girniy.ru 1 2 3
Муниципальное образовательное учреждение


основная общеобразовательная школа № 16





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Ф.В.Денисова _______________

приказ от _____ № ___________




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

П РО Г Р А ММ А


КРУЖОК «Фантазия»

Для учащихся с 11 лет


автор

Т.А.Семёнова



г. Нижний Новгород


Содержание





Страницы


Пояснительная записка



3-7


Содержание программы



8-10


Учебно-тематический план



11-12


Календарно-тематическое планирование



13-18

Методическое обеспечение программы.



19


Список литературы



20



Пояснительная записка.


На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры.

Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Жизнь показала, что утрачена связь духовных и нравственных ценностей у детей между сегодняшним днём и жизнью наших предков.


Занятия в кружках прикладного творчества помогают раскрывать художественные возможности учащихся, вести психологическую и практическую подготовку их к трудовой деятельности.

На занятиях у учащихся формируется художественная и духовная культура, развивается творческая активность. Художественная деятельность учащихся находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. При знакомстве с декоративно- прикладным искусством, народными традициями происходит развитие творческой личности, возрождается интерес к русской национальной культуре.

Создание в школе данного направления дополнительного образования детей целесообразно, так как разделы и темы кружка «Рукодельница» направлены на обучение национальным ценностям своего народа. Духовное возрождение невозможно без ознакомления с культурными ценностями, тем богатейшим материалом, который передаётся от поколения к поколению, как великое достояние нации.

Изучение декоративно-прикладного искусства позволяет учащимся приобщиться к сокровищнице народного творчества, истокам духовной культуры родного края, мировой культуре. Настало время показать не только красоту народного мастерства наших предков, но и познакомить с народными промыслами России.

Кружковая работа учитывает интересы и склонности учащихся, даёт им возможность изготовить изделия, которые найдут своё место в жилом и общественном интерьере.


Направленность программы – художественная. В программе участвуют дети с 11 лет.


Срок реализации. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Наполняемость групп на 1,2 году обучения не должно превышать 15 человек.

Формы и режимы занятий. Основное содержание программы составляют практические работы (до 80% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала. Все практические работы учащихся могут быть учебными и творческими. Трудоёмкие изделия рекомендуется выполнять коллективно. Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы, компьютер, интернет. Основными в работе с учащимися становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.


Организация работы данного кружка соединяет труд, и обучение-это может обеспечить единство решения познавательных и практических задач. Информационный материал небольшой по объему, но несет в себе достаточно информации для овладения знаниями, позже применяемом на практическом занятии. В процессе одного часа занятий между теоретической и практической частью организуется отдых учащихся в форме «физкультминутки» (упражнения для снятия напряжения глаз, кистей рук).

В конце каждого раздела проводится заключительное занятие, где подводятся итоги проделанной работы, проходит собеседование по пройденному материалу, демонстрация выполненных работ, отмечаются достигнутые успехи.


Продолжительность занятий – 37 занятий в год (включая каникулярное время). Всего за время реализации программы – 74 часа.


Выполнение программы предполагает:


  1. систему творческих отчётов;

  1. открытых мероприятий;

  1. участие в конкурсах, фестивалях;

  1. написание творческих работ.


Обучение изобразительному искусству и МХК осуществляется по видам деятельности: это рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа и беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Большее значение имеет комплексность обучения, то есть обучение практическим и теоретическим основам одновременно


Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из природных материалов.

На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами изобразительного искусства.


В содержание обучения входит ознакомление учащихся с историей возникновения, организацией рабочего места, с правилами безопасной работы, с материалами, инструментами и оборудованием применяемых при выполнении изделий. Успех обучения изобразительному искусству зависит от множества условий , в частности от индивидуального подхода к каждому ученику , от формы подачи материала (методических приёмов преподнесения нового материала и повторения пройденного) , технических средств обучения.

Язык живописного произведения понятен не только тем, кто обладает знаниями законов восприятия живописи . Великие русские живописцы прошлого создали немало картин , обогативших мировую историю искусств .Ни один учебник не заменит живого опыта , а особенно в художественно - эстетическом восприятии . но пробудить интерес к искусству и самостоятельному художественному творчеству - вполне реально и достижимо , как и заложить основы восприятия искусства путём постепенного "вживания"в мир культуры. Умелое и грамотное использование предполагаемого демонстративного материала в нетрадиционных формах занятий (имеются в виду: творческие виды заданий, различные игровые приёмы . другие передовые педагогические технологии) позволит осуществить один из основных принципов преподавания кружка изобразительного искусства и МХК-предмета , обращённого к чувствам: взволновав , заставить задуматьс. Чтобы наслаждаться созерцанием живописного полотна , необязательно много знать о живописи , но знания помогут получить большое удовольствие от созерцания картин.

Цель: развивать творческие способности школьника посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту. Углубить и систематизировать знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству, формирование духовной культуры , приобщение к общечеловеческим ценностям . знакомство с национальным культурным наследием . расширение представлений об окружающем мире; вывести знания с уровня практического освоения материала на уровень его исторического и теоретического обобщения.



