girniy.ru 1
Кирьянова Лариса Игоревна


9 «Б» класс

КГУ «Средняя школа №9» акимата г. Усть-Каменогорска

Руководитель: Самборская Галина Павловна

Тема работы: черчение

e-mail: school9@edu.oskemen.kz

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕРТЕЖА


История возникновения и развития науки об изображении предметов на плоскости берет свое начало в далеком прошлом. Еще не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота на которых служила человеку источником существования. Такие изображения найдены почти на всех континентах (рисунок 1). c:\documents and settings\галина\мои документы\вкгту\таииг\школа\эуп зан черч самборская\вставки-глазки\1.1\3.bmp

c:\documents and settings\галина\мои документы\вкгту\таииг\школа\эуп зан черч самборская\вставки-глазки\1.1\2.bmp


Рисунок 1Наскальные изображения в пещерах Альтамира (Испания),

Ласко (Франция), Тсолино (Ботсвана)

Петроглифы, выбитые каменными орудиями, процарапанные или нанесенные на поверхность скальной породы красной охрой имеются и в Казахстане. На территории ВКО обнаружено более 100 местонахождений наскальных изображений, большая часть которых датируется периодом неолита-энеолита. Значительный интерес представляют петроглифы грота Акбаур (рисунок 2)


c:\users\user\documents\школа\проект 2012 сократ\наскальные рисунки\b6d9fb6cfebeab4a52a5453a039af1d1.jpgc:\users\user\documents\школа\проект 2012 сократ\наскальные рисунки\img_6316_resize.jpgc:\documents and settings\галина\мои документы\вкгту\фото\ак баур 2011\dsc_0079.jpgc:\documents and settings\галина\мои документы\вкгту\од\кд гт\самборская\10004.jpg


Рисунок 2 Наскальные изображения в урочищах Казахстана


Постепенно возникла письменность. Благодаря письменным свидетельствам мы смогли получить много информации о народах великих древних цивилизаций: жителях Месопотамии, египтянах, греках, римлянах, майя, ацтеках и др.

Шумеры изобрели письменность примерно в 3300 году до нашей эры. Она представляла собой клинопись и состояла из рисунков конкретных предметов, выполненных на мягкой глине [1]. Сначала эти рисунки были реалистическими, но скоро превратились в схематические знаки (рисунок 3).

Рисунок 3 Месопотамия: образец мозаики и клинописи


Культура междуречья (шумерская, вавилонская, ассирийская) имела огромное значение в истории человечества и осуществила большой прогресс в области арифметики, письма и астрономии, а также в технике, поскольку именно в Месопотамии было изобретено колесо.

Древние египтяне научились писать значительно позднее шумеров. Они передавали свои мысли с помощью знаков-рисунков, которые называются иероглифами. Длинными строчками, как буквы в книгах, выстраивались на плитах и стенах змеи, совы, руки, головы, люди, пальмовые листья и т.д. Среди них всевозможные фигуры: квадраты, треугольники, круги, петли (рисунок 4). Все они выражают определенные понятия.


Египтяне благодаря водам Нила развили очень продуктивное сельское хозяйство, построили крупные города и огромные пирамиды, храмы и пантеоны и оставили многочисленные письмена на камнях. Кроме того, они изобрели папирус, их научный вклад в области медицины, геометрии и арифметики огромен.

Рисунок 4 Египетские письмена

Майя были одним из самых мудрых народов древности. Они обладали огромными познаниями в астрономии, математике и медицине. Письменность народа майя состояла из 820 знаков, их писали параллельными колонками. Эти сложные знаки, называемые глифами или иероглифами, до сих пор не смогли расшифровать. Письменность майя называется идеографической, т.к. состоит из серии рисунков, каждый из которых имеет одно значение (рисунок 5). Майя записывали истории своих царей, религии, астрономические наблюдения [1].



