https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Министерство образования республики Саха (Якутия)


МОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»

Аммосовские чтения





Памяти великого художника Иннокентия Юрьевича Пестрякова


Выполнила:

Пестрякова Наташа

Руководитель: учитель РЯЛ

Кириллина Т.Г.


Нам, 2009


Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Из жизни художника Иннокентия Пестрякова………………………….5

Глава II. Творческий путь художника……………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………………..11

Список использованной литературы……………………………………………….12

Приложение


Введение

Искусство - служение и радость. Служение художника – творить и создавать для того, чтобы вовлечь и нас в сослужение с собою. Истинный художник не может творить всегда. Он не властен над своим вдохновением; и вдохновение непременно должно покидать его, чтобы опять вернуться. Позванный и призванный, он чувствует себя предстоящим. И когда он предстоит, то пред ним немного произвольных возможностей, а она – единая художественная необходимость, которую он и призван искать и найти в обретении которой состоит его служение. Творя, он искусство видит; видит очами духа, которые открылись во вдохновении. Он творит из некоей внутренней, духовной очевидности; она владеет им, но он сам не властен над нею. И пусть не говорят нам об «изжитых» традициях искусства: ибо священные традиции не изживаются никогда!.. Великое искусство будет и впредь всегда, как и было всегда, служением и радостью. Она доступна не каждому; и современное искусство не ищет ее. Она родится из страдания и одоления. Не из скуки, требующей развлечения; не из пустой души, не знающей, чем заполнить свою пустоту; не из утомления и переутомления, требующего все новых раздражений и небывалой остроты. Современное человечество умеет только переутомляться, скучать и томиться от внутренней пустоты. Именно поэтому оно жаждет эффекта, занимательности и возбуждения; оно ищет шума, треска, дребезга и нервной щекотки; оно требует этих средств и от художника. И сколько художников, - ведь они тоже сыны своего века, - идут навстречу этим поискам; сколь многие выдумывают «новое искусство» из утомленных душ; они силятся прорваться к новым, небывало острым раздражениям, чтобы дать эти раздражения толпе. Современное искусство полно душевного зуда и произвольных выдумок. Кто помышляет ныне о прекрасном, о пении из глубины, о целомудренном вдохновении, о великих видениях? Где есть ныне место для радости?


Становление и творческое развитие каждого художника определяется его национальным своеобразием. Каждый из них старается передать в своих произведениях те обстоятельства и образы, которые присущи их народу и подкреплены обширными и глубокими наблюдениями, богатым опытом, что называется выстрадано душой и сердцем.

В Якутии сформировался и окреп творческий коллектив профессиональных художников, который ныне пользуется значительной общественной репутацией. Путь, пройденный художниками республики, интересен, сложен и содержателен, он типичен для молодых национальных творческих коллективов страны и в то же время по-своему неповторим. Во всем этом сказались ведущие закономерности формирования и неуклонного поступательного развития многонациональной, художественной культуры, многообразной по своим национальным проявлениям и интернациональной по своему характеру и духу.

Настоящий художник – это волшебник, который может творить в любой среде, в любом времени; заставляет волновать тысячи сердец, обогащать людей культурно и нравственно. Одним из таких мастеров можно по праву назвать Иннокентия Пестрякова.

Актуальность: Для нас самобытное искусство представляет огромную ценность, потому что в нем предвосхищены особенности национального характера. Основу искусства этого удивительного человека составляет историко-бытовая тематика, где он ярко воплощает мотивы народного быта и фольклора.

Цель нашей работы: проследить творческий путь становления художника.

Чтобы достичь данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:


  1. проанализировать раннее и позднее творчество Иннокентия Пестрякова;

  2. выявить самобытность и неповторимость картин художника

В настоящее время возрастает интерес к прошлому страны, мотивам народного быта и фольклора; потомков все больше волнуют вопросы о историческом прошлом Якутии, сохранению своих традиций. Ответом могут служить картины Иннокентия Пестрякова, которые недаром называют «ноевым ковчегом», вместившим в себя всю красоту нашей природы, человеческого духа и бытия.


