girniy.ru 1 2
ЯПОНИЯ


Пояснительная записка к презентации «Япония – страна восходящего солнца»

Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6 852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Большинство островов горные, многие вулканические. Высшая точка Японии — вулкан Фудзи.


  • на Японском архипелаге, состоящем из 6 852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Большинство островов горные, многие вулканические. Высшая точка Японии — вулкан Фудзи.

  • Общая протяжённость береговой линии — 19 240 км

  • Крупнейшие полуострова: Кии и Осима

  • Япония покрыта возвышенностями и низкими и средневысотными горами, они составляют свыше 75 % территории страны

  • Высочайшая точка острова — гора Асахи (2290 м)

Самый высокий в Японии вулкан — Фудзияма (3776 м) (Слайды 1-3)

  • Япония относится к температурной зоне с четырьмя отличающимися сезонами, но её климат колеблется от холодных температур на севере до субтропических — на юге. Климат также зависит от сезонных ветров, дующих с континента зимой и в обратном направлении — летом.

  • Леса покрывают свыше 66 % страны. Флора Японии насчитывает более 700 видов деревьев и кустарников и около 3000 видов трав.

  • Преобладают хвойные леса из ели и пихты с густыми зарослями бамбука в подлеске

  • Фауна насчитывает 270 видов млекопитающих, около 800 видов птиц и 110 видов пресмыкающихся. В морях, омывающих страну, обитает свыше 600 видов рыб и более 1000 видов моллюсков. (Слайд 9)



Десять процентов мировой вулканической активности в начале 1990-х было зарегистрировано в Японии. До 1500 землетрясений каждый год, магнитудой от 4 до 6 не являются чем-то необычным. Небольшие землетрясения происходят ежедневно в разных частях страны, вызывая вздрагивание зданий.

Япония пережила несколько крупнейших землетрясений:


  • 1 сентября 1923 года произошло великое землетрясение Канто (магнитуда 8,3), наиболее пострадавшие города Токио и Йокогама — погибли сотни тысяч (542 тысячи человек до сих пор числятся пропавшими без вести, 143 тысячи человек — погибшими), около миллиона осталось без крова в результате возникших пожаров.

  • 17 января 1995 года произошло землетрясение в Кобе (магнитуда 7,3), погибло 6 434 человек.

  • 11 марта 2011 года у северо-восточного побережья произошло одно из самых крупных в истории Японии землетрясений магнитудой 9. Землетрясение вызвало разрушительное цунами. Больше всего пострадала префектура Мияги и город Сендай, где высота гребня волны достигла 10 м. На побережье города Сендай были найдены от 200 до 300 тел погибших.

С 11 по 25 марта 2011 года в Японии произошла волна землетрясений, магнитудой от 1 до 9. По словам очевидцев, во многих городах трясло практически постоянно. Все эти землетрясения вызвали несколько мощных волн, обрушившихся на Японию. Высота волн была от 3 до рекордных 10 метров. Также землетрясения вызвали кризис в восточной части Японии, из-за аварий на нескольких АЭС возникла угроза выброса радиации и были организованны веерные отключения электричества из-за нехватки мощностей, из-за чего люди стали раскупать хлебобулочные изделия и продукты быстрого приготовления.

Эти события называют самым большим кризисом в Японии со времён второй мировой войны. Из-за частых землетрясений Япония стала мировым лидером по изучению и предсказанию землетрясений. (Слайды 4-6)

  • С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Самый густо населённый город в Японии-Токио. В 2009 году в Японии жило около 127,47 млн человек. По данным 2009 года 89,07 % японцев проживает в городах.
  • В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет и один из самых низких уровней младенческой смертности


  • Большинство жителей страны говорят на японском языке (Слайд 10)

  • Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов.

  • Япония вложила много средств в строительство дорог. Основным средством передвижения является автотранспорт, использующий около 1,2 млн км. мощённых дорог.

  • Страна является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром. (Слайды 4-6)

Культура

  • Развита литература.

  • До наших дней сохраняются памятники живописи и архитектуры с начала II тысячелетия.

  • Большое влияние на японскую культуру в период её становления имела китайская, а после Реставрации Мэйдзи — западноевропейская. В XX веке японские аниме и манга завоевали признание в мировом масштабе.

Наука

  • Япония — одна из лидирующих стран в области научных исследований, таких как высокие технологии, биомедицина и робототехника.

  • Япония занимает первое место по производству и использованию роботов.

