https://electroinfo.net

girniy.ru 1


ОТЧЕТ


поисковой экспедиции

«Поиск Левобережья»

по НСО, Убинский район,

совершенной в период

с 6 по 19 сентября 2004 года


Новосибирск

2004

СОДЕРЖАНИЕ





1.Справочные сведения (паспорт поисковой экспедиции) 3

1.1.Проводящая организация 3

1.2.Место проведения 3

1.3.Общие справочные сведения о маршруте экспедиции 3

1.4.Подробная нитка маршрута 3

1.5. Сведения об участниках экспедиции 4

2.Содержание отчета 5

2.1.Сведения о районе путешествия 5

2.2.Цель экспедиции 6

2.3.Техническое описание маршрута 7

Выводы и рекомендации 11

фотографический материал 12



1.Справочные сведения (паспорт поисковой экспедиции)

    1. Проводящая организация


Организатором проведения поисковой экспедиции является ОДМ администрации Ленинского района г. Новосибирска. Проводящей организацией является коллектив туристско-спортивного центра «Панда» с участием центров «Взлет» и «Пост №1», с привлечением представителей молодежи от клуба «Взлет» и «Пост №1».

    1. Место проведения


Убинский район Новосибирской области в радиусе 70/80 километров от сел Крещенское и Лисьи Норки.

    1. Общие справочные сведения о маршруте экспедиции




Вид похода



Категория сложности


Протяженность маршрута

Продолжительность


Сроки проведения


Общая

Ходовых дней


Экспедиция


н/к


125 км


14


10

6.09.04-19.09.04




    1. Подробная нитка маршрута


г. Новосибирск – пос. Убинск – с. Крещенское – с. Лисьи Норки – долина р. Амгут – оз. Никитино – оз. Гущино – остров Атмагырь – ур. Голубино – долина р. Ича – ур. Аникинское – рям Большой – ур. Большой Корняк – ур. Малый Корняк – р. Амгут – с. Лисьи Норки – с. Крещенское – пос. Убинск – г. Новосибирск.

1.5. Сведения об участниках экспедиции



№ п/п


Фамилия Имя Отчество

Год рождения

Место работы учебы

Домашний адрес

Поход

ный опыт

1

2

3

4


5

6

1

Злобин Геннадий Алексеевич


1935г.


ПДО ТСЦ «Панда»


ул. Новосибирская, 18, 133


КМС


2

Манторова Наталья Владимировна



1971г.

Руководитель информ. Группы газеты «Советская Сибирь»


Ул. Котовского, 52, 106


ПВД


3

Чучелин Владимир Михайлович


1980г.


ПДО ЦГ ПВ

«Пост №1»


ул. Степная, 47, 23


ПВД


4

Герасимова Юлия Викторовна


1988г.


Студентка НСТ

2 курс


Ул. Бурденко, 37, 1


ПВД


5

Токарчук Роман Леонидович


1987г.

Железнодорожный техникум, 2 курс

ул. Нем.- Данченко, 139, 68

III разряд


6

Морозов Павел Геннадьевич


1983г.


НИИГАИК, 5 курс



Забалуева, 9, 63

III разряд


7


Ежек Влад В.


1987г.


Электром. техникум

ул. Станиславского, 2, 72


ПВД


8

Иванов Евгений Александрович


1972г.


Газета «Советская Сибирь»


Ул. Столетова 21/2, 4


ПВД


9

Кандрик Виталий Валентинович


1986г.


НМСТ, 3 курс


ул. Тульская, 152,41


III разряд


10

Мохнаткина

Екатерина

Сергеевна


1984г.


Торговый институт, 3 курс


ул. Троллейная 144, 113


III разряд



  1. Содержание отчета




    1. Сведения о районе путешествия

Нитка маршрута проходила по северной части Убинского района Новосибирской области. Этот район представляет собой болотистую местность. С оз. Гущино и оз. Никитино берет начало река Амгут, по восточной части протекает река Ича. Река зажата высокими берегами. В пределах 3-4-х километров от реки местность сухая, не болотистая. Здесь находилось ряд сел, которых в настоящее время уже не осталось, это: Голубино, ур. Гольская Лука, Потеряевск, ур. Полониково, ур. Максимова Лука.


