girniy.ru 1 2 ... 7 8

I. Теория и практика журналистики


1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности.

Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.


Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.


Журналистика – это исторически сложившийся вид духовно-практической деятельности, сущность которой заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной, общественно значимой информации.

ФЗ «О СМИ» от 27.12.91, ст. 2 (Основные понятия):

- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

- под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Основные характеристики журналистской информации (от лат. informatio — «научение», «сведение», «оповещение») как массовой:

1. Направленность на массу общества.

2. Соответствие нуждам этой массы.

3. Стремление к созданию единой позиции массы по касающимся её вопросам.

4.Доступность информации для массы, удобный режим потребления.

5.Возможность одновременного получения массовой аудиторией.

6.Возможность для всех желающих принять участие в работе СМИ.

Информация – это совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных) которую несет журналистика аудитории. Текст и информация – не одно и то же. Текст – носитель потенциальной информации. Не всегда переданное становится принятым и адекватно освоенным. Принятая информация – часть текста, которая «взята» аудиторией. Реальная – результат переработки принятой информации в сознании аудитории.


Так становится очевидной не только проблема познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте, но и проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Информационная насыщенность Т. – наличие в нем большого объема потенциальной информации и, соответственно, высокая потенциальная эффективность. Ею определяется информативность – максимальная реализация текстом своего потенциала при встрече с аудиторией, т.е. высокая реальная эффективность.

Адекватность – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира. Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении необходимых условий информативности:

1. Небанальность (новизна, актуальность).

2. Декодируемость (доступность сообщения, понимание замысла журналиста).

3. Релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений в соответствии с интересами и потребностями аудитории).

Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую изображает журналист (правдивые сведения о жизни) С семантической точки зрения информация может быть дескриптивной (описывающая события, явления, законы, процессы, характеры, судьбы), валюативной (оценивающей), нормативной (указывающей на способ действия).

Синтаксическая адекватность – правильная структурная организация текста.

Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность - это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности. Дезинформация - распространение искажённых или заведомо ложных сведений.



2. Функции журналистики.

Понятие функции применительно к журналистике. Сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Концепция Е.П. Прохорова: коммуникативные, идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Концепция Н.Н. Богомоловой: социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические) функции. Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко: общество в целом, отдельные социальные институты и группы, личность, профессиональное сообщество журналистов как основные субъекты функций журналистики; функции на уровне каждого субъекта. (Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор.)


Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – С. 17–24.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2006. – С 176–196.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. – С. 44–71.


Функции (лат. functio — «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей») - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат

Существуют объективные сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики.

Е.П. Прохоров выделяет функции:


  1. коммуникативную (общения, налаживания контакта) - исходную функцию журналистики;

  2. непосредственно-организаторскую - роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

  3. идеологическую (социально-ориентирующую) - стремление оказать глубокое влияние ОМ;
  4. культурно-образовательную - участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей;


  5. рекламно-справочную - удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений;

  6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Концепция Н.Н. Богомоловой.

Н.Н. Богомолова разделяет функции журналистики на социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические). В основе социальных лежат потребности общества как целостной системы, в основе психологических – потребности членов этого общества. Группа психологических функций делится на две подгруппы: социально-психологические (удовлетворение потребностей групп, сообществ, объединений) и общепсихологические (удовлетворение потребностей отдельных индивидов).

Социально-психологические функции:

  1. контакта– одной из базовых потребностей человека;

  2. отождествления себя с группой (в группе человек чувствует себя защищенным);

  3. самоутверждения (самопознания и самореализации) - стремление найти в материалах журналистики подтверждение своим ценностям, своему видению мира, ощутить свою значимость;

  4. объединения людей в группы (по интересам, полу, возрасту, национальному, территориальному и другим признакам и т.п.) и др.

Чисто психологические функции:

  1. познавательная - нужно отличать социальную информацию, регулирующую взаимоотношения людей и значимую для всего общества (это проявление социальной функции), от той, которая значима для конкретного человека на личностном уровне и связана с его интересами, увлечениями;

  2. эмоциональной разрядки, рекреативная, заполнения досуга, развлечения и отвлечения;

  3. утилитарная - призвана облегчить человеку решение повседневных проблем, лучше организовать быт, досуг.

Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко.


