girniy.ru 1
Упражнение 1. Задание А13, А14


Выпишите слова в три столбика:


  1. б/г, проверяемые ударением, 2- б/г, непроверяемые ударением, 3 – чередующиеся б/г.Вставьте пропущенные буквы.


Обог…щать, р…гламент, д..л…тант, посв…щать, пог…релец, прим…рять противников, пл…вец, затв…рять, эст…када, прив…дение, в..стибюль, диф…рамб, р..вес…ник, изг…рь, бл…снуть, мер…диан, вообр…жать, аф..ризм, пат…лгия, вн…мание, з…рянка, ст…рожил города, св…ла гнездо, утв…рь, подр…стковый, ант..гонизм, апл…дисменты, соч..тать, рас…т…лать, пол…г, аккомп…н…мент, см…тение, п..р…фирия, ч…та, сд…рать, выр…сток, спл…титься, подск…кать, к…рифе й, обн…женный, ув..жение


Упражнение 2.
Задание В 8

Дать лексическое значение данных слов и поставить ударение.

Полисемия – Эпитет –

Метафора – Метонимия-

Перифраза – Стилистика –

Омоформы Омофоны –

Омографы – Паронимы –

Синонимы- Антонимы-

Антитеза- Диалектизмы-

Архаизмы- Историзмы-

Неологизмы- Профессионализмы-


Упражнение № 3.
Задание А4

Выберете грамматически правильное продолжение предложения.


1.Составляя предложение,

  1. мне было сделано замечание.

  2. обдумывается его структура.

  3. учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.

  4. должен учитываться стиль речи.



2.Начав заниматься музыкой,

1. у вас остается мало времени для развлечений.

2. в значительной степени развиваются творческие способности.

3. у меня появилось много интересных знакомых.

4. я познакомился с нотной грамотой.


3. Повторяя одни только истины,


  1. это вряд ли приведет к открытию.
  2. логическим путем выводятся новые законы.


  3. невозможно открыть новое.

  4. нет постижения нового.


д/з §6, 7, 8, 9,10 Выписать и выучить термины. Подготовиться к лексическому диктанту

по §2-10. Упр.33 (аннотация), упр.23(реконструкция..), упр.29 (слова умеют).

Скопировать себе слова с ударением. Из задание А1 выучить слова на А.Б (11 слов)


Упражнение 1.
Задание А13, А14

Выпишите слова в три столбика:

1.б/г, проверяемые ударением, 2- б/г, непроверяемые ударением, 3 – чередующиеся б/г.Вставьте пропущенные буквы.

ОбогАщать, рЕгламент, д.ИлЕтант ( Ч-к, не облдающий глубокими знаниями), посвЯщать, погОрелец, примИрять противников, плОвец, затвОрять, эстАкада, привИдение, вЕстибюль, дифИрамб (похвала, торжественная песнь), рО.весник, изгАрь, блЕснуть, мерИдиан, вообрАжать, афО.ризм, патОлогия, внИмание, зОрянка, стАрожил города, свИла гнездо, утвАрь, подрОстковый, антА.гонизм( непримиримре противоречие), аплОдисменты, сочЕтать, расстИлать, полОг, аккомпАнЕмент, смЯтение, пЕрИфирия, чЕта, сдИрать, вырОсток, сплОтиться, подскАкать, кОрифей, обнАженный, увАжение

Упражнение 2. Задание В 8

Дать лексическое значение данных слов и поставить ударение.

Полисемия – многозначность.

Эпитет –это определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, придающее

ему поэтическую яркость, выразительность.(Лохматые тучи)

Метафора –это слово или выражение, употребляемое в переносном зн-и, когда

перенос осуществляется на основе сходства или сравнения.(Скачут листья)

Метонимия- …в основе переноса лежит смежность явлений. (Лес поет вместо

В лесу поют птицы.)

Перифраза –выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения

Или слова.(Царь зверей вместо Лев).

Стилистика – раздел языкознания, изучающий различные стили (речи,языка, индивидуальный ..)


Омоформы –слова, совпадающие по звучанию и написанию (печь-гл. –печь –сущ)

Омофоны –слова, разные по написанию, но одинокаво произносящиеся (луг – лук)

Омографы –слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных слогах

(зАмок –замОк)

Паронимы –слова, разные по значению, но близкие по звучанию (абонемент -абонент).

Упражнение № 3. Задание А4

Выберете грамматически правильное продолжение предложения.


1.Составляя предложение,


  1. мне было сделано замечание.

  2. обдумывается его структура.

  3. учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.

  4. должен учитываться стиль речи.



2.Начав заниматься музыкой,

1. у вас остается мало времени для развлечений.

2. в значительной степени развиваются творческие способности.

3. у меня появилось много интересных знакомых.

4. я познакомился с нотной грамотой.


3. Повторяя одни только истины,


  1. это вряд ли приведет к открытию.

