Содержание.
1. Учебная программа по дисциплине
2. Учебно-тематический план
3. Рабочая программа
4. Методические рекомендации преподавателю
5. Методические указания студентам
6. Требования к уровню освоения программы дисциплины
7. Карта обеспеченности студентов учебной литературой информационными ресурсами
8. Разное
Учебная программа по дисциплине «Современные проблемы науки»
Пояснительная записка
Курс 5
Семестр изучения 1
Форма обучения очная
Форма итогового контроля экзамен
Лекции 36 часов
Семинарские занятия 36 часа
Самостоятельная работа 34 часа
Цель курса. Наука представляет собой эпистемологический и социокультурный феномен. В рамках современной философии проблемы науки занимают центральное место. После
научно-технической революции, произошедшей в середине ХХ века, наука приобрела особенное социальное, экономическое,
политическое значение, что породило ряд проблем, которые можно рассматривать и анализировать как с общефилософской, так и с этической точек зрения. Цель теоретического раздела курса – познакомить слушателей с основными
современными проблемами науки, провести этический анализ этих проблем, ознакомится к различными философскими подходами к осмыслению науки, определить место науки в обществе и в системе культуры.
Задачи курса – проследить становление и развитие науки как эпистемологического и социокультурного феномена. Проанализировать основные направления и подходы в философии науки (позитивизм,
эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Рассмотреть науку как социальный институт. Проанализировать философское отношение к технике и научно-техническому прогрессу. Рассмотреть феномен научно-технической революции. Проанализировать последствия научно технической революции с этической и социокультурной точек зрения. Выделить основные современные проблемы науки и дать им философскую и социокультурную характеристику.
Учебная программа.
Тема 1. Феномен науки. Философский подход к науке.
Этимология понятия науки. Наука как социокультурный и эпистемологический феномен. Философское осмысление феномена науки: предмет и метод философии науки. Аспекты бытия науки: наука как позновательная деятельность, наука как социальный институт, наука как социокультурная ниша. Наука и вненаучные формы познания. Различия между наукой, искусством, философией, мифологическим и эзотерическим знанием.
Тема 2. Позитивизм как философское осмысление проблем науки
Позитивизм как философское направление, где центральной является проблема науки. Первый позитивизм (О. Конт). Три этапа (стадии) человеческой эволюции в позитивизме. Иерархия наук в позитивизме. Социология в позитивизме. Философия в позитивизме. Английский утилитарный позитивизм (Дж. С. Милль). Метод индукции или выведение универсального закона на основе частных наблюдений. «Система синтетической философии» Г. Спенсера – синтез всех научных знаний. Ч. Ламброзо как практический последователь позитивизма.
Тема 3. Эмпириокритицизм – критическое исследование опыта
Второй позитивизм. Понятие опыта во втором позитивизме. Критическое исследование опыта (Р. Авенариус и Э. Мах). Критика метафизики и критика материализма. Очищение опыта от дуалистических представлений (Р. Авенариус). Единство «эмпирии» и «рацио». Опыт как поток ощущений, выступающий также в качестве реальности ( Э. Мах)
Тема 4. Неопозитивизм и постпозитивизм. Философско-методологические проблемы науки.
Неопозитивизм и философско-методологические проблемы науки. «Венский кружок». Логический позитивизм. Принцип верифицируемости. Логический подход к анализу научного знания. Логический атомизм (Б.Рассел). Постпозитивизм (К. Поппер). Критический рационализм как антитеза эмпиризму неопозитивистов. Принцип фальсификации. Теория динамики научного знания (Т.Кун). Теория «утонченного фальсификационизма» (методология научно-исследовательских программ) – И. Лакатос.Критика логического эмпиризма ( П. Фейрабенд)
Тема 5. Наука как социальный институт
Социология науки. Связь знания с социально-культурным контекстом. Два направления современной социологии науки: этнометодологическая социология и когнитивная социология науки. Социология научного познания как новая программа внутри социологии науки: науку и знание как процесс создания (интерпретации, конструирования) эпистемического статуса «научное». Социальные функции науки. Механизмы функционирования научного сообщества.
Тема 6. Концепции биосферы и ноосферы. Концепция синергетики.
Понятие биосферы (Э. Зюсс). Учение о биосфере (В.И. Вернадский). Семь частей вещества биосферы. Понятие ноосферы (Э. Леруа и П. Теяр де Шарден). Концепция ноосферы (В.И. Вернадский). Условия необходимые для существования и развития ноосферы. Антропный принцип. Метод и задачи синергетики. Теории самоорганизации (И. Пригожина и Д. Николис). Объект изучения синергетики. Основные понятия (точка бифуркации, динамический хаос, фракталы и флуктуации)
Тема 7. Философское понимание техники и научно-технической революции.
Понятие техники. Античное представление о технике. Влияние техники на человека. Негативный характер влияние техники на человека ( Хайдеггер. Ясперс). Понятие научно-технической революции (НТР). Положительное и отрицательное влияние НТР на человека и общество в целом.
Тема 8. Этическое осмысление последствий научно-технической революции.
Предмет этики науки. Этика науки как прикладное и междисциплинарное знание. Экономические, социальные, экологические и политические последствия НТР во второй половине ХХ века. Феномен «общества потребления». Статус науки в современном обществе. Влияние экономических и политических факторов на развитие современной науки. Этические дилеммы науки. Этический кодекс науки. Индивидуальный этический кодекс ученого – дилемма моральной ответственности.
