girniy.ru   1 2 3 ... 5 6
Тема №2: Орфоэпические нормы (2 часа).


Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие:

Понятие орфоэпической нормы. Особенности русского ударения. Акцентологические нормы в знаменательных частях речи. Нормы русского литературного произношения. Произношение гласных и согласных звуков и их сочетаний. Орфоэпические словари.

Задание 1. Выполните упражнения №№ 1-21 из методического пособия «Русский язык и культура речи: Учеб. задания для студентов нефилологических факультетов / Сост. И.А. Вотякова, М.А. Ковальчукова, Е.В. Метлякова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2011.

Задание 2. Приготовьте сообщение по теме:

1. Особенности русского ударения (Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры и культуры речи. Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 1999, Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2003).

2. Ударение в формах глагола прошедшего времени и в страдательных причастиях (Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М, 1993).

3. Фонетические нормы разговорной речи (Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996, с. 49-52).

4. Старомосковское и Санкт-Петербургское произношение (Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. С-Пб, 2000).

5. Благозвучие русской речи (Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2003, Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М, 1987, Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М, 1999).

6. Звукопись и звукоподражание (Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2003, Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М, 1987, Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М, 1999).


Рекомендуемая литература:

  1. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи. М. – 2003.


  2. Голуб И. Б. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения. – 1993.

  3. Плещенко Т.П. Основы стилистики и культуры речи: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. П.П. Шубы. М.: ТетраСистемс, 1999. – 239 с.


Тема №3: Реализация морфологических и синтаксических норм в контексте речевой культуры (6 часов).

Занятие № 1 (2 часа). Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: Понятие грамматической нормы. Употребление рода имен существительных, в том числе несклоняемых и аббревиатур. Вариантность норм в падежных формах существительных. Ошибки в образовании и употреблении кратких и полных форм имен прилагательных, а также форм степеней сравнения.

Задание 1. Выполните упражнения №№ 50-68, 79-81 из методического пособия «Русский язык и культура речи: Учеб. задания для студентов нефилологических факультетов / Сост. И.А. Вотякова, М.А. Ковальчукова, Е.В. Метлякова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2011.


Занятие № 2 (2 часа). Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: Употребление количественных и собирательных числительных. Образование личных форм глагола. Глаголы избыточные и недостаточные. Употребление причастия и деепричастия в контексте речевой культуры.

Задание 1. Выполните упражнения №№ 69-78, 82-93 из методического пособия «Русский язык и культура речи: Учеб. задания для студентов нефилологических факультетов / Сост. И.А. Вотякова, М.А. Ковальчукова, Е.В. Метлякова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2011.

Задание 2 (обобщающее). Придумайте свои задания (по группам) по морфологическим нормам (10 минут), после чего эти задания решаются всей аудиторией (вопросы задаются устно).

Занятие № 3 (2 часа). Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: Понятие синтаксической нормы. Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого в простом предложении. Согласование определений и приложений. Трудные случаи управления. Употребление деепричастного оборота.


Задание 1. Выполните упражнения №№ 94-114 из методического пособия «Русский язык и культура речи: Учеб. задания для студентов нефилологических факультетов / Сост. И.А. Вотякова, М.А. Ковальчукова, Е.В. Метлякова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2011.

Задание 2. Прослушайте сообщения по темам:


  1. Типы связи в тексте

  2. Функционально-смысловые типы речи.


Рекомендуемая литература:

1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. М., 2001.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М, 1988.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2003.

4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М, 1978.

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. Учебное пособие. М., 1999.

6. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры и культуры речи. Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 1999.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М, 1999.

9. Штрекер Н.Ю. Русский язык. Культура речи. М., 2003.


Контрольная работа 1. Выполнение задания по пройденным темам.


Тема № 4:
Точность, ясность, логичность как важнейшие требования культуры речи (4 часа).

Занятие № 1 (2 часа). Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: Точность, ясность, логичность речи. Лексическая сочетаемость. Полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия.

Задание 1. Выполните упражнения №№ 22-26, 31-37, 42 из методического пособия «Русский язык и культура речи: Учеб. задания для студентов нефилологических факультетов / Сост. И.А. Вотякова, М.А. Ковальчукова, Е.В. Метлякова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2011.


Задание 2. Назовите типы синонимов, омонимов, антонимов. Дайте определение паронимам.


Занятие № 2 (2 часа). Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: Тавтология и плеоназм. Общенародная лексика и лексика ограниченного употребления в контексте речевой культуры. Неологизмы и устаревшие слова. Речевая культура в использовании заимствованных слов. Фразеологические речевые нормы.

Задание 1. Дайте определение неологизмов и устаревших слов. Вспомните особенности заимствованных слов.