  2. логическим путем выводятся новые законы.

  3. невозможно открыть новое.

  4. нет постижения нового.


д/з §6, 7, 8, 9,10 Выписать и выучить термины. Подготовиться к лексическому диктанту

по §2-10. Упр.33 (аннотация), упр.23(реконструкция..), упр.29 (слова умеют).

Скопировать себе слова с ударением. Из задание А1 выучить слова на А.Б (11 слов)

Самостоятельная работа.

Упражнение 1.

Дать лексическое значение слов:


1 вариант

2 вариант

Перифраза -


Метонимия -

Омофоны -

Омографы -

Паронимы -

Синонимы -

Антитеза -

Антонимы -

Омоформы -

Диалектизмы -

Архаизмы -

Историзмы -

Неологизмы -

Метафора –



Упражнение 2.

Дать лексическое значение слов из д/з.


Аннотация -

Апелляция -

Декларация -

Плеоназм -

Афоризм -

Экспрессия -


Упражнение 3.

Поставить ударение в словах.


Аэропорты,

Балованный,

баловать,

бухгалтеров,

банты,

бралась,

бороду.

агент.

Из упр.105 (Не встревожен ласкою угрюмою…) стр.70 (после §20) выписать слова с пропущенными б/г, выделить в них корень.



Д/З. §21, повторить §19,20.

Упр.108 (ажурный), 112 (бычок).

Выучить слова с ударением на В-Г (19 слов).


Самостоятельная работа.

Упражнение 1.

Дать лексическое значение слов:


1 вариант

2 вариант

Перифраза –замена названия предмета или явления. Царь зверей.

Метонимия – переименование.Употребление одного предмета вместо другого. Я три тарелки съел.

Омофоны –луг -лук

Омографы –мукА – мУка (разные ударения0

Паронимы –однокоренные слова ,близкие по звучанию, но разные по значению. героический –геройский.

Синонимы – слова, близкие по значению, но отличающиеся оттенками значения.

Антитеза - противопоставление

Антонимы – противоположные значения

Омоформы –печь (гл.) – печь (сущ.)

Диалектизмы –слова в одной местности

Архаизмы –слова, вышедшие из употребления и замененные новыми: пиит -поэт

Историзмы –слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы: купец, аршин.

Неологизмы – новые слова

Метафора – скрытое явление, не оформленное союзами. Дворянское гнездо –сообщество людей.



Упражнение 2.

Дать лексическое значение слов из д/з.

Аннотация –краткое изложение книги.


Апелляция –обжалование, обращение с просьбой

Декларация –официальное заявление.

Плеоназм –без надобности повторяющиеся слова (человек 20 людей).

Афоризм –краткое изречение

Экспрессия –выражение чувств, переживаний.


Упражнение 3.

Поставить ударение в словах.


АэропОрты,

БалОванный,

баловаАь,

бухгАлтеров,

бАнты,

бралАсь,

бОроду.

агЕнт.


Из упр.105 (Не встревожен ласкою угрюмою…) стр.70 (после §20) выписать слова с пропущенными б/г, выделить в них корень.


Д/З. §21, повторить §19,20.

Упр.108 (ажурный), 112 (бычок).

Выучить слова с ударением на В-Г (19 слов).


Задание В 8

Упражнение 1.

Дать лексическое значение данных слов и поставить ударение.

1в. 2в.

Полисемия – Эпитет –

Метафора – Метонимия-

Перифраза – Стилистика –

Омоформы Омофоны –

Омографы – Паронимы –

Синонимы- Антонимы-

Антитеза- Диалектизмы-

Архаизмы- Историзмы-

Неологизмы- Профессионализмы-

Плеоназм Экспрессия


Задание В 8

Упражнение 1.

Дать лексическое значение данных слов и поставить ударение.


1в. 2в.

Полисемия – Эпитет –

Метафора – Метонимия-

Перифраза – Стилистика –

Омоформы Омофоны –

Омографы – Паронимы –

Синонимы- Антонимы-

Антитеза- Диалектизмы-

Архаизмы- Историзмы-

Неологизмы- Профессионализмы-

Плеоназм Экспрессия


Задание В 8

Упражнение 1.

Дать лексическое значение данных слов и поставить ударение.

1в. 2в.

Полисемия – Эпитет –

Метафора – Метонимия-

Перифраза – Стилистика –

Омоформы Омофоны –

Омографы – Паронимы –

Синонимы- Антонимы-

Антитеза- Диалектизмы-

Архаизмы- Историзмы-

Неологизмы- Профессионализмы-

Плеоназм Экспрессия

Задание В 8

Упражнение 1.

Дать лексическое значение данных слов и поставить ударение.

1в. 2в.

Полисемия – многозначность.

Метафора – скрытое явление, не оформленное союзами. Дворянское гнездо –сообщество людей.

Перифраза – замена названия предмета или явления. Царь зверей.