Не спрашивайте, чему предстоит и чему служит художник… Великие поэты утверждали, что художник имеет пророческое призвание; не потому, что он «предсказывает будущее» или «обличает порочность людей», а потому, что через него прорекает себя Богом созданная сущность мира и человека. Ей он и предстоит, как живой тайне Божией; ей он и служит, становясь ее «живым органом» ее вздох – есть вдохновение; ее пению о самой себе – и внемлет художник: и музыкант, и поэт, и живописец, и скульптор.


Глава I. Из жизни художника Иннокентия Юрьевича Пестрякова

Иннокентий Юрьевич Пестряков родился 19 июля 1962 года в селе Хатырык Намского улуса. Мальчика назвали Иннокентием в честь отчима Юрия Петровича, отца Кеши.

Отец, Юрий Петрович, работал строителем, с 1960-1966 гг. – в коммунальной конторе. С 1960-1995 гг. работал в колхозе имени Максима Кировича Аммосова. Будучи большим любителем родной природы, Юрий Петрович привил свою любовь к природе и своим четырем сыновьям и дочери. С малых лет он брал с собой своих детей на охоту и рыбалку. С тех малых лет Кеша стал большим любителем и наблюдателем природы.

Мать, Мария Степановна, работала в тубдиспансере, с 1960 года до выхода на пенсию работала в больнице в селе Хатырык. Она всегда и во всем поддерживала своего старшего сына Иннокентия и ставила его в пример младшим братьям и сестре.

Как и все мальчишки, Кеша любил играть в военные игры, очень искусно мастерил из дерева ружья и пистолеты. Но самым постоянным увлечением было рисование. Целыми днями Иннокентий бродил по окрестностям родных просторов, зачерчивая, наблюдая и усваивая ту природу, к которой постоянно возвращался позднее в своих картинах.

С самого детства тяготел к старине. Собирал много предметов быта наших предков, которые оказали влияние на творчество. Кеша очень любил слушать рассказы своей бабушки Харитины Кононовны Старостиной, что тоже можно объяснить его небывалым интересом к прошлому родины, народа, нашедшему отражение в дальнейшей творческой работе.


В 1977 году Иннокентий окончил художественный класс Намской музыкальной школы, в 1981 году – профтехучилище на Графском берегу. В 1982-1984 гг. служил в рядах Советской Армии, откуда писал родным стихотворные письма. В 1984 году учился на режиссерском факультет Хабаровского института культуры и искусств, а затем в Хабаровском физкультурном институте. С 1999 по 2004 год учился на факультете живописи и графики АГИКИ в городе Якутске.

Находясь на Дальнем Востоке, Иннокентий работал егерем в Уссурийском заповеднике, на рыбном заводе острова Сахалин. Впоследствии работал сценографом и режиссером в Еврейском мюзик-холле в городе Биробиджан. Постановки спектаклей классиков еврейской литературы «Фрейлехс» Шолома Алейхейма и «Одесские истории» Исаака Бабеля были удостоены высокого звания лауреатов Российского театрального фестиваля.

Вернувшись в 1989 году в Якутию, устроился бутафором в Саха-Академический театр имени П.А. Ойунского. В 1990-1993 гг. работал методистом отдела культуры Намского райсполкома, директором Дома культуры, учителем рисования в селе Хатырык. В свое родном селе познакомился со своей будущей женой Варварой, которая приехала в Хатырык на практику после окончания училища культуры и искусства.

До поступления в АГИКИ, в 1993-1998 гг. работал художником в газетах «Саха сирэ» «Эдэр саас», «Киин куорат».


Глава II. Творческий путь художника


Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев

Активная творческая деятельность Иннокентия Юрьевича в качестве художника началась в 1992 году.

Этот проникновенный художник с огромной любовью и теплотой писал нашу скромную, исполненную тихой прелести якутскую природу. Умело используя цвет, рисунок, композицию, Иннокентий мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины осенней, летней и весенней поры. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей, листьев деревьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.


В сферу его творческих интересов входили пейзаж, портрет, плакат, книжные иллюстрации. До нас дошли непревзойденные шедевры его творчества: «Балбаара», «Сир иччэтэ», «Улуу Куданса», «Ыйдана туун», «Со5отохсуйуу», «Кэргэн кэпсэтии», «Туул», «Якутск в начале ХХ века», «Прогулка по старому городу» и другие работы. В его творчество входят самобытное настроение, стремление в самой природе уловить и передать глубокие переживания и раздумья, волновавшие его самого и его поколение.

