girniy.ru 1




Бурега В.

4-А кл.


ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ.


С 1997 года я несу педагогическое послушание в Православной гимназии имени Преподобного Сергия Радонежского (г. Сергиев Посад). Поскольку до поступления в МДС я окончил исторический факультет пединститута, то, естественно, был назначен учителем истории. За прошедшее время мне довелось преподавать следующие курсы : введение в историю (2-й класс), рассказы по Родной истории (3-й класс), история Древнего мира (5-й класс), история Средних веков (6-й класс). В текущем учебном году (1999/2000) я работаю только с 5-м классом, поэтому хотелось бы поделиться некоторыми соображениями о проблемах преподавания истории Древнего мира.

Православный педагог, решивший изучать с детьми историю Древнего мира, столкнётся с целым рядом трудностей уже на первых уроках. Дело в том, что выполнение государственного образовательного стандарта предполагает следование утверждённой программе и использование в работе светского учебника, признанного базовым. Сегодня общеупотребимым является учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера и И.С.Свенцицкой ( его третье издание вышло в издательстве “Просвещение” в 1997 году). Однако уже первый раздел этой книги (“Жизнь первобытных людей”) вызывает ряд возражений со стороны православного педагога. Здесь излагается классический Дарвиновский взгляд на проблему происхождения человека. В параграфе “Возникновение искусства и религиозных верований” мы находим упрощённое изложение анимистической гипотезы. А трактовка вопросов, связанных с появлением неравенства, знати и государства, заставляет вспомнить основные положения известной работы Ф.Энгельса. К тому же достаточно произвольной кажется принятая в этом разделе хронология. Можно с полной уверенностью сказать, что указанный раздел непригоден для православных детей. Так что учителю приходится готовить материал для уроков самостоятельно. Но дело осложняется ещё и тем, что в православной литературе сегодня нет единого взгляда на тот же дарвинизм, теорию Энгельса или проблему возраста Земли. Как же всё это рассказать 10-летним детям? Вводить плюралистическое начало и обсуждать разные подходы к данной проблеме? Такой путь заведомо обречён на неудачу. Что же делать? Я поступил следующим образом. Из предполагаемых программой 6 уроков, отведённых на изучение данного раздела, я оставил 3. На первом детям были предложены начальные сведения о курсе истории Древнего мира, изложен православный взгляд на начало человеческой истории (известный детям с уроков Закона Божьего) и происхождение человека с элементами полемики с дарвинизмом. Следующие два урока были посвящены разговору о жизни и занятиях первобытных людей с параллелями из Священной истории (Каин и Авель), о появлении язычества, первобытном искусстве и его связи с религиозными верованиями. Этого объёма знаний детям вполне достаточно для последующего адекватного восприятия учебного материала. Вопрос о появлении неравенства и частной собственности, который слишком явно выглядит как марксистский пропагандистский реликт, был мною опущен. Вопрос о появлении государства рассматривался в разделе “Древний Египет”. Сэкономленные учебные часы были использованы при изучении темы “Древний Израиль”, которая изложена в учебнике недостаточно полно.


При изучении раздела “Древний Восток” особое внимание нужно уделять параллелям с Библейским материалом. Например, жизнь египетского вельможи и нравы, царившие при дворе фараона, лучше всего проиллюстрировать историей святого Иосифа, изложенной в Книге Исход. Рассказ о том, как финикийцы изготовляли пурпурную ткань (порфиру) весьма полезно снабдить упоминанием евангельского богача, который, как известно, одевался в порфиру и виссон. На уроках о Вавилоне, Ассирии и Персии нельзя не сказать о разрушении Иерусалима, пророке Данииле, трёх отроках в печи и пире Валтасара. Можно найти и другие интересные параллели между светской и Священной историей.

Истории древних евреев в учебнике посвящено лишь два параграфа (“Библейские сказания” и “Царство Давида и Соломона”). Излишне говорить о том, что принципы подачи материала в них совершенно неприемлемы в православной гимназии. Поэтому Библейский блок был расширен до 6-ти уроков и фактически переписан заново. Детям в качестве домашнего задания предлагалось читать печатные конспекты уроков, распечатанные на компьютере. Мы кратко рассмотрели жизнь Авраама и Моисея, исход из Египта, завоевание Земли Обетованной, царствование Давида и Соломона. При этом делались акценты не только на нравоучительных моментах, но и на сугубо исторических, что, собственно, и отличает историю от Закона Божия.

