girniy.ru   1 2 3 4

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин (Б.1).

Для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» отделения интегрированных коммуникаций специализации «Реклама» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  • Философия и этика.

  • Основы социологии.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями (пререквизиты):

  • Общие знания по философским, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.

  • Знание биологии, обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы.

  • Способность учиться, приобретать новые знания, умения, навыки в области, отличной от профессиональной.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Принятие политических решений

  • Социально-политические проекты ХХ в.

  • Теория организаций и политический менеджмент

  • Политическая конфликтология

  • Основы политического прогнозирования

  • И т.д.

5.Тематический план учебной дисциплины


[ Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия


1

Общая характеристика психологии как науки и её места в системе научного знания

6

1

1




4

2

Предмет, история и методы социальной психологии

12

2

2




8

3

Социальная психология личности

14

4

2




8

4

Психология межличностного взаимодействия

14

4

2




8

5

Психология малых групп

14

4

2




8

6

Социальное влияние

13

3

2




8

7

Психология межгрупповых отношений

14

4


2




8

8

Психология больших социальных групп

14

4

2




8

9

Отрасли социальной психологии

7

2

1




4







108

28

16




64 



6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(4 неделя)

Эссе

*









Организационной психологии


Письменная работа с последующей презентацией на семинарском занятии

10 страниц

Итоговый

Экзамен





*







Организационной психологии

Устный экзамен по билетам, 90 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Все письменные работы студентов проверяются в системе «Антиплагиат», сдаются в письменной форме преподавателю, а также размещаются в электронной форме в системе LMS (http://lms.hse.ru).

Домашние задания выполняются и оцениваются в соответствии с требованиями, представленными в методических рекомендациях по написанию и оформлению эссе и рефератов по психологии.

Эссе – умение выявить проблемы в избранной теме, проанализировать их, аргументированно изложить собственное мнение; продемонстрировать творческий подход к осмыслению предложенной темы.

Экзамен – знание базовых понятий, основных методов и направлений социально-психологической науки, понимание основных подходов, фактов и закономерностей поведения человека в обществе.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале:

Объем выполненного задания (%)

Оценка по 10-ти бальной шкале

Задание студентом не было написано

0


Выполнено 0-10%

1

Выполнено 11-20%

2

Выполнено 21-30%

3

Выполнено 31-40%

4

Выполнено 41-50%

5

Выполнено 51-60%

6

Выполнено 61-70%

7

Выполнено 71-80%

8

Выполнено 81-90%

9

Выполнено 91-100%

10


Оценки по итоговому контролю выставляются по 10-ти бальной шкале:

Объем выполненного задания (%)

Оценка по 10-ти бальной шкале

Неявка студента

0

Студент неверно отвечает на все вопросы (или выполняет 10% всего задания)

1-3

Студент отвечает на один из трех вопросов (или выполняет 20-30% всего задания)

4-5

Студент отвечает на два из трех вопросов (или выполняет 40-60% всего задания)

6-7


Студент отвечает на все вопросы (или выполняет 70-90% всего задания)

8-9

Студент отвечает на все вопросы и дополнительный (или выполняет 100% всего задания)

10



7.Содержание дисциплины




    Тема 1. Общая характеристика психологии как науки и её места в системе научного знания.

(Лекции – 1ч., семинары – 1ч., самостоятельная работа – 4ч.)

Объект психологической науки. Предмет психологии: историческое развитие и многообразие. Различные значения термина «психология» в зависимости от трактовки её предмета. Элементы психологических представлений о человеке в религиозных и философских воззрениях. Круг явлений, изучаемых психологией. Теория и практика в психологии.

Психология в междисциплинарном пространстве. Связь психологии с другими науками – философией, социологией, биологией, кибернетикой и др. Отрасли психологии. Примеры отраслей психологии и поднимаемых в них проблем.

Основная литература

1. . Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. М., 2001. Стр. 8 - 21

2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М., 1992. 496 с.

3. . Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник. М.: Высшее образование, 2007. Стр. 13 - 40

4.Шадриков В.Д. Введение в психологию. М., 2001. 156 с.

