girniy.ru 1 2 3
Чернова Галина Рафаиловна


Психология общения

Общение - процесс установления, поддержания целенаправленного прямого или опосредованного тем или иными средствами контакта между людьми.

Цели общения:


  • удовлетворение потребности в общении

  • увеличение эфф в совместной деятельности

2 осн среды общения:

  • макросреда - культура

  • микросреда - малые группы

Виды общения:

  1. непосредственное и опосредованное общение

  2. межличностное и массовое общение

  3. императивное, монипулятивное, диалогическое общение

5 правил диалогического общения

  • настрой на психологическое состояние собеседника и собственное

  • полное доверие к намерениям партнера, без оценки его личности

  • восприятие собеседника как равного, имеющего право собственное мнение

  • направленность общения на общие проблемы и нерешенные проблемы

  • обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки чужое мнение

2 гр. эмоций

  1. конъюнктивные чувства - сближение

  2. дизъюнктивные чувства - разъединение

Позиции людей в общении

  • открытая

  • закрытая

  • скрытая

Ф-ии общения:

  1. РОГОВ

    1. прагматическая - совместная деятельность

    2. формирующая - обучение

    3. подтверждение - утверждение Я-концепции

    4. поддержания и организации межличностных отношений

    5. внутриличностная - внутренний диалог

  2. ГРИШИНА Н.В.

    1. нормативная

    2. актуализирующая

    3. познавательная

    4. эмоциональная

  3. ПАНФЕРОВ В.Н.
    1. коммуникативная, проблема Канал-связь


    2. информационная, пр. Знак-значение

    3. когнитивная, пр. Значение-смысл

    4. эмотивная, пр. Смысл-отношение

    5. конативная, пр. Отношение-поведение

    6. креативная, пр. Поведение-личность

Активность в общении

- творческое отношение индивида к партнерам по общению

- личностное образование, выражающее познавательный эмоциональный и поведенческий отклик на обращение другого человека

На активность влияет:

  • является общение деловым или неформальным

  • стереотипы поведения или привычные роли / сценарии

  • потребность самовыражения

  • потребность в получении информации от другого человека

  • характер отношения к деятельности или к участникам взаимоотношения

Виды активности:

  1. потенциальная и реальная активность

  2. репродуктивная (прошлый опыт) и творческая активность

  3. ситуативная и интегрированная активность

Содержание общения (факторы)

  1. виды деятельности

  2. права и обязанности

  3. характеристики общности

  4. влияние пространства и времени (хронотип попутчика и б/полаты)

3 аспекта общения:

  1. коммуникативный аспект - передача информации

  2. перцептивный аспект - восприятие и понимание инф.

  3. интеракивный аспект - взаимодействие людей


ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ

-соц. перцепция направлена на познание соц. явлений людей, групп.

Ха-ки влияющие на формирование образа

  1. внешность человека

  2. особенности поведения, манера говорить, мимика

МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ

  1. Мех. межличностного восприятия

    1. идентификация


    2. рефлексия

    3. эмпатия

    4. аттракция (симпатия - дружба - любовь)

Факторы, влияющие на аттракцию

  1. позитивное отношение

  2. биографическая близость

  3. взаимодействие

  4. антиципация или ожидание взаимодействия

  5. простое взаимодействие в поле зрения

  6. физическая привлекательность

  7. взаимозаполняемость

  8. сходство мировоззрения

  9. завоеванное одобрение цениться больше

    1. каузальная атрибуция

Факторы влияющие на характер атрибуции

  • соц. желаемость поступка

  • типичность поступка

  • является субъектом восприятия сам участник или наблюдатель

Виды атрибуции

  • межличностная атрибуция

  • объективная атрибуция

  • ситуативная атрибуция

Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции

  1. тенденция переоценивать роль личности факторов и недооценивать влияние ситуации

  2. ошибка ложного согласия - люди склонны относить себя к большинству

  3. ошибка неравных возможностей ролевого поведения

  4. игнорирование информационной ценности неслучившегося события

  1. Мех. межгруппового восприятия

    1. внутригрупповой фаворитизм

Факторы снижения внутригруппового фаворитизма

  1. наличие общих целей, ценностей

  2. однозначность толкования, доступность и очевидность критериев оценки

  3. чередование успеха и неуспеха

    1. физиогномическая редукция (упрощение - негры одинаковы)
    2. мех. стереотипизации – тенденция максимизировать воспринимаемые различия между группами и минимизировать различия между членами одной группы - устойчивое представление.


