girniy.ru 1 2 ... 14 15
Раздел V


Выборные предметы


Глава
LIX

Одномодульный предмет : «Америковедение»

(Выбор. Амер.
X/ XI/ XII )


А) Вступление


Америковедение – интердисциплинарная сфера образования, включающая большое количество дисциплин. Принцип интердисциплинарности всегда являлся основополагающим в сфере изучения Америки, и по сегодняшний день он остаётся актуальным. Термин «америковедение» в широком понимании подразумевает изучение всего американского континента, а в узком – Соединённых Штатов Америки. Следовательно, этот предмет включает, в основном, элементы следующих дисциплин: истории, географии, основ государства, экономики, культурологии, гражданского образования. С основами вышеперечисленных дисциплин учащиеся ознакомились на базовой ступени обучения.

С учётом особого интереса Грузии к США, а также особой роли этой сверхдержавы в современном мире, в учебной школьной программе данного предмета поставлена задача многостороннего изучения США. Эта задача актуальна и потому, что наша молодёжь, исходя из популярности Америки, подражает всему американскому; у многих поверхностное и неверное представление о причинах её успеха, о её ценностях. К сожалению, не очень многим известно, что главными признаками американского общества являются высочайшая культура труда и дисциплинированность, богобоязненность и преданность семье, постоянная борьба за свои права, глубокое почитание закона.

Исходя из тесных грузино-американских отношений, необходимо основательное знание внешней политики Соединённых Штатов, знание, которое будет способствовать воспитанию информированного, активного, наделённого чувством ответственности гражданина; изучение данного предмета информирует подростка о новом для него мире; обусловит его интерес к другим культурам, значительно расширит его кругозор; будет способствовать формированию толерантно настроенного патриота и гуманного человека.



Б
) Цели обучения америковедению:


Целями обучения америковедению являются:


  • ознакомить учащегося с основными показателями своеобразного пути развития США;

  • помочь учащемуся посредством знаний о достижениях США во всех сферах и её проблемах осознать пути и перспективы развития своей страны;

  • помочь учащемуся в восприятии чужой страны и в определении места в этом мире не только США, но и Грузии;

  • углубить знания, полученные учащимся на базовой ступени обучения по отдельным дисциплинам (истории, географии, литературе, искусствоведению и др.);

  • заинтересовать учащегося другой, чужой культурой, что поможет ему лучше понять и оценить свою культуру;

  • способствовать расширению кругозора учащегося;

  • сформировать из учащегося гуманного, толерантного гражданина посредством ознакомления с ценностями мультикультурного американского общества.


Целью обучения америковедению является развитие у учащегося следующих умений:

  • интерпретация фактов и явлений в историческом срезе;

  • определение собственной позиции и её отстаивание, выработка критического отношения к явлениям;

  • осознание проблем и установление их причинно-следственных связей;

  • поиск и систематизация информации;

  • творческие умения;

  • интегрированное мировоззрение;

  • коммуникация;

  • исследование;

  • решение проблемы;

  • моделирование;

  • умение учиться;

  • сотрудничество.


Целью обучения америковедению является также привитие учащимся таких высоконравственных ценностей, какими являются:

  • уважение прав и чувства достоинства человека;

  • сочувствие и забота;

  • любовь к родине;

  • добросовестность и трудолюбие;


  • равноправие;

  • толерантность: уважение человека иных воззрений, другой национальности, религии, культуры.

  • справедливость и уважение закона.


В) Организация курса обучения

Учебная программа выборочного предмета «Америковедение», который изучается в течение двух семестров на средней ступени школьного обучения - в X/ XI/ XII классах – рассчитан на 60 академических часов.

Индексы, указанные в Стандартах:

Перед каждым результатом, указанным в Стандартах, обозначен индекс. Напр., Выб. Амер.
X/ XI/ XII. 1. – первый знак индекса указывает на то, что программа является выборочной (Выб. = выборочный), второй - на предмет (Амер. = америковедение), третий - X/ XI/ XII - в каких классах изучается предмет (в X/ XI/ XII классах), а последний знак -1- порядковый номер результатов. (1- первый результат).


  1. Общая часть


Г) Описание направлений обучения предмету

В предметной программе «Америковедения» определены результаты учебного процесса и индикаторы, проверяющие их достижение учащимися. Результаты сгруппированы по следующим направлениям: «Окружающая среда и экономика»; «История, государственное правление и политика»; «Культура и религия»; «Человек и общество»; «Интерпретация и исследование». Каждое из направлений отражает основное содержание предмета и основывается на одной или нескольких дисциплинах.


