girniy.ru 1 2 3

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа № 29»

Мытищинский район

деревня Беляниново


Реферат.


Тема: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»


Выполнил:

ученик 7а класса


Сорокин Павел


Учитель:


Лютиков А.И.



2011 год


Содержание



Введение………………………………………………………………..3

1. Два героя – две судьбы.

1.1. Руаль Амундсен. Дорога к победе……………………………….5

1.2. Роберт Скотт. Герой и мученик………………………...……….12

2. Долгая дорога к полюсу.

2.1. Экспедиция Руаля Амундсена…………………………………..18

2.2. Экспедиция Роберта Скотта……………………………………..21

2.3. А если бы они дошли………………………………………….…27

Заключение……………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………………...31


Введение.

В 2011 году в мире будет отмечаться важное географическое событие – столетие с момента достижения Южного полюса. Это событие явилось проявлением одного из величайших образцов человеческого духа того времени. Амундсен и Скотт. Триумф и трагедия.

В район Северного полюса исследователи попали только после множества попыток, сделанных на протяжении трёх столетий. Чтобы оказаться на Южном полюсе, потребовалось менее 10 лет и всего лишь три попытки. Известия о достижении Северного полюса подтолкнули исследователей на скорейшее открытие Южного полюса, поэтому такая оперативность во многом определила драматический характер событий.

Задача достижения Южного полюса была выполнена безупречно. С интервалом в один месяц туда по разным маршрутам пришли санные партии норвежской и английской экспедиций. Ими руководили опытные капитаны дальнего плавания, в совершенстве владевшие искусством астрономической навигации. Независимо друг от друга они определили место полюса с максимально возможной для того времени точностью.


Борьба за Южный полюс потребовала от победителей невероятного напряжения духовных и физических сил, и, несмотря на триумф, покорение Южного полюса составило одну из самых трагических страниц в истории полярных исследований, ещё раз поведав миру о необыкновенных возможностях человека и величии человеческого духа. Сами победители так и не успели применить в своих полюсных походах выдающиеся технические достижения XX века – механический наземный транспорт, авиацию и радио, без которых впоследствии не обходилась уже ни одна из антарктических экспедиций. Южный полюс был покорён с помощью старых испытанных способов передвижения в полярных пустынях – пешком и на собачьих упряжках. И ещё в этой истории был любопытный парадокс. Первым на Южный полюс привёл своих товарищей норвежец Руаль Амундсен – человек, до этого всю жизнь мечтавший о покорении полюса Северного.

Основная цель данной работы – углубление знаний и поиск дополнительной информации по теме. Меня заинтересовала данная тема на уроке географии, и я начал собирать дополнительные интересные материалы и фотоархивы в Интернете, которые и привели к созданию данной работы. Например, мне удалось найти фотографии базы Скотта, которая сохранилась в антарктических льдах практически нетронутой с начала ХХ века. Причем сохранилась так, будто её обитатели вот-вот вернутся после своих тяжелых трудов первооткрывателей! Интересной находкой стали архивные фотографии проведения экспедиции Амундсеном и Скоттом, которые очень хорошо дополнили текстовый материал, создав единый образ. А фигура Руаля Амундсена настолько значима в мировой истории, что русский поэт Константин Симонов посвятил ему целое стихотворение.


1. Два героя – две судьбы.

1.1. Руаль Амундсен. Путь к победе.

