https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 3 4

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего


профессионального образования «Национальный исследовательский

Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПР

А.Ю. Дмитриев

« » __________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТИПЫ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ


НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП

130101 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ)

130101.01 Геологическая съемка поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): инженер (специалист)

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 5; СЕМЕСТР 9

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 3

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов), формационный анализ, опробование твердых полезных ископаемых, основы технологии переработки руд, основы разработки месторождений твердых полезных ископаемых

КОРЕКВИЗИТЫ: геотектоника и геодинамика, экономика и организация геологоразведочных работ, разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых, геохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых, основы горно-промышленной геологии и маркшейдерии

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:



Лекции

22

час.

Лабораторные занятия

22

час.

Аудиторные занятия

44

час.


Самостоятельная работа

110

час.

Итого

154

час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Экзамен

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Кафедра геологии и разведки полезных ископаемых

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ д.г.- м.н., профессор А.К. Мазуров
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП д.г.- м.н., профессор В.Г. Ворошилов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ д.г.- м.н., профессор И.В. Кучеренко


2011 г.
  1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Дисциплина дополняет дисциплину «Основы учения о полезных ископаемых», которую студенты изучают в 8 семестре.

В преподавании дисциплины развиваются идеи и традиции научной школы в области геологии полезных ископаемых, созданной профессорами В.А. Обручевым, П.П. Гудковым, М.А. Усовым, Ф.Н. Шаховым, В.К. Черепниным.

Согласно этим традициям, учебный процесс по дисциплине ориентирован на обучение студентов способности логически строго и аргументированно излагать в устной и письменной форме освоенные знания, используя сведения из области физики, химии, минералогии, петрографии, теории рудообразующих процессов и других дисциплин. Одна из традиций кафедры, которая развивается и сейчас, – акцент в преподавании дисциплины на фундаментальный материал по сибирским регионам, для работы в которых в основном готовятся специалисты геологического профиля в стенах НИ ТПУ. В Сибири и на Дальнем Востоке воспитанниками Томского технологического, индустриального, политехнического института открыты многие месторождения полезных ископаемых, которые служат крупной сырьевой базой золота, платины, цветных металлов, урана и других видов минерального сырья. Все это находит отражение в соответствующих разделах дисциплины.


В лекциях дается разработанная лектором И.В. Кучеренко классификация рудообразующих процессов, построенная, в отличие от других современных классификаций, на основе принципов теории систем и, наряду с формационной классификацией, составляющая основу промышленной типизации месторождений твердых полезных ископаемых. Раскрываются разработанные лектором принципы формационной типизации месторождений полезных ископаемых, синтезирующие в себе все положительное, прошедшее проверку временем, что накоплено в данной области геологических знаний.

На лекционных и лабораторных занятиях затрагиваются вопросы экологии и охраны окружающей среды, особенно тогда, когда речь идет о добыче полезных ископаемых в контексте безопасности жизнедеятельности, экологической безопасности государства и человеческого сообщества. В частности, сравниваются разные технологии добычи минерального сырья, обсуждаются достоинства и недостатки сравнительно экологически чистых способов (технология Фраша для извлечения из недр самородной серы, технологии подземного выщелачивания минеральных солей, урана и др., технологии скважинной гидродобычи и др.).

Особое внимание в преподавании дисциплины, также согласно традициям кафедры и выдающихся предшественников, обращается на важнейший аспект процесса – формирование у студентов способности общаться с коллегами на профессиональном русском и английском языках посредством собеседования преподавателя и студентов в форме диалога, формулирования студентами в письменной форме тестов (вопросов-ответов) на аудиторных занятиях, выполнения в письменной форме рефератов (домашних заданий) и текущих контрольных работ.

Дисциплина имеет своей целью формировать у студентов объем знаний в области промышленного использования различных видов металлических и неметаллических полезных ископаемых, требований потребителей к их качеству и количеству, технологической типизации полезных ископаемых, экономики минерального сырья в мире, России, сибирских регионах, принципов промышленной типизации полезных ископаемых и промышленно-генетических типов полезных ископаемых по видам. Все это, в свою очередь, призвано формировать у студентов инженерный кругозор, необходимый для исполнения на высоком уровне профессиональной деятельности будущими специалистами.



