https://electroinfo.net

girniy.ru 1



Министерство образования и науки


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Исторический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического

факультета ТГУ

_____________ В.П. Зиновьев


"_____"_____________2011 г.


Рабочая программа дисциплины


Нарратив в социальном познании


Направление подготовки 030600 история


Профиль подготовки

общий

Квалификация выпускника

магистр


Форма обучения

Очная


Томск

2011


1. а) Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины являются а) знакомство студентов с основными темами и проблемами нарратологии; б) формирование представлений о роли нарративного подхода в социальном познании; в) осознание ее места в выработке мировоззренческих ориентиров и профессиональных навыков


б) задачи дисциплины:

а) знакомство студентов с нарратологией как системой знания и видом интеллектуальной деятельности;

б) формирование представления об основных темах и проблемах нарратологии, а также методах их исследования;

в) овладение базовым понятийным аппаратом, принципами и приемами нарративного анализа;

г) формирование представлений об этапах развития и осмысления нарратологической тематики и проблематики;

д) формирование представлений об основных нарратологических концепциях, сложившихся в процессе осмысления нарратологической проблематики;


2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры:

дисциплина цикла М1: общенаучный цикл; вариативная часть (либо М.2: профессиональный цикл: базовая или вариативная часть);

специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента: Освоение дисциплины предполагает предварительное освоение таких дисциплин как история, социология, философия;


требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: для освоения данной дисциплины обучающийся должен иметь базовые знания по истории, социологии; иметь представление о философии как системе знания, виде теоретической деятельности и основе современного мировоззрения; приобрести навык работы с историческими и философскими текстами, умение излагать учебный материал в области освоенных дисциплин; владеть методами аргументации, ведения дискуссий и полемики; способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и использовать основные положения и методы гуманитарных и социальных наук, а также использовать приобретенные теоретические знания.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «нарратив в социальном познании» призван внести вклад в формирование и развитие основных общекультурных и профессиональных компетенций:

способность развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность порождать новые идеи (креативность) (ОК-3);

способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3)

способность применять современные методы и методики исследования (ПК-5)

способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: специфику, основные понятия, направления, темы, проблемы нарратологии.

Уметь: использовать положения и понятия нарратологии для подготовки и проведения научно-исследовательских работ, для анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов.


Владеть: навыками чтения и анализа текстов по нарратологии, применения элементов нарративного подхода для анализа научных текстов.


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)






п/п



Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

семинары




СРС




1

Предмет нарратологии



















2

Нарративная проблематика в историческом познании




















3

Нарративная проблематика в литературе






















4

Современные подходы к структуре нарратива: дискурс и история






















5

Современные подходы к структуре нарратива: время в нарративе






















6

Современные подходы к структуре нарратива: соотношение автора и нарратора



















Контрольная работа

7


Современные подходы к структуре нарратива: персонажи в нарративе






















8

Функции нарратива






















9

Соотношение нарратива и реальности

























Итого























4.1. Предмет нарратологии: определение нарратива

Нарратив как история: понятия сюжета и фабулы. Нарратив как дискурс: понятия мимесиса и диегесиса. Тенденции развития нарратологии: от локальности к универсальности, от объекта, к субъекту, от текста против мира к миру как тексту, от поиска моделей к их применению, от структурализма к постструктурализму.

Условия актуализации нарративной проблематики: тема времени (А.Бергсон, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер) и «лингвистический поворот» (Л.Витгенштейн). Тема языка в работах Ф. де Соссюра: принцип произвольности знака, проблема соотношения языка и речи. Понятие дискурса и его роль в становлении нарратологии. Дискурсы как способы «приостановки (расщепления) референции». Вопрос о единице дискурсивного анализа.