Автор определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ:


  1. общество в целом – интеграция познания;

  2. отдельные социальные институты и группы – пропаганда, агитация, организация;

  3. личность – ориентация, морально-психологическое удовлетворение;

  4. профессиональное сообщество журналистов – служебно-профессиональная, творческая.

Автор полагает возможным различать еще и социальное назначение журналистики, или ее генеральную функцию, которая состоит в регулирующем и преобразующем воздействии на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом автор не связывает эту функцию ни с одним субъектом.


3. Журналистика как социальный институт.

Понятие социального института, специфика журналистики как социального института. Основные социальные типы СМИ: государственные СМИ, частные СМИ, общественные СМИ и перспективы их создания в России. Правила функционирования СМИ в демократическом обществе: плюрализм и толерантность. Журналистика как «четвертая власть», властные полномочия СМИ. Проблема информационной безопасности. Государственная политика в сфере СМИ, проблема цензуры.


Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.

Социальные институты (лат. «установление», «устройство») – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия). Признаки СИ: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности; 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;  3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;  4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества; 5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.


Журналистика – один из важнейших социальных институтов:

- наука о журналистике;

- учебные дисциплины (специальность «Журналистика». В ВГУ подготовка журналистов началась в 1961 г. – на заочном отделении филологического факультета. В 1968 г. был открыт прием журналистов на дневное отделение. В 1985 г. отделение журналистики преобразовано в факультет);

-совокупность профессий (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист);

-наличие учреждений (газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры);

- профессиональные организации (Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов, Комитет защиты журналистов, Репортер без границ; Союз журналистов РФ);

- профессиональные издания («Журналист», «Медиапрофи» и др.);

- национальные премии в сфере журналистики («Правый взгляд» - политическая ж-ка);

- система правовых и нравственных норм (Закон «О СМИ» от 27.12.91, Кодекс профессиональной этики российского журналиста от 23.06.94).

Основные социальные типы СМИ: государственные - создаются различными структурами власти, должны представлять «общие» интересы; частные - СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций, имеющие узкую специализацию (партии, творческие и ученые союзы и т.д.); общественные - максимально реализуют общие интересы, выступают с общенародной позиции и предлагают общеприемлемые решения по спорным вопросам жизни общества.

Правила функционирования СМИ в демократическом обществе. В документе Совета Европы «Декларация "Политика в области СМИ для завтрашнего дня» (2000 г.) рядом поставлены и уравнены "в правах" две взаимодополнительных характеристики деятельности СМИ - "плюрализм услуг и содержания средств массовой информации" и "содействие социальной гармонии". Речь идет о толерантности, т.е. высоком уровне благожелательности к иным взглядам, признаваемых в качества равноправных со своими (идея социального партнерства).


СМИ как 4 власть, властные полномочия СМИ: контроль деятельности государственных структур, критика политики и действий власти, публикации официальных документов в государственных СМИ, участие в создании духовной атмосферы в обществе.

Проблема информационной безопасности. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства:


  1. соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею,

  2. информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации,

  3. развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации,

  4. защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Законодательная база – ст.5 закона «О гос. тайне» - перечень сведений, сост. гос. тайну, ст. 23 Конституции – тайны частной жизни, закон «О служебной тайне», закон «О коммерческой тайне».

В законодательстве РФ находит свое выражение государственная политика в сфере СМИ. Основные законы РФ, имеющие отношение к СМИ: Конституция РФ, Закон «О СМИ», Закон «О рекламе», Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», Закон «О связи», Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон «О государственной тайне» и др.

Проблема цензуры. Свобода слова в России — гарантируемое Конституцией Российской Федерации (ст.29, п. 4,5) право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Цензура запрещена (ст.29, п.5). Ст.4 Закона «О СМИ»: ограничения на реализацию свободы слова СМИ. Запрещено использование СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности […], других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», запрещает распространение информации о запрещённых за экстремизм организациях и о способах производства и местах приобретения наркотиков, и ограничивает работу журналистов при освещении контртеррористических операций».


4. Проблема свободы журналистской деятельности.

Социально-творческая сторона свободы журналистики: соотношение понятий «свобода» и «необходимость». Свобода как возможность выбора, проблема ответственности. Свобода, необходимость, ответственность применительно к журналистике. Юридическая сторона свободы журналистики – различные подходы: авторитарная концепция, концепция свободы журналистики, концепция социальной ответственности журналистики. Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.


Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.


