в художественной литературе западных стран (т. е. стран Европы и Америки) за последние два века. Предмет, в основном сфокусирован на четырёх главнейших направлениях (парадигмах) западной литературы XIX-XX веков (романтизме, реализме, модернизме, постмодернизме), рассматривающихся в процессе обучения с опорой на конкретные тексты.


Б) Цели обучения предмету.

Целями обучения выборочному предмету «Западная литература XIX-XX веков» являются:

ознакомление учащихся с традициями литературы западных стран, с путями её развития и основными литературными тенденциями последних двух столетий (XIX-XX в.в.); показ учащимся родной литературы в контексте мировой литературы; выработка у учащихся навыка понимания отличительных воззрений и чужих ценностей.

В) Организация обучения предмету

Предмет «Западная литература XIX-XX веков» могут выбрать учащиеся X/XI/XII классов. Изучение предмета расчитано на 60 часов. Для его изучения необходимо полное освоение программы базовой ступени школьного образования.

Г) Описание обучения предмету

Выборочный предмет «Западная литература XIX-XX веков» объединяет три направления. Это: 1. Литературные жанры; 2. Западные литературные парадигмы XIX-XX веков; 3. Западные литературные парадигмы XIX-XX веков в грузинской литературе.

Направление 1. Литературные жанры.

Цель этого направления - помочь учащемуся глубинно осознать значение такого понятия, как «литературный жанр», а также лучше ознакомиться с жанровой системой западной литературы.

Для осознания понятий «литература» и «литературный жанр», а также лучшего понимания жанровой системой западной литературы, учащемуся необходимо осмыслить значение античных начал в западной литературе посредством ознакомления с поэтикой – специальной литературной теорией, возникшей в античном мире; сформировать представление об истории возникновения концептов литературного автора и литературного жанра, о понятии катарсиса (очищения).

Очень важно, чтобы учащийся осознал, что на протяжении веков в европейской литературе существовали две главные сферы: нарративные истории и драматические представления. Они, в свою очередь, делились на четыре литературных жанра – ведь известно, что литературный жанр определяется не только формой, но и содержанием; в частности, согласно европейским литературным классическим традициям, которые были определены Платоном и Аристотелем, существуют четыре главных жанра: эпос, трагедия, пародия и комедия.


В классической европейской литературе проза находилась за пределами жанровой системы. В XV-XVII веках началось восхождение прозы, а затем её канонизация. Именно в этот период возникает синтезированный жанр романа, занявший впоследствии, в XIX-XX веках, господствующее положение.6 К этому времени относится и зарождение ещё одного жанра, чья канонизация вместе с романом произошла всего лишь в начале XIX века. Этим жанром была - лирическая поэзия.7

Важно также, чтобы учащийся ознакомился с историей формирования литературной жанровой системой, с основными этапами её развития; чтобы он понимал значение исторических, социальных и др. предпосылок возникновения новых жанров.

Учащийся должен осознавать своеобразие древнегрузинской светской литературы в соотношении с западными традициями; осмыслить главный «парадокс» грузинской литературы, который состоит в следующем: древнегрузинский религиозный канон и древнегрузинский литературный канон имеют гетерогенное (разнородное) происхождение. Другими словами, до XVIII века в грузинском языковом пространстве религиозные каноны были христианскими, а в литературном пространстве - исламскими (арабско-иранскими), так как концепт «литературы» в грузинское языковое пространство вошёл из иранской литературы, также как и понятия литературных жанров и поэтики.

Учащийся должен осознать, что эта ситуация полностью изменилась с 20-х годов XIX века, когда грузинская литература становится литературой европейского типа. Начиная с этого периода, литературный процесс в Грузии определяют уже европейские литературные направления (парадигмы) и течения.

Направление 2. Парадигмы западной литературы XIX-XX веков

Цель этого направления – ознакомить учащихся с четырьмя литературными направлениями (литературными парадигмами): романтизмом, реализмом, модернизмом (и с течениями модернизма – символизмом, импрессионизмом, экспрессионизмом, сюрреализмом, футуризмом, авангардизмом и т. д.) и постмодернизмом.


