girniy.ru 1
Правительство Российской Федерации



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»



Институт развития образования


Программа дисциплины

«Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем»


для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра магистерской программы «Управление образованием»


Автор программы: Поливанова К.Н., д.псих.н., E-mail: kpolivanova@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2012 г

Председатель


Утверждена УС факультета «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь ________________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по магистерской программе «Управление образованием», изучающих дисциплину «Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html;

Образовательной программой подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление».


Базовым учебным планом университета подготовки магистра по магистерской программе «Управление образованием»», утвержденным в 2011г.

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем» является:

  • изучение основных подходов психологии развития как оснований для организации массового обучения

  • изучение конкретных теорий периодизации психического развития детей как основы для деления обучающихся по возрастному принципу.

  • приобретение опыта анализа практик организации обучения как отвечающих логике психического развития.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины «Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем» студент должен:


Знать:

  • основные психологические теории в сфере образования;

  • подходы к рассмотрению с точки зрения основных психологических теорий явлений в сфере образования с учетом сложных взаимоотношений, как между субъектами образовательного процесса, так и образованием и обществом.



Уметь:

  • демонстрировать способность к рефлексии собственного профессионально-педагогического и управленческого опыта с учетом изменения образовательной среды;

  • анализировать и критически оценивать теоретические и практические работы в данной области благодаря приобретенным навыкам критического рассмотрения исследований в области образовательной политики и менеджмента;

  • осмысливать собственную практику, а также связь теории и практики в данной области.


Иметь навыки (приобрести опыт):

  • использования своих знаний основных психологических теорий для анализа современной практики обучения;

  • обоснованного суждения о педагогических инновациях с позиций современной психологии;


  • уверенного применения моделей и понятий анализа к собственной деятельности и деятельности своих организаций;

  • представления своих соображений в письменной и устной форме (с учетом адресата, используя адекватную терминологию и т.д.).


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции (знаком * выделены компетенции обязательные для усвоения в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВШЭ) по направлению подготовки 081100.68 Государственное и муниципальное управление, уровень подготовки – магистр):


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Компетенция постановки проблем.*

ОК-9

Демонстрирует умение структурировать проблемное пространство. Оценивает и выбирает альтернативы.

Групповые дискуссии и проекты, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода.

Компетенция аналитической работы.*

ОК-10

Владеет:

  • методами реферирования текстов;

  • текстологическими методами извлечения знаний.

Демонстрирует умение:


  • слушать и задавать вопросы;

  • структурировать информацию;

  • формировать экспертную оценку реальных управленческих ситуаций.




Семинарские занятия, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, практические занятия.

Компетенция критического анализа.*

ОК-15

Демонстрирует умения:

  • критически оценивать информацию;

  • переоценивать накопленный опыт;

  • конструктивно принимать решение на основе анализа информации.

Показывает способность критического анализа своих возможностей.

Групповые дискуссии и проекты, технология критического мышления, проектная деятельность, дискуссионные технологии, критический анализ программ и проектов, работ других слушателей.

Обладать умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач.


ПК-5.

Демонстрирует:

  • способность и готовность к лидерству;

  • умение организовать работу малой группы;

  • убеждать в целесообразности своих предложений;

  • осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями;

  • умение координировать совместную работу, распределять полномочия.

Групповые дискуссии и проекты деятельность, дискуссионные технологии, очная и заочная групповая работа, и практические занятия.

Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников.*

ПК-13

Демонстрирует умение оценивать:


  • надежность (авторитет) информационного источника;

  • достоверность (гарантию подлинности документной фиксации);

Демонстрирует умение формировать формы организации баз данных.

Групповые дискуссии и проекты, дискуссионные технологии, разбор деловых ситуаций на основе кейс-метода.

Уметь использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач.*

ПК-14

Владеет информационными технологиями и использует их для решения поставленных задач.

Групповые дискуссии и проекты, практические занятия.

Уметь систематизировать и обобщать информацию.


ПК-16.

Демонстрирует

  • владение методами представления полученных аналитических материалов для лиц принимающих решения;

  • умение систематизации и классификации объектов в системе управления;

  • умение готовить предложения по совершенствованию системы управления.

Групповые дискуссии и проекты, разработка собственных продуктов для публичного обсуждения, самостоятельная работа в межсессионный период, самостоятельная работа в дистанционном режиме.



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к общенаучному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» обучающихся по магистерской программе «Управление образованием». Дисциплина читается на первом году обучения и является дисциплиной по выбору.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: навыки активного восприятия и обсуждения материала, навыки поиска информации в Интернет, умение аналитически работать с литературой, в том числе – на иностранных языках, навыки письменного и устного изложения своей точки зрения.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Образовательные теории и образовательные реформы», «Практика анализа образовательной политики», «Социальное проектирование».


