https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 11 12

Онлайн библиотека

http://koob.ru


БАЙРОН А. ЛЮИС, Р. ФРЭНК ПУСЕЛИК

NLP МАГИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ БЕЗ ТАЙН


Эта книга - новейшее руководство по нейролингвистическому программи-

рованию, содержащее широкий обзор современных техник НЛП. Она станет ув-

лекательным путешествием в мир НЛП для менеджеров, психологов, педаго-

гов. 8

"Петербург-ХХI век", перевод, составление,


Оглавление:

Глава I 3

МОДЕЛИ 3

Модель реальности 3

Паттерны поведения, управления правилами 3

Обобщение 4

Стирание 5

Искажение 5

Исследование одного случая 6

Предположения являются обобщениями 6

Выборочное внимание является стиранием 7

Фантазия является искажением 7

Доверие: получение раппорта 8

Быть понятым 9

Типичные логические ошибки 9

Ограничения модели 10

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 10

Индивидуальные особенности восприятия 10

Изучение восприятия 10

Социальные ограничений 12

Индивидуальные ограничения 14

Комплексные эквиваленты 16

Резюме 16

Глава II 18

МОДЕЛЬ КАТЕГОРИЙ ОБЩЕНИЯ 18

Репрезентативные системы 18

Логическая система 19

Эмоции 20

Предпочтение предикатов 21

Предпочитаемые репрезентативные системы 21

Использование языка репрезентативных систем 23

Стресс 23

Функциональные различия 25

Иерархии репрезентативных систем 26

Модель категорий общения 26

Структура модели категорий общения 27

ЯЗЫК ПОЗЫ И ТЕЛА 28

"Визуал" 28

"Кинестетик" 29

Тело: краткий анализ 30


"Аудиалы" 30

"Дискреты" 31

Голос: краткий анализ 31

ДРУГИЕ КЛЮЧИ ПОВЕДЕНИЯ 32

Физический контакт 33

Правила для слушания 33

КАТЕГОРИИ САТИР 34

Другое предостережение 35

Резюме 35

Глава III 37

МЕТА-МОДЕЛЬ 37

ЛОГИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА 37

Символическая репрезентация 37

АНАЛОГОВЫЙ / ЦИФРОВОЙ: КОМПЬЮТЕРНАЯ МЕТАФОРА 37

Лингвистическое декондиционирование 38

МЕТА-МОДЕЛЬ: ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 38

ТРАНСФОРМАЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА 39

НАРУШЕНИЕ МЕТА-МОДЕЛИ 39

РЕАКЦИИ МЕТА-МОДЕЛИ 39

Схема мета-модели (1) 40

Контуры мета-модели 40

СБОР ИНФОРМАЦИИ. РЕФЕРЕНТНЫЙ ИНДЕКС 41

НОМИНАЛИЗАЦИИ 45

Деноминализация медицинской модели 48

Виды работы для "дискретов" 48

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ГЛАГОЛЫ 49

РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ 50

Схема мета - модели (2) 50

Вызов на борьбу 52

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КВАНТОРЫ (кванторы общности) 53

Облегчение процесса 53

Изменения значений 54

Калиброванное общение 55

Выборы 59

Резюме 60

СБОР ИНФОРМАЦИИ 60

РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ 60

ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ 60

Глава IV 61

ВИЗУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ 61

РЕАКЦИЯ ЗРАЧКА 61

ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА 61

Окципитательная кора 62

ЗРИТЕЛЬНЫЕ КЛЮЧИ ДОСТУПА 62

Паттерны глазного сканирования 62

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ МОЗГА: ДВА В ОДНОМ 63

ДРУГИЕ ПАТТЕРНЫ ДОСТУПА 65

Дыхание 65

МИНИМАЛЬНЫЕ КЛЮЧИ 66

ДВИЖЕНИЯ 67

СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ 67

Резюме 70

ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Приложение А 71


ТЕСТ СМЕЩЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ 72

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕСТА СМЕЩЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

73

Приложение В 74

МОДЕЛЬ КАТЕГОРИЙ ОБЩЕНИЯ 74

Приложение I 75

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 75


Мета - принципы, изложенные в этой книге, включают в себя элементы из

разных областей психологии: психологии поведения, которая делает упор на

связь видимого поведения и ответной реакции; -4-

...Глава I

МОДЕЛИ

Модель реальности

Восприятия могут обманывать в исследовательском центре в Сан-Францис-

ко имеется интересный экспонат (рис. 3). Две полудюймовые медные трубки

намотаны на деревянный сердечник. Теплая вода подается через одну труб-

ку, а холодная проходит через другую. Если дотронуться или схватиться за

устройство, последует просто шок. Одновременное ощущение теплого и хо-

лодного производит чрезвычайно горячий или обжигающий эффект. Просто

смешно смотреть на прыжки сбитых с толку людей после того, как они, про-

читав надпись и думая, что смогут почувствовать различие, крепко хвата-

ются за устройство.