На основе иллюстративного материала (подобранных литературных текстов) учащийся ознакомится с характерными признаками романтизма, (как главной парадигмой с конца XVIII – до 40 -50-х годов XIX века): чувство отчуждённости между субъектом (лирическим «Я») с окружающим миром. Отчуждённость эта выражается в меланхолии и печали. А возвышенная любовь, созерцание природы и воспоминания о событиях славного прошлого помогают герою только на время преодолеть меланхолию и печаль. Противостояние субъекта и мира выражаются по-разному - это конфликт поэта (и художника, вообще) с толпой, или художника со «средним человеком» (бюргером, филистером, обывателем). Главные жанры поэзии – лирическое стихотворение и лирическая поэма. Выдающиеся представители романтизма: Блейк, Вордсворд, Кольридж, Байрон, Шелли, Теннисон, Браунинг и др. (Соединённое Королевство); де Мюссе, Ламартин, де Виньи, Нерваль, Готье, Дюма, Гюго и др. (Франция); Новалис (Германия) и др.

На основе иллюстративного материала (подобранных литературных текстов) учащийся ознакомится с характерными признаками реализма, (как главной парадигмой 30- 90-х гг. XIX века). В произведениях реализма, в отличие от романтизма, всё внимание сосредоточено на внешнем мире. Художники этого направления стремились охватить существующую действительность и показать её составляющие. Цель реализма – узнать, «как устроен мир». Главный жанр этого направления – роман. Выдающиеся представители реализма: Бальзак, братья Гонкур, Золя, Доде, Мопассан и др. (Франция); Диккенс, Теккерей, Троллоп, Генри Джеймс и др.(Соединённое Королевство); Теодор Фонтане (Германия), Генрик Сенкевич (Польша); Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов и др. (Россия)...

На основе иллюстративного материала (подобранных литературных текстов) учащийся должен осознать, что в центре модернистской парадигмы ( с 60- х годов XIX до 50 -х годов XX века) стоит творец и произведение искусства.

С одной стороны, у модернизма есть общее с романтизмом: образ художника в модернистских произведениях отождествляется с понятием абсолютного творца (напр., «Как един мир целый, / Так един и Галактион»). Но, с другой стороны, это направление проявляет сходство и с реализмом в том смысле, что произведение искусства рассматривается в модернистской парадигме - как сверхреальное явление. Хотя, с точки зрения модернизма, произведение искусства не должно быть репрезентацией внешнего мира (как это было принято считать у реалистов), потому что художественное творение собственно и есть вселенная, сверхреальность (напр., «Единственная книга» Малларме, которая в самой себе заключает всё - весь мир ). Представителями модернизма являются: Бодлер, Лотреамон, Рембо, Варлен, Малларме, Валери, Флобер, Пруст, Селин, Аполлинер, Бретон, Сен - Жон Перс, Кено, Домаль и др. (Франция); Дж.М. Хоппкинс, Оскар Уайльд, Суинбёрн, Йейтс, Джойс, Вирджиния Вульф, Т. С. Элиот, Оден, Хаксли, Грейвз, Честертон, Д. Г. Лоуренс, Дилан Томас, Беккет и др. (Соединённое Королевство); Стефан Георге, Хофмансталь (Германия).


После ознакомления с постмодернистскими текстами учащийся должен осмыслить, что для постмодернистской парадигмы единственная реальность – это произведение искусства, то есть текст и его написание / сочинение (процесс создания художественного произведения), так как «вне текста ничего нет» (Деррида), и даже сам автор является частью текста. Представителями постмодерна являются Клоссовски, Бланшо, Ионеско, Турнье, Ролан Барт, Соллерс, Кольтес, Бонфуа, Маалуф и др. (Франция); Кальвино, Эко (Италия); Том Стоппард, Джон Барт, Питер Эйкроид и др. (Соединённое Королевство);

Направление3. Парадигмы западной литературы XIX-XX веков в грузинской литературе.

