girniy.ru 1 2 ... 5 6
Министерство культуры


Республики Башкортостан

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

культуры и искусства

«Октябрьское музыкальное училище»

ПЦК «Теория музыки»


Рабочая программа-конспект дисциплины


«Анализ музыкальных произведений»


для музыкальных училищ по специальности

№ 070113 «Теория музыки»


г. Октябрьский - 2011

Одобрена Составлена

Предметно-цикловой Комиссией в соответствии с

Государственными требованиями

Председатель Кондратенко В.П. к минимуму содержания

и уровню подготовки выпускника по

специальности.


Автор: Шайхутдинова Е.Е.


Рецензент: кандидат искусствоведения, доцент УГАИ Н.Ю. Жоссан


Председатель:

Зам. директора по учебной работе Кашкина И.П.


Пояснительная записка



Анализ музыкальных произведений - последняя по времени прохождения и обобщающая по содержанию часть цикла теоретических дисциплин: здесь рассматриваются произведения всех эпох и жанров.

Музыкальное произведение следует рассматривать в связи с жанром, стилем композитора и стилем эпохи. Цель курса - привить учащимся навыки анализа музыкальных произведений в единстве формы и содержания, научить понимать выразительную роль элементов музыкальной речи в их смысловом взаимодействии, научить оценивать особенности композиции произведения в его исторической и стилистической определенности и тем самым вникать в замысел композитора. Анализ дает способы объективного эстетического суждения о музыке. Таким путем решается задача художественного воспитания молодых музыкантов.

Тематический план данной рабочей программы составлен на основе действующих типовых программ по анализу музыкальных произведений («Анализ музыкальных произведений». Программа - конспект для музыкальных училищ по специальностям №2101 «Фортепиано», №2102 «Струнные инструменты», №2103 «Духовые и ударные инструменты» , №2104 «Народные инструменты», №2105 «Пение», №2106 «Хоровое дирижирование» - Москва, 1982, «Анализ музыкальных произведений». Программа - конспект для теоретических отделений музыкальных училищ. - Москва, 1974). Рабочая программа также выполнена в виде программы - конспекта. В конце каждой темы предлагаются задания для практических работ. В зависимости от конкретных условий (наличия нот, степени подготовленности учащихся) преподаватель может варьировать задания, используя предложенные примеры для анализа в классе, домашних заданий и контрольных работ. В данной программе в целом выдержан традиционный порядок следования тем, за исключением тем второго семестра. Изучение форм эпохи Барокко представляется более целесообразным после освоения классической сонатной формы, а не до нее. Практический опыт работы показывает, что студенты легче воспринимают старинные формы в сравнении с классическими. Из соображений постепенности усложнения материала вокальные формы изучаются перед более сложными контрастно - составными, свободными и смешанными формами, оперой.


Более существенные изменения коснулись материала первого семестра. Кроме музыкальных жанров, первая тема включает понятие музыкальной формы в тесном и широком смыслах, затрагиваются вопросы соотношения содержания и формы, музыкальной драматургии, стиля в музыке. Введена ранее не изучавшаяся тема «Фактура и фигурация». Умение разбираться в музыкальных складах, типах фактуры, фактурных рисунках, различать функции голосов, различные виды фигурации, владение существующей терминологией существенно облегчает выполнение практических работ. Тема №2 «Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения» включает в данной программе так же понятие о принципах развития в музыкальной ткани. Благодаря этому студенты яснее представляют внутреннюю организацию музыкальной формы, происходящие в ней процессы. В тему № 6 «Музыкальная тема. Мотив, фраза. Синтаксические структуры» добавлена информация о наиболее распространенных «мигрирующих интонационных формулах» (термин М.Г. Арановского), что облегчает задачу анализа содержания музыки. В связи с этим несколько изменилась часовая сетка.

Курс рассчитан на один год; в конце первого семестра предусмотрен контрольный урок (в виде теста по теоретическому материалу и целостного анализа одного произведения устно), в конце второго - экзамен (в виде ответа по билету, включающему теоретический вопрос и целостный анализ одного произведения).

Программа может быть использована самими учащимися в качестве опорного конспекта, тем самым экономится время на уроке, появляется возможность больше внимания уделить практическим работам.


Тематический план

Объем 72 часа


Наименование предметов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения


Самостоятельная работа студента

Всего

В том числе

Практические занятия

Контрольные работы

VII семестр

132

32







31

1. Музыкальная форма. Понятие о музыкальной драматургии. Жанр. Стиль.




2










2. Принципы развития в музыкальной ткани. Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения.




2










3. Мелодия.




2










4. Метр и ритм.




2








5. Фактура и фигурация.




2










6. Музыкальная тема. Мотив, фраза. Масштабно-тематические (синтаксические) структуры. Мигрирующие интонационные формулы.




2










7. Период. Разновидности простого периода. Сложный период. Неквадратные периоды (8)




4




1




8. Простые формы (8)
















8.1. Простая 2-х частная форма.




2










8.2. Простая 3-х частная форма.




2


1





9. Сложные формы (3)
















9.1. Сложная 3-х частная форма.




2




1




9.2. Сложная 2-х частная форма.




1










10.Промежуточные формы. Концентрическая форма (1)
















10.1. Промежуточные формы.




0.5










10.2. Концентрическая форма.




0.5








11. Рондо и его исторические разновидности (6)
















11.1. Старинное рондо.




2










11.2. Рондо венских классиков




2










11.3. Послеклассическое (свободное рондо).




2










Контрольный урок




2
















32











VIII семестр





40










12. Вариационная форма (4)
















12.1. Вариации на выдержанный бас (вasso ostinato).




1










12.2. Строгие орнаментальные вариации.




1










12.3. Свободные вариации.




1










12.4.Вариации на выдержанную мелодию (soprano ostinato).




0,5











12.5. Неоднотемные вариации.





0,5










13. Сонатная форма (12)













15

13.1. Вступление. Экспозиция.




6

2







13.2. Разработка.




4










13.3. Реприза. Кода.




2




2




14. Разновидности сонатной формы. Сонатная форма без разработки, с эпизодом в разработке, с эпизодом вместо разработки (4).




4

2






15. Рондо-соната.





4










16. Циклические формы (2).
















16.1. Сюита.




1










16.2. Сонатно-симфонический цикл.




0,5










16.3.Вокально-симфонический цикл.




0,5










17.Формы эпохи Барокко. Старинная двухчастная форма, старинная сонатная форма.



4










18. Вокальные формы.




4







3

19. Опера.




2










20.Контрастно-составные формы. Свободные и смешанные формы.




4







3

ВСЕГО:




40







21



Содержание предмета.



следующая страница >>