Основные задачи


  1. ознакомление учащихся с истоками и ролью народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

  1. освоение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, проектирования и создания продуктов труда;

  1. развитие познавательных интересов, творческих и организаторских способностей, трудовых, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;

  1. воспитание трудолюбия, уважения к мастерству, аккуратности, бережливости, творческого подхода и самостоятельности, ответственности за результаты своего труда;


Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся


Учащиеся должны знать:


- последовательность ведения работы по любому виду художественно творческой деятельности - по рисунку , живописи , тематической или декоративной композиции

- простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте ( перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция )

- виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны

- творчество народных умельцев своего края

- различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах

- правила посадки и постановки рук во время работы

- композицию, ритм, орнамент в изобразительном искусстве

- способы увеличения и уменьшения рисунка

- социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей; основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца 11 начала 20 века (за рубежом и в России ), традиции русской реалистической художественной школы

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно проводить относительно развёрнутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства , соотнося их с произведениями литературы , музыки , близкими по содержанию и эстетическому воздействию;


- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества ( рисование с натуры, на темы , иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

- самостоятельно применять художественно выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции, перспективы и т. д), наиболее подходящие для воплощения замысла.

Достижению поставленных целей и задач будут способствовать следующие условия:

1. Максимальная связь в процессе обучения теории с практикой.

Изложение материала по любой теме рекомендуется вести от конкретных примеров работ мастеров к построению теоретических обобщений и заключений. Это не только придаст конкретность и весомость излагаемым теоретическим постулатам, обеспечит их лучшее понимание и усвоение, но научит школьников эмоционально и осмысленно воспринимать произведения искусства, приблизит их к профессиональной точке зрения на предмет искусства, позволит учащимся включиться в процесс научного исследования, привьет им навыки искусствоведческой работы.


  1. Ориентировка на проблемный метод обучения; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся.

Каждый блок учебного материала имеет систему заданий, выполнение которых призвано обеспечить более глубокое, прочувствованное усвоение полученных знаний, предоставить возможность реализовать (проинтерпретировать) их в индивидуальной самостоятельной работе.

  1. Расширение учебного материала за счет включения в круг изучаемых явлений произведений искусства местного (краеведческого) характера.

  1. Закрепление и расширение полученных на уроках знаний в процессе посещения музеев и ознакомления с доступными музейными коллекциями.


Содержание программы

1 год обучения.

Введение - 2 ч (1/1)


Цели и задачи кружка. Общие сведения об изобразительном искусстве. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах и инструментах, необходимых для рисования.


Искусство моего народа – 6ч (2/0)

Сведения по истории возникновения и развития изобразительного искусства. Характерные черты изучаемого вида искусства (используемый материал, цветовая гамма, приемы рисования).


Труд и искусство -8ч (1/1)

тематическое рисование. Рисование с натуры. рисование с натуры натюрморта. Урок игра. Рисование по памяти , по представлению.


В мире декоративно-прикладного искусства 9ч(1/8)

Декоративная работа. Лепка игрушки и декоративная роспись. Рисование по образцу или с натуры. Иллюстрирование сказок народов мира. Декоративные буквы устава. Рисование по представлению, фантазия.

Изобразительное искусство в жизни людей 3ч(1/2)

Рисование с натуры. Беседа, тематическое рисование, коллективная работа. Урок- беседа. Рисование по памяти, по представлению. Рисование с натуры (пленер).

Основы композиции. Цветоведение. Формообра­зование -8ч (1/7)

Понятия "эскиз", "рисунок", "композиция", "орнамент", "раппорт", "ритм". Законы построения композиции. Построение растительных и геомет­рических орнаментов в полосе и прямоугольнике. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Теп­лые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетае­мость. Цветовое решение. Форма и пропорции. Профессия "художник-модельер". Классификация видов орнаментов. Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла;


Подведение итогов. Выставка работ -1ч (1/0)

Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок. Подведение итогов. Награждение.


2 год обучения

Введение - 1 ч (1/0)

Цели и задачи курса. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда.


Возможности изобразительного искусства, его связь с направлениями современной моды.


Искусство моего народа - 6 ч (2/4)

Рабочее место, его организация. Инструменты, материалы, приспособления и оборудование для обучения различным техникам рисования.

. Цветовое решение изделий. Использование различных материалов для рисования . Правила безопасности труда.

Эскиз, его разновидности, назначение, способы и правила выполнения.

Понятие о чертеже, схеме, их различия. Размеры, правила измерения.

Шаблон. Применение шаблонов Подготовка материалов к работе. Использование шаблонов элементов орнамента.


Практические работы:


. Выполнение карандашного эскиза с решением композиции сюжета. решение рисунка в цвете, акварель, гуашь.


Труд и искусство – 18 ч (4/14)

Изображение перспективы помещения, соблюдение пропорции пространственного положения вещей в помещении. Формирование умения и навыков в области передачи объёмно-пространственных свойств объектов, развитие пространственных представлений; решение композиции, характер формы, степень сходства, качество конструктивного построения, передача объёма.

Практические работы:

Выполнение работы в жанре натюрморт. Определение геометрических форм каждого предмета. Анализ геометрических форм композиции. Определение пространственного положения композиции на листе бумаги. Выполнение подготовительного рисунка, составляющего основу рисунка. Демонстрация и анализ завершённых эскизов.

Объекты труда: альбом, простой карандаш , ластик , гуашь ,акварель , кисточки , стаканчик, салфетки. композиция из простых предметов быта (чайник , кувшин)



следующая страница >>