Рис. 3

Паттерны поведения, управления правилами

Хотя очень важно учитывать индивидуальную сущность восприятия ре-

альности, также важно идентифицировать паттерны поведения отдельных лиц

и групп. Наблюдения этих паттернов и является главной темой этой работы.

В своей книге "Немой язык" Е, Т. Холл пишет, что "целью исследователя,

имеющего дело с феноменом человека, является нахождение скрытых паттер-

нов.., существующих в мозгу, сенсорном аппарате и мышцах человека". -12-

Мы использовали эту гипотезу для создания динамической модели личности.

Во время периодов взаимодействия, происходящих при общении, становят-


ся очевидными определенные структуры поведения. Так же как и язык, кото-

рым мы пользуемся, структурируется из семантики и грамматики, так и бо-

гатое и разнообразное невербальное поведение людей следует хорошо струк-

турированному порядку.

Мы, однако, сталкиваемся с той же дилеммой, которая уже давно стояла

перед лингвистами. Носитель любого языка формирует свою речь без необхо-

димого осознания используемых правил. Таким же образом правила невер-

бального поведения маскируются самой их сущностью: они являются неосоз-

нанными процессами.

В обоих случаях мы должны изучить эти правила путем анализа их конеч-

ных продуктов: языка и поведения. Как утверждали Вацлавик, Бевин и Джек-

сон в "Прагматике человеческого общения": "Цель сводится к наблюдению за

этими процессами, проявляющимися посредством языка и поведения, иденти-

фикации общего паттерна". Достаточно хорошая модель, говорит- Вацлавик,

даст нам возможность оценивать, предсказывать, а также влиять .на пове-

дение.

В первом томе "Структуры магии" Ричард Бэндлер и Джон Гриндер дают

целый набор точных и ясных инструментов для систематизации и описания

наших наблюдений. Существуют три механизма, являющиеся общими для любой

деятельности, связанной с построением модели: обобщение, стирание и ис-

кажение. Бэндлер и Гриндер называют их "универсальными процессами чело-

веческого моделирования" (2). Эти три процесса работают на каждой стадии

осознания и использования наших моделей мира. Они подчеркивают наши воз-

можности концентрироваться, планировать и изучать, а также мечтать. Они

становятся очевидными для подготовленного наблюдателя посредством речи и

поведения человека. Научиться обнаруживать и использовать эти универ-


сальные процессы и есть основная тема данной книги. -13-

Обобщение

Процесс обобщения частично объясняет, как мы можем быстро изучить

что-то. Например, многие "новые" виды поведения, включают в себя инфор-

мацию о поведении в подобных ситуациях в прошлом. Из-за такой схожести

мы можем сделать обобщение из предыдущего опыта поведения без необходи-

мости изучать новое поведение "с нуля". Способность обобщать, базируясь

на прошлом опыте, означает, что нет необходимости тратить большое коли-

чество времени и энергии на изучение новых видов поведения. Такой же

процесс используется при изучении новых концепций и при других процес-

сах, связанных с тем, что мы называем "мышлением". В сущности, обобщение

устраняет необходимость повторно изучать концепцию поведения, каждый

раз, когда мы сталкиваемся с несколькими видами оригинала.

Одной из форм такого процесса является наша способность понять сло-

во-символ, например слово "стул" и затем применять символ к другим фор-

мам с подобными функциями (рис. 4). Обобщение способствует быстрой асси-

миляции различных видов информации.


Рис. 4

-14-

Стирание

Как было установлено, центральная нервная система человека получает

более двух миллионов бит информации каждую секунду. Рассматривая этот

факт с точки зрения эффективности КПД, можно сказать, что если бы каждый

бит этой информации был обработан и использован, то затраченные время и

энергия были бы астрономическими. Вот здесь и нужен процесс стирания.

Наша центральная нервная система в действительности работает как "экра-

нирующий механизм" и дает нам возможность функционировать на пике эффек-

тивности (КПД). Как указывает Олдос Хаксли в книге "Двери восприятия",


опыт "должен быть пропущен через редукторный клапан мозга и нервной сис-

темы. После этого останется только жалкая струйка того сознания, которое

поможет нам выжить на поверхности именно этой планеты".