4.2. Нарративная проблематика в историческом познании

Проблема исторического объяснения и программа «охватывающего закона» К. Гемпеля. Идея «нарративных предложений» А. Данто. «История как следование ходу событий» В. Гэлли. Критика подхода к прошлому как к «нерассказанной истории», идея создания исторического нарратива как «конфигурации» Л. Минка. Структура исторического исследования по Х.Уайту: «Осюжечивание» как способ схватывания прошлого, объяснение посредством сюжета. Возникновение «новой интеллектуальной истории». Дискуссия о соотношении нарратива и исторической реальности, истории и литературы. Функции исторических нарративов в культуре.


4.3. Нарративная проблематика в литературе

Анализ волшебной сказки В. Проппа как предтеча структурного анализа: сказка как повествование с ограниченным набором функций и порядком их следования, выделение «ходов», создающих повествование. Миф как объект структурного анализа: «мифема» как структурная единиц мифологического нарратива К. Леви-Стросса, арматура, сообщение и код как структурные элементы мифа. Нарративная семиотика А. Греймаса: (семиотико-нарративная и семиотико-дискурсивная структуры как глубинная и поверхностная структуры нарратива, актанты, семантический квадрат, соотношение синхронного и диахронного измерений). Структура нарратива по Р. Барту (уровень функций, уровень действий, уровень повествования).


4.4. Современные подходы к структуре нарратива: дискурс и история

Структуралистский подход к нарративу: выделение глубинной и поверхностной структуры. Нарратив как соотношение рассказа-текста-наррации (Ш.Риммон-Кенан). Нарратив как соотношение истории-повествования–наррации (Ж.Женетт). Поструктуралистский подход к структуре нарратива: нарратив как соотношение дискурса (как рассказывается) и наррации (что рассказывается). Отказ от разделения на глубинную и поверхностную структуры. Принцип «коммуникативных фрагментов» (Б.Гаспаров) как подход к структурированию нарратива.


Основные черты нарративного подхода (что рассказывается): абстракт, ориентация (экспозиция), завязка, кульминация, развязка, оценка происходящего (внутренняя и внешняя), кода.

4.5. Современные подходы к структуре нарратива: время в нарративе

Переход от линейного времени нарратива (время истории и псевдовремя повествования) к многообразию временных инстанций: время изображаемых событий, время автора, время читателя. Отказ от натуралистического понятия линейного времени.

Время как способ организации нарратива. Структура временной организации нарратива: порядок, длительность, частота (Ж. Женетт). Порядок: анахрония как расхождение времени дискурса и времени наррации: пролепсисы и аналепсисы. Длительность как соотношение времени протекания событий истории и времени их изложения в дискурсе: изохрония и анизохрония в форме сжатия или растяжения. Частота как количество упоминаний о событиях в дискурсе.

Время как культурный конструкт. Функции времени в нарративе: эстетическая, конститутивная, компенсаторная, идеологическая, критическая.


4.6. Современные подходы к структуре нарратива: соотношение автора и нарратора

Нарратив как совокупность повествовательных инстанций (автор-нарратор-фокализатор-фокализуемый-наррататор-читатель). Проблема соотношения реального и подразумеваемого автора. Автор как подразумеваемая и извлекаемая фигура. Проблема «смерти автора» (Р.Барт, М.Фуко). Функции автора (М.Фуко). Условия возвращения к актуализации темы авторства (А.Компаньон).

Роль читателя. Типа чтения: адаптивное, интенциональное, симптоматическое. Типология читателей: наивный и недоверчивый (сопротивляющийся).

Роль нарратора: его свойства и симптомы присутствия в тексте. Типология нарраторов: по степени присутствия в тексте (эксплицитиный/имплицитный); по отношению к истории (экстрадиегетический/интрадиегетический); по отношению к событиям истории (гетеродиегетический/гомодиегетический); по степени осведомленности (вездесущий/ограниченный). Проблема различения автора и нарратора. Понятие ненадежного нарратора.