Старые следы от тягача говорят о том, что здесь была дорога вдоль речки Ича, а отдельные пустыри – о том, что здесь жили люди, стояли дома.

Далее пяти километров на запад и восток начинаются сплошные болота, покрытые мелким сосняком, березой, ивой. В местах, где болотистая местность переходит в небольшие острова, лес растет хороший. Но бывшая здесь когда-то сплошная рубка леса выровняла лесной массив до одной высоты 10-12 метров.

Ходить по болоту очень тяжело. Верхняя часть – это переплетение травы-осоки, корней, и все это покрыто водой до 0,2-0,3 метра. Часто точащие кочки высотой до 0,5 метра представляют собой хорошее препятствие для продвижения. Надо учесть, что вся эта поверхность еще может прогибаться под тяжестью человека до 0,3-0,4 м, так что практическая скорость продвижения составляет 1-2 километра в час, при движении на легком тягаче –5-7 км в час.

Ориентирование по такой местности очень затруднено: каждый околок леса, как две капли воды, похожи друг на друга, одно болото ничем не отличается от другого.

Слабой ориентировкой могут стать старые следы от тягачей, отдельные участки леса, разные по высоте. Хорошо в этих случаях помогает электронный компас с использованием 4-5 спутников (DGPS).

    1. Цель экспедиции


Основной целью поисковой экспедиции было: найти два самолета «Кобра», американского производства, для комплектования музея им. Покрышкина в г. Новосибирске. Покрышкин много летал на истребителях «Кобра», которых в настоящее время ни одного не осталось в России.

История о наличии двух истребителей «Кобра» в болотах Убинского района начинается с 1942 года, когда наши летчики перегоняли с востока на запад американские самолеты на линию фронта. В данном случае над болотами Убинского района у одного из двух самолетов забарахлил двигатель, и летчик, сделав несколько кругов, посадил самолет на одно из чистых от леса болот. Летчик второго самолета, чтобы помочь первому, также сел на открытое болото. Взлететь самолеты уже не смогли, так как условия для взлета были неудовлетворительными.


Оставив свои самолеты, укомплектованные боевым стрелковым вооружением, на болоте, летчики вышли на п. Потеряевск, который они могли видеть во время полета, а далее их переправили по воде, на лошадях, в районный центр и далее в Москву.

Эти потери были не боевые. Средств и времени на доставку таких потерь в стране не было, шла война.

Несмотря на то, что самолеты сели на болото и были хорошо замаскированы зеленой листвой, местные жители не только узнали о них, но и посещали их, об этом свидетельствуют отдельные детали, которые были сняты с самолета.

Один из местных жителей, бежавший в начале войны из мест заключения, использовал стрелковое вооружение для своей охоты на лосей и боровую дичь, рассказывали, что он приносил мясо и в с. Лисьи Норки и в с. Крещенское.

Несмотря на такое количество явных свидетелей наличия самолетов, в настоящее время в живых не осталось никого.

Вот уже несколько лет ведутся поиски этих самолетов, и только в 2004 году были найдены два человека, которые видели самолет, торчащий из-под снега на одном из болот, где-то между Лисьими Норками и с. Голубино. Это было в 1985 году, когда один из очевидцев на своем лесовозе ехал в с. Голубино и, увидев в километре от дороги посторонний предмет, сходил к нему по снегу и не только увидел его, но потрогал его своими руками и постоял на хвостовом оперении. Однако он не помнит конкретно, на каком километре это было от с. Лисьи Норки. Знает только, что было болото, чистое от снега, и из снега торчал хвост самолета со звездочками. Почему он не предал этому значения и не рассказал никому до сегодняшнего дня остается, очевидно, одной из тайн самолетов.