Рисунок 5 Письмена народа майя


Ученые проследили длинный путь, ведущий от картинок до современных букв. Буквы менялись по виду, поворачивались «лицом» слева направо, «ложились на спину», «становились на голову» - пока не стали такими, какими мы видим их теперь. Так заглавная буква А является вырожденным изображением «Алефа» - быка. Положите букву на бок и увидите упрощенное изображение рогатой морды животного (рисунок 6).


Рисунок 6 Трансформация буквы «А»


Римские цифры I, II, III – это один, два и три пальца; V – пятерня с отставленным большим пальцем. Цифры писали не только «стоящими», но и «лежащими». При быстром письме, не отрывая перо от бумаги, цифры изменялись, приближаясь постепенно к современным (рисунок 7).

Рисунок 7 Видоизменение цифр

Рисунок 8 Схема

мест охоты

Издавна для указаний мест охоты, путей кочевок служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности. До наших дней сохранилось одно из древнейших изображений охотничьего угодья Северного Кавказа, выгравированное на серебре (рисунок 8). На рисунке изображено озеро и впадающие в него реки. Здесь же изображены звери, обитающие на склонах гор и в долинах. Рисунки-планы являются прообразами наших географических карт.

С развитием строительного дела и техники людям понадобились такие способы изображения пространственных предметов, которые позволили бы быстро и точно передать действительные размеры этих предметов, отразить их особенности и взаимное расположение.

сканирование0005

Рисунок 9 Чертеж мельницы и сторожевой башни


Рисунок 10 Г.Монж

Вначале изображения выполняли от руки, на глаз. Такой чертеж не содержал размеров и судить об изображенных на нем предметах можно было лишь приблизительно (рисунок 9 слева). Постепенно чертежи становились более совершенными. На рисунке 9 справа показан чертеж моста (как мы видели бы его сверху) и сторожевой башни (как мы видели бы ее спереди), относящийся к XVII веку. Он более точно передает очертания изображаемых сооружений и выполнен уже с помощью чертежных инструментов.

Еще не появилась специальная наука об изображении пространственных тел, а отдельные приемы и правила находили широкое применение в различных областях техники.

В 1795 году французский геометр Гаспар Монж (рисунок 10) впервые систематизировал и изложил методы начертательной геометрии – науки, изучающей геометрические способы изображения предметов на плоскости. С этого времени чертеж стал международным языком инженеров.


В рабочих чертежах деталей часто используют Рисунок 11 Условные знаки-треугольники

условные знаки – символы для обозначения: радиуса – R, диаметра – Ø, квадрата –  и др.

На рисунке 11 все знаки – треугольники: равнобедренный означает «конусность», прямоугольный – «катет сварного шва», равносторонний – «шероховатость поверхности» и «уровень».

Устройство механизмов и машин, радиоаппаратуры и строительных санитарных приборов «читают» по схемам, на которых не изображают конструкцию устройства, но понять принцип работы механизма по ним можно полностью. Для наглядности и удобства запоминания знакам схем придают начертания, отдаленно напоминающие изображаемый предмет [1] (рисунок 12).


Рисунок 12 Предметы и схемы

Рисунок 13


Лаконизма на чертежах достигли не сразу. В прошлые времена, как правило, их стремились выполнить тщательно. Чертежники, хотя и изображали предметы в прямоугольных проекциях, словно не доверяя этому методу, стремились придать проекциям вид рисунков. Таков, например, чертеж укладки снаряжения на лошади (рисунок 13). В чертежах, представляемых на утверждение, шли еще дальше. Считая, что чертеж должен быть красивым, лист окаймляли замысловатой рамкой со всевозможными завитушками и виньетками (рисунок 14).

Важной чертой современного понятия о красоте является простота и лаконичность.



Рисунок 14 Образцы оформления рамок чертежей


Литература


1. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов, М.: Экспо, 2010. – 512 с.

2. Воротников И.А. Занимательное черчение, М., «Просвещение», 1977. – 156с