Понятие фокализации. Типы фокализации: внешняя/внутренняя. Свойства фокализации: степень ограниченности, диалектичность, постоянство и устойчивость/множественность и изменяемость. Грани фокализации: перцептуальная, психологическая, идеологическая. Концепция возникновения романа М.Бахтина как определение сущности фокализации. Функции фокализации.

Способы выражения в нарративе: прямой (свободный или связанный) дискурс/непрямой (свободный или связанный) дискурс.


4.7. Современные подходы к структуре нарратива: персонажи в нарративе

Социально-культурные условия интереса к персонажам. Подходы к интерпретации статуса персонажей: реалистический (герой как отражение реальности)/структуралистский и постструктуралистский (герой как производное от сюжета).

Семиотический подход к персонажам: извлекаемость характера из текста по критериям повторения, контраста, подразумевания, рамок референции. Позиции характеристики персонажей: кто характеризует (автор или другой персонаж); явная или неявная характеризация; сам себя или кто-то со стороны. Способы характеризации: кем характеризуется, как характеризуется (прямо/косвенно), с помощью чего (действия, речь, окружение).

Классификация характеров: плоский/сложный; по степени (оси) обладания теми или иными свойствами: ось развития, ось комплексности черт характера, ось проникновения во внутренний мир.


4.8. Функции нарратива.

Проблема рождения сюжета. Концепция мифологического (ритуалистического) источника возникновения сюжета. Коммуникативный подход: рождение сюжета за счет изменений позиции в структуре коммуникации: инверсия позиций, неопределенность позиций, затвердение позиций. Деятельностный подход: роль интриги в формировании сюжета. Структура сюжета: фаза ухода или обособления - фаза партнерства - фаза испытания - фаза преображения.

Функции нарратива: эстетическая, познавательная, идеологическая, критическая, практическая. Уровни реализации функций: уровень самого текста и уровень использования текста.



4.9. Нарратив и реальность

Противопоставлние рассказа и реальности как реализация идеологической и эскапистской функций. Проблема нарративности человеческого бытия (Д.Карр). тезис о нарративности самой социальной реальности. Концепция темпоральности пассивного и активного опыта Э.Гуссерля (вторичная и первичная память) как условие актуализации темы нарративности человеческого бытия. Структура опыта: ретенция-импресия-протенция. Темпоральность действия (М.Хайдеггера) как способа человеческого бытия.

Специфика нарративности опыта: дотематизированность нарративов, микро-нарративы как базисная основа человечского бытия, нарратив как контекст любого опыта, вербализация нарратива как результат преобразования первичных дотематизированных нарративов


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и написание контрольных работ по пройденному материалу..


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. Промежуточной успеваемости по итогам освоения дисциплины

Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:

1. Контрольная работа по пройденным темам.

2. Зачет в устной форме.


а) Примерные вопросы для контрольных работ

  1. «Иными словами, искусство не знает шума (в том смысле, в каком это слово употребляют в теории информации): оно реализует принцип системности в его чистом виде; в произведении искусства нет лишних элементов, хотя нить, связывающая сюжетную единицу с другими единицами, может оказаться очень длинной, тонкой или непрочной. Эта значимость - не результат повествовательного мастерства рассказчика, но продукт структурной организации текста» (Р. Барт).


  2. «Иными словами, можно сказать, что временная последовательность представляет собой всего лишь структурный класс повествования (дискурса), подобно тому как в языке время существует лишь в форме системы глагольных времен; с точки зрения повествования то, что принято называть временем, или вовсе не существует, или по крайней мере существует только функционально, как элемент семиотической системы: время принадлежит не дискурсу как таковому, а плану референции; «подлинное» время - это всего лишь референтная, «реалистическая» иллюзия, и именно в таком качестве оно должно быть предметом структурного описания» (Р. Барт).