Особую проблему представляет изучение древней истории Индии и Китая. Не смотря на теоретическое признание в отечественной историографии правомерности цивилизационного подхода, на практике в школьных учебниках сохраняется столь много и обоснованно критиковавшийся в ХХ веке европоцентризм. Это нивелирует своеобразие и неповторимость Дальневосточных цивилизаций, препятствует адекватному их восприятию. В учебнике Вигасина Индии и Китаю отведено по два параграфа, которые представляют собой свод фрагментарных данных по истории этих стран. Всякий учитель истории знает насколько плохо усваивается этот материал учениками. Невозможность преподать сколько-нибудь полно историю этих стран в течение отведенного программой времени заставила пойти несколько другим путём. В изложении данной темы я сосредоточился на цивилизационных и культурных особенностях Индии и Китая. При этом особое внимание было уделено варно-кастовому строю, критическому разбору веры в реинкарнацию, нравственному учению Конфуция, изобретениям индийцев и китайцев. Неплохо было бы поговорить и о появлении на свет буддизма, но на это просто не хватает времени. Главная цель этих уроков - сформировать у детей адекватное представление о Дальневосточных цивилизациях, предохранить их от огульного осуждения всего, что “не похоже на нас” (в культурном, бытовом или даже религиозном отношении). Внимательное и уважительное отношение к чужим культурам - это путь, заповеданный нам великими отечественными миссионерами.


Раздел “Древняя Греция” имеет свою специфику. Греческий мир до походов Александра Македонского практически не даёт нам материала, пересекающегося со Священной историей, поэтому здесь нужно делать упор на жизнеописаниях знаменитых людей (Солон, Перикл, Демосфен, Сократ и др.), которые содержат в себе массу материала для нравственного осмысления учениками. К тому же надо всегда помнить, что дети в 5-м классе воспринимают историю
как совокупность историй. Дети в этом возрасте не склонны ещё к абстрактным выводам, и потому их привлекают не отвлечённые рассуждения, а яркие рассказы “из жизни”. Они ищут в окружающем мире образцы поведения, и античная история (как греческая, так и римская) представляет для таких рассказов чрезвычайно богатый материал. Здесь для учителя будут служить хорошим подспорьем “Сравнительные жизнеописания” Плутарха, книги рассказов по истории Древней Греции и Рима, неоднократно издававшиеся как до революции, так и в советское время, и недавно изданная Греко-латинским кабинетом Ю.А.Шичалина книга М.Гаспарова “Занимательная Греция”.

Разговору об эпохе эллинизма в учебнике отведён лишь один параграф. Он посвящён Александрии Египетской. Важное место в нём занимает рассказ об Александрийской библиотеке. На этом уроке просто нельзя обойтись без рассказа о переводе Библии на греческий язык при Птоломее Филадельфе и о жизни святого праведного Симеона Богоприимца. Кроме очевидной духовно-нравственной ценности этот рассказ имеет и ряд методических достоинств. Он позволяет детям ярко представить себе как выглядела древняя книга из папируса, как нужно было вносить в неё изменения, что означала в древности работа переводчика и т.д.

При изложении дохристианской истории Рима целесообразно придерживаться методических принципов, указанных нами при разговоре о Древней Греции. Однако начиная с Октавиана Августа, в правление которого родился Господь наш Иисус Христос, античная история начинает тесно переплетаться со Священной и церковной историей.


В учебнике имеется специальный параграф о жизни первых христиан, в котором сделана попытка изложить для светских детей в упрощённой форме нравственное учение Евангелия. Для церковных детей этот параграф излишен. Объём знаний, полученных ими на уроках Закона Божьего вполне позволяет говорить с ними на более высоком уровне.

Особенно важен урок о расцвете Римской империи во II веке по Р.Х. Здесь говорится об императоре Траяне, его мудром правлении и успешных военных походах. И действительно, в светскую историю Траян вошёл как образцовый император. Но именно при нём, как известно, осуществлялось одно из жесточайших гонений на христиан. Важно показать детям насколько идеалы Римской империи были далеки от христианского мироотношения. Наиболее ярким примером христианского мученичества может служить святой Игнатий Богоносец, пострадавший как раз при Траяне. Жизнеописание святителя Игнатия является историческим документом, позволяющим ярко представить эпоху.

