https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2

Предмет и задачи синтаксиса.


Основные синтаксические единицы.


Syntaxis – связь, соединение, -> Syn. Изучает единицы, более протяженные, чем слова.


Syn. – высший уровень языковой системы. Только синтаксические единицы непосредственно связаны с процессом общения. Только синтаксические единицы способны непосредственно соотносить сообщаемую информацию с действительностью. Синтаксис занимается изучением правил соединения слов и словоформ, способами соединения, изучает те синтаксические единицы, получаемые в результате этого соединения.

Впервые курс синтаксиса прочитал Шахматов А.А. в начале 20 века. В 1914 году он написал первый учебник по синтаксису. Синтаксис – высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц.

Объект изучения синтаксиса – словосочетание и предложение; сейчас выделяется обособленно простое предложение, сложное, текст, слово, словоформа.


  1. вставание учеников при появлении учителя.

  2. При появлении учителя ученики встают.

  3. Когда учитель появляются, ученики встают. (предикативность выражения дважды)


Все три единицы передают одну и ту же вещественную информацию. Предикативность, или модальные рамки предложения – соотнесенность с действительностью.

Словосочетание – непредикативная единица.

Предложение – коммуникативная единица.

Простое предложение (ПП) – монопредикативная единица.

Сложное предложение (СП) – полипредикативная единица. Каждая часть СП имеет свою модальную рамку.




● , ● ●


Единицы текста.

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) / Сверхфразовое единство (СФЕ).


Слово в синтаксисе изучается с точки зрения его сочетаемой способности (каким образом лексическое, грамматическое значение слова влияют на его сочетаемость). Есть раздел в грамматике «Синтаксис слова», изучающий, как синтаксическая конструкция влияет на изменение морфологических признаков той, или иной словоформы.

В.п.

Больного бьет дрожь. (больной дрожит)




Инициальная позиция с субъектным значением В.п.

(ССЦ)


Т

СП


С/с ПП





СФ С

Базовые синтаксические понятия.


Базовые синтаксические понятия – это те понятия, которые обеспечивают соединение слов, словоформ и других синтаксических единиц в единицу большого объема: синтаксические связи и синтаксические отношения.

Синтаксические отношения – любая синтаксическая единица для передачи синтаксических отношений (см. стр. 6 пособия). Любой тип выражается формально, т.е имеет формальный показатель.


Синтаксические связи.


Традиционно выделяется 2 типа связи: сочинительная и подчинительная.


Сочинительная связь – это связь однофункциональная и однонаправленная (все единицы равноправны)

Сочинительная связь неоднородна по своей способности передавать смысловые отношения.

Сочинительная связь делится на открытую и закрытую.

  • открытая связь – это такая связь, при которой сочинительный ряд потенциально не ограничен, но между каждым таким компонентом устно вливаются одни и те же смысловые отношения. Чаще всего, между компонентами открытой связи существуют перечислительные отношения. Между компонентами, чаще всего, стоят соединительные союзы. Формальный показатель – наличие разделительного союза, повторяющиеся союзы, отсутствие союза, интонационная связь.


  • закрытая связь – это бинарная связь, при которой только 2 компонента сочинительного ряда связаны одними и теми же сочинительными отношениями. Не допускают пополнение ряда с сохранением тех же отношений.

Пример: Он шутил1, а я злобствовал2 и продолжал3 на него обижаться.

1 и 2, 1 и 3 – сопоставительные отношения; формальные показатели – сопоставительные союзы (а, же (=а), да (=а)), противительные союзы (но, зато, да (=но)), пояснительные союзы (а, именно), градационные союзы ( не столько…сколько)


Сочинительная связь – это такой тип связи, который характеризует разные типы синтаксических единиц.


Подчинительная связь – это связь разнофункциональная, т.е. предполагает наличие главного и зависимого компонентов.

Функция – обеспечить связь между компонентами словосочетания, т.е. словом и словоформой; двумя словоформами; между словом и предикативной единицей; двумя предикативными единицами.