Природный талант Пестрякова активно раскрывался в сюжетно-бытовой тематике, где он ярко воплощает мотивы народного быта и фольклора. Занимался сам, ходил на пленэр, читал специальную литературу, изучал старинные письма, один и тот же уголок природы рисовал по много раз. Так учился передаче цвета и всегда старался не потерять своего стиля. Воспевал красоту девушек, сравнивая ее то со стером, то с лебедью. Весь уклад жизни и хозяйственную национальную деятельность тесно связывал с матушкой-природой. Поэтому много внимания уделял героям, передавая их характер, настроение, душевную красоту и чувства, не забывая о цветовой гамме их одежды, отражающей природную палитру – цвета неба и земли, растений, солнца и снега. Все это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, черный, сине-голубой, зеленый и красный цвета.

Иннокентий часто признавался, что он припоздал во времени и по ошибке судьбы родился в двадцатом, а не в девятнадцатом веке. Поэтому его творчество отражает события прошлого столетия. В своих работах передавал свои переживания и чувства: некоторые работы имеют автобиографичный характер.

Например, работая над картиной «Балбаара» (так зовут его жену), художник представил первую встречу со своей возлюбленной и отобразил все это как веяние далекого времени. Начав работать над этой картиной, Иннокентий долго к ней готовился: ходил по улицам, внимательно рассматривая уцелевшие старые здания, тем самым, набираясь духом старины, хотя это не составило большого труда, потому что его душа проникнута этим духом. В основе сюжета картины – старинный Якутск, рядом церковь. Идет возлюбленная художника в якутском наряде с церковной службы, а на заднем плане изображен сам автор, восседающий на лошади. Увидев ее, он восхищается и восклицает: «ты постой, красавица моя!» Кругом запечатлены люди тоже в национальной одежде, деревянные дома с резными ставнями, помогающие Иннокентию передать национальный колорит. Наверное, если бы они жили в прошлом столетии, то их встреча произошла бы именно так. Эта картина не может никого оставить равнодушным. Здесь мы видим и яркие образы главных героев, понимаем их настроения и чувства, заполонившие их, и обилие красок, и гениальную фантазию великого художника. Посмотрев эту картину один раз, человек не забудет ее никогда, настолько велика аура картины, раскрывающая для зрителей богатый, неповторимый, внутренний мир мастера.


А картину «Улуу Куданса», он написал, увидев спектакль «Улуу Куданса» в постановке Андрея Борисова. А через семь лет он создал на холсте масляными красками эту картину. Чтобы написать данное произведение, Иннокентий Юрьевич поехал на родину автора произведения «Улуу Куданса» Платона Алексеевича Ойунского в Таттинский улус. По селу Чэркээх ходил пешком, дабы лучше проникнуться в произведение, побывать в образе героев. На картине сидит старый Куданса, а около него стоит молодой Куданса. Образ молодого Куданса он перенял от артиста Спиридона Игнатьевича, а образ старого Куданса - от журналиста Григория Ныннырова. На траве лежат черепа: коровы и лошади, обозначающие богатство якутского быта.

Также излюбленным жанром И. Пестрякова являлся пейзаж. В его работах природа родного края проникнута лирическим настроением, светлым мироощущением. Родная природа, непрестанная смена ее состояний, характерный, особенный облик родной земли, наконец, отношение человека к природе – вот что становится содержанием творчества Пестрякова. Для его творчества было присуще изображение различных времен года. Удивительный дар был у Иннокентия: все, что рождалось под его кистью, начинало петь. Родная природа в его исполнении – это сердечная песнь с неповторимо скромной и целомудренной красотой якутской природы. В его работах природа родного края проникнута лирическим настроением, светлым мироощущением.

Нет на свете Родины дороже,

Где лазурней вечер,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса.

Где в реках стремительные воды

Голубеют словно бирюза,

Где, когда настанет непогода

Весь народ выходит, как гроза.

Нет на свете Родины дороже

Надо все нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит

Каждым часом радовал ее.

Всюду все в ее раздольях – наше,

Отдадим ей думы и дела,

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!


Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Творческая деятельность Иннокентия Пестрякова необычайна многогранна. Иннокентий был лучшим другом детей, выдающимся поэтом, знатоком и ценителем классической музыки. Так, все мы знаем, что знаменитый журнал «Колокольчик» получил с самых стартовых номеров свое яркое запоминающееся лицо. Юные читатели и взрослые поклонники полюбили творческий почерк писателей, но немаловажный вклад внесли и художники, создавшие свои неповторимые иллюстрации к произведениям, где плодотворно творил Иннокентий Юрьевич.

Талант Пестрякова раскрывался и в поэтическом мастерстве. Его вдохновением и музой на протяжении всей его творческой деятельности была его верная супруга и близкий друг Варвара Семеновна. Ей он посвятил немало своих произведений, вот одно из них:

Бугунну тырымнас сарсыарда

Чэбдик салгын, ыраас кун

Остуол урдугэр турар ваза

Толору симиллибит мутукчата –

До5оччугуом о5ото.


Туннук утары хатынчаана

Чучуоп-чычаап олорор чооруос,

Сана тардыллан сандаарар

Сылабаардаах толору остуол –

Ити барыта эйихэ,

До5оччугуом о5ото.


Кэтэhиилээх, уоруулээх

Сааскы иэйии, эдэр тыаллах

Аллаадьы курдук тогуруйбут

Кулун тутар 8 кунэ –

Ити барыта эйихэ,

До5оччугуом о5ото.


Его всегда интересовала история своего народа. Иннокентия по праву называют патриотом своей Родины. Он собирал вещественные памятники и сведения по якутской и сельской этнографии, сделал многочисленные зарисовки уходящей городской старины – запечатлел архитектурные памятники, сохранившиеся уголки города Якутска XIX - начала ХХ века.

Иннокентий Юрьевич Пестряков участвовал во многих выставках якутских художников, также проводились персональные выставки: село Хатырык Намского улуса 1993 г.; село Теллей Чурапчинского улуса; КЦ имени А.Е. Кулаковского; выставка, посвященная олонхо П. Оготоева 2000 г.; постоянная экспозиция в музее Хадаайы Таттинского улуса; Саха Академический театр имени П. А. Ойунского; выставка при премьере спектакля «Манньыаттаах» 2002 г.



Заключение


Умение заглянуть во внутренний мир человека, выявить его особенности было привлекательно для Иннокентия Пестрякова. Наследство, оставленное Пестряковым – художником, поэтом, исследователем устного народного творчества – огромно. Будучи человеком любящим свой народ, свою Родину, он особую заботу проявил в отношении старинного наследия якутского народа. Он с большим энтузиазмом изучая, собирая и коллекционируя, отправлял огромное количество бытовых принадлежностей в местный этнографический музей.

У Иннокентия была своя отдельная трактовка, своя теория искусства. Он мечтал не потерять свой стержень, любовь к работе, хотел донести до людей свое глубинное понимание красоты, хотел успеть все задуманное. Пытливая сосредоточенность, покой и созерцание, свое мировоззрение, интерес к прошлому страны составляют главное обаяние с миром вещей, все более проникает в суть характера своего народа.

Своими картинами великий художник не только завораживал наши сердца, но и в то же время отправлял нас в прошлое, подготавливая нас к будущему. Талант Иннокентия Юрьевича Пестрякова нашел отражение не только при создании исторических картин, но и в оформлениях различных детских журналов и книг. В каждой работе он находил таинственную нить, соединявшую художника и зрителя, которая содействовала верному пониманию замысла картины и находила отклик в душах людей.

Работы Иннокентия Пестрякова имеются в коллекциях В.А. Штырова, Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона, И.М. Михальчука, А.С. Борисова.


Список литературы:


  1. Дьяконова Е.А. Художник с якутским колоритом. Якутск., 2008 г.

  2. Сэргэ Журнал. Якутск., 2008 г.

  3. Энсиэли. Газета. Намцы., 2006 г.

  4. Якутия. Якутск., 2005 г.

  5. Пестрякова В.С. Умнуллубат дьоллоох кэмнэрим //Саха сирэ., 2005 г.

  6. Уткин К.Д. Ураты уйул5алаа5а // Энсиэли. – 2005 г.