https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе.

Название курса: «Секреты хорошей речи».

Пояснительная записка.

Главная цель общения людей – понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы это общение было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия », - говорил Л.Н. Толстой.

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке и должна помогать людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.

В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учащимися орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Анализ выполнения учащимися заданий ГИА И ЕГЭ показывает, что процент невыполнения заданий, связанных со знанием языковых норм, очень высок. Элективный курс «Секреты хорошей речи» поможет восполнить пробелы в знаниях учащихся по культуре речи.


Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, она является частью общей культуры личности, базовый компонент культуры, который обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства е содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, культуру ее жизненного самоопределения. В условиях профильной школы это особенно актуально.


Социальная задача данного курса – воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм.

В данной программе центральную часть представляет раздел о грамматических нормах, а также нормах произношения современного русского языка. Помимо сведений о нормах языка программа содержит краткое разъяснение общественного значения хорошей речи, общие сведения о сущности и строении языка, развернутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено «Концепцией модернизации образования».



Цель: овладение коммуникативной культурой.


Модель языковой личности в аспекте коммуникативной культуры.

Языковая личность

как субъект, обладающий способностями и свойствами, обеспечивающими ему создание и восприятие текстов с такими параметрами, как

Коммуникативная культура личности в виде совокупности свойств, проявляющихся в таких ее составляющих, как

Целенаправленность, адресная установка

Культура чувств, взаимоотношений


Логико-композиционное строение

Культура мышления

Структурно-языковой состав функционирующих элементов

Культура речи


Основные задачи курса:

- систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка;

- дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования»;

- обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

- обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;

- способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

Программа рассчитана на 34 часа, может быть использована на предпрофильном уровне.

Виды деятельности учащихся: анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, памяток, участие в работе школьного пресс-центра, НОУ.

Итоги работы подводятся на итоговом семинаре (конференции).


Учебно-тематический план.




п/п


Тема

Кол-во

часов


Содержание

1

Введение. Значение культуры речи в жизни человека.

1

Освоение норм языка, выработка правильности речи как условие приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью сохранения, поддержания и пропаганды нормативной речи.

2

Информационная насыщенность речи.

1

Главное назначение речи. Многообразие форм подачи материала. Многословие и пустословие. Плеоназм и его разновидность – тавтология. Лексические повторы. Речь пространная и лаконичная.

3

Логичность речи.

1

Важнейшее условие речи. Законы логики. Типы логических ошибок.

4

Точность, ясность и простота речи.

1

Причины неясности высказывания. Редактирование текста.




Богатство речи.

7




5

Многообразие значений слов.


1

Значения основное и производное. Многообразность лексики.

6

Слова одинаковые, но разные.

1

Многозначность и омонимия. Омоформы. Омофоны. Омографы. Игра слов. Каламбур.

7

Синонимическое богатство языка. Контрастные слова. Созвучные слова.

1

Синонимы. Градация. Антонимы. Оксюморон. Антифразис. Паронимы.

8

Разнообразие способов словообразования.

1

Богатство суффиксов. Разговорные и просторечные словообразовательные модели.

9

Стилистические различия формообразования имен и глаголов.

1

Многообразие и гибкость системы русского склонения, спряжения. Варианты окончаний существительных. Возможности варьирования глагольных форм.

10

Многообразие синтаксических конструкций.

1

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

11

Зачетная работа.

1




12

Чистота речи.

1

Засорение речи в результате употребления без надобности диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, вульгаризмов, речевых штампов, иноязычных слов, канцеляризмов, «слов-паразитов».


13

Уместность речи.

1

Ситуация высказывания. Цели и задачи общения. Принцип дихотомии при выборе стиля.




Правильность речи.

12




14

Правильный выбор слова.

1

Понятие нормы литературного языка. Требования лексической сочетаемости.

15

Как правильно употреблять части речи. Параллельные формы существительных. Разные формы прилагательных.

1

Морфологические нормы. Формы рода. Особенности в склонении некоторых существительных. Варианты падежных окончаний. Число существительных. Разные формы прилагательных.

16

Как используются имена числительные.

1

Особенности склонения и употребления числительных.

17

Секреты местоимений.

1

Особенности употребления в речи местоимений.

18

Особенности употребления глаголов.

1

Богатство глагольных форм и их употребление.

19

Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим.


1

Особенности согласования простых предложений. Синтаксические нормы.

20

Как согласуются определения и приложения.

1

Принципы согласования определений и приложений с определяемым словом.

21

Формы управления. Обособленные обороты.

1

Употребление обособленных оборотов. Конструкция с отглагольным существительным.

22

Правила употребления сложных предложений.

1

Разнообразие сложных предложений в русском языке.

23

Трудности произношения.

1

Произносительная система современного литературного языка. Стили произношения.

24

Орфоэпические нормы.

1

Правила произношения безударных гласных звуков, согласных, иностранных слов, имен и отчеств. Роль пунктуации в оформлении письменной речи.

25

Проверочная работа по теме.

1







Образность речи.

5




26

Какую речь называют образной.


1

Беседа по теме. Доклады учащихся.

27

Эпитеты. Сравнения. Метафоры.

1

Тропы. Художественные определения. Образные сравнения. Метафорические образы. Виды метафор.

28

Метонимия. Синекдоха. Олицетворение.

1

Симфора. Метонимия, Синекдоха, Антономазия. Персонификация как вид олицетворения.

29

Гипербола. Литота. Аллегория.

1

Гипербола и литота. Аллегория. Ирония. Перифраз.

30

Сочинение-миниатюра.

1

Проверка использования в тексте тропов.

31

Живость, эмоциональность, выразительность речи.

1

Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской. Экспрессивный синтаксис. Риторические фигуры. Анафора. Эпифора. Ритмомелодическое оформление.

32

Благозвучие речи.

1

Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Признаки неблагозвучия. Аллитерация и ассонанс. Ономатопея.

33

34

Итоговая конференция (семинар)

2

Подведение итогов работы


Литература для учителя и учащихся.

Лингвистические словари и справочники.


  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989

  2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986

  3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984

  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2004

  5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы. / Под редакцией Аванесова Р.И. М., 1987

  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1985

  7. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка. М., 1984

  8. Словарь иностранных слов. М., 1989


Литература.

  1. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Ростов н/Д, 1999

  2. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М.,1996

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. Пособие для учителя. М.,2005

  4. Кохтев Н.Н. Риторика. М,, 1994

  5. Культура устной и письменной речи делового человека. М., 2000

  6. Львов М.Р. М., 1996

  7. Ладыженская Т.А. Живое слово. М., 1997

  8. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995

  9. Формановская Н.И. Речевой зтикет и культура общения. М., 1989



Рассмотрено на заседании МО


«____»_______2011 г.

Руководитель МО ______________

Согласовано


«____»_____________2011 г.

Зам. директора по УВР _____________

Утверждено


«_____»_________2011 г.

Директор школы________________

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа

Приаргунского района Забайкальского края

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе.

Учитель: Якимова О.А.



2011-2012 учебный год