Пройдя на тягаче дорогой, которая использовалась зимой 1985 года для перевозки леса, участники экспедиции ознакомились конкретно с той местностью, где могут стоять самолеты.

Кроме этой дороги экспедиция ознакомилась с местностью, где проживал житель с. Лисьи Норки – это остров «Светлогур» и мелкие острова острова «Светлогур» на восток от основного острова «Светлогур».


Общее расстояние, пройденное тягачом, составляет около 125 км.

Увидеть самолеты на болотах в сентябре практически невозможно, только подъехав к ним вплотную можно было их обнаружить: высокая трава, кочки, поросшие осокой, надежно маскировали их.

Можно было ограничиться только хорошей разведкой.

    1. Техническое описание маршрута



7 – 8 сентября 2004года. Мы находимся в с. Крещенское, расположились в помещении администрации. Анатолий Михайлович Самойлов, глава администрации, ранее эта должность называлась – председатель сельского Совета, очень радушно нас встретил и приютил в своем помещении. Проходит два дня в ожидании тягача и двух проводников, которых нам предоставил Анатолий Михайлович. Один из проводников, Степан Антонович, живет в Барабинске, раньше он работал бригадиром на лесозаготовках и хорошо знал местность, второй проводник, это водитель служебной машины Анатолия Михайловича, звали его Владимир, он также неплохо знал местность и болота. Сам водитель тягача Володя - опытный водитель. Тягач пришел к концу второго дня ожидания. Тягач легкий плавучий, был он не новый, уже изрядно помятый, но на ходу.

9 сентября 2004 года. Выехали в 8 часов утра, день солнечный, проехали с. Лисьи Норки, от которого осталось всего несколько домов, и поехали старой лесной дорогой в сторону болот, верховья реки Амгут. Дорога старая, лет 10 по ней не ходили тягачи и никакой механический транспорт. Однако дорога хорошо просматривалась, на болотах хорошо были видны две колеи.

Тягач по болоту идет мягко, но скорость его не более 5-7 километров в час. Часто приходиться очищать решетку радиатора от налипших листьев и другого мусора. Если утром члены экспедиции сели во внутрь кузова, то к обеду, когда стало тепло и ярко светило солнце, все уже сидели на верху кузова и с интересом смотрели по сторонам.

Обеды и ночевку делали в соответствии с установленным графиком. Для ночевки требовалась сухая поверхность земли и наличие воды. Недостатка в воде не было. Члены экспедиции были обеспечены хорошими каркасными палатками, ковриками и новыми спальниками, водитель тягача и проводники спали в кузове, используя фуфайки, шубы и другие средства. Погода стояла хорошая, ночью было около плюс 15-18 градусов по Цельсию, поэтому проблем никаких не было.


Достигнув на третий день северной границы открытых болот вдоль зимней дороги, группа заночевала на берегу реки Ича.

10 сентября 2004 года. Решено сделать разведку на открытое болото от реки Ича. Существующая дорога так заросла молодыми деревьями, что идти пришлось почти в слепую. Разведка без тягача необходима была для того, чтобы тягач не попал в зону крупных деревьев, где он не смог пробить себе дорогу. Так, например, на болотах тягач валит деревья диаметром до 15 см, на твердой почве - диаметром до 10 см.

Четвертый день ушел на разведку, путь выхода на открытые болота был найден.

11 сентября 2004 года. Рано утром выехали по разведанному пути: местами тягач с большим трудом пробивал себе дорогу. Пришлось даже пилить несколько деревьев.

Через пять часов мы были в районе озера Гущино. Далее наш путь лежал на рям Большой, чтобы разведать зимнюю дорогу на остров Светлогур и мелкие острова восточнее Светлогура.