В жизни Руаля Амундсена замечательны не только подвиги, но и та неуклонность, с которой этот первооткрыватель до самой смерти шел к своей цели - словно повинуясь стрелке невидимого компаса, невзирая на все опасности и неудачи. К чему же он стремился? Каждая из его побед по отдельности - будь то открытие Северо-Западного прохода, покорение Южного полюса, перелет к Северному полюсу - значила для него очень мало. Целью его жизни был он сам: Руаль Амундсен, герой и первопроходец. Ему хотелось превозмогать лишения и побеждать враждебные области нашей планеты, рассчитывая лишь на собственные силы и горстку верных людей. Он мечтал показать миру - этому новому, нарождающемуся миру техники и толпы, в котором одиночка обречен на роль винтика в механизме, - кто такой Руаль Амундсен. В эпоху, когда "белые пятна" на карте таяли, как снег под лучами весеннего солнца, когда со всех тайн снимались покровы, для настоящих приключений оставался один-единственный край, где еще никогда не ступала нога человека: ледяные пустыни полюсов. Амундсен принял решение, повлиявшее на всю его жизнь, в пятнадцать лет, когда ему в руки попало описание путешествий исследователя канадской Арктики Джона Франклина. В 1845 году его суда "Эребус" и "Террор" отправились на поиски Северо-Западного прохода, намереваясь пройти путь от Баффинова залива к Берингову проливу. Из этой экспедиции путешественник не вернулся. "Удивительно, - пишет Амундсен в своей автобиографии, - что именно описания тех лишений, которые претерпевали он и его спутники, захватывали меня в рассказе сэра Джона больше всего остального. Я тоже хотел страдать за такое возвышенное дело".


Амундсен родился в семье капитана корабля, ставшего крупным чиновником. С самого детства он поставил себе цель - стать полярным исследователем. Никакие сомнения не могли поколебать его решения. Он зачитывал до дыр всю литературу, какую только мог отыскать по полярным исследованиям, особенно книги о злополучной экспедиции британского исследователя сэра Джона Франклина, который на кораблях "Эребус" и "Террор" отправился на поиски Северо-Западного Прохода в 1845 году, не вернувшись обратно. Подобно Фритьофу Нансену, он посвятил много времени тренировкам и развитию своего тела, чтобы быть приспособленным к тем опасным приключениям, которых он так хотел. Тем не менее, он был прилежным сыном, а потому по предложению матери поступил на медицинский факультет. 

Страсть норвежского гимназиста вспыхнула с новой силой в 1889 году, после того как он стал свидетелем триумфального возвращения в Осло Фритьофа Нансена, прошедшего сквозь льды Гренландии. Именно ему юный Амундсен хотел подражать, мечтая, что когда-нибудь его собственное имя прозвучит так же громко, как имя покорителя Гренландии. А через несколько лет Нансен станет покровителем молодого земляка. Судьба благоприятствовала Амундсену. Его рано умерший отец, состоятельный судовладелец и чиновник, оставил значительное состояние. А через три года после того, как Амундсен окончил школу, скончалась его мать. Наследство досталось четырем детям, и перед молодым человеком открылись все пути. "С невыразимым облегчением, - писал он впоследствии, - я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни". 

С этой минуты Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. Из усердного чтения литературы о полярных приключениях, Амундсен понял, что общим недостатком исследователей, а часто и причиной неудач было отсутствие у ученых мастерства судовождения. Со свойственным ему основательным подходом, Амундсен решил научиться этому.

В 1894 году он уходит в море на борту зверобойного судна. Тремя годами позже Руаль Амундсен по протекции Фритьофа Нансена назначается первым помощником капитана судна "Бельжика", на котором, ученые, возглавляемые полярным путешественником Адрианом де Герлаче де Гомери, должны были отправиться в полярную экспедицию. Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть было не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя был скован льдом около острова Петра I. Прошло долгих 13 месяцев, прежде чем "Бельжика" окончательно освободилась из ледяного плена, и вышла в открытую воду. Все это время было исключительно трудным для экипажа судна. Фактически все участники похода заболели цингой, и инициативу в свои руки взял Руаль Амундсен. Он быстро осознал ситуацию и вместе с командой занялся ловлей тюленей и пингвинов, изготовляя из их кожи теплую одежду. Под командованием Амундсена "Бельжика" находилась до самого конца, когда в марте 1899 года им не удалось покинуть малоизвестный материк.