  3. «Между тем в действительности - по крайней мере, на наш взгляд - повествователь и его персонажи по самой своей сути являются «бумажными существами»; автор (физический) текста ни в чем не совпадает с рассказчиком; знаки рассказчика имманентны самому рассказу и, следовательно, в полной мере поддаются семиотическому анализу; для структурного анализа тот, кто говорит (в самом повествовательном произведении), - это не тот, кто пишет (в реальной жизни), а тот, кто пишет, - это не тот, кто существует» (Р. Барт).
  4. «Наука с самого начала конфликтовала с рассказами. По ее собственным критериям за большинством из них скрывается вымысел. Но поскольку наука не ограничивается лишь формулировкой инструментальных закономерностей, а ищет истину, она должна легитимировать свои правила игры. А в силу того, что она держит легитимирующий дискурс в отношении собственного статуса, то называет его философией. Когда этот метадискурс прибегает эксплицитным образом к тому или иному великому рассказу, как, например, диалектика Духа, герменевтика смысла, эмансипация разумного субъекта или трудящегося, рост богатства и т. п., - то науку, которая соотносится с ним, в целях самолегитимации решают назвать "модерном". И таким образом, например, правило консенсуса между отправителем и получателем ценностного высказывания об истине, считается приемлемым, если оно вписывается в перспективу возможного единодушия рассудительных умов: это может быть рассказ эпохи Просвещения, когда герой познания работает ради великой этикополитической цели, всеобщего мира. Здесь можно видеть, как легитимируя знание через метарассказ, включающий философию истории, приходят к тому, чтобы задаться вопросом о законности институций, ведающих социальной связью, поскольку эти последние также нуждаются в легитимации. Справедливость, таким образом, оказывается соотносимой с великим рассказом в той же мере, что и с истиной» (Ж.-Ф. Лиотар).


  5. «Веру в то, что здесь существует некая реальная история, ждущая своего раскрытия, лишенная аналитической конструкции и существующая до нарративного процесса, мы можем охарактеризовать как онтологическое заблуждение» (Й. Брокмайер, Р. Харре).
    Чем фабула отличается от сюжета?

  6. «Присвоить тексту Автора - это значит как бы застопорить текст, наделить его окончательным значением, замкнуть письмо. Такой взгляд вполне устраивает критику, которая считает тогда своей важнейшей задачей обнаружить в произведении Автора (или же различные его ипостаси, такие как общество, история, душа, свобода): если Автор найден, значит, текст, "объяснен", критик одержал победу. Тем самым литература (отныне правильнее было бы говорить письмо), отказываясь признавать за текстом (и за всем миром как текстом) какую-нибудь "тайну", то есть окончательный смысл, открывает свободу контртеологической, революционной по сути своей деятельности, так как не останавливать течение смысла - значит в конечном счете отвергнуть самого бога и все его ипостаси - рациональный порядок, науку, закон» (Р. Барт).


б) Примерная тематика курсовых работ

1. Нарративная проблематика в историческом познании

2. Концепция «осюжечивания» Х.Уайта: критический анализ

3. Структуралисткая парадигма в нарратологии: итоги и перспективы

4. Методологическое значение нарративного анализа

5. Постструктуралистская парадигма в нарратологии: итоги и перспективы

6. Критический анализ идей Ф.Анкерсмита о характере исторических нарративов

7. Проблема роли автора в нарративе

8. Структура нарратива: критический анализ основных подходов

9. Время в нарративе: основные подходы

10. Проблема соотношения нарратива и реальности

11. Концепции становления сюжета

12. Миф и нарратив: специфика и функции

13. Нарративы в повседневной жизни


14. Функции нарративов в культуре

15. Проблема «смерти автора»


в) Примерная тематика вопросов к промежуточной аттестации


  1. Понятие нарратива. Тенденции в развитии нарратологии. Философские основания перехода к теме нарратива: тема времени и тема языка в философии 20 в.

  2. Концепт дискурса. Основания перехода к теме дискурса. Значение идеи дискурса для развития нарративной проблематики.