  • Она лидирует в фундаментальной науке: среди японцев 13 нобелевских лауреатов по физике, химии или медицине, три лауреата Филдовской премии и лауреат премии Гаусса(Слайды 11-12)



Урок по экономической и социальной географии

мира в 10 классе (углубленное изучение) на тему:

« Япония. Хозяйство. Внешне - экономические связи»

(2 часа)

Содержание: Характерные черты экономики. Зависимость хозяйства

от внешних экономических связей. Территориальная структура. Проблемы, пути их решения.

Цели.

Образовательные:

Учащиеся должны: а) выявить причины, обусловившие японское « экономическое чудо»; б) определить место Японии в современном экономическом мире; в) углубить знания о внешних экономических связях страны; г) выявить проблемы социально-экономического характера, пути их решения;


Воспитательные:

Учащиеся на примере Японии должны убедиться в том, что: а) человек, его образование, традиции и культура – один из важнейших факторов экономического развития;

б) социально-экономическая политика в большей степени, чем ЭГП, природные условия и ресурсы, влияет на процветание или упадок государств.

Развивающие:

Отработка навыков: а) анализа статистического и картографического материала; б) использования имеющихся знаний в новой ситуации; в) обобщения полученных знаний и формулирования выводов; г) составлять учебные презентации, использовать Интернет ресурсы.

Оборудование:

Карты мира и Японии, таблица « От разрухи к процветанию», карточки со статистическими данными, кроссворд, раздаточный материал к практическим заданиям, стенд “ Читайте о Японии “, выставка книг, ИКТ.

Ход урока.



  1. На доске тема урока: “ Япония. Хозяйство. Внешнеэкономические отношения” Презентация «Япония – страна восходящего солнца».

( Совместно с учащимися определяется круг интересующих их вопросов по теме, формулируются проблемные вопросы, составляется план изучения темы.)

Проблемные вопросы:

Почему Японии удаётся успешно конкурировать в борьбе за рынки сбыта и сферу приложения капитала?

Каковы особенности экономических связей Японии с развитыми и развивающимися странами?

План изучения темы.

1. Есть ли секрет японского “ экономического чуда?”

2. Какова роль Японии в мировом хозяйстве?

3. Какова география внешних экономических связей?

4. Где расположено “ индустриальное сердце” Японии?

5. Как решаются социально-экономические проблемы?

II. Воспроизведение знаний по изученным разделам темы: “ Япония”.

Беседа.

Какие отрасли хозяйства Японии предопределены её географическим положением и природными условиями?


Каковы особенности населения Японии?

Кроссворд “ Что вы знаете о Японии?”(см. Рис.1)

Вывод о том, что морской транспорт, а также рыболовство, марикультура и сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную самостоятельность страны более чем на 70%,- важные отрасли экономики. Но специализацию страны в МГРТ определяют совсем другие.

III. Изучение нового материала.


  1. Учитель.

После поражения во II мировой войне японская экономика была подорвана и истощена. Города и предприятия лежали в развалинах, население обнищало. Бедная минеральными ресурсами и лишившаяся колоний Япония, казалось, была обречена влачить жалкое существование третьеразрядной страны. Но этого не случилось. Уже в 60-х годах бывший тогда премьер-министр Э.Сато сказал: ” В мире есть 2 великие державы, но я полагаю, что место найдётся и для третьей”.

В конце 60-х экономистов мира ожидала сенсация. Япония по общему объёму производства, обогнав Великобританию, Францию и Германию, вышла на третье место в мире и второе - в большой семёрке. Заговорили о японском “экономическом чуде”.

Беседа.

Какую экономику должны были создавать японцы? С чего начинать? Как использовать кредиты? Как накапливать капитал? ( лозунг: “ Торговать или умереть!”) Если торговать, то чем? Какими качествами должны обладать товары? За счёт чего получают высокое качество и низкую себестоимость продукции?

Карточки на экране [ рис.2]

Учитель комментирует статистический материал, учащиеся делают вывод о причинах, способствовавших быстрому экономическому росту.

Таблица “ От разрухи к экономическому процветанию” [ рис.3]

Анализ содержания. Какую экономику создали к концу 60-х ? В чём её слабые стороны?

Учитель.

Танака в книге “ Новая Япония” делает вывод о том, что курс правительства привёл к издержкам в плане социально-экономической деятельности, а именно, к загрязнению окружающей среды, инфляции, удорожанию жизни. Эта книга дала Танаке известность и пост премьер-министр. Эти проблемы и кризис, вызванный повышением цен на энергоносители в 74-75 годах, потребовали коррекции экономического курса.


Анализируя вторую часть таблицы, учащиеся дают ответ на вопрос:

В каких направлениях произошли изменения социально-экономической политики правительства Японии?

2. Выполнение учащимися практического задания [ см. Пр.работа 1 ]

Цель работы: Определить роль Японии в мировом хозяйстве.