Дополнительная литература

1. Ждан А.Н. История психологии. М., 1999.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.: 1994.

3. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М., 2001.

4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 1.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.



Тема 2. Предмет, история и методы социальной психологии

(Лекции – 2ч., семинары –2ч., самостоятельная работа –8ч.)


Предмет, проблемная область и структура социальной психологии. Место социальной психологии в системе наук. Социальная психология и социология. Социальная психология и психология личности. История формирования социально-психологических идей на Западе. Отечественная социальная психология: история и перспективы развития. Необихевиористская ориентация в западной социальной психологии. Когнитивистская ориентация в западной социальной психологии. Психоаналитическая ориентация в западной социальной психологии. Интеракционистская ориентация в западной социальной психологии. Методология и методики социально-психологического исследования.


Основная литература:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2000. 363 с.

  2. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд — Спб.: Питер, 2007. — 794 с.

  3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории — М.: Мысль, 1971. — 352 с.

  4. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М. Изд-во Пер-Сэ, 2002. 350 с.


Дополнительная литература:


  1. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

  2. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.1980.

  3. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

  4. Морено Дж. Социометрия. М.1958.

  5. Методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975.

  6. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1977

  7. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. Изд-во «Питер», 2003.
  8. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Изд. 2-е. Л.: Лениз-дат, 1967.


  9. Психологические механизмы социальной регуляции поведения /Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1978.

  10. Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976.

  11. Психология личности и образ жизни /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.

  12. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

  13. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестома­тия. СПб: Питер, 2000.

  14. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976.

  15. Современная психология / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: Инфра-М, 1999.

  16. Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. ред. В. М. Банщиков, Б. Ф. Ломов. М., 1975.

  17. Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975.

  18. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под. Ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

  19. Социальная психология личности / Отв. Ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979

  20. Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М.: Наука, 1985.



Тема 3. Социальная психология личности

(Лекции – 4ч., семинары – 2ч., самостоятельная работа –8ч.)

Понятие о личности в социальной психологии. Социально-психологические воззрения З. Фрейда, А.Адлера, Э. Фромма, А. Бандуры, Б. Скиннера, А. Маслоу, К. Роджерса. Социализация личности. Ранняя этническая и политическая социализация. Социальная установка личности. Структура и виды социальных установок. Диспозиционная концепция В.А. Ядова. Стереотипы и предрассудки. Социально-психологические исследования ранней этнической и политической социализации. Понятие Я-концепции и ее структура.



Основная литература:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2000. 363 с.

  2. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд — Спб.: Питер, 2007. — 794 с.

  3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории — М.: Мысль, 1971. — 352 с.

  4. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М. Изд-во Пер-Сэ, 2002. 350 с.


Дополнительная литература:


  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1986.

  2. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М., 1999.

  3. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: 1996.

  4. Маслоу А. Психология бытия. М., 1987.

  5. Перспективы социальной психологии / Редакторы-составители М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М.: Эксмо, 2001.

  6. Социальная психология личности / Отв. Ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979

  7. Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М.: Наука, 1985.

  8. Социальная психология личности. Л.: Общ-во «Знание», 1974.

  9. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под. Ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

  10. Социально-психологические и нравственные аспекты изучения лично­сти / Отв. ред. Е. В, Шорохова, В. П. Левкович. М.: ИП АН СССР, 1988.

  11. Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

  12. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы /Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова Думка, 1982.

  13. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М..: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1999.

  14. Теоретические проблемы психологии личности / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М: Наука, 1974.
  15. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.


  16. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / авторы очерка о Фрейде Ф.В. Басин и М.Г. Ярошевский. М., Наука, 1989.

  17. Фромм Э. Искусство любви. Или иметь или быть. Любое издание.

  18. Шорохова Е.В. Основные итоги социально-психологических исследо­ваний в Институте психологии АН СССР // Психологический журнал. Т.З. 1982. № 2. С. 34-54.

  19. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Мето­дологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 63-71.

