girniy.ru 1
Учитель Л. С. Гринько


МБОУ г. Мурманска гимназия №3


Роль прилагательных-антонимов в речи.

Тип урока:

Форма урока
: урок-практикум.

Цели:


- познакомить
учащихся со словами, противоположными по значению; - обучить правильному и обоснованному подбору антонимов к прилагательным;

создать условия для развития у школьников умений формулировать промежуточные проблемы, предлагать пути их решения;

- учить детей анализировать, классифицировать, сравнивать;

- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность;

- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.


Оборудование:

- словарь лингвистических терминов;

- словари антонимов;

- карточки для учащихся;

- аудиозаписи музыкальных фрагментов

- компьютер и мультимедийный проектор

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

- Подготовьтесь к распределительному диктанту.

- Запишите имена существительные по склонениям.

- Напомните, какие окончания имеют имена существительные 1-го склонения, 2-го, 3-го.

-уныние, радость, тоска

- отвага, трусость, бесстрашие

-смелость, паника, страх

- веселье, смех, грусть

-оттепель, стужа, холод

-Выделите окончания.

Проверка.

-Прочитайте имена существительные 1-го и 3-го склонения парами.

-Чем являются по отношению друг к другу слова каждой пары? (синонимами)

-А теперь прочитайте имена существительные всех трех склонений.

-Чем являются имена существительные 3-го склонения по отношению


к синонимам ? (антонимами)

-Вспомним, что обозначает слово антоним. Проведем лингвистическое исследование.

Антоним-слово очень древнее. Оно пришло в русский язык из греческого и в переводе на русский язык обозначает «пртивоположное имя», анти-приставка со значением «противоположный», онима-имя. («Словарь лингвистических терминов»).

2. Формулирование темы и цели урока.

-Сейчас я вам предоставлю возможность послушать музыку. Ваша задача

охарактеризовать ее.

-Какая музыка прозвучала?

(веселая, быстрая)

-А сейчас?

(грустная, медленная)

-Составьте словосочетания.

веселая музыка- грустная музыка

быстрая музыка - медленная музыка

-Какой частью речи являются слова веселая, грустная?

-Докажите.

-Какую роль играют в этих словосочетаниях имена прилагательные?

(подчеркивают противоположность)

-А как называются слова с противоположным значением?

- Какой вы можете сделать вывод?

(В русском языке антонимами бывают не только существительные, но и прилагательные)

-Предлагаю самим сформулировать тему урока.

( Роль имен прилагательных- антонимов в речи)

3. Изучение нового материала.

-Сегодня мы проведем урок- исследование о значении имен прилагательных -антонимов в речи.

-Вы прослушали два музыкальных фрагмента. О ком и о чем еще можно сказать: веселая и грустная, веселый и грустный?

(Мы можем сказать о человеке, о его настроении)

-Сегодня мы поговорим о внешних чертах человека, о его характере, используя прилагательные-антонимы. Этими антонимами можно характеризовать состоянии людей.

-В каких случаях употребляют антонимы?

(Когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий, явлений.)

-Антонимы составляют языковую основу контраста.


Откройте учебник на стр. 32, найдите упражнение 204.

-Прочитайте задание самостоятельно.

-Что предлагают вспомнить авторы учебника?

(Вспомни или перечитай стихотворение Г. Сапгира «Людоед и принцесса. или Все наоборот». Какой прием использует поэт для создания комического эффекта? Какие слова ему в этом помогают? В чем особенность этих слов?)

-Ребята, кто вспомнил, как звучат первые строчки? («Погода была прекрасная, принцесса была ужасная»)

-Как звучат эти строчки во второй части стихотворения? («Погода была ужасная, принцесса была прекрасная».)

-Какой прием использует поэт для создания комического эффекта? (Прием противопоставления образов, картин.)

-Этот прием называется антитезой.

-Какие слова ему в этом помогают? (прилагательные-антонимы)

-Прием антитезы мы встречаем и в произведениях устного народного творчества.

-С помощью антитезы народные сказители показывают контраст.


рубашка беленькая - а душа черненькая

-Что противопоставляется в этой поговорке? (внешний и внутренний облик человека)

язык медовый -а сердце ледяное

-Что противопоставляется? (противоположное содержание высказывания настоящим мыслям человека)


-Составьте пословицы. Найдите в них прилагательные антонимы.

смелый там найдет, а смелый штыком, где робкий потеряет, трусливый славит себя языком, хорошая слава в лукошке

лежит, чем богатая глупость, а плохая по дорожке бежит, лучше бедна мудрость


-Назовите прилагательные-антонимы.

-Какие еще антонимы встретились?

-Какой частью речи являются антонимы мудрость и глупость?

-Обратите внимание еще на одну особенность антонимов. К существительному не может быть антоним прилагательное. Антонимы относятся к одной части речи.


Мы в жизни часто используем антонимы, даже сами не замечая этого.

-Давайте проведем лингвистический эксперимент. Добавьте антонимы в словосочетания.

глухим голосом-( ... ) голосом

в глухом переулке-( ... ) переулке

о старом человеке - о ( ... )человеке

на старую квартиру- на ( ... )квартиру


-Прочитайте, что получилось.

-Почему в разных словосочетаниях к одним и тем же прилагательным совершенно разные антонимы? (В русском языке слова многозначны.)

-Многозначность слов обнаруживается и в словосочетаниях.

-И в устном народном творчестве, и в художественных произведениях писатели создают контрастные образы и формируют представления читателей о красоте уродстве, о смешном и грустном, о добре и зле. Это даже порой отражается в названиях художественных произведений.

Так К.Симонов написал произведение “Живые и мертвые.” А.П.Чехов Толстый и тонкий”, Л.Н.Толстой “Война и мир” (выставка книг).

-Прочитайте высказывания писателей, вставьте подходящие по смыслу антонимы.

Спят и богатые, и ( ... ), и мудрые, и ( ... ), и добрые, и

( .... ).” А.П.Чехов.

Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добрым, чем ( ... ), умным, чем ( ... )”. Л.Н.Толстой.

-Прочитайте предложения. Какова роль антонимов в данных предложениях? (подчеркивают контраст)

4. Развитие речи.

Сейчас мы с вами побываем в роли писателей. (Работа в парах.) Возьмите текст.

Используя подходящие по смыслу прилагательные, опишите внешние и внутренние черты мальчика.

1в.-мальчик вызывает симпатию

2в.-мальчик вызывает антипатию

В нашем доме живет мальчик. Он высокого ( ... ) роста. Волосы у него

светлые ( ... ). Лоб узкий ( ... ). Мальчик красивый ( ... ).Он храбрый

( ... ). К тому же он еще ( ... ) друг.


-Прочитайте, что у вас получилось?

-Назовите тип текста.

-Почему получились две разные характеристики?

-Какие слова помогли нам?

-С каким из мальчиков вы хотели бы подружиться?

-Найдите однокоренные антонимы. С помощью какой части слова образовалось

имя прилагательное?

-В русском языке существует многообразие антонимов, и очень важно уметь правильно выбирать слово, нужно осмысленно подходить к выбору слов.


1. Итог урока.

Мы сегодня много узнали об антонимах. Для чего же они используются в речи? (Употребление антонимов делает речь выразительной, усиливает эмоциональность речи.)


Список использованной литературы:


  1. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева . Русский язык, 4 класс. Методические рекомендации для учителя, М., «Баласс», 2010 г;

  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Русский язык. Учебник для 4 класса, в 2-х частях. Часть 2 / под научной редакцией А.А. Леонтьева/, М., ., «Баласс», 2009 г.