Слова «свобода» имеет множество значений. В обыденной жизни это непринужденность, независимость, отсутствие обязательств. В общественной жизни – пребывание вне заключения, отсутствие гнета. В науке – возможность высказывать личную точку зрения и т.п. Главная составляющая свободы, таким образом, - отсутствие внешних и внутренних ограничений, возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности. Субъективистское понимание свободы как возможности делать «что хочется», преследуя эгоистические цели, без учета интересов других людей, заводит и теоретической тупик и порождает действия, не имеющие оправдания. Человечество едино, и в основу свободной деятельности должны быть положены единые основания.

Эти основания – объективное требование действовать в рамках необходимости, т.е. не преступать закон. Важнейшим условием действительно свободного творчества является «проникновение» в необходимость.

Социально-творческие факторы свободы СМИ: свобода – необходимость – ответственность. Свобода понимается как возможность выбора. Применительно к журналистике существуют барьеры, ограничивающие полную свободу:

  1. Социальные: законы, цензура, этические нормы, аудитория, политическая система, национальные интересы, религиозный фактор;


  2. Творческие (внутриличностные): система знаний, творческий кризис, совесть.

Юридическая сторона свободы журналистики – различные подходы:

  1. Авторитарная (лат. auctoratas «власть, влияние») - и как ее крайнее выражение тоталитарная - концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие. Практически неограниченную власть получают СМИ, выпускаемые этими силами. Инакомыслящие же либо вовсе не допускаются в область журналистики, либо их издания и программы подвергаются жесткой цензуре, всякого рода экономическим ограничениям с целью исключить или крайне ограничить плюрализм взглядов.

  2. Концепция полной свободы печати – возникает как ответ на авторитарную концепцию. Исторически соответствующее юридическое требование - лозунг свободы печати - был сформулирован в XVII веке и стал одним из основных требований революционно-демократических сил XVIII века, боровшихся с феодально-монархическим абсолютизмом, придерживавшимся идеи авторитаризма в сфере печати. При этом смысловое содержание лозунга свободы печати было, если можно так выразиться, «чистым» - речь шла вовсе не о праве на вседозволенность, аморализм, антигуманность и т.д. Свобода не может быть полной (в эгоистическом понимании), мы в ней «захлебнемся», она начинает работать на деградацию.

  3. Концепция ответственной свободы СМИ - законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова.

Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.

Для реализации творческой свободы необходимо обладать экономическими возможностями для организации своей деятельности. Затраты на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудников требует наличия у учредителя соответствующих средств или возможности получить кредит. Альтернативным вариантом является поиск состоятельного соучредителя (спонсора). В результате часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.


Функционирование СМИ в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости превышения доходов над расходами. Источники доходов СМИ: доходы, получаемые от потребителей информации (покупки газет и журналов, абонементной платы, подписки); плата за размещение рекламы (до 80% доходов СМИ).

СМИ, выпускаемые государственными институтами, могут воспользоваться средствами госбюджета за счет налогоплательщиков. Государство располагает широкими возможностями, чтобы воздействовать на экономическое положение СМИ: налоговая политика, предоставление льгот на покупку необходимых материалов, и распределение госрекламы и т.д. Конечно, все многообразие форм вмешательства государства и предпринимательских структур в экономическую ситуацию в сфере СМИ избирательно – преимущество обычно отдается тем, чьи позиции более отвечают предпочтениям господствующих сил.

Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, обращаясь за поддержкой к тем социально-экономическим институтам, чьи позиции им близки. Другой вариант – создание объединений (прежде всего – концернов или холдингов). Сращивание с другими сферами предпринимательства может создавать подчиненное положение СМИ в этих структурах и угрозу для информационной независимости. Некоторой гарантией от этого служит борьба с монополизацией в области СМИ (создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение возможности манипуляции массовым сознанием).


5. Журналистика, реклама, связи с общественностью: общее и различное.

Журналистика, реклама и связи с общественностью как виды деятельности и социальные институты. Общие признаки журналистики, рекламы и связей с общественностью как трех видов целенаправленной коммуникации. Близость на организационном уровне и на уровне правового обеспечения. Существенные различия журналистики, рекламы и связей с общественностью по следующим параметрам: адресант, адресат, информационное воздействие (объекты и характер информирования, цели и методы воздействия), обратная связь. Проблема разграничения журналистики, рекламы и связей с общественностью в коммуникативной практике современной России.


Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. – Воронеж, 2003.



следующая страница >>