Предпоследний урок курса посвящён святому Константину, его государственной и церковной политике. Параграф учебника написан крайне неудачно. При подготовке урока лучше всего опираться на классическое жизнеописание Константина, составленное Евсевием Кесарийским.

Таковы на наш взгляд основные проблемы, стоящие перед учителем, преподающим историю Древнего мира православным детям. Здесь мы коснулись лишь содержательной стороны учебника, но есть и ряд более специальных проблем. Одна из них - поиск методики изучения с верующими детьми религиозных верований народов древности. Программа полна языческих мифов, от которых никуда не денешься при изучении данного курса. В целом ряде случаев лишь религиозные представления того или иного народа позволяют понять его культуру (классический тому пример - Древний Египет). Решение этой проблемы должно, на наш взгляд, стать предметом специальной дискуссии православных педагогов.

В качестве приложения ко всему вышесказанному предлагаем текст одного из уроков данного курса, посвящённого искусству и религиозным верованиям первобытных людей. Этот текст предлагался ученикам в качестве пособия при подготовке к уроку и содержит необходимый минимум знаний по указанной теме.


УРОК
2.


РЕЛИГИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. После грехопадения человек не забыл о суще­ствовании Бога. Но теперь была разорвана та живая связь между Богом и людьми, кото­рая существовала в раю. Прежде человек беседовал .с Господом ЛИЦОМ К ЛИЦУ. Те­перь же Лицо Божие скрылось от людей. В одном церковном песнопении говорится, что изгнанный Адам мог ещё некоторое время видеть издалека райский сад. И вот он сидел и горько плакал от того, что больше не может войти в рай. Потомки Адама постепенно расселились на Земле. Они всё меньше и меньше вспоминали об утраченном райском блаженстве, хотя и не забыли о нём полностью. Люди верили, что у них есть душа, кото­рая после смерти не исчезает, а уходит в “СТРАНУ МЕРТВЫХ”, где продолжает жить. Одни первобытные племена считали, что “страна мёртвых” расположена на острове, другие, что она помещена в глубинах земли, третьи, что она находится на небесах. Но все люди знали, что добраться в эту страну нелегко. Для успешного путешествия туда умер­шим клали в могилу лодки, сани, повозки, крепкую обувь, съестные припасы. Старики говорили, что на пути в “страну мёртвых” встречаются огненные озёра, кипящие потоки, бездонные пропасти, через которые ведут узкие, как волос, мосты. Сорвавшихся с этих мостов ждёт вторая и окончательная смерть. Вход в загадочную страну охранялся страшными чудовищами. Злые стражи впускали души только тех людей, которые вели добродетельную жизнь, не нарушали обычаев племени и были похоронены по всем пра­вилам. Вера в “страну мёртвых” была смутной памятью людей об утраченном рае. Пред­ставления о райском саде и потере его передавались от поколения к поколению как по испорченному телефону. Истина постепенно искажалась множеством заблуждений.

Точно также и к вере в Бога со временем присоединялись различные суеверия. Фан­тазия людей создавала МИФЫ, в которых свет был перемешан с тьмой. МИФАМИ при­нято называть древние народные сказания о богах и героях.


После грехопадения дьявол получил свободный доступ к падшему человеку. Он хотел добиться того, чтобы люди полностью забыли о Боге и служили только силам зла. Так что многие из тех суеверий, которые мы увидим у разных народов, были внушены чело­веку демонами.

Изгнанные из рая люди ещё сохраняли остатки особого духовного зрения, которое раньше позволяло им видеть Бога. Но Бога они больше видеть не могли. Человек теперь живо почувствовал, что он окружён злыми духами. Люди ощущали козни бесов на каж­дом шагу и искали способов избавиться от этой напасти. Они решили попробовать под­ружиться с демонами. Человек стал называть злых духов богами, поклоняться им, прино­сить жертвы, делать ИДОЛОВ. ИДОЛЫ - это изображения ложных богов, сделанные из дерева, камня, металла или каких-то других материалов. Этих истуканов помещали в до­мах, кланялись им как живым. Люди считали, что идолы защищают их от природных бедствий, войн, голода и других несчастий. Так постепенно вера в Единого Бога, Сотво­рившего небо и землю, стала вытесняться верой в духов. Эта новая вера называется МНОГОБОЖИЕМ или ЯЗЫЧЕСТВОМ.

