https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Приложение 3. Признаки классификации и виды электронных ресурсов


Приложение 3. Признаки классификации и виды электронных ресурсов

1. Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.83-2001 следует различать

  • Электронный документ на машиночитаемом носителе, для использования
    которого необходимы средства вычислительной техники

  • Электронное издание (группа электронных документов), прошедшее
    редакционно-издательскую обработку, предназначенное для распространения в неизменном виде, имеющее выходные сведения.

2. По наличию печатного эквивалента ЭОР подразделяются на:

  • Электронный аналог печатного издания, в основном воспроизводящий
    соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.).

  • Электронное приложение к печатному изданию, содержащее иллюстративный (в том, числе аудио-визуальный) материал, дополняющий материал печатного издания.

  • Самостоятельное электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

3. По целевому назначению ЭОР подразделяются на:

  • Учебные, содержащие систематизированные сведения научного или
    прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные на учащихся разного возраста и степени обучения.

  • Справочные, содержащие краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

4. По технологии распространения ЭОР следует различать:
  • Локальное электронное издание – издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях (CD, DVD и т. д.).


  • Сетевое электронное издание – издание, доступное пользователям через телекоммуникационные сети. Эта категория дополнительно подразделяется на сетевые издания открытого типа (доступные всем пользователям интернет, например, при размещении на личной странице автора) и закрытого типа (размещенные на серверах университетской электронной образовательной среды при отключенном гостевом доступе).

  • Электронное издание комбинированного распространения – издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.

5. По характеру взаимодействия с пользователем ЭОР подразделяются на:

  • Детерминированные – ЭОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены создателем и не могут быть изменяемы пользователем.

  • Недетерминированные (интерактивные)ЭОР, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целями, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных создателем.

6. По степени готовности ЭОР могут быть определены как:

  • Незавершенные.

  • Завершенные.

  • Архивные (устаревшие по содержанию или программно-технической реализации).

7. По функциональным признакам ЭОР делятся (в соответствии с ГОСТ Р 52657-2006) на

  • Электронный учебник.

Методический аспект: обновляемое учебное электронное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Минимальный состав: теоретический материал; тестовые задания; глоссарий терминов; список основной и дополнительной литературы.

Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой, системой навигации, а также содержащее в случае необходимости дополнительные программные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, информационно-справочные системы и т. п.). Может быть размещено на серверах электронной образовательной среды университета.


  • Электронное учебное пособие.

Методический аспект: обновляемое учебное электронное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Минимальный состав: теоретический материал; тестовые задания; глоссарий терминов; список основной и дополнительной литературы.

Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой, системой навигации, а также содержащее в случае необходимости дополнительные программные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, информационно-справочные системы и т. п.). Может быть размещено на серверах электронной образовательной среды университета.

  • Электронный конспект лекций.

Методический аспект: обновляемое учебное электронное издание, представляющее собой комплекс лекций, освещающий содержание учебной дисциплины.

Минимальный состав: план лекции; теоретический материал; комплект тестовых заданий, разбитый по темам; список основной и дополнительной литературы.

Техническая реализация: издание, подготовленное в текстовом редакторе и/или с помощью визуальных графических представлений (слайдов). Может быть размещено на серверах электронной образовательной среды университета.

  • Электронная хрестоматия.

Методический аспект: обновляемое учебное электронное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Минимальный состав: теоретический материал, информационно-справочные материалы.

Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием технологий мультимедиа, объединенное единой программной средой и системой навигации. Может быть размещено на серверах электронной образовательной среды университета.


  • Электронный справочник.

Методический аспект: обновляемое учебное электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера.

Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой и системой навигации, включающей средства для быстрого поиска информации. Может быть размещено на серверах электронной образовательной среды университета.

  • Электронный практикум.

Методический аспект: учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного теоретического материала. К данному виду ЭОР относятся: виртуальный лабораторный практикум, автоматизированный лабораторный практикум, сборник задач, сопровождение курсовых и дипломных работ, проведение научно-исследовательской работы.

