https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 15 16
Содержание блока материалов по философии Штайнера


  1. Стефанов Ю. Жизнь и деятельность Штайнера.

  2. Даниэль ван Бёммельн. Первый Гётеанум как здание человечества.

  3. Бонецкая Н. Русское гётеанство (Павел Флоренский).

  4. Закладка 1 Гётеанума.

  5. Первый Гётеанум и современная цивилизация.

  6. Рааб Рекс. Будущее архитектуры и строительный импульс Р. Штайнера.

  7. Рааб Р. Капители колонн Гётеанума: высшая точка их метаморфозы.

  8. Гартман Г. Витражи Гетеанума.

  9. Жирмунская Т. Взгляд на Гетеанум.

  10. Тайя Гут. Павел Флоренский и Рудольф Штайнер.

  11. Тужилин С. Рудольф Штайнер: кто же он такой…

  12. Биографический очерк о Штайнере и его влияние на Макса Волошина.

  13. Бондарев Г. Оккультный погром Гётеанума.

  14. Казачков С.В. Рудольф Штайнер.

  15. Устав антропософского общества (по штайнеровской философии).

  16. Бондарев Г. Рождественское собрание членов Гетеанума 1923 г. (стенограмма).



Рудольф Штайнер (1867–1925) — австр. философ-антропософ, поэт, педагог, художник, архитектор, биолог. shtainer_foto[1]

С 1882 работал над изданием естественно-научных трудов И.В. Гёте и комментариев к ним. Этот труд во многом определил творческую эволюцию Ш., стремившегося к синтезу естественно-научных дисциплин с наукой о духе.


Долгое время участвуя в деятельности теософских кружков, Ш. разочаровался в этом учении и всю дальнейшую жизнь посвятил разработке собственной доктрины — антропософии.В 191З им был заложен антропософский «храм» Гётеанум неподалеку от Базеля (Швейцария). В строительстве участвовали энтузиасты семнадцати национальностей, в т.ч. рус. поэты А. Белый и М. Волошин.

«Первый» Гётеанум, предназначенный как для антропософских занятий, так и для театральных постановок, был в 1922 сожжен неизвестными злоумышленниками, в которых принято видеть участников нем. протонацистской «Группы Туле».


Начиная с 1904 появляются основные «духовно-научные» соч. Ш.: «Как достигнуть познания высших миров» (1904), «Очерк тайновсдения» (1909), «Духовное водительство человека и человечества» (1911), «Порог духовного мира» (1913) и др. Они отчасти являются развитием некоторых положений нем. натурфилософов, в т.ч. Т. Парацельса и Я. Бёме, отчасти же опираются на понятия и термины индуизма, зороастризма и гностицизма, уже подвергшихся толкованию в теософских трудах Е. Блаватской.

Процесс человеческой эволюции увязывается у Ш. с ходом развития Космоса, причем оба эти явления взаимозависимы: «Когда «духи мудрости» начинают свое излияние жизненного тела, то Солнце, бывшее до тех пор темным, начинает светиться. Одновременно в этом зачатке человека наступают первые проявления внутренней жизни; начинается жизнь» («Очерк тайноведения»).

Расширяя рамки сугубо материалистической науки своего времени, антропософия Ш. предлагает свое понимание человеческой природы, способное вернуть ей ее изначальное место в Космосе, согласовать ее духовное начало с началом физическим, а также обратить к Христу, в котором Ш. видит «истинное сердце земной истории», центр и ось эволюции.

Факты, которыми оперирует антропософия, добыты не опытным путем, они являются результатом мистического озарения: в одной из своих лекций Ш. утверждает, что в момент голгофской мистерии сам наблюдал ее, находясь на Солнце вместе с Архангелом Михаилом.

Космос Ш. населен огромным количеством «духовных» сущностей и существ, отчасти сопоставимых с гностическими иерархиями: Самодух, Жизнедух, Эфирный Христос, Скифианос, Солнечный Логос, Лунный Логос и т.д. Столь же усложнено у Ш. понимание обычной земной реальности, в которой, напр., кроты и жабы мирно уживаются с парацельсовскими гномами, совместно участвуя в перипетиях земледельческого цикла.

Несмотря на эти особенности, учение Ш. после его смерти обрело широкую популярность: в Дорнахе до сих пор читаются доклады и осуществляются театральные постановки, по всему миру действуют основанные Ш. «вальдорфские» школы, в сельском хозяйстве используются его магические методы обработки почвы и ухода за растениями.



Христианство как мистический факт. Ереван, 1991; Полное собр. соч. Ш. с 1958 г. издается в Дорнахе на нем. языке «Управлением наследия Рудольфа Штайнера» («R. Steiner — Nachlassverwaltung»), Всего запланировано 354 тома, большинство из которых уже издано.

В рус. пер.: Очерк тайноведения. Ереван, 1992;

Посвящение и мистерии. СПб., 1992;

Воспитание к свободе. М., 1993.

Риттельмаиер Ф. Жизненная встреча с Рудольфом Штайнером. М., 1991;

Прокофьев С. О. Рудольф Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени. Ереван, 1992.

Ю.Н. Стефанов



следующая страница >>