Подчинительная связь между С+С и С+СФ отличается от связи между С+ПЕ, ПЕ+ПЕ.


Признаки подчинительной связи:


  • обязательность /необязательность появдения зависимого компонента. Некоторые слова автосемантичны, т.е. им не нужны слова для поддержания смысла (e.g. дом, кафедра). Семантичные слова зависимы, т.е. неспособные передать четкую информацию (e.g. слыть; Он слывет умником – обязательная связь). Я читаю, и Я читаю книгу – это слова семантичные и самодостаточные, но детально передать информацию не могут (сущ.+определение). Когда зависимое слово предопределено грамматическим значением главного слова – это обязательная связь. E.g. переходный гл.+сущ. В, Р.п.
  • предсказуемая / непредсказуемая – предсказывает ли главное слово своим семантическим устройством ту, или иную форму зависимого слова. E.g. вход в дом. При главном слове могут появляться разные форма зависимого слова, которые друг от друга практически не отличаются по своей семантике (вариативность). E.g. Рассказать о чем? – Рассказать про что? (предсказуемая связь). Бросить курить / курение.



Типы синтаксических отношений.


Виды подчинительной связи:


  • согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово воспроизводит грамматическое значение главного слова.

  • управление – вид связи, при котором зависимое слово стоит при главном в форме зависимого (косвенного) падежа.

  • примыкание – это постановка при главном слове неизменяемых зависимых слов.

  • дуплексив возникает только в предложении; это вид подчинительной связи, когда зависимый компонент подчиняется сразу 2-м словоформам в структуре предложения. E.g. Он выглядел утомленным.

  1. род и число зависят от субъекта: Он

  2. падеж определяется гл: выглядел

Дать молоко горячим.


Координация – см. стр. 6 пособия


Если подлежащие выражено в форме И.п., то сказ. будет стоять в спрягаемой форме гл.

Если изменить форму сказ., то меняется и форма слова в позиции подлежащего.

Я приехал в Саратов / Приехать бы мне в Саратов пораньше.

Взаимная обусловленность форм подлежащего и сказуемого.

E.g. Мальчикм.р.ед.ч. бежалм.р.ед.ч. -> Я бежал / Я бежала

(зависит от референта; явление реального мира)

Саратовм.р. ед.ч.городм.р. ед.ч. на Волге.

Эти корпусанаша новая больница.

Аппозиция (лат. соположение) по школьной грамматике связь приложения с определением (согласование). Человек дает 2 наименования референту, т.к нет главного и зависимого слова, то нет и полного подобия форм (e.g. женщина – космонавт; город Иваново).



Синтаксические отношения.

Еже Курилович выделил 2 типа синтаксических отношений:


  • собственносинтаксические - отношения, не передающие никакого конкретного содержания, а просто соединяющие формы друг с другом (E.g. лекцию)

  • семантико-синтаксические (E.g. пыльной дорогой)


Русская грамматика выделили 3 типа отношений:

- объектные

- определительные

- восполняющие


Объектные – отношения между действием и состоянием и предметом, на которое это действие распространяется. (e.g. писать письмо; покупка дома; разговор о сыне)

Определительные – отношения, при которых предмет, явление, признак определяются со стороны своего внешнего или внутреннего свойства, качества, а также получают различные обстоятельственные характеристики.

Восполняющие – отношения, при которых зависимое слово содержательно необходимо восполняет главное слово


Среди определительных отношений можно выделить:

  1. субъектно-определительные (приезд брата)

  2. объектно-определительные (книгам враг)

  3. определительно-притяжательные (книга брата)

  4. определительно-целевые (школа юного филолога)

  5. определительно-сравнительные (лес рук) и др.


Предикативные отношения – это такие отношения, которые позволяют соотнести сообщаемый факт с фактом общения; они прикрепляют информацию к определенному модально-временному плану речевой ситуации.


Аппозитивные отношения – отношения соположения.