ДРЕВНЕЙШЕЕ ИСКУССТВО. В 19 веке в Испании в Кантабрийских горах находи­лось имение графа ДЕ САУТУОЛЫ. Вокруг этого имения жили горняки, которые часто ходили на охоту. И вот однажды один из таких охотников наткнулся в горах на вход в какую-то пещеру. Вокруг неё всё заросло кустарником, вход был завален землёй. О своей находке горняк рассказал графу Саутуоле. Пещера получила название АЛЬТАМИРА. Сын графа МАРСЕЛИНО ДЕ САУТУОЛА к счастью оказался археологом. Он расчис­тил вход в пещеру и обследовал её. Оказалось, что здесь в глубокой древности жили лю­ди. Марселино нашёл в пещере несколько каменных топоров и других орудий труда. Но

при первом обследовании пещеры молодому археологу и в голову не пришло рассмот­реть её стены и потолок.

Прошло несколько лет. Марселино приехал к своему старику-отцу вместе с женой и дочерью. Они решили вновь отправиться в Альтамиру. Почва в пещере оказалась влаж­ной. Марселино посадил свою маленькую дочь себе на плечи. Рядом с ними шли несколь­ко местных жителей с зажжёнными факелами. Вокруг стояла тишина. Спутникам Марсе­лино стало страшновато. Разговоры стихли. Факелы подняли повыше. И вдруг зазвенел голосок маленькой дочурки Марии: “ Папа! Смотри! Быки! Быки! ” Мария показывала рукой на потолок. И действительно, весь потолок был разрисован первобытным худож­ником. На тёмном фоне древнего камня виднелось отчётливое изображение целого стада бизонов.


Вскоре после этого Марселино де Саутуола снял копии с пещерных рисунков и опуб­ликовал их. Так в 1879 году было открыто искусство каменного века. Научный мир был поражён. Многие решили, что эти рисунки поддельные. Ведь учёные были уверены, что первобытные люди - это дикие существа, похожие на обезьян. Но всё же истина востор­жествовала. Вскоре подобные рисунки были найдены во Франции и в других странах. Оказалось, что люди много тысяч лет назад уже умели рисовать не хуже, чем сегодня. У древних художников были красная, чёрная, желтая и белая краски. Они умели мастерски передать облик и характер тех зверей, на которых охотились. Оленей изображали чутки­ми и настороженными, коней - быстрыми и стремительными, мамонтов - массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто учёные находят изображения зверей, пораженных копьями, израненных стрелами или попавших в ловушку. Для чего люди ри­совали раненных зверей? И почему художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца?

Дать ответ на эти и многие другие загадки древней истории можно лишь зная религи­озные верования первобытного человека. Мы уже говорили, что у людей тогда появи­лось много суеверий. Так, они верили, что между животным и его изображением сущест­вует СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ СВЯЗЬ. И поэтому, если нарисовать раненное живот­ное или поразить его изображение копьём, то это поможет добиться успеха на охоте. Пе­ред охотой мужчины рисовали на земле или на стене пещеры изображение зверя, которо­го им хотелось поймать, брали копья и били ими сделанный рисунок, произнося разные заклинания. Только после этого люди шли на охоту, думая, что заколдовали нужного им зверя и что теперь охота наверняка будет удачной.

Древнейшие рисунки говорят нам не только о появлении искусства, но и о распро­странении среди людей колдовства, которое является тяжким грехом пред Богом. Из Священного Писания мы знаем, что лишь немногие люди сохраняли верность Господу. Лишь единицы праведников не уклонялись в язычество, а служили Истинному Богу.

Итак, мы видим, что отпадение от Бога сильно изменило жизнь людей. Человеку при­ходилось теперь жить в постоянной борьбе с дикой природой. Чем меньше люди помни­ли о Боге, тем больше они надеялись на помощь лукавых демонов. Так началась история Древнего мира, полная как великих прозрений, так и глубоких падений и заблуждений.