Ф-ии стереотипов

  1. селекция - отбор информации

  2. ограничение - отброс инф.

  3. стабилизация

  4. категоризация (национальный и гендерный стереотип)

Эффекты восприятия

  1. ошибка неравенства - в части значимых характеристик

  2. ошибка превосходства

  3. фактор привлекательности

  4. эффект ореола

  5. фактор хорошего отношения

  6. эффект проекции - симпатичным приписываются свои хорошие качества, неприятным - свои плохие качества

  7. эффект бумеранга - активная защита приводит к большей утвержденности своей позиции

  8. эфф. средней ошибки - избегание крайности, хорош в одном, плох в другом

  9. эфф. первичности и новизны - у незнакомых запоминается первая информация, у старых знакомых - последние новости


КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

- процесс передачи информации

Информация делится на:

  1. побудительная

  • активация

  • интердиккция - запрет

  • дестабилизация - рассогласование

  1. констатирующая

Коммуникативный процесс

  • коммутатор

  • интенция - намерение

  • кодирование - форма и содержание

  • сообщение

  • декодирование

  • реципиент

Средства коммуникации

вербальная коммуникация - письменная и устная речь

  • монолог

  • диалог

  • полилог

Ф-ии языка и речи

  1. индивидуально-звуковая - звук

  2. социально-языковая - традиции

  3. индивидуально-ролевая - работа мышления
  4. социально-ролевая - регулирует


Знаковые системы невербальной информации

  1. оптико-кинестетическое

    1. мимика, жесты

    2. паралингвистическая система - ПРОСОДИЯ - вокализация речи

    3. экстралингвистическая система - эмоциональное сопровождение речи

  2. организация пространства и времени

    1. пропсемика - размещение партнеров

      1. интимная дистанция 0-45

      2. персональная 45-120

      3. социальная 120-400

      4. публичное 400-750

  3. тактильная система

  4. контакт глаз

    1. длительность

    2. частота

    3. смена статики и динамики

Коммуникативные барьеры

- психологические барьеры, препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации.

  1. барьер непонимания

    1. фонетический - звуки речи

    2. семантический - значение

    3. стилистический

      1. экзальтированный стиль - эмоции

      2. логический стиль

    4. логический барьер

  2. барьер социокульурных различий

  3. барьеры отношений

    1. барьер брезгливости

    2. стыда и вины

    3. горя и страдания

Психологическое влияние и противостояние ему

- воздействие на психику, состояние, чувства, мысли, поступки с помощью психологических средств.

Противостояние психологическому влиянию - сопротивление воздействию. СИДОРЕНКО:

Конструктивное влияние:

  • сохранение личности участников

  • сохранение отношений между участниками

  • безошибочность вида влияния с учетом психологического состояние и ситуации

Виды влияния:

  1. убеждение

  • присоединение


  • слияние

  • отсоединение

  1. внушение, Факторы:

  • возраст

  • количество адресатов

  • психофизиологическое состояние

  1. манипуляция

  2. психологическое заражение

  3. самопродвижение

  4. просьба

  5. формирование благосклонности

  6. принуждение, угроза

  7. деструктивная критика

  8. пробуждение импульса к подражанию

Виды противостояния влиянию:

  1. контраргументация

  2. конструктивная критика

  3. энергетическая мобилизация

  4. творчество

  5. психологическая самооборона - активное слушание и/или вербализация своих чувств

  6. конфронтация

  • вербализация переживаний

  • ознакомление автора со своими намерениями, условиями

  • реализация требования, условий

  1. уклонение

  2. отказ

  3. ДЕСТРУКТ - игнорирование

Канал восприятия и передачи информации: (Бэндлер)

  • зрительный

  • аудиальный

  • кинестетический

  • ДИГИТАЛЬНАЯ - логическая

Этапы взаимодействия (НЛП):

  1. присоединение

  2. закрепление

  3. ведение

Влияние пространства и времени на уровень и глубину коммуникативного процесса (хронотипы)

Хронотип - специфическое состояние пространственно-временных координат.


ИНТЕРАКТИВНЫЙ АСПЕКТ

Теории взаимодействия

  1. теория Социального действия (ПАРСОН)

  • деятель

  • объект на кот. направлено действие
  • нормы по которым выстроено взаимодействие


  • цели человека

  • ситуация

  1. т. Социального обмена (Хоманс)

4 принципа теории:

  • чем больше вознаграждение, тем больше усилий готов приложить человек

  • если вознаграждение определенного типа поведения зависит от ситуации, то человек стремиться воссоздать ситуацию

  • чем больше вознаграждение определенного вида поведения, тем чаще он будет его повторять

  • когда потребность человека близка к насыщению, он в меньшей мере готов приложить усилия для ее удовлетворения.