5. Тематический план учебной дисциплины

Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов.





п/п



Раздел

дисциплины


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение

4

2




2

2

Психология как особая форма знания

8

2




6

3

Основные базовые идеи современной психологии

10

2

2


6

4

Основания теорий развития

8

2




6

5

Основные теории периодизации психического развития

22

2

8

12

6

Анализ документов

24

2

8

14

7

Связь теорий и практики развития и обучения;

18

2

8

8

8

Особенности современной социальной ситуации как влияющей на развитие образования

18

2

6

10

9

Разработка моделей организации образования для конкретных условий

24

4

8

12

10

Подготовка итогового эссе

44

4

8


32




ИТОГО

180

24

48

108



6. Формы контроля знаний студентов.



Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских и практических занятий на основе оценки качества письменных работ слушателей по практическим заданиям к темам курса.

Итоговый контроль: зачет, выполняемый слушателями в виде письменной работы (эссе) с учетом результатов текущего контроля и активности в электронной среде поддержки обучения.

Итоговая оценка формируется исходя из количества зачтенных письменных работ слушателей по практическим заданиям, активности в электронной образовательной среде, оценки эссе. Итоговая оценка вычисляется как округленная средневзвешенная сумма.


Тип контроля

Форма контроля

Параметры

Текущий

По разделу 1

Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Текущий

По разделу 2

Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Домашнее задание

Презентация


Текущий

По разделу 3

Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Домашнее задание в ЭОС

Аналитическая письменная работа. Объем 0,2 п.л.

Текущий

По разделу 4

Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Текущий

По разделу 5

Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Домашнее задание в ЭОС

Аналитическая письменная работа. Объем 0,2 п.л.

Текущий

По разделу 6

Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Текущий

По разделу 7

Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Домашнее задание в ЭОС

Аналитическая письменная работа. Объем 0,2 п.л.


Текущий

По разделу 8

Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Текущий

По разделу 9

Задания в ходе работы на семинарских (лекционных) занятиях

Презентация результатов работы на семинарских занятиях. В течение учебного процесса. Устная.

Итоговый

Зачет


Включает оценку эссе как итоговую письменную работу. Оценка результатов 7 дней.



6.1 Критерии оценки знаний, навыков




Критерии оценки работы на семинарских (лекционных) занятиях.


Уровень владения знаниями:

    1. современных подходов к государственному управлению;

    2. основных методов государственного управления и особенностей их применения;

    3. в области содержания основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти;

    4. основных направлений повышения эффективности государственного управления

    5. основных направлений стратегического развития государства;

    6. основных инструментов экономической политики, их воздействия на экономику;

    7. современных тенденций развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации.

Умение:

    1. работать с нормативными актами, иными документами, а также текстами по теории государственного управления;

    2. структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы;
    3. осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников;


    4. критически оценивать информацию и конструктивно принимает решение на основе анализа информации;

    5. управлять собой, своими эмоциями;

    6. Критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты.

Готовность к:

    1. гибкому тактичному взаимодействию с другими студентами;

    2. рефлексивной деятельности;

    3. готовность к компромиссам для достижения результата.

Понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций.

Проявление самостоятельности в ситуации выбора и умение нести ответственность за принятое решение.


Критерии оценки письменных работ.


Глубина и полнота раскрытия сущности темы.

Объективность изложения содержания первоисточника.

Умение структурировать проблемное пространство, структурная упорядоченность.

Логичность, связность изложения.

Стиль и грамотность изложения.


Критерии оценки презентации.


Связь презентации с темой задания.

Структурная упорядоченность.

Содержание презентации.

Заключение презентации

Подача материала презентации, логичность, связность изложения.

Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)

 

7. Содержание дисциплины.



Тема 1. Введение.


Представление курса. Цели и задачи данного курса, его место в учебной программе. Формат курса, требования к итоговой работе. Информация о расписании, формальная информация. Дискуссия на тему: «Для чего управленцу детская психология?»


Основная литература

  1. Г.Крайг, Д.Бокум. Психология развитияУчебник для вузов. М.: - 2007. 647 с.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Пер. с англ. М., 1995.




Дополнительная литература

Щедровицкий Г. П. Избранные труды. — М.: Шк.Культ.Полит., 1995. — 800 с.
ISBN 5-88969-001-9 // «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Психология и школа – почему эти два понятии обсуждаются вместе?

  2. Каковы возможные позиции психолога в системе образования?