  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП


Дисциплина входит в структуру базовой части профессионального цикла (СЗ.Б.1.10).

Пререквизиты. Освоению дисциплины должно предшествовать изучение следующих дисциплин: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов), формационный анализ, опробование твердых полезных ископаемых, основы технологии переработки руд, основы разработки месторождений твердых полезных ископаемых.

Студенты должны знать важнейшие промышленные минералы и наиболее распространенные магматические, метаморфические, осадочные горные породы – их химический состав, диагностические свойства, и быть способными их диагностировать на визуальном уровне.

Для промышленной типизации месторождений полезных ископаемых, которая опирается на генетическую и формационную классификации полезных ископаемых, необходимо знать сущность процессов рудообразования и рациональные принципы формационной типизации месторождений полезных ископаемых, уметь распознавать по условиям залегания и составу полезных ископаемых условия их образования.

Знание назначения и способов опробования полезных ископаемых, основных технологических схем переработки руд и способов их разработки требуется для понимания принципов технологической типизации руд и влияния факторов, определяющих дифференциацию полезных ископаемых на технологические типы.

Кореквизиты. Геотектоника и геодинамика, экономика и организация геологоразведочных работ, разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых, геохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых, основы горно-промышленной геологии и маркшейдерии.



  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:
  • состояние (распределение) сырьевой базы (запасы, ресурсы) важнейших полезных ископаемых по видам в мире, в России, сибирских регионах (З2.2.1);


  • объемы добычи важнейших полезных ископаемых в мире, в России, сибирских регионах (З2.2.2);

  • области промышленного использования важнейших полезных ископаемых по видам (З2.3.1);

  • промышленные минералы, технологические типы полезных ископаемых по видам (З2.3.2);

  • требования промышленности к качеству и количеству полезных ископаемых (З2.3.3);

  • важнейшие промышленно-генетические типы месторождений полезных ископаемых, их значение в экономике минерального сырья по видам (З4.8);

уметь:

  • анализировать генезис месторождений полезных ископаемых (У4.8.1);

  • определять положение месторождений полезных ископаемых в генетической классификации рудообразующих процессов (У4.8.2);

  • определять принадлежность месторождений полезных ископаемых к промышленным типам (У4.8.3);

  • использовать перечисленные знания в производственной деятельности (У2.3);

владеть:

  • навыками самостоятельной работы (В2.3);

  • навыками составления заключений о возможном происхождении месторождений (В4.8.1);

  • навыками геолого-генетического и геолого-промышленного описания месторождений полезных ископаемых (В4.8.2).

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции.

Универсальные (общекультурные):

  • способность обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения (ОК-1);

  • способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);

  • способность к саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

Профессиональные (ПК):


  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ПК-2);

  • способность организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ПК-4);

  • способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информации (ПК-8);

  • способность использовать теоретические знания при выполнении производственных, технологических и инженерных исследований в соответствии со специализацией (ПК-10);

  • способность применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-17);

  • способность подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-25);

  • способность прогнозировать на основе анализа геологической ситуации вероятный промышленный тип полезного ископаемого, формулировать благоприятные критерии его нахождения и выделять перспективные площади для постановки дальнейших работ (ПСК-1.1).


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Содержание разделов дисциплины


Студентам необходимо усвоить материал по следующим вопросам:

- принципы классифицирования (промышленной типизации) полезных ископаемых;

- качество полезных ископаемых, технологические типы руд и дифференциация месторождений по масштабам запасов;

- особенности геолого-промышленной оценки месторождений металлических и неметаллических полезных ископаемых;

- области промышленного использования каждого включенного в программу полезного ископаемого;

- требования промышленности (потребителей) к качеству, технологические типы и сорта полезного ископаемого;

- состояние сырьевой базы, объем добычи полезного ископаемого в мире, России, сибирских регионах; цены на мировом рынке;

- геолого-промышленная характеристика важнейших промышленно-генетических типов месторождений каждого полезного ископаемого, значение их в экономике минерального сырья.

