https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3




Содержание.


1. Учебная программа по дисциплине


2. Учебно-тематический план


3. Рабочая программа


4. Методические рекомендации преподавателю


5. Методические указания студентам


6. Требования к уровню освоения программы дисциплины


7. Карта обеспеченности студентов учебной литературой информационными ресурсами


8. Разное


Учебная программа по дисциплине «Современные проблемы науки»

Пояснительная записка


Курс 5

Семестр изучения 1

Форма обучения очная

Форма итогового контроля экзамен

Лекции 36 часов

Семинарские занятия 36 часа

Самостоятельная работа 34 часа

Цель курса. Наука представляет собой эпистемологический и социокультурный феномен. В рамках современной философии проблемы науки занимают центральное место. После научно-технической революции, произошедшей в середине ХХ века, наука приобрела особенное социальное, экономическое, политическое значение, что породило ряд проблем, которые можно рассматривать и анализировать как с общефилософской, так и с этической точек зрения. Цель теоретического раздела курса – познакомить слушателей с основными современными проблемами науки, провести этический анализ этих проблем, ознакомится к различными философскими подходами к осмыслению науки, определить место науки в обществе и в системе культуры. Задачи курса – проследить становление и развитие науки как эпистемологического и социокультурного феномена. Проанализировать основные направления и подходы в философии науки (позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Рассмотреть науку как социальный институт. Проанализировать философское отношение к технике и научно-техническому прогрессу. Рассмотреть феномен научно-технической революции. Проанализировать последствия научно технической революции с этической и социокультурной точек зрения. Выделить основные современные проблемы науки и дать им философскую и социокультурную характеристику.



Учебная программа.


Тема 1. Феномен науки. Философский подход к науке.


Этимология понятия науки. Наука как социокультурный и эпистемологический феномен. Философское осмысление феномена науки: предмет и метод философии науки. Аспекты бытия науки: наука как позновательная деятельность, наука как социальный институт, наука как социокультурная ниша. Наука и вненаучные формы познания. Различия между наукой, искусством, философией, мифологическим и эзотерическим знанием.


Тема 2. Позитивизм как философское осмысление проблем науки


Позитивизм как философское направление, где центральной является проблема науки. Первый позитивизм (О. Конт). Три этапа (стадии) человеческой эволюции в позитивизме. Иерархия наук в позитивизме. Социология в позитивизме. Философия в позитивизме. Английский утилитарный позитивизм (Дж. С. Милль). Метод индукции или выведение универсального закона на основе частных наблюдений. «Система синтетической философии» Г. Спенсера – синтез всех научных знаний. Ч. Ламброзо как практический последователь позитивизма.


Тема 3. Эмпириокритицизм – критическое исследование опыта


Второй позитивизм. Понятие опыта во втором позитивизме. Критическое исследование опыта (Р. Авенариус и Э. Мах). Критика метафизики и критика материализма. Очищение опыта от дуалистических представлений (Р. Авенариус). Единство «эмпирии» и «рацио». Опыт как поток ощущений, выступающий также в качестве реальности ( Э. Мах)

Тема 4. Неопозитивизм и постпозитивизм. Философско-методологические проблемы науки.

Неопозитивизм и философско-методологические проблемы науки. «Венский кружок». Логический позитивизм. Принцип верифицируемости. Логический подход к анализу научного знания. Логический атомизм (Б.Рассел). Постпозитивизм (К. Поппер). Критический рационализм как антитеза эмпиризму неопозитивистов. Принцип фальсификации. Теория динамики научного знания (Т.Кун). Теория «утонченного фальсификационизма» (методология научно-исследовательских программ) – И. Лакатос.Критика логического эмпиризма ( П. Фейрабенд)


Тема 5. Наука как социальный институт

Социология науки. Связь знания с социально-культурным контекстом. Два направления современной социологии науки: этнометодологическая социология и когнитивная социология науки. Социология научного познания как новая программа внутри социологии науки: науку и знание как процесс создания (интерпретации, конструирования) эпистемического статуса «научное». Социальные функции науки. Механизмы функционирования научного сообщества.

Тема 6. Концепции биосферы и ноосферы. Концепция синергетики.

Понятие биосферы (Э. Зюсс). Учение о биосфере (В.И. Вернадский). Семь частей вещества биосферы. Понятие ноосферы (Э. Леруа и П. Теяр де Шарден). Концепция ноосферы (В.И. Вернадский). Условия необходимые для существования и развития ноосферы. Антропный принцип. Метод и задачи синергетики. Теории самоорганизации (И. Пригожина и Д. Николис). Объект изучения синергетики. Основные понятия (точка бифуркации, динамический хаос, фракталы и флуктуации)

Тема 7. Философское понимание техники и научно-технической революции.


Понятие техники. Античное представление о технике. Влияние техники на человека. Негативный характер влияние техники на человека ( Хайдеггер. Ясперс). Понятие научно-технической революции (НТР). Положительное и отрицательное влияние НТР на человека и общество в целом.


Тема 8. Этическое осмысление последствий научно-технической революции.

Предмет этики науки. Этика науки как прикладное и междисциплинарное знание. Экономические, социальные, экологические и политические последствия НТР во второй половине ХХ века. Феномен «общества потребления». Статус науки в современном обществе. Влияние экономических и политических факторов на развитие современной науки. Этические дилеммы науки. Этический кодекс науки. Индивидуальный этический кодекс ученого – дилемма моральной ответственности.