Тема 2. Психология как особая форма знания

Появление психологии как ответ на новые запросы общественного развития: «Превращение общины в общество» (Дж.Дьюи). Философские и естественнонучные основания психологии. Практика как основа психологического осмысления. Психологическое сопровождение как форма искусственного восстановления разрушающихся естественных процессов.


Основная литература

  1. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер с англ. – М.: Педагогика –Пересс, 2000 - 384 с.

  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. — (Основы наук).


Дополнительная литература

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Пер. с англ. М., 1995.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Приведите примеры современных ситуаций, в которых, по Вашему мнению, психология играет роль восстанавливающей практики.

  2. Взгляды каких известных Вам психологов, на Ваш взгляд, имеют прямое отношение к проблемам развития образования?


Тема 3. Основные базовые идеи современной психологии.

Человек как познающая система. Человек как биосоциальное существо. Прижизненное приобретение собственно человеческих качеств и свойств. Человек как «человек потенциальный». Социальный конструкционизм. Язык как основа современного мира. Постмоденистские подходы к пониманию природы человека.



Основная литература

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Пер. с англ. М., 1995.


Дополнительная литература

Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научи, ред. перевода Г.С. Батыгин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003, 336 с. ISBN 5-93947-012-2


Вопросы для изучения и обсуждения

Чего больше в человеке – природного или социального? – общегрупповая дискуссия.


Тема 4. Основания теорий развития

Основные постулаты теорий развития: признание ступенной формы развития в онтогенезе. Возраст (или период развития) как единица анализа. Возраст как основание организации массового обучения. Отдельны возрасты в психологии и ступени обучения. Сравнение различных систем обучения и проверка тезиса о связи психологического возраста и ступени школы (на примере американской и российской образовательной систем). Совремнные представление о возрасте (Д.Элкинд).


Основная литература

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия. – 2000 г.


Дополнительная литература

К.Н.Поливанова Современные проблемы социализации детей и подростков. (рук., в печати)


Вопросы для изучения и обсуждения


  1. Возраст вчера и сегодня: приведите примеры жизненных событий, жестко всязанных с возрастом. Ответьте на это вопрос применительно к середине прошлого века и к сегодняшнему дню.

  2. Школа в перспективе: останется ли привязка к возрасту? – общегрупповая дискуссия.



Тема 5. Основные теории периодизации психического развития.

Периодизация Л.С.Выготского. Периодизация З.Фрейда. Периодизация Д.Б.Эльконина. Периодизация Ж.Пиаже. Периодизация Э.Эриксона.


Теория деятельности и системно-деятельностный подход. Концепция ведущей деятельности А.Н.Леонтьева. Теория учебной деятельности В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина.


Основная литература


  1. Г.Крайг, Д.Бокум. Психология развитияУчебник для вузов. М.: - 2007. 647 с.

  2. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. — (Основы наук).



Дополнительная литература

    1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия. – 2000 г.



Вопросы для изучения и обсуждения

1. Выберите одну из изученных периодизаций. Проанализируйте российскую систему образования как отвечающую/не отвечающую выбранной периодизации. Представьте свои аргументы и выступите с публичной защитой.


Тема 6. Анализ документов.

Анализ нескольких актуальных на момент проведения данного курса документов, отражающих перспективы развития системы образования в РФ. (например, Президентская инициатива «Наша Новая школа»). Документы анализируются с позиций психологических теорий. Выделяются ключевые совпадения/несовпадения анализируемых документов психологической теории. Прогноз внедрения (реализации) данной инициативы.


Основная литература

  1. Г.Крайг, Д.Бокум. Психология развитияУчебник для вузов. М.: - 2007. 647 с.

  2. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. — (Основы наук).




Дополнительная литература

  1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия. – 2000 г.



Вопросы для изучения и обсуждения

(По группам). Представьте свой анализ выбранного документа. Документы анализируются с позиций психологических теорий. Выделяются ключевые совпадения/несовпадения анализируемых документов психологической теории. Прогноз внедрения (реализации) данной инициативы.


Тема 7. Связь теорий и практики развития и обучения.

Структура образовательных систем в различных странах (на примере США, Англии, Казахстана и т.д.). Соотношение периодов развития (психологических) и структуры общего образования. Анализ наиболее удачных практик. Логика развития и логика образования. Основания деления на отдельные периоды в психологии и образовании.


Основная литература

  1. Г.Крайг, Д.Бокум. Психология развития. Учебник для вузов. М.: - 2007. 647 с.

  2. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. — (Основы наук).



Дополнительная литература

    1. Самостоятельно подобранные источники для описания различных национальных систем образования.



Вопросы для изучения и обсуждения

(По группам). Выбрать один из актуальных документов. Представьте свой анализ выбранного документа. Документы анализируются с позиций психологических теорий. Выделяются ключевые совпадения/несовпадения анализируемых документов психологической теории. Прогноз внедрения (реализации) данной инициативы.