Металлические полезные ископаемые

Раздел 1. Месторождения черных металлов

Ж е л е з о. Полигенные (метаморфизованные) месторождения железистых кварцитов (Курская магнитная аномалия, Россия). Осадочные месторождения морские (Керченское, Россия), в том числе вулканогенно-осадочные (Каражал, Казахстан), и континентальные (Лисаковское, Казахстан). Магматические (Качканарское, Россия) и скарновые (Соколовское, Сарбайское, Казахстан) месторождения.

М а р г а н е ц. Осадочные и вулканогенно-осадочные месторождения (Никополь, Украина; Западный Каражал, Казахстан). Месторождения, образованные в корах выветривания марганецсодержащих кремнистых и карбонатных толщ (Бразилия, Индия). Железо-марганцевые конкреции дна современных океанов.

Т и т а н. Осадочные месторождения, образованные в результате механической дифференциации вещества (литоральные россыпи), древние (Туганское, Россия; Правобережное, Украина) и современные (Бразилия, Австралия, Индия). Магматические месторождения (Кусинское, Россия).

Х р о м. Магматические месторождения ранне-кристаллизационные (Бушвельд, ЮАР) и позднее-кристаллизационные (Сарановское, Россия). Россыпи.

В а н а д и й Магматические месторождения ванадийсодержащих титано-магнетитовых и ильменит-магнетитовых руд в анортозитах, габбро, норитах (Качканарское, Россия; Бушвельд, ЮАР). Месторождения, образованные в корах выветривания – зонах окисления полиметаллических месторождений (Тсумеб, Намибия; Брокен-Хилл, Замбия) и в зонах пластовой инфильтрации (плато Колорадо, США). Осадочные месторождения ванадиеносных фосфоритов, бокситов, железных руд, углей (формация Фосфория, США; Керченское, Россия), а также литоральных россыпей – ванадийсодержащих титано-магнетитовых песков (Новая Зеландия). Ванадиеносные асфальтиты (Минас-Рагра, Перу) и нефти (Урало-Волжская провинция, Россия). Полигенные (метаморфизованные) месторождения (Отанмяки, Финляндия).



Раздел 2. Месторождения цветных металлов

С в и н е ц и ц и н к. Полигенные месторождения: гидротермально-осадочные (Холоднинское, Озерное, Россия), метаморфизованные в карбонатных породах (Горевское, Россия), в глубокометаморфизованных толщах (Брокен-Хилл, Австралия). Месторождения стратиформные неясного генезиса (Миргалим-Сай, Казахстан). Гидротермальные плутоногенные месторождения: скарновые (Верхнее, Россия), метасоматические в карбонатных породах (Благодатское, Россия), жильные (Садонское, Россия). Гидротермальные вулканогенные месторождения в вулканических поясах (Ново-Широкинское, Россия).

М е д ь. Гидротермальные плутоногенные месторождения штокверковых руд типа медных порфиров (Коунрад, Казахстан; Эль-Тениенте, Чили). Полигенные месторождения осадочные метаморфизованные типа медистых песчаников и сланцев (Удоканское, Россия; Джезказганское, Казахстан; Роан-Антилоп, Замбия), гидротермально-осадочные медно-колчеданные (Гайское, Россия; Куроко, Япония). Магматические ликвационные месторождения (Норильское, Россия).

А л ю м и н и й. Месторождения, образованные в корах выветривания (Боке, Гвинея; Гвианская береговая равнина). Осадочные месторождения бокситов платформенные (Тихвинское, Россия) и геосинклинальные (Северо-Уральский бокситоносный район). Магматические месторождения уртитовых, апатит-нефелиновых, сынныритовых руд (Хибинское, Кия-Шалтырь, Россия).

М а г н и й. Гидротермальные метасоматические месторождения кристаллического магнезита в карбонатных и ультраосновных породах (Саткинская группа, Онотское, Удерейское, Шабровское, Россия). Месторождения «аморфного» магнезита, образованные в корах выветривания гипербазитов, инфильтрационные (Халиловское, Россия). Осадочные месторождения магнезита, доломита, магнезиальных солей. Морская вода и рассолы как источник магния.