Хотя синтаксические связи – это некие языковые явления, человек имеет возможность выбора этих языковых средств для решения коммуникативных задач.


Синтаксис словоформ.

Этот раздел синтаксиса изучает сочетаемостные возможности словоформ. Синтаксическая словоформа – синтаксема – это минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка.


Отличительные признаки синтаксемы:


  1. категориально-семантическое значение слова, от которого она образована

  2. соответствующая морфологическая форма

  3. способность реализоваться в определенных синтаксических позициях



Типология синтаксем по конструктивному признаку: (Рус. гр. 80)


  • присловные

  • неприсловные


Присловные не выступают самостоятельно, всегда входят в структуре предложения в состав словосочетания в качестве зависимого слова.


Неприсловные – самостоятельные компоненты, которые участвуют в построении предложения. (E.g. Книгу подарилиХ -->кому? мальчику (присловн.); Мальчику весело (присловн.); Мальчик читает книгу.


  • принадлежность к части речи (глагольная, именная)

Внутри именных синтаксем идет типология по падежам, внутри падежа – типология по наличию предлога. Внутри конструктивного типа рассматриваются значения, выражаемые синтаксемами.


Синтаксис слова.


Синтаксис слова изучает особенности сочетаемости слова.

Разные лексико-семантические варианты слова имеют разную сочетаемость.

Синтаксическое слово = лексико-семантический вариант;

качество = передвижение исх. пункт конечн. пункт

E.g. Человек быстро идет от калитки к дому

= пролегает исх. точка конечн. точка

Дорога идёт от дома к лесу.

= двигаться (перен.)

Время быстро идёт.


Слово как синтаксическая единица – один лексико-семантический вариант; носитель одного значения, имеющий одни и те же сочетания.

Сочетаемость слова может быть

  • активной (валентность)

  • пассивной (способность слова подчиняться другим словам)

Валентность – способность слова подчинять себе зависимые слова.



Синтаксическое слово находит применение в 2-х типах единиц:


  1. слово + СФ = с/с

  2. слово + ПЕ = СП


В организации СП участвуют слова 2-х разновидностей:

  1. все сущ. (способны присоединять предложение со значением определения

  2. слова с изъяснительной семантикой, способные присоединять изъяснительные придаточные предложения (слово со значением речевой деятельности, умственного, эмоционального состояния, слова восприятия)


ПП состоит из словоформ.

Механизм сочетаемости слова имеет 2 стороны:


  1. синтаксическую сочетаемость (фиксирует сколько зависимых слов и в какой они форме)

  2. словарную сочетаемость (фиксирует какие именно лексемы могут занимать позиции зависимых слов)



Синтаксическая сочетаемость


Факторы:


  1. факторы грамматического характера, т.е. какие-то грамматические признаки главного слова, влияют на количество и форму зависимого (e.g. частиречная принадлежность слова – строить дом / строительство дома -> Р.п., беспредложный); морфемная структура главного слова (наличие приставки): входить в дом / выходить из дома; словообразовательные связи главного слова: содействовать школе / содействие школе

  2. семантическая характеристика – семантическая структура главного слова влияет на количество и форму зависимого слова: хотеть уехать / желание уехать / готов уехать / надо уехать; дать (не менее 2 словоформ – что-то, кому-то)
  3. лексическая характеристика – когда индивидуальное значение лексемы определяет сочетаемость его с другими словами. В лексико-семантической группе каждый глагол имеет свою сочетаемость: любить мать / бояться матери / верить матери / гордиться матерью / надеяться на мать -> семантика одна – форма разная. Иногда, в законах сочетаемости задействованы факторы разного характера.



Словарная сочетаемость


Существует 2 рода ограничений на сочетаемость:


1) семантические ограничения: если зависимое слово при той, или иной лексеме имеет какие-то одинаковые семантические признаки, то все слова при данной лексеме становятся обладателями одного семантического признака (e.g. арендовать / снимать дом, квартиру, гараж -> помещение; арендовать дом, землю, транспорт)

Включают лексемы без общего семантического признака. При главном слове зависимое слово нужно подавать списком. E.g. ошибиться номером, дверью, адресом / перепутать дом, номер, название, ключи.