Вот таким, случайным образом был установлен своеобразный рекорд - зимовка в Антарктике. Управлять судном Амундсен уже умел, а потому начал обдумывать свою собственную арктическую экспедицию. И она ему удаётся: в 1903 – 1906 годах он успешно проходит Северо-западным проходом вдоль северного побережья Северной Америки. А потом было триумфальное достижение Южного полюса…

После покорения Южного полюса, в 1918 году, когда еще бушевала мировая война, Амундсен отправился на новом корабле "Мод" в дорогостоящую экспедицию в Северный Ледовитый океан. Он собирался разведать северное побережье Сибири до Берингова пролива. Экспедиция на "Моде", загруженным инструментами для метеорологических исследований, изучения земного магнетизма, являлась на тот момент наиболее оснащенной из всех, которые когда-либо отправлялись в полярные исследования. Но проект приносил одно разочарование за другим. Направляясь в Арктику, "Мод" вмерз в береговой лед и стоял беспомощным в течение первых двух зим. Вскоре судно потребовало обширного ремонта, который был проведен в Сиэтле. Но в июне 1922 года судно, продвинувшись на север, вновь застряло у острова Врангеля, на северо-востоке СССР. "Мод", вмороженный в лед, продвигался к континентальному шельфу северо-восточной Сибири. Там он оставался еще три года. Географические цели экспедиции были провалены, но собранные геофизические данные были бесценны. Это послужило небольшим утешением для участников вояжа. Предприятие, длившееся три года и не раз грозившее людям гибелью, обогатило науку, но  не вызвало интереса публики. Мир был занят другими заботами и другими сенсациями: начиналась эра воздухоплавания.

Чтобы не отстать от времени, Амундсен должен был пересесть из собачьих упряжек за штурвал самолета. Еще в 1914 году он, раньше всех в Норвегии, получает летные права. Затем при финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта покупает два крупных гидросамолета: теперь Руаль хочет первым долететь до Северного полюса!


Предприятие закончилось в 1925 году полным фиаско. Одному из самолетов пришлось совершить вынужденную посадку среди дрейфующих льдов, где его и оставили. У второго самолета вскоре тоже обнаружилась неисправность, и лишь через три недели команде удалось ее устранить. На последних каплях горючего Амундсен достиг спасительного Шпицбергена.

Но капитуляция была не для него. Не самолет - так дирижабль! Покровитель Амундсена Эллсворт купил воздушный корабль итальянского аэронавта Умберто Нобиле, которого нанял на должность главного механика и капитана. Дирижабль переименовали в "Норвегию" и доставили на Шпицберген. И вновь неудача: еще во время подготовки к полету пальму первенства забрал у Амундсена американец Ричард Берд: на двухмоторном "фоккере" он пролетел, стартовав со Шпицбергена, над Северным полюсом и в качестве доказательства сбросил там звездно-полосатый флаг.

"Норвегия" теперь неминуемо оказывалась второй. Зато из-за своей почти стометровой длины она была более внушительной и впечатляющей для публики, чем маленький самолет Берда. Когда 11 мая 1926 года дирижабль вылетел со Шпицбергена, вся Норвегия следила за полетом. Это был грандиозный перелет над Арктикой через полюс к Аляске, где воздушный корабль приземлился в местечке под названием Теллер. После семидесятидвухчасового бессонного перелета, в тумане, временами едва не касаясь земли, Умберто Нобиле сумел точно посадить спроектированную им гигантскую машину. Это стало огромным успехом в области воздухоплавания. Однако для Амундсена триумф был горьким. В глазах всего мира имя Нобиле затмило имя норвежца, который, будучи организатором и начальником экспедиции, в сущности, летел всего лишь как пассажир.

Пик жизни Амундсена был позади. Больше он не видел ни одной области, где бы он хотел быть первым. Вернувшись в свой дом в Бунне-фьорде, под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, все больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительной связи ни с одной женщиной. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после ее смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно до сих пор находился на борту "Иоа", "Фрама" или "Мод".


Нобиле, ставший при Муссолини генералом, в 1928 году задумал повторить перелет над Арктикой на новом дирижабле "Италия" - на этот раз в роли руководителя экспедиции. 23 мая он стартовал со Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время. Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне.

Международная поисковая операция уже через несколько часов шла полным ходом. Амундсен покинул дом в Бунне-фьорде, чтобы принять в участие в спасении своего соперника, человека, который похитил самое ценное, что у него было, - славу. Он надеялся взять реванш, стать первым, кто найдет Умберто Нобиле. Весь мир сможет оценить этот жест!