12 сентября 2004года. Шестой день экспедиции. Выезжаем в девятом часу утра. Озеро Гущино и рям Большой на карте разделен полосой зеленого цвета – это лес. Вначале березы и сосны стояли тонкие, и тягач ломал их, как спички. Лавируя между берез, тягач медленно продвигался в нужном направлении, ориентировались с помощью электронного компаса DGPS. Все шло хорошо, однако, через час тягач заехал в лес, где лавировать было негде. Вокруг стояли березы, которые не ломались даже от повторных ударов корпусом. Сделали остановку, пришлось, и пообедать, так как ко всему прочему слетела и правая гусеница. Все мужчины работали, кто-то пилил деревья, другие ставили гусеницу на место. Наконец все было сделано, и тягач выехал из своей ловушки. Только часам к восьми вечера мы благополучно доехали до заданного места на карте, это была северо-западная часть болота «рям Большой».

На этом болоте был хороший урожай клюквы. Здесь шел сбор клюквы местными жителями.

По дороге из с. Лисьи Норки до острова Светлогур ходили самодельные вездеходы на больших баллонах, на них ездят местные жители и на них вывозят ягоду. Сбор клюквы и продажа ее – это одно из самых доходных занятий для населения. Другой работы в селах просто нет.


13 сентября 2004 года. Седьмой день Экспедиции. Сегодня в составе четырех человек делаем радиальный выход в сторону мелких островов Светлогура. На одном из островов жил в землянке тот самый житель, который скрывался от властей и только иногда наведывался в села Крещенское и Лисьи Норки.

Так как скорость продвижения группы была очень мала, а использовать для транспортировки тягач было нельзя из-за отгораживающей полосы крупного леса, запланировали разведку на два дня: день туда и день обратно и один резервный день на случай непредвиденных обстоятельств.

Погода стояла прекрасная, светило солнце, было тепло, поэтому проблем с ориентированием не было. Мы точно шли по азимуту DGPS.

Мелкие острова Светлогура представляют собой отдельные участки твердой земли, здесь растет сосна, береза и т.д.

Так, в движении по лесу и участкам болот проходит два дня, на девятый день берем направление на оставленный лагерь на болоте «рям Большой».

Натолкнуться на землянку, где жил местный беглец, нам не удалось, сильно мешала зеленая листва и высокая трава.

17 сентября 2004 года. Десятый день экспедиции. Сегодня наша группа берет направление на с. Лисьи Норки. Все уже изрядно засиделись и находились по болотам, пора домой, на твердую землю.

Вечером мы были в с. Крещенское, а утром, 18 сентября, на рейсовом автобусе мы выехали в пос. Убинск.

Рейсовый автобус в Новосибирск из Убинска выходит в четыре часа утра 19 сентября. Идет до Новосибирска 4-5 часов.

Итак, в одиннадцатом часу 19 сентября мы прибыли в помещение ТСЦ «Панда».

Выводы и рекомендации


Конечно, идея искать самолеты в летний период, когда видимость сокращается почти до нуля, была не наша. Однако и в этих условиях необходимо было сделать то, что пришлось бы делать в другой раз, то есть сделать разведку местности, получить дополнительную информацию от жителей местного района.


Эту задачу экспедиция выполнила. Используя транспортное средство – легкий тягач, группа проехала зимней дорогой работающих леспромхозов в 1985 году до с. Голубино и островов Светлогур. Ведь по рассказу жителя с. Круглоозерска, самолет он видел в километре от с. Лисьи Норки до с. Голубино на чистом болоте.

У самолета хорошо просматривалось хвостовое оперение, а все остальное было в снегу.

Все это свидетельствовало о том, что летчики посадили самолеты западнее с. Потеряевск, куда они вышли после посадки.

Оставался ряд невыясненных вопросов, а именно, на каком километре от с. Лисьи Норки это могло быть, так как сказать это живой свидетель села Круглоозерска Контуров не мог. Это было в 1985 году, когда он возил лес с. Голубино.

Фактический район поиска сократился до минимума.

В настоящее время необходимо в период, когда выпадет снег определенной глубины, чтобы можно было быстро, без тропления лыжни продвигаться на лыжах, запланировать и провести лыжный поход в Убинском районе мобильной группой туристов «Кедр» ТСЦ «Панда». Что и запланировано на конец ноября 2004 года.

фотографический материал