https://electroinfo.net

girniy.ru 1

2) монтажный анализ литературного текста


Николай Васильевич Гоголь. НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ


Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат (общий план – окна хат, панорамный проезд); месяц один только заглядывал в них укладкою (общий план), как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым (крупный план трубы и дыма) и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле (общий план ведьмы)…

А ведьма между тем поднялась так высоко (ведьма улетает – общий план), что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко (общий план), там звезды, одна за другою, пропадали на небе (крупный – гаснет звезда). Скоро ведьма набрала их полный рукав (деталь). Три или четыре еще блестели (общий план). Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко (общий план), увеличилось, стало растягиваться (общий план и приближение), и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колеса с комиссаровой брички (деталь), и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец (крупный): узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка (крупный) оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком (деталь), ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом казачке (деталь). Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост (деталь), такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды (деталь); только разве по козлиной бороде под мордой (деталь), по небольшим рожкам, торчавшим на голове (деталь), и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт (общий), которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.



3) литературный этюд – описать, например, помещение, так, чтобы мы четко представляли, что где стоит.


Я оказалась в обыкновенной советской комнате (размером примерно 5 на 4 метра). Впрочем, комната обыкновенной не была: слева от двери находился «встроенный» советский шкаф (длинной метр-полтора). Далее, до конца стены, располагалась коллекция минералов: вся стена была увешана маленькими рамочками с камнями (агаты, аметисты, изумруды…). Прямо вдоль стены, от двери к окну, стоял шкаф. Обыкновеный советский шкаф-стенка. Однако содержимое шкафа также было необыкновенным. На полках располагались фарфоровые фигурки советских времен. Сейчас такие фигурки можно найти только на блошиных рынках. Вдоль противоположной стены стояли два дивана: большой и чуть поменьше. Над диванами висели фотографии семьи: здесь и внуки, и дети, и сами хозяева.


4) документальный этюд на наблюдательность

Вдоль берега финского залива неторопливо идет человек (общий план). Иногда он легонько пинает попавшиеся под ногу камушеки (панорама, проход человека). Панорама – бесконечность финского залива – вдаль. Человек приближается (общий план, панорама на укрупнение – человек идет на камеру) На нем джинсы, толстовка и спортивная шапочка, на ногах – кроссовки. (Средний план) Это – Андрей Аршавин, игрок «Зенита» (крупный план - лицо), прогуливающийся рядом со своим загородным домом