№ п/п
|
Наименование раздела и темы
|
Наименование семинарских занятий
|
1.
|
Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания
|
Философия как форма духовного освоения мира
|
2.
|
Тема 2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
|
1. Античная философия: основные школы, представители и проблемы
2. Средневековая философия
3. Философские поиски мыслителей возрождения, реформации, просвещения
4.Философия нового времени. Немецкая философия
5. История русской философии
|
3.
|
Тема 3. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
|
Проблема бытия в философии
|
4.
|
Тема 4. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира
|
Учение о развитии
|
5.
|
Тема 5. Человек в системе социальных связей. Человек, общество, культура. Человек и природа. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость
|
Философская антропология и круг ее основных проблем
|
6.
|
Тема 6. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
|
Основные проблемы социальной философии
|
7.
|
Тема 7. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах
|
Аксиологическая функция философии
|
8.
|
Тема 8. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести
|
Ценность как способ освоения мира человеком
|
9.
|
Тема 9. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность
|
Проблема сознания в философии
|
10.
|
Тема 10. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности
|
Основные проблемы гносеологии
|
11.
|
Тема 11. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
|
Гносеологическая функция философии
|
12.
|
Тема 12. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника
|
Философия науки и техники
|
13.
|
Тема 13. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего
|
Проблемы и перспективы современной цивилизации
|
№ темы лекции
|
Наименование семинарских занятий
|
Содержание и основные вопросы
|
1.
|
Философия как форма духовного освоения мира
|
1. Мировоззрение, его структура, уровни и исторические типы.
2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения.
3. Структура философского знания.
4. Место и роль философии в культуре
|
2.
|
1.Античная философия: основные школы, представители и проблемы
|
1. Предпосылки формирования и периодизация философии античного периода.
2. Бытие, субстанция, материя в античной философии.
3. Идеалы человеческой жизни в философии Древней Греции.
4. Социально-философская проблематика у античных философов.
5. Проблема познания окружающего мира в воззрениях античных философов
|
2. Средневековая философия
|
1. Формирование средневековой христианской философии, особенности ее онтологии, гносеологии и антропологии.
2. От патристики – к схоластике: содержание двух этапов истории средневековой философии.
3. Философская новизна воззрений Августина Блаженного
|
3.Философские поиски мыслителей возрождения, реформации, просвещения
|
1.Философия Ренессанса и Реформации как преодоление средневековой схоластики.
2. Анализ понимания Бога и религии в периоды Возрождения и Просвещения.
3. Основные принципы при трактовке проблемы человека в эпохи Ренессанса и Просвещения.
4. Социально-философские взгляды эпохи Просвещения
|
4.Философия нового времени. Немецкая философия
|
1. Проблема метода познания и возможностей постижения истины: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, агностицизм.
2. Проблема субстанции: монизм, дуализм, плюрализм.
3. Исторические условия возникновения и основные черты немецкой классической философии.
4. Переход от классической философии к неклассической в конце XIX в.: отрицание классического наследия и утверждение новых принципов.
5. «Философия жизни»: принципы иррационализма, интуитивизма, волюнтаризма.
6. Психоанализ, экзистенциализм и персонализм о сущности человека и культуры
|
5. История русской философии
|
1. Источники русской философии и ее специфика.
2. Особенности развития русской философской мысли в Х – ХVIII вв.
3. Развитие самостоятельной философской мысли в России ХIХ в.
4. Русская философия в ХХ в
|
3.
|
Проблема бытия в философии
|
1. Сущность философской проблемы бытия.
2. Основные формы бытия.
3. Понимание материи, пространства и времени в различных философских направлениях.
|
4.
|
Учение о развитии
|
1.Диалектика и метафизика – два подхода к развитию.
2. Изменение, движение, развитие: соотношение понятий.
3. Законы и категории материалистической диалектики
|
5.
|
Философская антропология и круг ее основных проблем
|
1. Философская антропология: исторический экскурс.
2. Проблема антропосоциогенеза.
3. Человек как многомерное существо. Личностное измерение человека.
4.Сущность и существование человека
|
6.
|
Основные проблемы социальной философии
|
1. Понятие общества и общественных отношений.
2. Философские модели социальной реальности.
3. Важнейшие подсистемы общества, их взаимодействие.
4. Формы общественного сознания.
5.Культура и цивилизация
|
7.
|
Аксиологическая функция философии
|
1. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция
ценностей (философский аспект).
2. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.
3. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия
4.Проблема смысла человеческой жизни в философии.
|
8.
|
Ценность как способ освоения мира человеком
|
1. Природа как эстетическая ценность.
2. Философия творчества.
3. Проблема происхождения жизни на Земле.
4.Эстетика как наука о прекрасном.
5.Религия как мировоззрение и как явление культуры. Понятие духовного
|
9.
|
Проблема сознания в философии
|
1. Основные философские подходы к исследованию сознания. Понятие сознания.
2. Сознательное и бессознательное.
3. Сознание и самосознание.
4. Язык и сознание
|
10.
|
Основные проблемы гносеологии
|
1. Субъект и объект познания. Познавательное отношение к миру.
2. Модели познавательного отношения.
3.
4. Научное познание, его особенности, уровни и методы
|
11.
|
Гносеологическая функция философии
|
1. Искусственные и естественные языки.
2. Знак и символ.
3. Роль заблуждений в познании.
4. Проблема истины.
5.Проблема моральной ответственности ученого (этика науки)
|
12.
|
Философия науки и техники
|
1. Техника как особая реальность.
2. Роль техники в развитии человеческой цивилизации.
3. Информационное общество: философский анализ процесса становления. Информационные революции.
4. Причины и характер научных революций.
5.Глобализм и антиглобализм: суть конфликта
|
13.
|
Проблемы и перспективы современной цивилизации
|
1. Проблема культуры и цивилизации.
2. Глобальные проблемы современности.
3. Возможные сценарии развития цивилизации на Земле.
4. Философия и наука о происхождении, сути современного экологического кризиса и путях его преодоления. Ноосфера, философский аспект
|