О л о в о. Осадочные месторождения, образованные в результате механической дифференциации вещества – аллювиальные и литоральные россыпи (Депутатское, Россия; Малайзия, Индонезия). Плутоногенные гидротермальные месторождения грейзеновые (Этыка, Россия), сопровождаемые кварц-турмалиновыми и кварц-серицит-хлоритовыми метасоматитами касситерит-силикатно-сульфидные и касситерит-сульфидные (Хапчеранга, Солнечное, Россия). Вулканогенные гидротермальные месторождения (Джалинда, Россия).


В о л ь ф р а м. Плутоногенные гидротермальные месторождения: скарновые шеелитовых и шеелит-молибденитовых руд (Чорух-Дайрон, Узбекистан; Тырны-Ауз, Россия), грейзеновые вольфрамитовых руд (Акчатау, Казахстан), жильные и штокверковые в сопровождении турмалиновых, березитовых и других метасоматитов (Бом-Горхон, Россия).Вулканогенные гидротермальные месторождения вольфрамовых с оловом, серебром, сурьмой, ртутью, золотом, марганцем руд (Ново-Ивановское, Россия; Тасна, Боливия).

М о л и б д е н. Плутоногенные гидротермальные месторождения: скарновые шеелит-молибденитовых руд (Тырныауз, Россия), грейзеновые молибденитовых, в том числе с вольфрамом руд (Восточный Коунрад, Казахстан), жильные в сопровождении калишпатовых, серицитовых, березитовых метасоматитов (Шахтама, Россия) и штокверковые типа молибденовых и медно-молибденовых порфиров (Сорское, Россия; Клаймакс, США).

Н и к е л ь. Магматические ликвационные месторождения медно-никелевых руд (Норильское, Россия, Седбери, Канада). Месторождения гидросиликатных никелевых с кобальтом руд, образованных в корах выветривания ультраосновных магматических пород (Аккермановское, Россия; о. Новая Каледония).

К о б а л ь т. Полигенные месторождения осадочные метаморфизованные типа кобальтсодержащих медистых песчаников (Замбия, Заир). Магматические ликвационные месторождения медно-никелевых кобальтсодержащих руд (Норильское, Россия). Плутоногенные гидротермальные жильные месторождения (Кобальт, Канада).

В и с м у т. Плутоногенные гидротермальные месторождения: скарновые шеелитовые с висмутином и самородным висмутом (Восток-2, Россия; Санг-Донг, Корея); грейзеновые вольфрамовые, оловянные, молибденовые с висмутом (Акчатау, Казахстан); жильные, сопровождаемые окварцованными, березитизированными породами; мышьяково-висмутовые (Устарасай, Узбекистан), кобальт-никель-серебро-висмут-урановые (Кобальт, Канада). Вулканогенно-гидротермальные месторождения (Адрасман, Узбекистан).

С у р ь м а. Плутоногенные гидротермальные месторождения: кварцево-антимонитовых руд (Сарылах, Россия), шеелит-золото-антимонитовых (Воси, Китай), вольфрамит-антимонит-киноварных (Барун-Шивея, Россия), антимонит-аргентит-галенит-сфалеритовых (Саншайн, США), касситерит-антимонитовых (Сары-Булак, Узбекистан) руд. Вулканогенные гидротермальные месторождения мышьяково-сурьмяных, сурьмяно-серебряных, сурьмяно-оловянных руд (Йеллоу-Пайн, США). Стратиформные сурьмяные и ртутно-сурьмяные месторождения (Кадамджай, Кыргызстан).

Р т у т ь. Плутоногенные гидротермальные месторождения ртутно-сурьмяных, ртутно-золото-серебряных, ртутно-оловянных, ртутно-медных, ртутно-вольфрам-мышьяковых, ртутно-полиметаллических руд (Ильдикан, Россия), ртутных в лиственитах (Чаган-Узун, Россия) руд. Вулканогенные гидротермальные месторождения опалит-киноварных (Пламенное, Россия; Монте-Амиата, Италия) и стратиформных (Никитовское, Украина; Альмаден, Испания) руд.



следующая страница >>