Очевидно, что наша способность стирать части, загораживающие вход,

необходима для нашего выживания.

(Париж весной)

Paris in the the spring.

(Змея в траве)

A snake in the the grass.

(Удар сзади)

A kick in the the rear.

Один из моих любимых примеров стирания представлен в этих трех пред-

ложениях. Чтобы уяснить, что вы видите, существует тенденция стирать те

части предложения, которые не имеют смысла. Обратите внимание на лишний

определенный артикль "the" в каждом предложении. Многие люди просто даже

не видят его, пока им на это не укажут. Итак, как мы видим, этот процесс

находит широкое применение в области человеческого общения. -15-

Искажение

Третий универсальный процесс человеческого моделирования образует ос-

нову для большинства актов творчества. Искажение является процессом, с

помощью которого мы изменяем наше восприятие, а также наш сенсорный

опыт. Используя этот процесс, мы создаем и наслаждаемся произведениями

живописи, музыки и литературы. Он Также дает нам возможность мечтать,

фантазировать и планировать будущее. Давая нам возможность манипулиро-

вать нашим восприятием реальности, а также словом при осознании или за-

поминании его, искажение позволяет нам создать уникальные переменные.

Некоторые из наших "созданий" могут быть даже за пределами возможностей,

определенных нашей моделью реальности. Однако не зависимо от того, при-

водит ли искажение к "количественному скачку" в нашем мышлении или прос-

то позволяет нам "интерпретировать" Пикассо, этот процесс является важ-


ным при моделировании мира.

Рис 5.

Рис. 5 выражает "визуальный парадокс". Из-за того, что он представля-

ет противоречивую информацию, наблюдатель старается понять очевидно ир-

рациональную фигуру. Это искажение происходит -16- от того, что мозг мо-

жет воспринимать определенный вид информации, в данном случае двухмерный

набор линий, и преобразовывать его во что-то несуществующее: трехмерную

форму.


Эти удивительные процессы построения модели (обобщение, стирание и

искажение) являются, однако, обоюдоострыми. Будучи очень важными для на-

ших творческих возможностей, они могут - также приносить боль и страда-

ние индивиду. Как эти столь необходимые инструменты создают боль? Как

они ограничивают восприятие и искажают поведение? Как они становятся

приводящими к обратным результатам для нормально живущей и развивающейся

личности? Они делают все это, осуществляя свои функции в соответствии со

своим предназначением. Данные примеры - показывают, как эти процессы мо-

гут работать за и против интересов индивида.

Исследование одного случая

Несколько лет назад у меня была клиентка, которая прекрасно де-

монстрировала двойственность функции универсальных процессов человечес-

кого моделирования. Вот факты, которые показывают эти процессы в

действительности.

Еще ребенком Шарон несколько раз имела очень приятный опыт в опреде-

ленной группе читателей. Это очень скоро обобщилось в чтение всего под-

ряд, и Шарон стала прилежным "книжным червем". Это можно считать положи-

тельным примером процесса обобщения.

Одной из причин, почему Шаром пришла на консультацию, была, как она

это назвала, "боязнь мужчин". Этот "страх" удерживал ее и не давал ей

расслабиться достаточным образом, чтобы завязать близкие отношения. По


ее словам, мужчины пугают ее, она боится, что единственное, чего они хо-

тят - это использовать ее в своих интересах. Мы быстро нашли причину ее

страха. Шарон при- -17- помнила сильно травмировавший ее опыт с мужчи-

ной, когда она была подростком. Этот один ужасный опыт она начала пере-

носить на все "мотивы" мужчин. Эти обобщения стали частью ее модели мира

и упорно не давали ей возможности радоваться близким, любовным отношени-

ям, которых она так хотела. Так же как и с ее опытом в чтении, этот про-

цесс моделирования произошел "автоматически", вне ее сознания.

Предположения являются обобщениями

Проводят эксперимент с дверями в ванную комнату. Берется ручка от

обычной двери и устанавливается на не запирающуюся, одностворчатую

дверь. Чтобы отпереть такую дверь, вам нужно только толкнуть ее, и она

автоматически откроется внутрь, Шутка состоит в том, что устанавливается

"ложная" ручка на той же стороне двери, где находятся петли. Результаты

этого эксперимента довольно интересны (рис. 6).