Обучение выборочному курсу «Западная литература XIX-XX веков» происходит с обязательным привлечением материалов из истории грузинской литературы. При изучении этого предмета учащемуся даётся возможность увидеть, с одной стороны, различные в какой-то степени, пути развития грузинской и западной литератур – до XIX века. С другой же стороны, начиная с XIX века, происходит постепенное сближение с европейской, и в целом, с западной литературой, включение грузинской литературы в общий мировой литературный процесс. Именно видение общего литературного пространства поможет учащемуся обратить внимание на сходство и различие грузинской и западной литератур на разных этапах их истории и развития. Это, разумеется, поможет учащемуся в определённой степени выйти за национальные пределы литературного пространства, а затем выявить в родной литературе общемировые темы и ценности.

Как было сказано выше, с 20-х годов XIX века грузинская литература органично сливается с общеевропейской литературой. Именно поэтому европейские литературные парадигмы и литературные школы определяют (иногда с опозданием, а иногда почти сразу же) грузинский литературный процесс.

При рассмотрении грузинской литературы советского периода, учащийся должен осознать значение соцреализма и соцреалистических законов, их теорию и практику, так как декларированная теория соцреализма и реальный литературный процесс 1930 – 1980 годов значительно отличались друг от друга. В этот период существовало два основных подхода: соцреализм, как радикальность и продолжение модернизма, так называемого, советского авангарда (теория Синявского и Гройса), и соцреализм, как догматическая и искажённая форма «классического» (XIX века) реализма. Также важен анализ того, как протекал литературный процесс в Грузии в 30-80-х годах XX века в условиях частичной, а иногда и полной изоляции.


Начиная с 90-х прошлого века, литературный процесс в Грузии почти полностью определяет постмодернисткая парадигма (напр., Гурам Дочанашвили, Джемал Карчхадзе, Ака Морчиладзе и др.). Важно, чтобы учащийся находил связь между грузинскими и западными постмодернизмами.


2. Предметные компетенции

X/XI/XII классы

Западная литература

(Выб. Зап.X/XI/XII)

Стандарт

Результаты, достигаемые к концу учебного года по направлениям:



Направления

Литературные жанры.

Западные литературные парадигмы XIX-XX веков.

Западные литературные парадигмы XIX-XX веков в грузинской литературе.


Выб. Зап. X/XI/XII. 1 Учащийся может рассуждать о различных вопросах литературной теории; может определять по жанрам различные тексты, относящиеся к литературе западных стран и анализировать эти тексты с учётом их специфики;


Выб. Зап.X/XI/XII. 2. Учащийся может рассуждать о структуре и композиционных особенностях различных по жанру текстов, относящихся к литературе западных стран XIX-XX вв.


Выб. Зап. X/XI/XII. 3.

Учащийся используя традиционную структуру, может по выбранной модели сочинять различные по жанру тексты.

Выб. Зап. X/XI/XII. 4. Учащийся может рассуждать о литературных процессах, происходящих в западных странах в XIX-XX веках, и с опорой на конкретный текст анализировать литературные парадигмы.



Выб. Зап.X/XI/XII. 5.

Учащийся может написать учебный реферат на тему, касающуюся западной литературы XIX-XX веков.



Выб. Зап. X/XI/XII. 6.

Учащийся может определять западные литературные парадигмы в грузинских литературных текстах XIX-XX вв. и рассуждать о них.

Выб. Зап. X/XI/XII. 7. Учащийся может сравнить и проанализировать ценности и воззрения, отражённые в грузинских и западных литературных текстах


Выб. Зап. X/XI/XII. 8. Учащийся может осмыслить грузинские литературные тексты XIX-XX вв. в контексте западной литературы.





Результаты, достигаемые к концу года по направлениям и их индикаторы.


Направление: литературные жанры.

Выб. Зап.X/XI/XII. 1. Учащийся может рассуждать о различных вопросах литературной теории; может определять по жанрам различные тексты, относящиеся к литературе западных стран, и анализировать эти тексты с учётом их специфики;

Результат нагляден, если учащийся:


  • рассуждает о понятиях литературы и литературных жанров;

  • рассуждает о вопросах генезиса литературы западных стран; рассуждает о вопросах генезиса теории литературы, в том числе и о литературных теориях (так называемой поэтике), созданных в античную эпоху;

  • опознаёт в конкретных текстах специфические признаки, характерные для разных жанров западной литературы XIX-XX вв. и рассуждает о них.