Окружающая среда и экономика

Цель направления «Окружающая среда и экономика» - показать учащимся значимость природной среды и экономики США для американского общества. Это направление объединяет результаты, направленные на осознание и изучение таких отраслей, как окружающая природная среда, природные ресурсы, население, экономика Америки. Указанные результаты дают возможность учащемуся осознать взаимовлияние факторов окружающей среды и экономики и их значение в становлении современной Америки, как одной из сверхдержав мира.


История, государственное правление и политика

Цель этого направления – дать возможность учащемуся осознать своеобразие создания и развития современного американского государства, причины успеха системы американского государственного правления; воспринять значимость и закономерность происходящих там политических процессов; научить обобщать исторические факты.

Культура и религия

Цель этого направления – ознакомить учащегося с этапами и особенностями становления и развития мультикультурного общества США; создать представление о существующем там многообразии религиозной системы и о значении терпимости при построении современного гражданского общества, познакомить с основными достижениями культуры.

Человек и общество

Цель этого направления – показать учащемуся своеобразие американской демократии; привить уважение к человеческому достоинству, свободе и равноправию. Посредством усвоения гражданских ценностей привить любовь к родине. Учащийся должен знать, какое значение имеет уважение прав человека и какие обязанности имеет каждый гражданин перед обществом; какие ценности наиболее характерны для этого общества, и, какие из этих ценностей являются общечеловеческими; чем мы похожи, и чем отличаемся; из каких социальных групп состоит современное американское общество.

Интерпретация и исследование


Цель этого направления – выработать у учащегося навыки исследования, предоставить ему информацию об источниках различного характера и многообразии исследовательских методов. Научить написанию рефератов и проектов, проведению устных презентаций, участвуя в которых он научится формулировать свои воззрения и аргументированно их защищать; учащийся приобретёт опыт индивидуальной и групповой работы, получит стимул к углублению знаний английского языка.

Для достижения результатов, предусмотренных Стандартами по америковедению, преподавателю необходимо владеть разнообразными методами обучения, чтобы учащиеся при изучении предмета эффективно освоили значительные понятия, приобрели умения и навыки и оказались наиболее подготовленными к самостоятельной жизни и обучению в высшем учебном заведении.




  1. Предметная компетенция


X/XI/XII классы


Америковедение

Стандарт

Результаты, достигаемые по направлениям к концу учебного года:


Окружающая среда и экономка

Государственное правление и политика

Культура и религия


Выб. Амер. X/ XI/ XII. 1. Учащийся может исследовать характерные признаки населения США .


Выб. Амер. X/ XI/ XII. 2. Учащийся может охарактеризовать регионы США по их природным ресурсам и рассуждать об их значении.

Выб. Амер. X/ XI/ XII. 3. Учащийся может анализировать существующие в США формы правления.


Выб. Амер. X/ XI/ XII. 4. Учащийся может анализировать важнейшие события из истории США.


Выб. Амер. X/ XI/ XII. 5. Учащийся может охарактеризовать выдающихся деятелей американской истории, участвующих в управлении государством.

Выб. Амер. X/ XI/ XII. 6. Учащийся может анализировать деятельность политических партий США и их политику.


Выб. Амер. X/ XI/ XII. 7. Учащийся может сделать анализ относительно существующих в США религий.


Выб. Амер. X/ XI/ XII. 8. Учащийся может охарактеризовать проявления сходства и различия между культурами населения Америки и проанализировать их причины.


Выб. Амер. X/ XI/ XII. 9. Учащийся может рассуждать о значении открытия Америки и влиянии этого открытия на ход мировой истории.




Человек и общество

Интерпретация и исследование

Выб. Амер. X/ XI/ XII. 10.

Учащийся может охарактеризовать американское общество по присущим ему признакам и обычаям.


Выб. Амер. X/ XI/ XII .11.

Учащийся на основе сравнения различных обществ может сделать соответствующие выводы.


Выб. Амер. X/ XI/ XII. 12.

Учащийся может сделать соответствующие выводы на основе сравнения существующих в США и других странах вопросов, связанных с защитой прав и достоинств человека, с обеспечением свободы и равенства людей.



Выб. Амер. X/ XI/ XII. 13. Учащийся может найти связь между законностью, демократией и гражданским обществом и проанализировать результаты этой связи.


Выб. Амер. X/ XI/ XII. 14.

Учащийся владеет навыками исследования и стратегией представления найденных материалов.