Рис. 6

Дети обычно без проблем обнаруживают ловушку и попадают в ванну. Од-

нако, когда взрослые берутся за ручку, а дверь не открывается, они пред-

полагают, -18- что ее либо заело, либо она заперта. Их предположение ба-

зируется естественно на обобщениях прошлого опыта с закрытыми или закли-

нившими дверями. Эта часть их модели мира не позволяет им произвести не-

обходимое исследование, чтобы обнаружить ловушку, и им постоянно не уда-

ется войти без "помощи" хозяев.

Одним из путей к тому, что Шарон смогла стать хорошим читателем, была

ее способность не отвлекаться на шум и внешние визуальные раздражители.

Она научилась систематически стирать из своего сознания все, что могло


бы помешать ее способности концентрироваться на книге, которую она чита-

ла. Это было очень продуктивное использование процесса стирания.

В течение всех, последующих лет после травмировавшей встречи Шарон

также систематически стирала из своего сознания позитивные, нормальные

ответные реакции мужчин, которые интересовались ею. Ее "избирательное

отношение" позволяло ей сознавать только то, что они "использовали ее в

своих интересах". Так как ее модель мира не включала возможность тепло-

го, доброго и честного отношения между мужчинами и женщинами, она не

осознавала этих качеств, когда они имелись у обожателя мужского пола.

Без такого осознания никаких здоровых отношений не могло быть.

Итак, работая без осознавания, стирание может помочь нам, фокусируя

наше внимание, когда это надо, как, например, в случае чтения Шарон. Од-

нако тот же процесс может стать основным источником эмоциональной деп-

рессии личности. Он может ограничивать нашу модель мира, что не даст нам

возможности воспринимать то, что нам надо, чтобы достичь наших целей.

Выборочное внимание является стиранием

Шарон любила читать романы (рис. 7). Творчески применяя процесс иска-

жения, она могла преобразовывать слова в полный, богатый опыт. Она

дей-19- ствительно "жила" со своими персонажами, когда она читала о них.

Она чувствовала их радости и горести, работала в заболоченных полях и

пила чай с королевой. Будучи молодой девушкой. Шарон научилась читать

слова и затем преображать их в образы, чувства, звуки, вкус и запахи так

жизненно, что они стали реальными для нее. Она могла говорить о различ-

ных эпохах и далеких местах, как будто она там была действительно. Она

могла также хорошо "спроектировать" себя в исторической книге или энцик-


лопедии. Этот талант сыграл важную роль при ее выборе карьеры в качестве

писателя и лектора.


Рис 7.

Шарон также использовала процесс искажения как средство объяснения ее

"затруднительного положения" с мужчинами. Хотя ее страх был основным

фактором, она относила большую часть проблемы на счет целого ряда "пло-

хих взаимоотношений". Она говорила: "Если бы только эти отношения были

другими, если бы только они дали мне, что я хотела и в чем нуждалась, то

тогда я, возможно, была бы значительно счастливее сейчас". Используя тот

же процесс, который она использовала, вживаясь -20- а персонажи книг.

Шарон выразила этими словами, что она надежно отделяла себя от внешнего

мира в определенные периоды своей жизни.

В ее модели мира именно "взаимоотношения" вызывали все ее проблемы.

Однако это указывает на искажение ее восприятия ситуации. Взаимоотноше-

ния - это процесс, требующий активного участия (3). Говоря, что "взаимо-

отношения" не дали ей того, что она хотела, она игнорировала свою

собственную ответственность и участие в процессе отношений. Она исключи-

ла себя из роли участника и стала беспомощным наблюдателем. Искажение,

прочно построенное в ее модели мира, не давало ей измениться таким обра-

зом, чтобы стать спокойнее и счастливее. Только возвратясь в процесс от-

ношений, она могла бы измениться и восстановить чувство контроля над

своей собственной жизнью.

Фантазия является искажением

Конструкцией наших моделей мира (рис. 8) может быть то, к чему обра-

щался Джеймс Колеман (4),


Рис 8

когда -21- он говорил, что индивидуум строит "структуру связей" или

"набор предположений относительно факта, возможности и оценки". Он опи-

сывает, как эта "внутренняя познавательная карта" определяет восприятие


реальности личностью и поведение этой личности. Здесь является важным,

что произойдет, когда карта личности или модель имеет встроенные ошибки.

Он говорит, что "...ошибочные предположения оказывают немаловажное влия-

ние на регулируемое поведение". Человек, который руководствуется такой

ошибочной картой, "...может прийти в ярость из-за несуществующего приви-

дения, а может совершенно не сознавать реальных угроз. Он приспособится

к несуществующему миру и неизбежно будет делать промахи, которые приве-

дут к краху и снижению самооценки".