  20. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на –Дону, Изд-во «Феникс», 1998.

  21. Шихирев П.Н. Современная социальная психология М. 1999.

  22. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-105.



Тема 4. Психология межличностного взаимодействия

(Лекции – 4ч., семинары – 2ч., самостоятельная работа – 8ч.)


Межличностные отношения в социальной психологии. Соотношение категорий общения и деятельности. Подходы к изучению общения в социальной психологии. Общение как обмен информацией: особенности обмена информацией в общении, коммуникативные барьеры и их преодоление, структура коммуникативного акта. Средства коммуникации: речь и стили вербальной коммуникации, невербальные средства общения. Общение как взаимодействие. Социальная перцепция в процессе общения: механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия). Межличностное познание: ошибки атрибуции и эффекты межличностного восприятия. Оценка точности межличностной перцепции. Симпатия, любовь и межличностная сензитивность.


Основная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2000. 363 с.

  2. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд — Спб.: Питер, 2007. — 794 с.
  3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории — М.: Мысль, 1971. — 352 с.


  4. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М. Изд-во Пер-Сэ, 2002. 350 с.


Дополнительная литература:

    1. Бодалев А.А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.

    2. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

    3. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Изд-во ЛГУ. Т. I. 1957; Т. II. 1960.

    4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

    5. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.

    6. Морено Дж. Социометрия. М.1958.

    7. Методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975.

    8. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. Изд-во «Институт психологии РАН», М., 1998.

    9. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психо­логии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т. П. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

    10. Мясищев В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995.

    11. Пенков Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения. М., 1972.

    12. Перспективы социальной психологии / Редакторы-составители М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М.: Эксмо, 2001.

    13. Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976.

    14. Психология личности и образ жизни /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.

    15. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

    16. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестома­тия. СПб: Питер, 2000.
    17. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под. Ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.


    18. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976.

    19. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения лич­ности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-105.


Тема 5. Психология малых групп

(Лекции – 4ч., семинары – 2ч., самостоятельная работа – 8ч.)


Классификация групп в социальной психологии. Проблема нижней границы малой группы. Специфика социально-психологического анализа групп. Основные характеристики социальной группы: состав, структура, динамика. Характеристики индивида как члена социальной группы: социальная идентичность, статус, роли, ценности, нормы, правила. Малые группы как основной объект социально-психологических исследований. Динамические процессы в малой группе. Социальная фасилитация. Социальная «леность». Деиндивидуация в группе. Групповая поляризация. Групповое мышление. Влияние меньшинства. Психологические проблемы лидерства и руководства.


Основная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2000. 363 с.

  2. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд — Спб.: Питер, 2007. — 794 с.

  3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории — М.: Мысль, 1971. — 352 с.

  4. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М. Изд-во Пер-Сэ, 2002. 350 с.


Дополнительная литература:


  1. Бодалев А.А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.

  2. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

  3. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Изд-во ЛГУ. Т. I. 1957; Т. II. 1960.

  4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.
  6. Морено Дж. Социометрия. М.1958.


  7. Методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975.

  8. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. Изд-во «Институт психологии РАН», М., 1998.

  9. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психо­логии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т. П. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

  10. Мясищев В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995.

  11. Пенков Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения. М., 1972.

  12. Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976.

  13. Психология личности и образ жизни /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.

  14. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

  15. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестома­тия. СПб: Питер, 2000.

  16. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под. Ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

  17. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976.

  18. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения лич­ности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-105.



Тема 6. Социальное влияние

(Лекции – 3ч., семинары – 2ч., самостоятельная работа – 8ч.)

Влияние группы на личность. Конформизм. Классические эксперименты по изучению конформизма и подчинения Шерифа, Аша, Милгрэма. Условия проявления конформизма. Сопротивление конформизму. Методы психологического воздействия. Убеждение как метод психологического воздействия. Сопротивление убеждению. Влияние культуры на социальное поведение.



Основная литература:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2000. 363 с.

  2. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд — Спб.: Питер, 2007. — 794 с.