Результаты и индикаторы, достигаемые по направлениям к концу учебного года:


Направление: Окружающая среда и экономика


Выб. Амер. X/XI/XII.1. Учащийся может исследовать характерные признаки населения

США .

Результат достигнут, если учащийся:

  • разъясняет причины многокультурного состава населения США;

  • высказывает свое мнение относительно причин миграции в США и приводит соответствующие примеры (напр., природные условия, религиозные и социальные катаклизмы и т.д.);

  • определяет роль иммиграции в процессе формирования США в современную сверхдержаву;

  • характеризует этническое и религиозное многообразие населения США и оценивает значение процесса формирования единой американской нации.

Выб. Амер. X/XI/XII.2. Учащийся может охарактеризовать регионы США по их

природным ресурсам и рассуждать об их значении.

Результат достигнут, если учащийся:

  • характеризует регионы Соединённых Штатов по их природным ресурсам;
  • устанавливает связь между природными ресурсами и хозяйственной деятельностью региона;


  • разъясняет причины быстрого развития некоторых отраслей экономики и оценивает значение этого развития в процессе формирования США в современную сверхдержаву.


Направление: Государственное правление и политика

Выб. Амер. X/XI/XII.3. Учащийся может анализировать существующие в США формы

правления.


Результат достигнут, если учащийся:

  • описывает основные признаки системы правления США;

  • оценивает Декларацию независимости и Конституцию США.


Выб. Амер. X/XI/XII. 4. Учащийся может анализировать важнейшие события из

истории США.

Результат достигнут, если учащийся:

  • называет и оценивает самые значительные внутриполитические события в истории США;

  • разъясняет самые значительные события во внешней политике США.


Выб. Амер. X/ XI/ XII. 5. Учащийся может охарактеризовать выдающихся деятелей

американской истории, участвующих в управлении государством.

Результат достигнут, если учащийся:

  • перечислит американских выдающихся исторических деятелей разных времён, определит роль каждого из них в управлении государством;

  • охарактеризует государственные мероприятия, проводимые историческими деятелями, участвующими в управлении государством, и выскажет собственное мнение по поводу их результатов.


Выб. Амер. X/XI/XII.6. Учащийся может анализировать деятельность

политических партий США и их политику.

Результат достигнут, если учащийся:
  • рассуждает о своеобразии фактически существующей двухпартийной системы;


  • рассуждает о политике и идеологии ведущих политических партий.


Направление: Культура и религия


Выб. Амер. X/XI/XII.7. Учащийся может сделать анализ относительно существующих в

США религий.


Результат достигнут, если учащийся:

  • рассматривает известные ему истории религий, существующие в США;

  • рассуждает о назначении религии и её месте в жизни американца;

  • сравнивает существующие в Грузии и США религии и связанные с ними ритуалы, культурные традиции, семейные и религиозные праздники и проводит между ними параллели (напр.: Рождество, День Благодарения, Берикаоба и т.д.)


Выб. Амер. X/XI/XII.8. Учащийся может охарактеризовать проявления сходства и

различия культур населения Америки и проанализировть их

причины.

Результат достигнут, если учащийся:

  • характеризует какой-либо компонент американской культуры (напр., своеобразие архитектуры, историю происхождения джаза и др.).

  • рассуждает о влиянии американской культуры на грузинскую культуру (напр., одежда, быт, свободное время, язык, телевидение, кино, литература, поп-культура).

  • связывает утвердившиеся в американском обществе ценности с прошлым и настоящим;

  • рассматривает влияние взаимоотношений различных культур на развитие американского общества.

Выб. Амер. X/XI/XII.9. Учащийся может рассуждать о значении открытия Америки

и влиянии этого открытия на ход мировой истории.

Результат достигнут, если учащийся:

  • характеризует различные теории открытия Америки;


  • описывает и характеризует основные достижения цивилизаций доколумбовской Америки;

  • рассуждает о результатах путешествия Колумба и влиянии этого события на дальнейший ход истории человечества.


Направление: Человек и общество


Выб. Амер. X/XI/XII.10. Учащийся может охарактеризовать американское общество по

присущим ему признакам и обычаям.

Результат достигнут, если учащийся:

  • рассуждает о многообразии американцев, об их различительных и общих свойствах;

  • рассматривает примеры мирного сосуществования живущих в США людей разных национальностей и вероисповедания или противостояния между ними;

  • рассуждает о значении движения за аболиционистские и гражданские права;

  • рассуждает об этапах движения американских женщин и его результатах;



Выб. Амер. X/XI/XII.11. Учащийся на основе сравнения различных обществ может

сделать соответствующие выводы.