В результате выполнения работы делается вывод о роли японской экономики в мире, делается запись в тетрадях.

Специализация Японии в МГРТ

1) Производство промышленной продукции:

а) наукоёмкого машиностроения: сверхбольших интегральных схем, микропроцессоров, станков с ЧПУ, промышленных роботов, бытовой радиоэлектроники, электронно-вычислительной техники;

б) транспортного машиностроения: автомобилей, судов.

в) металлургической: стали.

2) Экспорт капитала и услуг

3) Экспорт технологий: электротехнических, транспортного машиностроения, химических, строительных.

3. Анализ рис. 69 ( учебник Максаковского) “ Экспорт и импорт Японии”

Учащиеся делают вывод о структуре экспорта и импорта и причинах устойчивого положительного сальдо торгового баланса Японии.

Анализ рис. 81 ( учебник Лаврова) “ Экспорт капитала”

Учащиеся делают вывод о географии и отраслевой направленности японских инвестиций.

Выполнение практического задания. [ см. пр. работа 2 ]

Цель работы:

Конкретизировать знания об экспорте и импорте Японии, использовать в новой ситуации имеющиеся знания по теме “ Мировое хозяйство”.

Учащиеся отвечают на вопрос:

” Почему наибольшая часть импорта, экспорта, инвестиций Японии приходится на развитые страны и НИС?

4. Заслушиваются творческие отчёты 2-х учащихся по индивидуальным заданиям:

Где расположено “ индустриальное сердце “Японии? (Презентация.)


Особенности экологической политики. Качество жизни японцев.(Презентация.)

Учащиеся, используя схему [ см. рис. 4] и текстовой рис.70( учебник В.П. Максаковского), оформляют на контурной карте или в тетради схему размещения хозяйства Японии.

IV. Заключительная часть урока.

Ответы на вопросы:

Почему Японии удаётся успешно конкурировать в борьбе за рынки сбыта и сферы приложения капитала?

Каковы особенности внешних экономических связей страны?

Учитель в заключение приводит слова учёного-экономиста Окиты: «Япония сильна в экономическом и финансовом отношении, но она не может взять на себя роль глобального лидера…Япония должна объединиться с США для мирового лидерства...

Мы знаем, что процветающий остров не может существовать в море депрессии… Вместо того, чтобы следовать по пути милитаризации, нам следовало бы использовать наши излишки для того, чтобы помочь разрядить долговую “ бомбу” и оживить мировую экономику (долговая “ бомба”- задолженность развивающихся стран.)

Y. Оценки. Домашнее задание.


По горизонтали:

1. Национальная одежда

2.Место проведения Зимних Олимпийских Игр 1998 года.

3.Один из архипелагов.

4. Борьба без оружия.

5. Денежная единица.

6. Туннель под Сангарским проливом.

7. Искусство составления букетов из веток и цветов.

8. Название экспресса.

9. Крупнейшая равнина.

10. Один из островов.

11. Столица страны.

12. Высочайшая вершина.


По вертикали:































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































1. Название железнодорожной магистрали.

2. Выращивание карликовых деревьев.

3. Сословие, признававшее военную доблесть

основой общества.

4. Красивое письмо кисточкой и тушью.

5. Крупнейший мегалополис мира .

6. Один из островов.

7. Процедура самоубийства самураев.

8. Один из островов.

9. Древняя столица.


Рис.2


----------------------------------------------------------------------------------


Доля военных расходов в ВНП стран в послевоенный период


США Велико ФРГ СССР Япония

Британия



7 % 5 % 3 % 12% 1%


-----------------------------------------------------------------------------------


Количество рабочих часов в неделю в обрабатывающей

промышленности

Япония США Франция ФРГ Великобритания


46,3 41,0 38,6 40,1 42,2


50-78 гг. закуплено 65 % в США,

26 тысяч около 35 % в странах

патентов и лицензий Западной Европы.


Потрачено 50-68 гг.

7 млрд. долларов. получено 70 млрд. долларов

чистой прибыли.


15-20 % “ ДЖЭПЕН-ИНК”-

ВНП система взаимодействия правительства и

массированные бизнеса, которая ставила “ национальные

капиталовложения интересы выше задачи достижения

в экономику страны максимального уровня прибылей”.


Практическая работа 1


Выберите примеры, подтверждающие или опровергающие утверждения:

1. Япония является крупнейшим в мире производителем стали, легковых автомобилей, морских судов, промышленных роботов, видеомагнитофонов, цветных телевизоров.

По производству вычислительной техники, научного оборудования, пластмасс, химически волокон Япония уступает только США.

2. Доля электроники в машиностроении в 1994 году составила: в

следующая страница >>