  1. Схема описания взаимодействия (Бейлз)

типы поведения (реакции):

  • область позитивных эмоций

  • область решения проблем

  • область постановки проблемы

  • область негативных эмоций

  1. т. описания стратегий (Томас)

  • ориентация на собственные интересы

  • ориентация на интересы другого => 5 стратегий:

а) соперничество

б) приспособление

в) избегание

г) компромисс

д) сотрудничество

  1. т. Психоанализа (Фрейд)

  2. т. Символического интеракционизма (Мид, Кули)

значимый/незначимый жест

КИНЕМА - движение, имеющее социальный смысл

  1. т. Управления впечатлениями (Гофман)

  2. т. Транзактного анализа (Берн)

Транзакция - взаимодействие

эгосостояние - актуальный способ существования Я-личности человека - Р, В, Ре.

Этапы транзактного анализа:

  1. анализ транзакций

    1. дополнительные транзакции

      1. равные (линии горизонтальны)

      2. неравные
    2. пересекающиеся транзакции


    3. скрытые транзакции

      1. явный социальный уровень

      2. скрытый психологический уровень

Угловые и двойные

  1. анализ игр

    1. жертва

    2. преследователь

    3. спасатель

  2. анализ сценариев, вкл. в себя:

    1. родительское указание

    2. соответствующее личное развитие

    3. принятие решения в детском возрасте

    4. включенность особый метод, несущий успех или неудачу

    5. вызывающее доверие убежденность

Родительское программирование:

  • придает смысл жизни

  • дает ребенку приемлемые для его родителей способ структурирования времени

  • дает ребенку указание действия

  1. анализ позиций

    1. двуаспектная

    2. трехаспектная

Я-Ты+ позиция новорожденного

Я+Ты+ позиция успеха

Я+Ты- позиция превосходства

Я-Ты- безнадежность.


15.12.2003.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

-наука, изучающая закономерности, факты поведения и деятельности в соц. группах и включенность в соц. жизнь.

3 направления психологии:

  • психология масс (Тард, Лебон, Сигелен), выявили, что:

  • в толпе снижается чувство ответственности

  • анонимность в толпе

  • психологическое заражение - осн. способ влияния

  • у людей появляется ощущение, что я такой же как все

  • толпа настроена принимать простые значения

  • толпа нуждается в лидере (из высшего сословия общества)

  • психология народа (Вундт, Лацарус, Штенталь)
  • психология инстинктов соц. поведения, Мак Дугалл выделяет ряд инстинктов, которые регулируют общественную жизнь


Эксперимент Триллет - поведение велосипедистов, скорость движения увеличивалась у трибун => присутствие других людей меняет поведение.

Автокинестетический эксперимент - групповая норма действует длительное время.

Предпосылки появления СП

  1. развитие человеческой индивидуальности

  2. рост объективности истории, расширение представление об окружающем мире

  3. Гетерохронность технического и социального прогресса

  4. усиление совместной социальной жизни

  5. новые формы жизни, деятельности, коммуникации

  6. быстрый характер изменений

Основные разделы СП

  • п. общения

  • соц. п. личности

  • социализация

  • соц. контроль

  • соц. установки

  • соц. п. качества личности

  • соц. психология групп

  • соц. психология малых групп

  • характеристики группы (структура, классификация)

  • динамические процессы

  • лидерство

  • гр. давление

  • развитие гр.

  • процесс принятия гр. решений

  • гр. сплоченность

  • соц. психология больших групп

  • п. характеристики устойчивых групп (этнос, класс)

  • п. стихийных гр. (толпа, движение)

История СП

Зарубежная:

  • 1908-1920 - зарождение

  • 1920-1945 - СП переходит в экспериментальную науку

  • 1945-1960 - расцвет СП

  • 1960-НД - переход на прикладное русло

Отечественная:

  • сер. 19 в. - 1908 - определение предмета СП

  • 1908-1917 - дискусии о целесообразности СП

  • 1918 - буржуазная наука
  • 1920-1950 - развитие СП в части др. психологических направления