  3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории — М.: Мысль, 1971. — 352 с.

  4. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М. Изд-во Пер-Сэ, 2002. 350 с.


Дополнительная литература:


      1. Бодалев А.А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.

      2. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

      3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.1980.

      4. Ковалев А. Г. Психология личности. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1970.

      5. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Изд-во ЛГУ. Т. I. 1957; Т. II. 1960.

      6. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.

      7. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997

      8. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. Изд-во «Питер», 2003.

      9. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под. Ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

      10. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на –Дону, Изд-во «Феникс», 1998.

      11. Шихирев П.Н. Современная социальная психология М. 1999.


Тема 7. Психология межгрупповых отношений

(Лекции – 4ч., семинары – 2ч., самостоятельная работа – 8ч.)

Мотивационные подходы к изучению межгрупповых отношений. Ситуационные подходы к изучению межгрупповых отношений. Когнитивные подходы к изучению межгрупповых отношений. Процессы межгрупповой дифференциации и межгрупповой интеграции. Факторы детерминации межгрупповых отношений. Межгрупповые конфликты. Способы профилактики межгрупповых конфликтов.



Основная литература:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2000. 363 с.

  2. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд — Спб.: Питер, 2007. — 794 с.

  3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории — М.: Мысль, 1971. — 352 с.

  4. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М. Изд-во Пер-Сэ, 2002. 350 с.


Дополнительная литература:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.

  2. Андреева Г.М. Богомолова Н.Н. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М.: Аспект Пресс 2001.

  3. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

  4. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997

  5. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. Изд-во «Питер», 2003.

  6. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Изд. 2-е. Л.: Лениз-дат, 1967.

  7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

  8. Психологические механизмы социальной регуляции поведения /Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1978.

  9. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под. Ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

  10. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976.

  11. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на –Дону, Изд-во «Феникс», 1998.

  12. Шихирев П.Н. Современная социальная психология М. 1999.



Тема 8. Психология больших социальных групп

(Лекции – 4ч., семинары – 2ч., самостоятельная работа – 8ч.)

Понятие больших социальных групп. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп. Стихийные группы и массовые движения. Толпа и ее характеристики. Виды толп. Циркулярная реакция и коммуникация. Механизмы поведения толпы. Управление и манипуляции толпой. Массовая паника. Механизмы развития паники. Предотвращение и ликвидация паники. Феномен слухов. Классификация слухов. Искажения в процессе циркуляции слухов. Этнические общности как большие социальные группы. Толерантность в межэтнических отношениях.



Основная литература:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс, 2000. 363 с.

  2. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд — Спб.: Питер, 2007. — 794 с.

  3. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории — М.: Мысль, 1971. — 352 с.

  4. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М. Изд-во Пер-Сэ, 2002. 350 с.



Дополнительная литература:

  1. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.

  2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

  3. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997

  4. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на –Дону, Изд-во «Феникс», 1998.

  5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология М. 1999.



Тема 9. Отрасли социальной психологии

(Лекции – 2ч., семинары – 1ч., самостоятельная работа – 4ч.)


Кросс-культурная психология. Экономическая психология. Социальная психология предпринимательства. Психология рекламы. Социальная психология управления и делового общения. Тренинги социального взаимодействия и межкультурных коммуникаций.


Основная литература:

  1. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М. Изд-во Пер-Сэ, 2002. 350 с.


Дополнительная литература:

  1. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.

  2. Бодалев А.А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.

  3. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

  4. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.1980.

  5. Ковалев А. Г. Психология личности. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1970.
  6. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Изд-во ЛГУ. Т. I. 1957; Т. II. 1960.


  7. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.

  8. Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2001.

  9. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

  10. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1998.

  11. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997

  12. Морено Дж. Социометрия. М.1958.

  13. Методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975.

  14. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. Изд-во «Институт психологии РАН», М., 1998.

  15. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психо­логии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т. П. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

  16. Мясищев В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995.

  17. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. Изд-во «Питер», 2003.

  18. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Изд. 2-е. Л.: Лениз-дат, 1967.