Задание 2. Выполните упражнения №№ 27-30, 38-41, 43-48, 116-117 из методического пособия «Русский язык и культура речи: Учеб. задания для студентов нефилологических факультетов / Сост. И.А. Вотякова, М.А. Ковальчукова, Е.В. Метлякова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2011.

Задание 3. Назовите особенности фразеологических оборотов.

Задание 4 (обобщающее по разделу). Выполните упражнение №№ 49 из методического пособия «Русский язык и культура речи: Учеб. задания для студентов нефилологических факультетов / Сост. И.А. Вотякова, М.А. Ковальчукова, Е.В. Метлякова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2011.


Рекомендуемая литература:

1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. М., 2001.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М, 1988.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2003.

4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М, 1978.

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. Учебное пособие. М., 1999.

6. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры и культуры речи. Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 1999.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.


8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М, 1999.

9. Штрекер Н.Ю. Русский язык. Культура речи. М., 2003.


Тема №5: Система функциональных стилей русского языка (6 часов).

Занятие № 1 (2 часа). Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: Общие понятия о стилистике русского языка. Функциональные стили русского языка.

Задание1. Выполните упражнения №№ 118-122, 126 из методического пособия «Русский язык и культура речи: Учеб. задания для студентов нефилологических факультетов / Сост. И.А. Вотякова, М.А. Ковальчукова, Е.В. Метлякова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2011.

Задание 2. Напишите краткую характеристику каждого стиля по следующему плану: функция, сфера общения, жанры, основные стилевые черты, основные языковые особенности.


Занятие № 2 (2 часа). Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: Официально-деловой стиль и сфера его применения, жанровое разнообразие. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

Задание1. Выполните упражнения №№ 123-125 из методического пособия «Русский язык и культура речи: Учеб. задания для студентов нефилологических факультетов / Сост. И.А. Вотякова, М.А. Ковальчукова, Е.В. Метлякова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2011.

Задание 2. Напишите заявление, резюме, жалобу по предложенным моделям.

Задание 3. Установите значение заимствованных слов, используемых в официально-деловом стиле: акция, альянс, апартеид, декларация, импичмент, инвестиции, квота, кодекс, консенсус, прерогатива, прецедент, стагнация, форум.

Задание 4. Выделите лексические, морфологические и синтаксические особенности текста.

Непринятие управляющим домом в установленный срок мер по устранению аварий в домовом оборудовании или повреждении зданий, влекущих порчу жилого помещения и мест общего пользования, дает право съемщику одному или совместно с проживающими в квартире съемщиками произвести необходимое исправление со взысканием с домоуправления всех понесенных ими расходов по сметной стоимости.



Занятие № 3 (2 часа). Перечень вопросов, заданий, выносимых на семинарское занятие: Научный стиль. Особенности научного стиля. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Задание 1. Приведите примеры формул в научном стиле, составьте с ними предложения.

Задание 2. Выделите лексические, морфологические и синтаксические особенности текста.

Культура речи – 1) владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации; 2) область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. Культура речи содержит в себе, таким образом, три составляющих компонента: нормативный, этический и коммуникативный.

Задание 3. Выпишите из словарей и учебников не менее двадцати слов и выражений, являющихся научными терминами, связанных с вашей областей знаний. Каково происхождение этих терминов?

Задание 4. Прослушайте сообщения по темам:


  1. Научно-популярный подстиль научного стиля.

  2. Научно-учебный подстиль научного стиля.

  3. Собственно научный подстиль научного стиля.

Задание 5. Справедливы ли приведенные ниже высказывания писателя К. Ф. Яковлева о языке «Детской энциклопедии»? Каким должен быть язык научно-популярных текстов для детей? Напишите небольшую статью «Что такое стилистическая окрашенность», рассчитанную на учащихся VIII–IX классов.

...Величайшие ученые уже давно доказали, что и в науке (если это действительно наука, а не вычурное голое наукообразие) можно и нужно обходиться без лишних тяжелых терминов и иностранных слов.


И все-таки вновь и вновь, обращаясь к иным ученым книгам, встречаемся с тем самым языком «попов науки», который губил еще старую немецкую науку.

Да что ученые книги – «Записки»! Их не прочтет подчас и сотня людей. А гляньте-ка в «массовое» издание, рассчитанное, по крайней мере, на полмиллиона читателей. И каких читателей – детей...

Я говорю о новейшей «Детской энциклопедии» (тираж ее – 520 000 экз.).

Меня привел к ней особый интерес: захотелось поглубже проникнуть в грибные тайны.

И что же?

Взяв 4-й том – «Растения и животные», ни в какие тайны я не проник. Прочитал совсем немного и... со вздохом отложил это дорогое издание, за которым охотились тысячи подписчиков.