Доверие: получение раппорта

Кто может отрицать, что важным

фактором при любом виде психотерапевтических

отношений является установление хорошего раппорта?


В. С. Коргер и В. Д. Фезлер

"Гипноз и модификация поведения"


В своей книге "Убеждение и лечение" Джером Франк выделяет некоторые

переменные, которые составляют успешные лечебные отношения, особенно ас-

пекты отношений, приводящие к "податливости пациента к лечебному влия-

нию". Особого интереса заслуживает упор на несколько переменных: ожида-

ние клиента и его вера во врача и личностные качества врача. Франк отк-

рыл, что эти факторы в значительной степени влияют на исход лечения.

Страпп и другие(5), после исследования, выделили веру пациента во

врача как особую важную переменную. Они заявляли, что "эта вера в чест-

ность -22- врача как человека, может быть названа краеугольным камнем

успеха терапии".

В любых тесных или интимных отношениях доверие становится основным

элементом. Далее будет дано исследование различных методов развития та-

кого доверия, а также влияние, которое оно оказывает на раппорт, так не-

обходимый для эффективных отношений.


Как уже было сказано выше, Джером Франк отмечал, что определенные ка-

чества (атрибуты) самого врача являются важнейшими ингредиентами лечеб-

ных отношений. Базируясь на анкетах, заполненных пациентами. Франк нашел

эти атрибуты, включаемые в возможности врача. Они были такие: "...глубо-

ко заинтересован... внимательный слушатель... говорит на понятном языке

[и] по делу...". Доверие развивается, когда Человек начинает понимать,

что его понимают и что он и другой человек "говорят на одном языке". За-

думайтесь о людях в вашей жизни, кого вы могли бы назвать влиятельными.

Эта способность влиять на вас и других основывается в большой степени на

доверии, оказываемом им теми, кто верит, что они "понимающие". Конечно,

это слишком упрощенно. Однако, особенно во врачебном окружении, такое

доверие является часто необходимым условием для успешных лечебных отно-

шений. Доверие также должно существовать между друзьями, иначе отношения

портятся. Деловая сделка не может быть завершена, если нет взаимного до-

верия, основанного на вере, что каждая сторона понимает другую. Что же

такого особенного у влиятельных индивидов, что приводит к доверию? Какое

же видимое поведение, которое мы могли бы идентифицировать и использо-

вать сами в наших собственных профессиональных и личных отношениях, от-

личает этих кудесников общения? По мере получения ответов на эти вопросы

вы откроете практические возможности для позитивного изменения. -23-

Быть понятым

Одним из наиболее важных условий стать влиятельным является способ-

ность добиться уверенности, что вы понимаете. Понимание подразумевает,

это вы можете "присоединиться" к человеку в его собственной модели мира.

Это важно, так как люди имеют тенденцию действовать, будто их модель ми-


ра является реальным миром. Понимание - это критический мост между нашей

и их моделью мира.

Типичные логические ошибки

Грегори Бейтсон иллюстрирует различие между "реальностью" и нашими

моделями реальности, используя меню для аналогии (6). Мы склонны предпо-

лагать, что "вещь" и ее "название" одно и тоже. Бейтсон называет это

"логической печатной ошибкой". Мы приходим в ресторан, говорит Бейтсон,

и получаем меню (рис. 9). Так как меню представляет список блюд, мы мо-

жем считать его картой или моделью реальности. Однако если мы будем

рассматривать меню так же, как мы часто рассмат-


Рис. 9

-24- риваем наши собственные модели мира (как будто они действительно

реальность), то мы начали бы есть меню!. Бейтсон далее пишет: "Возможно,

общающиеся организмы... по ошибке примут карту за территорию...". Про-

должая данную аналогию, можно сказать, что иногда мы удивлены при виде

блюда, заказанного с помощью меню. Когда блюдо подано, оно может нам не

понравиться, хотя понравилось его название в меню. Идеально было бы, ес-

ли мы могли пойти в ресторан, остановиться около кухни и выбрать блюдо

перед тем, как заказать что-либо. Даже и в этом случае мы не можем быть

абсолютно уверены в том, что мы получим, когда официант принесет нам за-

каз. В действительности, мы не можем "пробовать" реальность, как нам

предлагает метафора. Все, что мы имеем, является меню, а модели ре-

альности, в которые мы верим по тенденции, это просто то, что они предс-

тавляют.

Имеются несколько способов "присоединиться" к человеку в его

собственной модели мира. О них будет рассказано в последующих разделах и



следующая страница >>