Выб. Зап. X/XI/XII. 2. Учащийся может рассуждать о структуре и композиционных особенностях различных по жанру текстов, относящихся к литературе западных стран XIX-XX вв.


Результат нагляден, если учащийся:


  • опознаёт своеобразия организации различных по жанру текстов, относящихся к литературе западных стран XIX-XX вв. и рассуждает о них;

  • опознаёт и анализирует в разных по жанру текстах, относящихся к литературе западных стран XIX-XX вв., этапы развития художественного конфликта (завязка, кульминация, развязка);

  • рассуждает о композиционном своеобразии разных по жанру текстов, относящихся к литературе западных стран XIX-XX вв., с учётом их структурных элементов (экспозиции, пролога, эпилога, ретроспекции).



Выб. Зап. X/XI/XII. 3. Учащийся используя традиционную структуру, может по выбранной модели сочинять различные по жанру тексты.

Результат нагляден, если учащийся:

  • пишет по выбранной модели литературный текст того или иного жанра, используя традиционную жанровую структуру (рассказ, новеллу, пьесу...), применяет при этом адекватные для этой модели речевые и грамматические структуры, а также изобразительные средства;

  • при сочинении текста следует традиционной схеме развития художественного конфликта; составляет текст, используя традиционные структурные элементы (развязку, развитие интриги, кульминация, завязка);

  • при написании текста использует личный или/и литературный опыт.



Направление: западные литературные парадигмы XIX-XX веков

Выб. Зап.X/XI/XII. 4. Учащийся может рассуждать о литературных процессах, происходящих в западных странах в XIX-XX веках, и с опорой на конкретный текст анализировать литературные парадигмы.

Результат нагляден, если учащийся:
  • с опорой на конкретные тексты рассуждает о литературных процессах, происходящих в XIX-XX веках в странах Запада и рассматривает их с учётом социального, исторического, экономического, культурного и др. контекстов соответствующей эпохи;


  • рассуждает об основных художественных западных литературных парадигмах XIX-XX вв.; определяет в конкретных текстах характерные для той или иной парадигмы признаки и показатели и рассуждает о них;

  • с опорой на конкретный текст / конкретные тексты рассматривает западные литературные парадигмы XIX-XX веков в контексте ценностей и идеалов, характерных для соответствующей эпохи;

  • высказывает свою точку зрения относительно ценностей и идеалов, выраженных в тех или иных текстах.



Выб. Зап. X/XI/XII. 5. Учащийся может написать учебный реферат на тему, касающуюся западной литературы XIX-XX веков.

Результат нагляден, если учащийся:

  • готовится к написанию реферата заранее: составляет план реферата; самостоятельно или с помощью учителя подбирает источники (литературные тексты), посредством использования различных ресурсов (библиотеки, Интернета и т.д.) изыскивает соответствующую научно-критическую литературу;

  • приводит в систему найденную информацию: с использованием определённых критериев отбирает нужный для реферата материал; при рассуждении ссылается на научно-критические труды, приводит эпизоды из литературных текстов, в которых поставлены аналогичные или похожие проблемы, пользуется фактическими или статистическими данными;

  • пишет черновую работу учебного реферата; при написании сопоставляет, анализирует и оценивает различные воззрения, которые присутствуют в найденных материалах; аргументировано высказывает собственное мнение; рассуждает об адекватности и качестве перевода (с этой целью сопоставляет перевод и оригинал – целиком или отдельные фрагменты); формирует своё высказывание логически и последовательно; соблюдает правила цитирования;
  • проявляет критическое отношение при переработке чернового материала; в процессе редактирования исправляет грамматические, стилистические и другого типа ошибки.




Направление: западные литературные парадигмы XIX-XX веков в грузинской литературе.

Выбор. Зап.X/XI/XII. 6. Учащийся может опознать западные литературные парадигмы в грузинских литературных текстах XIX-XX вв. и рассуждать о них.