Результат достигнут, если учащийся:

  • рассматривает отдельные социальные институты США (напр., семью,

образование, науку, массмедию и т.д.);

  • сравнивает общественные звенья одного типа в США и Грузии (напр., семьи,

соседи, районы), их своеобразия и указывает на сходства и различия между

ними.

Выб. Амер. X/XI/XII.12. Учащийся может сделать соответствующие выводы на основе

сравнения существующих в США и других странах вопросов,

связанных с защитой прав и достоинств человека, с

обеспечением свободы и равенства людей.


Результат достигнут, если учащийся:


      • рассуждает на примере США о проблемах человеческого достоинства, свободы и равенства людей;

      • находит взаимосвязь между многообразием американцев и их правами и равенством;

      • рассуждает на примере Грузии и США о вопросах человеческого достоинства, свободе и равенстве людей.


Выб. Амер. X/XI/XII.13. Учащийся может найти связь между законностью, демократией

и гражданским обществом и проанализировать результаты этой

связи.

Результат достигнут, если учащийся:


  • отличает утвердившиеся в американском обществе обычаи от существующих в государстве законов;

  • рассматривает причины и традиции законопослушания в американском обществе;

  • рассматривает взаимоотношения между федеральными законами, законами штата и законами более мелких административных единиц.



Направление: Интерпретация и исследование


Выб. Амер. X/XI/XII.14. Учащийся владеет навыками исследования и стратегией

представления найденных материалов.

Результат достигнут, если учащийся:


  • находит и рассматривает источники различного характера и делает самостоятельные выводы;

  • проводит индивидуальную и групповую работу с мультиперспективными источниками;

  • пишет рефераты;

  • создаёт проекты;

  • проводит презентации в Рower-Рoint-е, может отстаивать собственное воззрение;

  • может использовать иноязычные источники.

Содержание программы:



Окружающая среда и экономика


  1. Месторасположение США и границы /соседние государства и внешний мир.

  2. Социально-экономическая и историко- географическая характеристика США.

Экономическо-географические регионы:

  • Северо-восток;

  • Центральный бассейн;

  • Юго- восток;

  • Великие равнины;

  • горы и пустыни;

  • прибрежные низины.

Историко-географические регионы:

  • Северо-восток: Нью-Ингланд, Центрально-Атлантические штаты;

  • Юго-восточные или Южные штаты;

  • Центрально-западные штаты;

  • Юго-западные штаты

  • Запад (Горные штаты и штаты Тихоокеанского побережья).

  1. Население:

  • миграционные процессы, вызывающие их причины и результаты;

  • краткая история грузинской иммиграции в США;

  • фронтир;

  • плавильный котёл или салатница.



Государственное правление и политика

Общий обзор доколумбовской Америки и результаты открытия Америки.

Колониальный период.

Причина революции и Декларация независимости.

Территориальная экспансия Америки.

Гражданская война.

Прогрессивизм: Т. Рузвельт и В.Вильсон.

Расцвет Америки и кризис между двумя мировыми войнами.

Америка во Второй мировой войне.

Холодная война.

Вьетнамская война.

От Рейгана до Обамы.

Конституция Америки и поправки к ней.

Баланс между различными ветвями власти.

Избирательная система.

Роль института президента.

Традиция местного самоуправления.

Система социального обеспечения.

Верховный суд.

Культура и религия


Марк Твен, Фенимор Купер, О’Генри, Джек Лондон, Теодор Драйзер, Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй, Эдгар По, Джон Стейнбек, Уильям Фолкнер, Джером Селлинджер, Джон Апдайк.

Джаз, рок 1960-ых годов, современная популярная музыка.

Архитектура и живопись. Луис Генри Салливан и небоскрёбы, Фрэнк Ллойдл Райт, Мис ван дер Роэ, Джексон Поллок, Джорджия О’Киф, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн и др.

Звёзды поп-музыки: Мэрилин Монро, Элвис Пресли, Джеймс Дин, Фрэнк Синатра, Мадонна и др.

Кино и его жанры.


Человек и общество

Отношение между трудом и капиталом, американские профсоюзы и бизнес.

Общественные организации.

Воспитание патриотизма и демократия.

Самые громкие решения, принятые верховным судом.

Американская наука и образовательная система.

Страна иммигрантов.

Мультикультурное общество: плавильный котёл или салатница.

Американские ценности.

Символы США.



следующая страница >>