Урок
Морфологические средства связи предложений в тексте 8 класс
Цель: Создать условия для развития языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций.
Задачи: Повторить и закрепить понятия текст, признаки текста, смысловая и грамматическая связь, лексические и синтаксические средства связи предложений в тексте и средства выразительности: риторический вопрос, инверсия, лексический повтор, лексические синонимы, контекстные синонимы, повтор (анафора, эпифора), однородные члены.
Познакомить с морфологическими средствами связи предложений в тексте. Формировать умения обнаруживать их в чужом тексте и применять при создании собственного текста. Научить различать цепную и параллельную связь предложений в тексте.
Развивать речь, навыки создания текста и анализа.
Воспитывать патриотические чувства.
Организационный момент
- На уроке развития речи мы работаем чаще с наибольшей синтаксической единицей…
Текст. Дайте определение этого понятия.
Повторение. Признаки текста: наличие темы, идеи, смысловой и грамматической связи между предложениями, композиции, типа и стиля речи.
- Какие средства связи предложений в тексте вам известны?
Лексические: Синтаксические:
Повтор Риторический вопрос
Однокоренные слова Инверсия
Синонимы Анафора
Антонимы Эпифора
(в том числе контекстные) Обращение
Синтаксический параллелизм
- Выполните задания №1. Карточка у каждого: 5
Синтаксические средства
4 связи предложений в тексте
Лексические средства
3 связи предложений в тексте
Тема. Идея.
Стиль речи
Что может быть важнее Родины?
На Родине есть все то, чего мы желаем. Наши желания и дела должны помогать ей расцветать, а не разрушаться.
Отечество – ценность истинная. Можно ли не любить землю, которая вскормила тебя? Можно ли не любить Русь-матушку?
Контроль по образцу:
Самооценка. 5
Риторические вопросы
Инверсия (ценность истинная)
4 Анафора(Можно ли не любить…)
Лексический повтор(Родины, Родине)
Однокоренные слова(Желаем, желание)
Контекстуальные синонимы
(Расцветать, разрушаться; Родина, земля)
Синонимы(Родина, Россия, Отечество)
3
Тема: Родина
Идея: Родина важна. Любите её.
Стиль: Публицистический
Переход к теме: Дополните текст 2-3 предложениями.
- Прочтите
- Выразить мысли в словах сложно. Об этом пишет Ф.Тютчев в стихотворении: Silentium!*- Молчание! (лат.).
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
…….
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
- Слова в предложении и предложения в тексте соединяются по определенным правилам, разными способами и средствами
- Какое средство связи вами не изучено?
Тема:
Цель: Научиться распознавать в готовом тексте и исправлять в своей речи: устной и письменной.
- Что изучает морфология? Части речи – это знаем.
Проведем наблюдение. См. текст «Родина». Указательное местоимение
Личное местоимение
Определительное местоимение
Вывод: Местоимение – средство связи предложений.
Запишем: Наша страна богата героями. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.
- 1 и 2 предложения связаны словами одной тематической группы (лексическое)
2 и 3 предложения указательным местоимением (морфологическое)
Исправьте ошибки в речи:
(устно)1. Первый снег… Сколько радости дарит нам первый снег!
(устно)2. Иней… Удивителен иней!
(письм.)3. А сейчас я слушаю голос древнего ручья. Древний ручей воркует диким голубком. Древний ручей смеется. Ручей знает, что прекрасной поляне нужны песни. Ручей поет песни.
Составить 2-3 предложения на тему «Моё село» применяя это средство связи.
Вывод:Местоимения помогают избежать повторов.
- Учебник развития речи с.59 есть схема, из которой можно узнать, какие еще части речи связывают предложения в тексте.
Наречие.
Упр.81 (устно) – Местоимения и наречия могут замещать не только слова(1пример), но и целое предложение (2 пример).
- Что замещает указательное местоимение? Александр Прокофьев «Закат»:
Да, такого неба не бывало,
Чтоб с полнеба сразу стало алым,
Чтоб заката лента обвивала
Облака, грозящие обвалом!
Вот отсюда и пошло: в лугу
Розовый стожар горит в стогу,
Розовые сосны на снегу,
Розовые кони в стойла встали,
Розовые птицы взвились в дали,
Чтобы рассказать про чудеса...
Это продолжалось полчаса! (1945)
Вывод: Целую группу предложений (часть текста).
- Составьте текст из 3 предложений по данной концовке:
…Так я делаю (уроки, добро)
Союз.
Наблюдаем.
Упр.86 (2 и 3 предложения)
Упр.87 (последнее с предпоследним предложением) и абзацы
Доп. упр.5 с.12 Упр.89 с.63 Упр.8 с. 14-15 Упр.90 ( последнее предложение)
Вывод: Союзы связывают не только однородные члены простые предложения в сложных, но и предложения в тексте, и даже абзацы (микротемы).
Видо - временное соответствие глаголов.
- Вместе выполним упр.129 с.83 + союз «а»
- Самостоятельно упр.125 пересказ с сохранением морфологических средств связи.
Вывод:
Устранените ошибки: Погода в доме резко улучшилась. Стало весело и легко. Мама накрыла стол и просит меня помочь. Папа готовит прихожую и пропылесосил дорожку. Все: родители и дети, -готовились встречать дедушку с бабушкой.
Итог. Умеем обнаруживать морфологические средства связи, умеем редактировать искаженный текст, умеем связывать предложения в своих мини-текстах.
Оценки.
Дома: Составить текст «Я люблю свою (школу, семью, класс, село, край),» используя известные средства выразительности речи и способы связи предложений в тексте.
* Указать использованные средства связи предложений в тексте. (выписать отдельно)
Выполните задания №1. Карточка у каждого: 5
Синтаксические средства
4 связи предложений в тексте
Лексические средства
3 связи предложений в тексте
Тема. Идея.
Стиль речи
Что может быть важнее Родины?
На Родине есть все то, чего мы желаем. Наши желания и дела должны помогать ей расцветать, а не разрушаться.
Отечество – ценность истинная. Можно ли не любить землю, которая вскормила тебя? Можно ли не любить Русь-матушку?