Результат нагляден, если учащийся:

  • внимательно читает и находит в грузинских литературных текстах XIX-XX веков основные литературные парадигмы западных стран, темы/мотивы (напр., для осмысления такого литературного мотива, как «запретные знания» проводит сопоставительный анализ I части «Фауста» Гёте и «Поедающего змей» Важи Пшавелы);

  • на основе сравнительного анализа в пределах одной литературной парадигмы выявляет сходства и различия между грузинскими и западными европейскими текстами (напр., в «Фарисе» А. Мицкевича и «Мерани» Н. Бараташвили);

  • рассуждает, какие социальные, культурные, исторические или другие факторы обусловили различие грузинских и западных текстов в пределах одной литературной парадигмы (напр., сопоставляет между собой «Гобсека» Оноре де Бальзака и «Соломона Исакича Меджгануашвили» Лаврентия Ардазиани).



Выб. Зап. X/XI/XII. 7. Учащийся может сравнить и проанализировать ценности и воззрения, отражённые в грузинских и западных литературных текстах.

Результат нагляден, если учащийся:

  • наблюдает и рассуждает о ценностях и идеалах, отражённых в тех или иных жанрах грузинских и западных литературных текстах (с опорой на конкретный текст); на основе сравнительного анализа устанавливает сходство и различие между ними (напр., для осмысления соотношений концептов свободы личности и исторической необходимости сравнивает между собой «Оду к Наполеону Бонапарту» Дж. Байрона и «Наполеона» Н. Бараташвили);
  • с учётом соответствующего эпохе социально-общественного, исторического, культурного контекста (контекстов) анализирует, ценности, выявленные в конкретных произведениях (рассуждает о том, в какой степени отразилась идея независимости и свободы в грузинской и западной литературах XIX-XX веков. С этой целью проводит сопоставительный анализ «Пана Тадеуша» А. Мицкевича и «Торнике Эристави» А. Церетели);


  • оценивает ценности и идеалы, отражённые в конкретном тексте (текстах), в сопоставлении с современными ценностями (напр., осмысливает проблемы взаимоотношений порядка и свободы при сравнении таких произведений, как «Маттео Фальконе» П. Мериме и «Хевисбери Гоча» А. Казбеги).



Выб. Зап. X/XI/XII. 8. Учащийся может осмыслить грузинские литературные тексты XIX-XX веков в контексте западной литературы.

Результат нагляден, если учащийся:

  • с опорой на конкретные тексты, рассуждает о литературных процессах XIX-XX века, происходящих в Грузии и в западных странах (напр., анализирует фрагмент (фрагменты) из романа Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» и роман Г. Робакидзе «Фалестра» и рассуждает о модернистских идеях и эстетике; также беседует о жизни литературной богемы, которая показана в этих произведениях);

  • сопоставляет между собой тексты грузинской и западной литератур XIX-XX веков; при обсуждении учитывает социальные, культурные и др. реалии, существовавшие в Грузии и западных странах в XIX-XX веках;

  • рассматривает грузинские литературные парадигмы на фоне западных литературных парадигм (напр., выявляет нетрадиционное прочтение классических текстов в произведениях грузинского и западного постмодернизма, и с этой точки зрения рассматривает «Притчу о Сервантесе и Дон Кихоте" Х. Л. Борхеса и «Книгу» А. Морчиладзе).



Список рекомендуемых авторов и произведений:

Эпоха предромантизма:

Гёте, Иоганн Вольфган (Германия) - «Фауст» (I часть).

Шиллер, Фридрих (Германия) - «Разбойники».


Эпоха романтизма:

Байрон, Джордж Гордон (Великобритания) – «Ода к Наполеону Бонапарту», «Манфред».

Блейк, Уильям (Великобритания) – «Тигр», «Вечное Евангелие».


Кольридж, Сэмюэл Тейлор (Великобритания) – «Кубла Хан», «Лекции об У. Шекспире» (фрагменты).

Мелвилл, Герман (США) «Моби Дик» (фрагменты).

Мериме, Проспер (Франция) – «Маттео Фальконе», «Кармен».

Мицкевич, Адам (Польша) – «Фарис», «Пан Тадеуш».

Новаллис, Фридрих (Германия) - «Христианство или Европа», «Генрих фон Офтердингер» (фрагменты).

По, Эдгар Аллан (США) – «Вильям Вильсон», «Похищенное письмо».