  • 1959 - дискуссии о предмете СП

  • 1962 - 1-я лаборатория СП при ЛГУ

  • 1963 - СП признана самостоятельной наукой

  • 1968 - кафедра в ЛГУ

  • 1972 - кафедра в МГУ

Основные направления СП в нашей стране

  • изучение малых групп (Ольшанский, Коломенский, Волков)

  • п. гр. отношений (Агеев)

  • п. конфликта (Бородкин)

  • этнопсихология (Степаненко)

  • п. личности, социализация (Андриенкова, Дубовская)

Основные теоретические направления современной СП

1) ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ направление (Фрейд)

Семья - прототип будущих взаимоотношений

* Хорни - у ребенка в раннем детстве может появиться некоторая тревожность, в ответ на которую он вырабатывает опр. стратегию:

  • движение к людям

  • движение от людей

  • движение против людей

При ДОМИНИРОВАНИИ одной стратегии - показатель неадекватного реагирования

* Генри Салливан - главная ед. личности - ДИНАМИЗМ - типичная реакция человека по отношению к людям. Динамизмы определяют межличностные отношения:

  • динамизм тревожности

  • д. страха

  • д. агрессии, враждебности…

* Анри Шутц - концепция «Фундаментальная ориентация межличностных отношений». Взрослые отношения определяются опытом детства.

3 формы межличностной ориентации:

  • потребность включения в социальный процесс

  • п. контроля, двоякое проявление:

  • стремление контролировать ситуацию

  • если не получается, то хочет быть под контролем

  • потребность в любви

* Эрик Фромм - гуманистический психоанализ, человек - социобилогическое существо - ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ДИХОТОМИЯ.


  • человек представитель животного мира

  • человек лишен инстинктов, которые бы определяли его поведение

Решение проблемы:

  • стать биофилом - любитель жизна

  • стать никрофилом - тяга к разрушению

2) КОГНИТИВНОЕ направление

Человек в своем поведении придерживается субъективной картины мира.

* Курт Левин - Классификация стилей руководства, большое значение имеет восприятие ситуации в каждом отдельном человеке, т.к. свое поведение он выстраивает в соответствии со своим видением.

«Теория поля» - человек развивается в экосистеме, психическое пространство наделено ВАЛЕНТНОСТЬЮ.

Виды Валентности: положительные, отр. и двойственные (амбивалентные).

Причины внутриличностного конфликта:

  • выбор между двумя положительными валентностями

  • -//- отриц. валентностями

  • -//- амбивалентными

* Хайдер - теория структурного баланса (положительное отношение человека и его отрицательный поступок) - в ситуации в которой баланс вызывает негативные переживания, человек будет стремиться изменить свое отношение к ней.

* Леон Фестингер - т. Когнитивного диссонанса

Когниция - мысли, переживания, намерения, представления о себе, установки.

3) БИХЕВИОРИЗМ (У. Джеймс, Торндайк)

S–х=>R воздействие извне определяет поведение человека

* Бандура - т. Социального научения

* Доллард - т. Фрустрации

  • влияние СМИ на агрессию

  • наблюдение за сверстниками

* Хоманс - т. Социального обмена

Дилемма узника - влияние стимула на поведение.

4) ИНТЕРАКЦИОНИСТИЧЕСКОЕ направление - описание взаимодействия людей

* Мид, Кули - т. Символического интеракционизма - в процессе взаимоотношения происходит обмен символами, поэтому важно знать как возникает значение символов, каким смыслом наделяет в той или иной ситуации.


Структура личности:


  • I - активное, творческое начало в личности, импульсивное

  • Me - часть меня снаружи, каким меня видят люди, образ Я,

  • Self - каким я себя вижу, чувствую,

Адекватность зависит от пересечения этих компонентов.

* т. Социальной роли

Каждый человек занимает определенный статус, позицию.

Роль - поведение в соответствии со статусом.

Аспекты роли:

  • роль отражает ожидания со стороны окружающих по отношению к индивиду, занимающему опр. должность

  • представление самого человека о том, каким я должен быть в соответствии с ролью

  • роль как наблюдаемое поведение

Конфликты:

  • взаимоисключающие роли

  • несогласие с ожиданиями общества в связи со статусом

  • человек не соответствует своей роли

* Мэйо - т. Референтной группы

Референтная группа - гр. в которую человек хотел бы входить или членом которой он себя считает, на ценности которой ориентируется

ХОТТОРСКИЙ эксперимент - сущ. неформальная группа общения, со своими нормами, правилами.

Ф-ии Реф. гр.

  • нормативная функция

  • ценностно-ориентировочная



следующая страница >>