  3. Проблема исторического объяснения и ее роль в переходе к теме нарратива в историческом познании. Сущность и значение идей А. Данто в повороте к теме и функциям нарратива в историческом познании.

  4. Этапы развития нарративной тематики в историческом познании.

  5. Концепция Г. Уайта и ее значение для развития нарративной проблематики.

  6. Работа В. Проппа «Морфология сказки» и ее значение для развития нарратологии.

  7. Концепция мифа К. Леви-Стросса и ее значение для развития нарратологии.

  8. Нарративная семиотика А. Греймаса: модель и структура коммуникации как принцип построения структуры нарратива. Понятия включения и переключения и их значение. Понятие семиотико-нарративной и семиотико-дискурсивной структуры и их соотношение.

  9. Основные черты семиотико-нарративной структуры: понятие и структура актантов. Понятие и значение семиотического квадрата.

  10. Соотношение синхронии и диахронии в концепции А. Греймаса: понятие договора и испытания. Основные типы повествований.

  11. Структура нарратива по Р. Барту: уровень функций.

  12. Структура нарратива по Р. Барту: уровень действий и уровень повествования.

  13. Современные подходы к структуре нарратива. Диахронная структура нарратива.

  14. Основные черты нарративного подхода: структура повествовательных инстанций Место и функции автора. Проблема смерти автора.
  15. Основные черты нарративного подхода: понятие нарратора. Соотношение нарратора и автора.


  16. Основные черты нарративного подхода: классификация нарраторов.

  17. Понятие фокализации: специфика и функции в структуре нарратива

  18. Персонажи в нарративе: типология, структура, функции

  19. Концепции рождения сюжета

  20. Функции нарратива

  21. Д. Карр о нарративной природе социальной реальности.

  22. Современные представления о специфике человеческого бытия как основание для понимания сущности, функций и специфики нарратива.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Барт Р. Смерть автора // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 384-391

2. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987

3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989

4. Брокмейер Й, Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. № 3. 2002

5. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода. М.: Академический проспект, 2004

6. Женетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры. В 2-х т. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1998

7. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: Интрада, 2001

8. Леви-Стросс К. Структура мифов. Глава 11 // К. Леви-Стросс. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. С. 183-297

9. Леви-Стросс К. Структура и форма. Размышления над одной работой Владимира Проппа // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. Сборник статей. М.: Наука, 1985

10. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Алетейя. 1998

11. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998

12. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000


13. Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1994. С. 7-46

14. Шмид В. Нарратология. Москва: Языки славянской культуры, 2003

15. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998


б) дополнительная литература

1. Барт Р. S/Z. М.: Ad marginem, 1994

2. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000

3. Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972

4. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996.

5. Греймас А. Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика (Антология переводов). Под ред. Ю.С. Степанова. М.Радуга, 1983

6. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001

7. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003

8. Николин В.В. Волшебная сказка: Исследование воспроизводства культуры. Екатеринбург: Старт, 2000

9. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М.: наука, 1984

10. Рикер П. Время и рассказ. Т.1. Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998

11. Рикер П. Время и рассказ. Т.2. Конфигурации в вымышленном рассказе. М.; СПб.: Университетская книга, 2000

12. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л.: Наука. 1984

13. Смирнов И.П. Смысл как таковой. СПб.: Академический проект, 2001

14. Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М.: Прогресс, 1983

15. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975

16. Тюпа В. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001

17. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000

18. Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004

19. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

2. Философский портал: социальная и политическая философия http://www.philosophy.ru/lib/soc/

3. Портал «Философия online»: каталог сайтов по философии http://phenomen.ru/catalog/?c=60

4. Портал «Гуманитарное образование»: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/22

5. Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru/books/c0027_1.shtml

6. Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru/filosof.shtml

7. Britannica - www.britannica.com

8. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Исторический факультет ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 030600 история.


Автор (ы) ____________________________

Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании УМК

от ___________ года, протокол № ________.