https://electroinfo.net

girniy.ru 1
Урок Морфологические средства связи предложений в тексте 8 класс


Цель: Создать условия для развития языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций.

Задачи: Повторить и закрепить понятия текст, признаки текста, смысловая и грамматическая связь, лексические и синтаксические средства связи предложений в тексте и средства выразительности: риторический вопрос, инверсия, лексический повтор, лексические синонимы, контекстные синонимы, повтор (анафора, эпифора), однородные члены.

Познакомить с морфологическими средствами связи предложений в тексте. Формировать умения обнаруживать их в чужом тексте и применять при создании собственного текста. Научить различать цепную и параллельную связь предложений в тексте.

Развивать речь, навыки создания текста и анализа.

Воспитывать патриотические чувства.


Организационный момент

- На уроке развития речи мы работаем чаще с наибольшей синтаксической единицей…

Текст. Дайте определение этого понятия.


Повторение. Признаки текста: наличие темы, идеи, смысловой и грамматической связи между предложениями, композиции, типа и стиля речи.

- Какие средства связи предложений в тексте вам известны?

Лексические: Синтаксические:

Повтор Риторический вопрос

Однокоренные слова Инверсия

Синонимы Анафора

Антонимы Эпифора

(в том числе контекстные) Обращение

Синтаксический параллелизм

- Выполните задания №1. Карточка у каждого: 5

Синтаксические средства

4 связи предложений в тексте

Лексические средства

3 связи предложений в тексте

Тема. Идея.

Стиль речи

Что может быть важнее Родины?

На Родине есть все то, чего мы желаем. Наши желания и дела должны помогать ей расцветать, а не разрушаться.

Отечество – ценность истинная. Можно ли не любить землю, которая вскормила тебя? Можно ли не любить Русь-матушку?



Контроль по образцу:

Самооценка. 5

Риторические вопросы

Инверсия (ценность истинная)

4 Анафора(Можно ли не любить…)

Лексический повтор(Родины, Родине)

Однокоренные слова(Желаем, желание)

Контекстуальные синонимы

(Расцветать, разрушаться; Родина, земля)

Синонимы(Родина, Россия, Отечество)

3

Тема: Родина

Идея: Родина важна. Любите её.

Стиль: Публицистический


Переход к теме: Дополните текст 2-3 предложениями.

- Прочтите

- Выразить мысли в словах сложно. Об этом пишет Ф.Тютчев в стихотворении: Silentium!*- Молчание! (лат.).

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?

…….
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;


- Слова в предложении и предложения в тексте соединяются по определенным правилам, разными способами и средствами

- Какое средство связи вами не изучено?


Тема:

Цель: Научиться распознавать в готовом тексте и исправлять в своей речи: устной и письменной.

- Что изучает морфология? Части речи – это знаем.

Проведем наблюдение. См. текст «Родина». Указательное местоимение

Личное местоимение

Определительное местоимение


Вывод: Местоимение – средство связи предложений.

Запишем: Наша страна богата героями. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.

- 1 и 2 предложения связаны словами одной тематической группы (лексическое)

2 и 3 предложения указательным местоимением (морфологическое)


Исправьте ошибки в речи:

(устно)1. Первый снег… Сколько радости дарит нам первый снег!

(устно)2. Иней… Удивителен иней!

(письм.)3. А сейчас я слушаю голос древнего ручья. Древний ручей воркует диким голубком. Древний ручей смеется. Ручей знает, что прекрасной поляне нужны песни. Ручей поет песни.

Составить 2-3 предложения на тему «Моё село» применяя это средство связи.

Вывод:Местоимения помогают избежать повторов.


- Учебник развития речи с.59 есть схема, из которой можно узнать, какие еще части речи связывают предложения в тексте.

Наречие.

Упр.81 (устно) – Местоимения и наречия могут замещать не только слова(1пример), но и целое предложение (2 пример).

- Что замещает указательное местоимение? Александр Прокофьев «Закат»:


Да, такого неба не бывало,

Чтоб с полнеба сразу стало алым,

Чтоб заката лента обвивала

Облака, грозящие обвалом!

Вот отсюда и пошло: в лугу

Розовый стожар горит в стогу,

Розовые сосны на снегу,

Розовые кони в стойла встали,

Розовые птицы взвились в дали,

Чтобы рассказать про чудеса...

Это продолжалось полчаса! (1945)

Вывод: Целую группу предложений (часть текста).


- Составьте текст из 3 предложений по данной концовке:

…Так я делаю (уроки, добро)


Союз.

Наблюдаем.

Упр.86 (2 и 3 предложения)

Упр.87 (последнее с предпоследним предложением) и абзацы

Доп. упр.5 с.12 Упр.89 с.63 Упр.8 с. 14-15 Упр.90 ( последнее предложение)

Вывод: Союзы связывают не только однородные члены простые предложения в сложных, но и предложения в тексте, и даже абзацы (микротемы).


Видо - временное соответствие глаголов.

- Вместе выполним упр.129 с.83 + союз «а»


- Самостоятельно упр.125 пересказ с сохранением морфологических средств связи.

Вывод:

Устранените ошибки: Погода в доме резко улучшилась. Стало весело и легко. Мама накрыла стол и просит меня помочь. Папа готовит прихожую и пропылесосил дорожку. Все: родители и дети, -готовились встречать дедушку с бабушкой.


Итог. Умеем обнаруживать морфологические средства связи, умеем редактировать искаженный текст, умеем связывать предложения в своих мини-текстах.

Оценки.


Дома: Составить текст «Я люблю свою (школу, семью, класс, село, край),» используя известные средства выразительности речи и способы связи предложений в тексте.

* Указать использованные средства связи предложений в тексте. (выписать отдельно)


Выполните задания №1. Карточка у каждого: 5

Синтаксические средства

4 связи предложений в тексте

Лексические средства

3 связи предложений в тексте

Тема. Идея.

Стиль речи

Что может быть важнее Родины?

На Родине есть все то, чего мы желаем. Наши желания и дела должны помогать ей расцветать, а не разрушаться.

Отечество – ценность истинная. Можно ли не любить землю, которая вскормила тебя? Можно ли не любить Русь-матушку?