Я прочитал:

«Ряд грибов селится на окончаниях мелких корней определенных лесных деревьев, а иногда и трав. Так, белый гриб растет под сосной или дубом, а подберезовик – под березой. От мицелия корни этих растений получают воду и минеральные вещества, которые образуются в результате разложения органических соединений».

Нет, меня смутило вначале не то, что детям понятнее было бы слово «грибница», чем «мицелий» («грибница» хоть и реже, но упоминается все-таки). И не то даже, что русские слова – «ряд грибов селится», «определенных деревьев» и т. д. – звучат по-канцелярски (на других страницах канцелярщины куда больше) – Смутила сперва неточность: белые растут под сосной или под дубом.

А как же – под елками, как же – под березами, где и всего-то чаще собирают белые?

Но когда я снова открыл отложенный было том – в ужас пришел от его языка.

В статье о грибах там – гифы и гифы, мицелий и мицелий! И паразиты, и сапрофиты, и склероции...

Заглянул на страницы, где речь о сосне, – оказалось, что! у мужской шишки сосновой «два спорангия», «внутри спорангия! путем редукционного деления...»; что есть «две быстро разрушающиеся клетки и две сохраняющиеся клетки – более крупная! вегетативная и более мелкая антеридиальная»; что «на заростке! образуются два небольших архегония»; что «заростки окружены содержимым семяпочек (нуцеллусом)»; что «антеридиальная! клетка делится на две. Одна из образовавшихся клеток в дальнейшем разрушается, а другая (генеративная клетка)... образует! мужские гаметы».


...Посмотрел «Содержание» – там в заголовках даже: «мутации», «миграции», «популяции», «функции», «компоненты», «аллелопатия»... А уж в изложении – и «дифференцированные орга­низмы», и «органоиды», и «аналоги», и «фракции»...

Представьте себе, как наскочат дети на такие места своей,) детской книги:

«В эндоплазме была обнаружена густая сеть канальцев, которую назвали эндоплазматической сетью или эндоплазматическим ретикулом («сеть» – по-латински «ретикулум»)».

Или: «должен синтезироваться специфический фермент»; «эти молекулы РНК, возможно (?) особым образом «упакованные» (такие «пакеты» информации называют информосомами или информоферами)...»

Или: «Рибосомы, состоящие из двух частей – субъединиц...», «Такая структура имеет свое название – полирибосома или полисома», «тяжи цитоплазмы – плазмодесмы»...

Что поймут дети после таких «объяснений»?

Думается, поймут одно: наука – это не столько пяди во лбу, сколько латынь. Если, например, по-русски просто – сеть, ты должен узнать, как это по-латыни: «ретикулум»!

Используя герценовские слова, можно сказать: «Детская энциклопедия» говорит в общем-то дельные вещи и очень простые на своем мудреном наречии. (Созвучны им и слова М. Горького: можно бы изъясняться «менее премудро».)

И все же думается: после таких энциклопедий вряд ли дети захотят стать новыми «профессорами элоквенции российския и латинския»... А если все же решат стать настоящими учеными, не по-доброму вспомнят этот печальный опыт приобщения их к наукообразию, когда иностранное слово не переводится, а «перекладывается целиком in сгиdо». (Яковлев К. Ф. Как мы портим русский язык. – М., 1976.– С. 84–86.)

Задание 6. Ниже перечислен ряд жанрово-ситуативных стилей, обслуживающих нужды науки.

Выделите среди них стили:

а) где своеобразие авторской манеры изложения материала (индивидуально-авторский стиль) может проявляться широко;


б) где возможности его проявления ограничены условиями жанра;

в) где вообще невозможно проявление индивидуально-авторских стилей.

Добавьте к каждой группе несколько жанрово-ситуативных стилей, которые здесь не упоминаются.

Жанрово-ситуативные стили:


  1. диссертаций по общественным наукам;

  2. курсовых и дипломных работ по литературоведению;

  3. аннотаций;

  4. научных справочников;

  5. вузовских лекций (в их устной форме);

  6. школьных учебников;

  7. научно-популярных статей и брошюр;

  8. полемических статей;

  9. научно-методических докладов на учительских конференциях;

  1. научных статей по проблемам лингвистики;

  2. научных докладов, рассчитанных на специалистов;

  3. монографий по естественным наукам;

  4. научных тезисов;

  1. авторефератов, диссертаций;

  2. лекций-бесед школьного учителя на уроке.


Рекомендуемая литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. Пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. -537 с.

2. Русский язык и культура речи: учеб. Для вузов рек. МО РФ / В.И. Максимов, Н.В. Казаринова, Н.Р. Барабанова и до.; под ред. В.И. Максимова. – 2-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2005. – 408 с.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2003.

4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 1999.

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983

6. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Практические занятия. Минск, 1999.


Контрольная работа 2. Выполнение задания по пройденным темам.



<< предыдущая страница   следующая страница >>