  19. Пенков Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения. М., 1972.

  20. Перспективы социальной психологии / Редакторы-составители М. Хьюстон, В. Штребе, Д. Стефенсон. М.: Эксмо, 2001.

  21. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

  22. Психологические механизмы социальной регуляции поведения /Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1978.

  23. Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976.

  24. Психология личности и образ жизни /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.
  25. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.


  26. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестома­тия. СПб: Питер, 2000.

  27. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976.

  28. Современная психология / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: Инфра-М, 1999.

  29. Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. ред. В. М. Банщиков, Б. Ф. Ломов. М., 1975.

  30. Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975.

  31. Социальная психология личности / Отв. Ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979

  32. Социальная психология и общественная практика / Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М.: Наука, 1985.

  33. Социальная психология личности. Л.: Общ-во «Знание», 1974.

  34. Социально-психологические и нравственные аспекты изучения лично­сти / Отв. ред. Е. В, Шорохова, В. П. Левкович. М.: ИП АН СССР, 1988.

  35. Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

  36. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под. Ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

  37. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы /Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова Думка, 1982.

  38. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М..: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1999.

  39. Теоретические проблемы психологии личности / Отв. ред. Е. В. Шоро­хова. М: Наука, 1974.

  40. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

  41. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Изд-во «КСП+», 1997.

  42. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Изд-во «Питер», 1997.

  43. Шорохова Е.В. Основные итоги социально-психологических исследо­ваний в Институте психологии АН СССР // Психологический журнал. Т.З. 1982. № 2. С. 34-54.

  44. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Мето­дологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 63-71.


  45. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на –Дону, Изд-во «Феникс», 1998.

  46. Шихирев П.Н. Современная социальная психология М. 1999.

  47. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения лич­ности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-105.



8.Образовательные технологии


При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:

  • самостоятельная подготовка презентаций и докладов по выбранным темам домашних работ;

  • выступления и презентации подготовленных материалов с их последующим обсуждением в форме свободных дискуссий;

  • групповая и командная работа;

  • разбор практических задач и кейсов;

  • элементы деловых и ролевых игр;

  • просмотр видеофрагментов;

  • психологическое тестирование.
    1. Методические рекомендации преподавателю


Поскольку курс «Общая и социально-политическая психология» является базовым, но не профильным для студентов направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», важная задача преподавателя – сформировать у студентов интерес к психологической проблематике, представления о круге задач, решаемых психологической наукой, и возможностях использования психологических знаний в различных направлениях практической и профессиональной деятельности. Для этого рекомендуется:

в ходе лекционных занятий приводить иллюстративные примеры отдельных положений и тезисов, показывать их связи с практикой, использовать методы проблемного обучения, привлекать визуальные и иные средства, способствующие наиболее эффективному восприятию и усвоению материала; целесообразно обращение к будущим профессиональным задачам учащихся, демонстрация возможностей психологической науки при решении общественно-исторических, социальных и политических проблем;


в ходе семинарских занятий по предложениям студентов могут обсуждаться дополнительные темы, не входящие в базовый курс.

в ходе самостоятельной работы студентов целесообразно давать им широкий выбор заданий и тем для анализа и последующего представления, давать возможности для проявления инициативы в выборе и предложении собственных тем для самостоятельной проработки, предлагать возможности для работы в малых группах с последующим совместным обсуждением результатов.

    1. Методические указания студентам


От студентов ожидается проявление инициативы, творческого анализа и осмысления предлагаемых вопросов и материалов, на основе которых могут быть раскрыты основные темы курса. Каждый студент может внести свои предложения и пожелания в отношении содержания вопросов, обсуждаемых на семинаре, может задавать волнующие лично его вопросы, связанные с проблемами самопознания и понимания других людей, его практической и будущей профессиональной деятельностью. В ходе курса будет приветствоваться использование студентами при подготовке к обсуждению различных проблемных вопросов дополнительной литературы, которую он знает, которая кажется ему интересной и привлекательной.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента



<< предыдущая страница   следующая страница >>