Гюго, Виктор (Франция) - ”93 -ий год ” (фрагменты).

Гёльдерлин , Фридрих (Германия) "Хлеб и вино", «Архипелаг».

Гофман, Эрнст Теодор Амадей (Германия) – «Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер».


Эпоха реализма:

Бальзак, Оноре де (Франция) – «Гобсек», «Эжен Гранде».

Диккенс, Чарльз (Великобритания) - «Николас Никльби» (фрагменты).

Доде, Альфонс (Франция) - "Необычайные приключения Тартарена из Тараскона" (фрагменты).

Золя, Эмиль (Франция) – «Кровь». (?)

Марк Твен (США) - «Приключения Гекльберри Финна» (фрагменты).

Мопассан, Ги де (Франция) - «Любовь».

Стендаль (Франция) – «Красное и чёрное», (фрагменты).

Флобер, Гюстав (Франция) - "Саламбо" (фрагменты).

Цвейг, Стефан (Австрия) - "Воспоминания европейца" (фрагменты).

Джеймс, Генри (США - Великобритания) - «Женский портрет» (вступление).


Эпоха модернизма:

Андерсон, Шервуд (США) - «Уайнсбург, Огайо».

Аполлинер, Гийом (Франция) - «Зона», «Кортеж».

Беккет, Сэмюел (Великобритания - Франция), «В ожидании Годо».


Бенн, Готфрид (Германия) - «Двойная жизнь» (фрагменты).

Бодлер, Шарль (Франция) – „Цветы зла» (1-3 текста).

Брехт, Бертольт (Германия) - «Кавказский меловой круг».

Валери, Поль (Франция) – «Письма об искусстве» (1 эссе)

Джойс, Джеймс (Великобритания) - «Мёртвые»

Кавафис, Константинос (Греция) «Канон» («В ожидании варваров», «Погребение Сарпедона» «Итака»).

Камю, Альбер (Франция) - «Чума», (фрагменты), «Письма к немецкому другу» (I письмо).

Кафка, Франц (Австрия)«Приговор», «Метаморфоза» («Превращение»).

Льюис, Клайв Стейплз (Великобритания) - «Хроники Нарнии» (фрагменты), «Национальное покаяние».

Малларме, Андре Стефан (Франция) - «Послеполуденный отдых фавна», «О лирике» (литературно-критические статьи о поэзии).

Манн, Томас (Германия) «Волшебная гора» (II том, VI глава, «Снег»), статья «К 100-летию со дня рождения Толстого» .

Пруст, Марсель (Франция) – «Чтение книги».

Рембо, Артюр (Франция) - «Пьяный корабль»

Толкиен, Джон Рональд Руэл (Великобритания) - «Властелин колец» (фрагменты), «О волшебных сказках».

Уайльд, Оскар (Великобритания) – сказки (1-2 сказки).

Фолкнер, Уильям (США) - «Свет в августе», (фрагменты), «Медведь».

Хемингуэй, Эрнест (США) - «Снега Килиманджаро», "Праздник, который всегда с тобой» фрагменты).

Целан, Пауль (Австрия), «Меридиан» - речь на вручение премии Георга Бюхнера.

Элиот, Томас Стернз (США - Великобритания) – «Футуро люди», «Традиция и индивидуальный талант».

Эпоха постмодернизма:


Борхес, Хорхе Луис (Аргентина) «Алеф», «Тайное чудо», «Бессмертный», «Притча о Сервантесе и Дон Кихоте».

Бродский, Иосиф (Россия - США) - «Письмо к Горацию».

Эко, Умберто (Италия) - «Заметки на полях «Имени розы» (фрагменты).

Кортасар, Хулио (Аргентина) - «Аксолотль», «Слюни дьявола».

Маркес, Габриэль Гарсиа (Колумбия) - «Полковнику никто не пишет», «Сто лет одиночества» (фрагменты).

Милош, Чеслав (Польша) – «Родная Европа» (фрагменты).

Павич, Милорад (Сербия) – «Хазарский словарь» (фрагменты).

Стоппард, Том (Великобритания) - «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».



<< предыдущая страница   следующая страница >>