Деление на знаменательные и незнаменательные слова важно, т.к. только знаменательные слова обладают сочетаемостью. Незнаменательные слова имеют синтаксические функции.


Синтаксис словосочетания.


С/с, как и слово, выполняет функцию наименования, входит в номенклатуру номинативных средств языка.

С/с отличается от слова своей структурой; оно передает понятие расчленённым, внутри с/с слова соединены подчинительной связью: зависимый компонент реализует либо обязательность, либо типично-факультативную валентность (возникает в результате того, что при главном слове частотно используются те, или иные зависимые слова, они уточняют, конкретизируют, сужают значение главного слова). E.g. читать книгу – нотации.


с/с- это исторически сложившиеся в языке формы грамматического объединения 2-х и более зависимых слов, лишенных основных признаков предложения, но создающих расчленённое обозначение единого понятия (по Виноградову)

Словосочетание – определение Шведовой см. на стр.11

« с/с не соотносительно с понятием предложения. с/с – это сложное наименование. Оно несет ту же номинативную f. , что и слово»


С/с обладает парадигмой; парадигма с/с полностью повторяет парадигму главного слова.

С/с бывают:

  • свободными


  • несвободными

Только свободные с/с могут быть объектом синтаксиса (все компоненты с/с сохраняют свое лексическое значение); несвободные сочетания – фразеологические единицы.


Анализ словосочетания.


  1. частиречная принадлежность главного слова:

- субстантивные (сущ.)

- глагольные

- адъективные (прил.)

- нумеральные (числит.)

- прономинальые (мест.)

- адвербиальные (нареч., категор. сост.)

  1. характеристика синтаксических связей между компонентами

  2. синтаксические отношения

  3. определенность обусловленности формы зависимого компонента:

- грамматически обусловленные

- семантически обусловленные

- лексически обусловленные

5. модель с/с:

- N (S) – сущ.

- A – прилаг.

- V – гл.

- Pron – местоим.

- Adv - нареч.


Грамматически обусловленные с/сочетания:


1). Сущ. + опред. (A + N)

2). Гл. + нач. нареч. (V + Adv0)

3). Гл. + сущ. В.п. (беспредл.) (Vtr + N4)

4). Колич. числ. + сущ. Р.п. (Num + N2)

5). Прил. ср.степ. + сущ. Р.п. (Aсст + N2)


В реальных высказываниях выделяются не только простые с/с; грамматически и семантически связанными может быть группа более чем из 2-х слов.

Ср: Девушка с глазами / Девушка с голубыми глазами – прост. с/с.

Зависимые слова могут связываться разными типами подчинительной связи, т.о. выделяются разные типы с/с:


  • комбинированные – с/с, построенные по цепочечной зависимости (e.g. Книга друга моего)
  • сложные - параллельное подчинение (e.g. Подарить книгу другу)


  • распространенные – с/с, где при главном сущ. есть 2 неоднородных определения прилагательных.

  • Слитые – с/с, которые рождаются при формировании предложения (e.g. Сегодня купил книгу и свежую газету).


С/с – блок слов, связанных грамматически и по смыслу. В процессе высказывания с/с трансформируются – может меняться формальная и синтаксическая структура с/с: синтаксические изменения с/с

а) один из компонентов не используется в данном высказывании

б) с/с, в которых зависимое слово выражается ПЕ (e.g. он остался на должности куда пошлют)

в) вместо знаменательного слова позицию зависимого занимает служебное (e.g. не бывает свободы от без свободы для; он привык кричать по поводу и без)

г) меняется форма зависимого слова (e.g. Она стукнула самовар на стол)


Семантические изменения с/с.

В реальном общении могут сниматься ограничения на лексическую сочетаемость:

E.g. я стал листами книги / И можешь ты меня перелистать; Поговорим до Коли



следующая страница >>