Тема 8. Особенности современной социальной ситуации как влияющей на развитие образования.


Современные проблемы социализации детей и подростков. Изменения традиционных каналов социализации. Влияние этих изменений на образование. Изменения, не нашедшие отражения в структуре и формах образования.


Основная литература


  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Пер. с англ. М., 1995.

  2. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научи, ред. перевода Г.С. Батыгин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003, 336 с. ISBN 5-93947-012-2



Дополнительная литература

  1. К.Н.Поливанова Современные проблемы социализации детей и подростков. (рук., в печати)



Вопросы для изучения и обсуждения

        1. Сформулируйте основные направления развития системы образования в связи с изменением ситуации в обществе.

        2. Обсудите роль СМИ и Интернета как факторов социализации.

        3. Представьте «идеальную модель» развития системы образования и социализации на перспективу в 10-15 лет.



Тема 9. Разработка моделей организации образования для конкретных условий

Выбор (по группам) конкретной образовательной ситуации (группа детского сада, первый класс школы, переход из начальной школы в основную и т.д.). Анализ психологических характеристик (актуальных и зоны ближайшего развития) для данной группы школьников и требований системы образования для этой возрастной группы. Разработка конкретных рекомендаций для организации образовательного пространства таких детей.

Основная литература

  1. Г.Крайг, Д.Бокум. Психология развитияУчебник для вузов. М.: - 2007. 647 с.
  2. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.


  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. — (Основы наук).



Дополнительная литература

На выбор из списка в соответствии с темой обсуждения


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Представьте конкретные рекомендации по организации образовательного пространства для выбранной группой конкретной ситуации.

  2. Обсудите предложенные рекомендации.



Тема 10. Подготовка итогового эссе.

Требования к итоговому эссе. Рекомендации по написанию эссе. Формат, сроки, дед-лайн. Критерии оценки. Консультации по выбранной теме. Рекомендуется: выбирать тему эссе по итогам изучения темы 9 (на основании проработанной в групповой работе конкретной ситуации)


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентов


9.1 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

        1. Как связаны развитие массового образования и психологии развития (детской психологии)?

        2. Психология как наука – особенности, история происхождения.

        3. Теории периодизации – основные постулаты, базовые допущения.

    1. Периодизация Л.С.Выготского.

3.2.Периодизация З.Фрейда.

3.3.Периодизация Д.Б.Эльконина.

3.4.Периодизация Ж.Пиаже.

3.5.Периодизация Э.Эриксона.

3.6.Теория деятельности и системно-деятельностный подход.

3.7.Концепция ведущей деятельности А.Н.Леонтьева.

3.8.Теория учебной деятельности В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина.


9.2 Требования к зачетной работе (эссе).

Объем эссе 17 000 знаков. Представленный на проверку текст может отличаться не более чем на 10% в сторону уменьшения или увеличения. При этом объем приложений не может превышать текст, объемом в 5 000 знаков.


  1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= , где Оn – оценка за каждый вид текущего контроля.

Способ округления накопленной оценки промежуточного контроля, в пользу студента.


Итоговый контроль

Итоговый контроль предполагает зачетную оценку за эссе как итоговую письменную работу- Озач. Оценка результатов дается в течение 7 дней.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0.6* Онакопленная + 0.4 *Озач

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


11.1 Базовый учебник


Г.Крайг, Д.Бокум. Психология развития. Учебник для вузов. М.: - 2007. 647 с.


11.2 Основная литература


  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Пер. с англ. М., 1995.

  2. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

  3. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.. — 460 с. — (Основы наук).



11.3 Дополнительная литература

  1. Поливанова К.Н. Пректная деятельность школьников. М.: - 2008. 194 с.

  2. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. М.: Эксмо. 2009.

  3. Педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов— М: МГППУ, 2004. — 374 с. Составитель: Б.Б. Айсмонтас

  4. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин; Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — (Психологи отечества). — С. 239—284

  5. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. — М.: Шк.Культ.Полит., 1995. — 800 с.
    ISBN 5-88969-001-9 // «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах

  6. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. — М.: Шк.Культ.Полит., 1995. — 800 с.
    ISBN 5-88969-001-9 // Организационно - деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности

  7. Шютц Альфред. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов; Пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научи, ред. перевода Г.С. Батыгин. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003, 336 с. ISBN 5-93947-012-2



11.4 Дистанционная поддержка дисциплины




12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При проведении лекционных занятий преподавателем и презентации студентами результатов работы используется мультимедийный проектор, компьютер, учебная доска, флипчарт. При использовании на занятиях групповой работы используется раздаточный материал.