Минимальный состав: краткие теоретические сведения; комплекс программных средств; аппаратно-программные комплексы (лабораторные установки, специальным способом сопряженные с ПЭВМ); программное обеспечение, формирующее структуры отчетов для лабораторных работ; тестовые задания; список основной и дополнительной литературы; методические указания, в т.ч. отражающие технологию взаимодействия студента с преподавателем в процессе выполнения практикума.

Техническая реализация: издание, подготовленное с использованием мультимедийных компонентов и моделирующих программ, объединенное единой программной средой и системой навигации. Может быть размещено на серверах электронной образовательной среды университета.

  • Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).

Методический аспект: Обновляемое электронное издание по образовательной дисциплине, предназначенное для определенной ступени обучения.

Минимальный состав: учебная программа дисциплины; теоретический материал (учебник или учебное пособие и/или хрестоматия и/или курс лекций); лабораторный практикум (если это предусмотрено учебной программой); методические указания по курсовому проектированию (если это предусмотрено учебной программой); комплект тестовых заданий; дополнительные информационно-справочные материалы; интерактивный график изучения дисциплины, в котором отражается рекомендуемый порядок изучения дисциплины и прохождения контрольных точек; методические указания, в т.ч. отражающие технологию взаимодействия студента с преподавателем в процессе применения ЭУМК.


Техническая реализация: издание, подготовленное по гипертекстовой технологии, с использованием мультимедийных компонентов, объединенное единой программной средой и системой навигации, а так же содержащее дополнительные модули (выполняемые программы для проведения вычислительных процедур, информационно-справочные системы и т. п.).

8. Настоящее Положение определяет следующие виды организационно-вспомогательных ЭОР, которые могут входить в состав основных ЭОР, либо публиковаться самостоятельно:


  • Учебная программа.

Методический аспект: издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, ее раздела, части.

Техническая реализация: издание, выполненное по технологии portable document format (открытый стандарт представления электронных документов, не зависящий от программной платформы). Может быть размещено на серверах электронной образовательной среды университета.

  • Комплект тестовых заданий.

Методический аспект: совокупность тестовых заданий, предназначенных для входного, промежуточного и итогового контроля уровня знаний, а также самоконтроля.

Техническая реализация: комплекс файловых структур, подготовленных для работы специализированного программного обеспечения (автоматизированной системы тестирования), предназначенного для обработки и оценки результата тестирования. Может быть размещен на серверах электронной образовательной среды университета.

  • Электронные методические материалы.

Методический аспект: издание, содержащее материалы по методике преподавания и изучения учебной дисциплины (ее раздела, части); выполнения практических и лабораторных работ; решению задач; выполнению курсовых и дипломных работ; проведению научно-исследовательских работ; организации и проведению деловых игр и т.д.


Техническая реализация: издание, подготовленное в текстовом редакторе или по гипертекстовой технологии. Может быть размещено на серверах электронной образовательной среды университета.


  • Мультимедийные компоненты для создания ЭОР.

Методический аспект: компоненты, предназначенные для демонстрации изучаемых отдельных явлений, процессов и т. д. и способствующие усвоению пройденного теоретического материала.

Техническая реализация:

Реалистический визуальный ряд: фотографии экспонатов, объектов предметной области, портреты ученых и др.; видеофрагменты процессов и явлений предметной области, демонстраций опытов, видеоэкскурсий и др.

– Синтезированный визуальный ряд: двух -/трехмерные статические и динамические модели; анимации; представления воображаемых элементов, объектов, скрытых структур, процессов, явлений предметной области; объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования.

– Звукоряд: звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы и др., а также синхронизированные аудио- и видео- объекты.

– Символьные объекты и деловая графика: схемы; диаграммы; карты;
пояснительные тексты; формулы; заголовки и другие элементы, в том числе создаваемые

пользователем с помощью стандартных приложений, картографические материалы.