Тема 9. Современные проблемы науки в контексте прикладной этики (на примере биомедицины)


Биомедицинская этика как наиболее развитая область прикладной этики. Современные научно-этические проблемы биомедицины. Этические аспекты таких проблем науки как: аборт, клонирование, суррогатное материнство, трансплантация органов, эвтаназия. Обоснование ситуативного подхода к разрешению этических проблем биомедицины. Кодексы биомедицинской этики.


Учебно-тематический план.




п\п

Наименование тем и разделов

Аудиторные занятия

(часы)

СРС

Всего часов







лекции

семинары







1

Феномен науки. Философский подход к науке.

4

4

4

12

2

Позитивизм как философское осмысление проблем науки

4

4

4

12

3

Эмпириокритицизм – критическое исследование опыта

4

4

4

12

4

Неопозитивизм и постпозитивизм. Философско-методологические проблемы науки.


4

4

4

12

5

Наука как социальный институт

4

4

4

12

6

Концепции биосферы и ноосферы. Концепция синергетики.


4

4

4

12

7

Философское понимание техники и научно-технической революции.

4

4

4

12

8

Этическое осмысление последствий научно-технической революции.

4

4

4

12

9

Современные проблемы науки в контексте прикладной этики (на примере биомедицины)

4

4

4

12




Итого:

36

36

36

108


Календарный план самостоятельной работы студентов



№ п/п

Изучаемая тема

Учебная неделя

Кол-во часов

1

Феномен науки. Философский подход к науке.

1

4

2

Позитивизм как философское осмысление проблем науки

2

4

3

Эмпириокритицизм – критическое исследование опыта

3

4

4

Неопозитивизм и постпозитивизм. Философско-методологические проблемы науки.

4

4

5

Наука как социальный институт

5

4

6

Концепции биосферы и ноосферы. Концепция синергетики.


6

4

7

Философское понимание техники и научно-технической революции.

7

4

8

Современные проблемы науки в контексте прикладной этики (на примере биомедицины

8

4


9

Современные проблемы науки в контексте прикладной этики (на примере биомедицины)

9

4



Методические указания преподавателю

Преподаватель, ведущий курс «Современные проблемы науки» должен обратить внимание на значение и взаимосвязь понятий наука – философия науки – этика науки, а также на взаимоотношения науки с философией, социологией, культурой. Следует требовать от студентов при подготовке к семинарским занятиям конспектировать обозначенные в плане источники, делать выписки из справочной литературы, имеющие отношение к толкованию необходимых терминов и понятий.


Тема 1. Феномен науки. Философский подход к науке.


Тема семинарского занятия № 1: Проблемы науки в философском осмыслении.(4ч)

  1. Предмет философии науки (наука как эпистемологический и социокультурный феномен). Этапы философского осмысления проблемы науки. Базовые концепции о предмете философии науки. (2ч.)

  2. Место науки в культуре. Субъект и объект научного знания. Социальные функции науки. Характеристика социокультурного содержания феномена науки. Наука как форма познания.(2ч.)

Литература:

Конт О. Курс позитивной философии. Антология мировой философии. Т.3. М., 1971, с.584-586

Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. Тула. Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1996 г. С. 265- 276.


Тема 2. Позитивизм как философское осмысление проблем науки

Тема семинарского занятия № 2: Классический (первый позитивизм): суть, методология и представители.(4ч)
  1. О. Конт как основатель позитивизма. Три этапа человеческой эволюции. Научный метод как основа познания. Иерархия наук в позитивизме.(2ч)


  2. Д.С. Милль и Г. Спенсер (английский утилитаристский позитивизм). Утилитаризм как философское течение. Особенности утилитаристского позитивизма.(2ч)

Литература:

Конт О. Курс позитивной философии. Антология мировой философии. Т.3. М., 1971, с.584-586

Милль Дж. О свободе / Пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. - 1993. № 11. С. 10-15; № 12. С. 21-26


Тема 3. Эмпириокритицизм – критическое исследование опыта

Тема семинарского занятия № 3: Второй позитивизм – основные концепции.(4ч)

  1. Р. Авенариус. Опыт как любое субъективное переживание. Опыт как основа научного знания. (2ч)

  2. Э. Мах. Восприятие явлений как наблюдение. Рефлексия как теория. Единство разумного и опытного. (2ч)

Литература:

Авенариус Р. Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил: Prolegomena к критике чистого опыта. М.: Комкнига, 2007

Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С.234-333

Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.


Тема 4. Неопозитивизм и постпозитивизм. Философско-методологические проблемы науки.

Тема семинарского занятия № 4: Третий позитивизм. Формирование логического позитивизма. Постпозитивизм.(4ч)

  1. «Венский кружок». Основные интенции логического позитивизма. Принцип верифицируемости.(2ч)

  2. Представители постпозитивизма и его концепции. К. Поппер и Т. Кун. И. Локатос и П. Фейрабенд.(2ч)

Литература:

Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями 1969г. - М.: Прогресс, 1977

Лакатос И. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. - М., изд-во "Прогресс", 1978. С. 203-235.


Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: "Медиум", 1995.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000393/index.shtml

Т.Кун.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000250/index.shtml

К. Поппер

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000650/index.shtml

К.Поппер

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000870/index.shtml

Г.Спенсер

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. с.125-467



следующая страница >>