girniy.ru 1 2 ... 4 5
Глава 8


Сопоставление результатов двух отчетов об оценке стоимости 20-процентного пакета акций

ОАО
«Апатит»

Методология
и результаты расчетов оценщиков и экспертов

ВВОДНЫЕ
ЗАМЕЧАНИЯ

В апреле 2004 г. в Комитет по оценочной деятельности Торгово-промышлен­ной палаты Российской Федерации обратился руководитель Российского фон­да федерального имущества (РФФИ) (письмо исх. от 25.03.2004 фи-9/4380) с просьбой провести сравнительный анализ двух отчетов о рыночной стоимо­сти 20-процентного пакета акций ОАО «Апатит».

Первый отчет-оценка, выполненный по заказу РФФИ сотрудниками неза­висимой оценочной компании, был представлен 09.10.200., второй отчет-за­ключение комиссионной оценочной судебной экспертизы 19.08.2003.


Думается, что сравнительный анализ этих отчетов как с методологической, так и с методической точек зрения может представлять серьезный интерес для практикующего оценщика-профессионала.

Далее специалистов, выполнивших отчет-оценку, будем называть оценщи­ками, а специалистов, выполнивших отчет-заключение, экспертами.

Экспертам было поручено дать заключение, точнее, отчет-оценку, в кото­ром бы содержались ответы на следующие вопросы:


Какова рыночная стоимость 20-процентного пакета акций ОАО «Апа­тит» по состоянию на 01.06.1994?

Какова рыночная стоимость 20-процентного пакета акций ОАО «Апатит» по состоянию на 01.10.2000 «в составе контрольного пакета»?

217

218 Оценка стоимости бизнеса

По поводу первого вопроса эксперты сообщили, что из-за отсутствия в пол­ном объеме документов, необходимых для проведения экспертизы, они (экс­перты) пришли к выводу о том, что невозможно дать заключение по вопросу определения рыночной стоимости 20-процентного пакета акций ОАО «Апа­тит» по состоянию на 01.07.1994, сформулированному в постановлении стар­шего следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Россий­ской Федерации, государственного советника юстиции 3 класса С.К. Каримова от 14.07.2003.


По этой причине в проведенном экспертами исследовании первый вопрос не рассматривался.

Как сообщается в Заключении комиссионной оценочной судебной экспер­тизы от 19.08.2003 (далее Заключение), предметом рассмотрения экспертов являлась «рыночная стоимость 20-процентного пакета акций ОАО «Апатит» по состоянию на 01.10.2002 в составе стоимости контрольного пакета».


ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРАВОМЕРНОЙ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ЧАСТИ ПРИОБРЕТЕННОГО ПАКЕТА НЕ АВТОНОМНО, А В СОСТАВЕ КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА?

Ставить вопрос, оговаривая единственное обязательное условие—оценка ры­ночной стоимости 20-процентного пакета акций в составе контрольного паке­та, совершенно неправомерно и ошибочно, т.к., по сути, это означает лишь одно при оценке «уйти» от применения скидки за недостаточную степень контроля. Такое условие противоречит общепринятым правилам и методоло­гии оценочной практики, поскольку позволяет необоснованно исключить все, что касается степени контроля оцениваемого пакета, т.е. возможности отчуж­дения его в условиях конкуренции.

Необходимость использования скидки за недостаточную степень контроля весьма убедительно обосновывается в специальной литературе. Это положе­ние также отмечено в методических рекомендациях, утвержденных постанов­лением Правительства Российской Федерации. Так, в постановлении Прави­тельства «Об утверждении правил определения нормативной цены подлежа­щего приватизации государственного и муниципального имущества»1 опреде­лен ряд понятий, имевших существенное значение для обоснованного пред­ставления о неправомерности постановки исходного вопроса «Какова рыноч­ная стоимость 20-процентного пакета акций ОАО «Апатит» по состоянию на 01.10.2002 в составе контрольного пакета?» перед комиссионной оценочной судебной экспертизой.


В указанном постановлении дано следующее определение нормативной цены: «минимальная цена, по которой возможно отчуждение... имущества...»

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2002 369 «Об утверждении правил опреде­ления нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества» в редак­ции от 16.04.2003 222 и от 31.07.2003 466.

Именно это постановление действовало на момент проведения работы экспертов. Позднее вышло постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2006 87, которое признало «утратившим силу постановление от 31.05.2002 369». Однако в новом постановлении сохранены основные условия отмененного документа. Я рассмат­риваю положения сейчас уже не действующего постановления ( 369), поскольку в момент проведения оценочных ис­следований, анализируемых в настоящей работе, оно (постановление) имело вполне реальную силу.


л



следующая страница >>