При поддержке некоего норвежского мецената Амундсену всего за одну ночь удалось нанять двухмоторный гидроплан с командой, к которой сам он присоединился в порту Бергена. Утром 18 июня самолет достиг Тромсё, а во второй половине дня вылетел в направлении Шпицбергена. С этой минуты его никто никогда не видел. Неделю спустя рыбаки обнаружили поплавок и бензобак от разбившегося самолета.

Жизнь великого искателя приключений закончилась там, куда влекло его жизненное предназначение. Он не мог найти себе лучшей могилы. Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: "Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть". 

Льды научили его оценивать людей. Он много страдал от несправедливости и просто от элементарного обмана, не любил суеты мелочного тщеславия. После перелета на дирижабле «Норвегия» он написал книжку «Моя жизнь». Там много страниц посвящено итальянцу Нобиле, командиру дирижабля. Нобиле претендовал на роль полноправного руководителя и помаленьку, где мог, выхватывал щепотки славы. Как ни сдержан Амундсен в книге, видно: не любил он итальянца. Книга вышла в 1927 году. А через год Нобиле потерпел аварию на дирижабле «Италия» и оказался на дрейфующей льдине. Началась знаменитая эпопея спасения красной палатки.


Амундсен сидел в кафе, официант позвал к телефону. Звонил военный министр Норвегии.

— Ваша помощь будет самой скорой и самой нужной,— сказал он.

— Я согласен,— просто ответил Амундсен.

18 июля 1928 года Руал Амундсен вылетел на французском самолете «Латам» на поиски Нобиле.

О нем не было вестей, но волновались мало: никто не верил, что с Амундсеном может что-то случиться. Долго не верили.

У Константина Симонова есть стихотворение «Старик». Оно посвящено Руалю Амундсену:

Весь дом пенькой проконопачен прочно,
Как корабельное сухое дно,
И в кабинете - круглое нарочно -
На океан прорублено окно.

Тут все кругом привычное, морское,
Такое, чтобы, вставши на причал,
Свой переход к свирепому покою
Хозяин дома реже замечал.

Он стар. Под старость странствия опасны,
Король ему назначил пенсион,
И с королем на этот раз согласны
Его шофер, кухарка, почтальон.

Следят, чтоб ночью угли не потухли,
И сплетничают разным докторам,
И по утрам подогревают туфли,
И пива не дают по вечерам.

Все подвиги его давно известны,
К бессмертной славе он приговорен,
И ни одной душе не интересно,
Что этой славой недоволен он.

Она не стоит одного ночлега
Под спальным шерстью пахнущим мешком,
Одной щепотки тающего снега,
Одной затяжки крепким табаком.

Ночь напролет камин ревет в столовой,
И, кочергой помешивая в нем,
Хозяин, как орел белоголовый,
Нахохлившись, сидит перед огнем.

По радио всю ночь бюро погоды
Предупреждает, что кругом шторма,-
Пускай в портах швартуют пароходы
И запирают накрепко дома.

В разрядах молний слышимость все глуше,
И вдруг из тыщеверстной темноты
Предсмертный крик: "Спасите наши души!"
И градусы примерной широты.

В шкафу висят забытые одежды -

Комбинезоны, спальные мешки...

Он никогда бы не подумал прежде,
Что могут так заржаветь все крючки...

Как трудно их застегивать с отвычки!
Дождь бьет по стеклам мокрою листвой.
В резиновый карман - табак и спички,
Револьвер - в задний, компас - в боковой.

Уже с огнем забегали по дому,
Но, заревев и прыгнув из ворот,
Машина по пути к аэродрому
Давно ушла за первый поворот.

В лесу дубы под молнией, как свечи,
Над головой сгибаются, треща,
И дождь, ломаясь на лету о плечи,
Стекает в черный капюшон плаща.

Под осень, накануне ледостава,
Рыбачий бот, уйдя на промысла,
Найдет кусок его бессмертной славы -
Обломок обгоревшего крыла. 



следующая страница >>