Тема 9. Современные проблемы науки в контексте прикладной этики (на примере биомедицины)
Биомедицинская этика как наиболее развитая область прикладной этики. Современные научно-этические проблемы биомедицины. Этические аспекты таких проблем науки как: аборт, клонирование, суррогатное материнство, трансплантация органов, эвтаназия. Обоснование ситуативного подхода к разрешению этических проблем биомедицины. Кодексы биомедицинской этики.
Учебно-тематический план.
№
п\п
|
Наименование тем и разделов
|
Аудиторные занятия
(часы)
|
СРС
|
Всего часов
|
|
|
лекции
|
семинары
|
|
|
1
|
Феномен науки. Философский подход к науке.
|
4
|
4
|
4
|
12
|
2
|
Позитивизм как философское осмысление проблем науки
|
4
|
4
|
4
|
12
|
3
|
Эмпириокритицизм – критическое исследование опыта
|
4
|
4
|
4
|
12
|
4
|
Неопозитивизм и постпозитивизм. Философско-методологические проблемы науки.
|
4
|
4
|
4
|
12
|
5
|
Наука как социальный институт
|
4
|
4
|
4
|
12
|
6
|
Концепции биосферы и ноосферы. Концепция синергетики.
|
4
|
4
|
4
|
12
|
7
|
Философское понимание техники и научно-технической революции.
|
4
|
4
|
4
|
12
|
8
|
Этическое осмысление последствий научно-технической революции.
|
4
|
4
|
4
|
12
|
9
|
Современные проблемы науки в контексте прикладной этики (на примере биомедицины)
|
4
|
4
|
4
|
12
|
|
Итого:
|
36
|
36
|
36
|
108
|
Календарный план самостоятельной работы студентов
№ п/п
|
Изучаемая тема
|
Учебная неделя
|
Кол-во часов
|
1
|
Феномен науки. Философский подход к науке.
|
1
|
4
|
2
|
Позитивизм как философское осмысление проблем науки
|
2
|
4
|
3
|
Эмпириокритицизм – критическое исследование опыта
|
3
|
4
|
4
|
Неопозитивизм и постпозитивизм. Философско-методологические проблемы науки.
|
4
|
4
|
5
|
Наука как социальный институт
|
5
|
4
|
6
|
Концепции биосферы и ноосферы. Концепция синергетики.
|
6
|
4
|
7
|
Философское понимание техники и научно-технической революции.
|
7
|
4
|
8
|
Современные проблемы науки в контексте прикладной этики (на примере биомедицины
|
8
|
4
|
9
|
Современные проблемы науки в контексте прикладной этики (на примере биомедицины)
|
9
|
4
|
Методические указания преподавателю
Преподаватель, ведущий курс «Современные проблемы науки» должен обратить внимание на значение и взаимосвязь понятий наука – философия науки –
этика науки, а также на взаимоотношения науки с
философией, социологией, культурой. Следует требовать от студентов при подготовке к семинарским занятиям конспектировать
обозначенные в плане источники, делать выписки из справочной литературы, имеющие отношение к толкованию необходимых терминов и понятий.
Тема 1. Феномен науки. Философский подход к науке.
Тема семинарского занятия № 1: Проблемы науки в философском осмыслении.(4ч)
Предмет философии науки (наука как эпистемологический и социокультурный феномен). Этапы философского осмысления проблемы науки. Базовые концепции о предмете философии науки. (2ч.)
Место науки в культуре. Субъект и объект научного знания. Социальные функции науки. Характеристика социокультурного содержания феномена науки. Наука как форма познания.(2ч.)
Литература:
Конт О. Курс позитивной философии. Антология мировой философии. Т.3. М., 1971, с.584-586
Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. Тула. Изд-во Тульского Государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1996 г. С. 265- 276.
Тема 2. Позитивизм как философское осмысление проблем науки
Тема семинарского занятия № 2: Классический (первый позитивизм): суть, методология и представители.(4ч)
-
О. Конт как основатель позитивизма. Три этапа человеческой эволюции. Научный метод как основа познания. Иерархия наук в позитивизме.(2ч)
Д.С. Милль и Г. Спенсер (английский утилитаристский позитивизм). Утилитаризм как философское течение. Особенности утилитаристского позитивизма.(2ч)
Литература:
Конт О. Курс позитивной философии. Антология мировой философии. Т.3. М., 1971, с.584-586
Милль Дж. О свободе / Пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. - 1993. № 11. С. 10-15; № 12. С. 21-26
Тема 3. Эмпириокритицизм – критическое исследование опыта
Тема семинарского занятия № 3: Второй позитивизм – основные концепции.(4ч)
Р. Авенариус. Опыт как любое субъективное переживание. Опыт как основа научного знания. (2ч)
Э. Мах. Восприятие явлений как наблюдение. Рефлексия как теория. Единство разумного и опытного. (2ч)
Литература:
Авенариус Р. Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил: Prolegomena к критике чистого опыта. М.: Комкнига, 2007
Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С.234-333
Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования / Э. Мах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
Тема 4. Неопозитивизм и постпозитивизм. Философско-методологические проблемы науки.
Тема семинарского занятия № 4: Третий позитивизм. Формирование логического позитивизма. Постпозитивизм.(4ч)
«Венский кружок». Основные интенции логического позитивизма. Принцип верифицируемости.(2ч)
Представители постпозитивизма и его концепции. К. Поппер и Т. Кун. И. Локатос и П. Фейрабенд.(2ч)
Литература:
Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями 1969г. - М.: Прогресс, 1977
Лакатос И. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. - М., изд-во "Прогресс", 1978. С. 203-235.
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: "Медиум", 1995.
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000393/index.shtml
Т.Кун.
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000250/index.shtml
К. Поппер
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000650/index.shtml
К.Поппер
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000870/index.shtml
Г.Спенсер
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. с.125-467