Омоформы печь (гл.) – печь (сущ.)

Омографы – мукА – мУка (разные ударения0

Синонимы- слова, близкие по значению, но отличающиеся оттенками значения.

Антитеза- противопоставление

Архаизмы- слова, вышедшие из употребления и замененные новыми: пиит -поэт

Неологизмы- новые слова

Плеоназм без надобности повторяющиеся слова (человек 20 людей).


Эпитет – это определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, придающее

ему поэтическую яркость, выразительность.(Лохматые тучи)

Метонимия- переименование. Употребление одного предмета вместо другого. Я три тарелки съел.

Стилистика – переименование. Употребление одного предмета вместо другого. Я три тарелки съел.


Омофоны – луг -лук

Паронимы – однокоренные слова ,близкие по звучанию, но разные по значению. героический –геройский.

Антонимы- противоположные значения

Диалектизмы- слова в одной местности

Историзмы- слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы: купец, аршин.

Профессионализмы- слова, употребляемые в одной профессии.

Экспрессия - выражение чувств, переживаний.


Задание 2.


  1. Из текста «Волшебный сон» выпишите 3 слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

(Слова берите по порядку: осветилась, одежонку, побежала, холодной, водой)

  1. Выпишите 3 слова с непроверяемой б/г. ( фонарь, улица, комнату, )

  2. Выпишите по 3 словосочетания: согласование, управление, примыкание ( сровнявшим снегом, в ванную комнату, холодной воды; сровнявшим все, подошла к дивану, сбросила одежонку; охлаждаться потом, зажигаться неожиданно, простирается кругом).

  3. Выпишите предложения с обособленным определением из 2 абзаца.

  4. Выпишите из текста предложения с обособленным обстоятельством.

  5. Найдите сл/сочиненные предложения.

  6. Найдите пр-е, где 1-ое безличное, 2-е двусоставное.



13 октября, 10 – б класс. Д/З Подготовиться к зачету по § вчерашним. Упр.125,129, стр. 81-83( новый учебник 2008 г.)


  1. ОбогАщать, рЕгламент, д.ИлЕтант ( Ч-к, не облдающий глубокими знаниями), посвЯщать, погОрелец, примИрять противников, плОвец, затвОрять, изг…рь, бл…снуть, з…рянка, , утв…рь, подр…стковый, соч..тать, рас…т…лать, пол…г, аккомп…н…мент, пЕрИфирия, ч…та, сд…рать, выр…сток.


2. Полисемия – многозначность.

Метафора – скрытое явление, не оформленное союзами. Дворянское гнездо –сообщество людей.

Перифраза – замена названия предмета или явления. Царь зверей.


Омоформы печь (гл.) – печь (сущ.)

Омографы – мукА – мУка (разные ударения0

Синонимы- слова, близкие по значению, но отличающиеся оттенками значения.

Антитеза- противопоставление

Архаизмы- слова, вышедшие из употребления и замененные новыми: пиит -поэт

Неологизмы- новые слова

Плеоназм без надобности повторяющиеся слова (человек 20 людей).


Эпитет – это определение, подчеркивающее характерное свойство предмета, придающее

ему поэтическую яркость, выразительность.(Лохматые тучи)

Метонимия- переименование. Употребление одного предмета вместо другого. Я три тарелки съел.

Стилистика – переименование. Употребление одного предмета вместо другого. Я три тарелки съел.

Омофоны – луг -лук

Паронимы – однокоренные слова ,близкие по звучанию, но разные по значению. героический –геройский.

Антонимы- противоположные значения

Диалектизмы- слова в одной местности

Историзмы- слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы: купец, аршин.

Профессионализмы- слова, употребляемые в одной профессии.

Экспрессия - выражение чувств, переживаний.


3. Пр…амбула, пр..стиж, пр…валировать, пр…зидиум, пр…зидент, пр…поны,


пр..людия, пр..рогатива, пр..зент, пр..тензия. пр..ватный, пр..оритет, пр..вилегия,


пр..смиреть, пр…украсить, пр…мьер, пр…чудливый, пр..умножить. пр…увеличить,


беспр…кословный,, пр..словутый, пр…добрый, место пр…бывания, пр…творяться,


пр..зреть сироту, пр…бывать в неведении, пр…емник директора, пр…ходящий успех.


4. а)Скворец, высунувшись из своего домика, прикрепленного к вершине сохраненного для такой цели молодого дубка, послушал, послушал, выскочил на ветку, взмахнул крыльями и начал дерзко и очень похоже передразнивать соловья.

Б) Извилистую тропинку преградила огромнейшая береза, сломанная недавно страшною бурей.

В) Тайга шумела. Прерывисто, нестройно.

Г) Подчиняясь призванию,Ломоносов девятнадцати лет покинул отца и перебрался в Москву.

Д) Дорога уходила влево, в объезд.