https://electroinfo.net

girniy.ru 1
Мировой литературный процесс в XX веке


Говоря о мировом литературном процессе в XX веке, как правило, сталкиваешься с множеством проблем.

Во – первых, эта литература громадна и глобальна – по сфере своего распространения. Во – вторых, наличие огромного количества разноплановых литературоведческих методов и терминов затрудняет полное знакомство с ней. В-третьих, по технике и образности литература XX века намного сложней литературы предыдущих веков.

По мнению современных учёных, основное течение мирового литературного процесса в прошедшем веке – модернизм сложилось под воздействием философии Фридриха Ницше, Зигмунда Фрейда, Карла Маркса и некоторых других мыслителей1.

Этот термин принято определять в нескольких главенствующих значениях: как философский образ всего столетия, как конкретные модернистские тексты и даже как систему модернистских текстов, соприкасающихся между собой. Также необходимо отметить, что часть модернистских текстов тяготеет скорее к авангардизму (латиноамериканский «магический реализм»), часть – к романтической традиции (часть произведений экспрессионизма), либо к символизму (Джеймс Джойс, Уоллес Стивенс, Эзра Паунд).

Одним из важнейших литературных течений XX века является авангардизм. В отличие от модернизма, авангардизм в своей основе несёт иррациональность, резкий и громкий бунт против установленных веками правил, сочетание литературы с определёнными перфомансами и с политической заострённостью произведений.

Авангардистам был свойственен индивидуализм и потустороннее видение мира, «грёзы наяву», поэтому многие из них не находили места в жизни или даже кончали жизни самоубийством.

Центральной фигурой авангардизма в Италии был футурист Филиппо Томмазо Маринетти, друг Муссолини и автор кричащих манифестов, самые известные из которых – «Манифест футуризма» и «Уничтожим лунный свет». Именно итальянский футуризм стал первым оформленным авангардистским течением в мире и позже оказал влияние на поэтов из разных стран, которые впоследствии писали в схожей манере.


Во Франции самым известным авангардистом стал Гийом Аполлинер – он писал в традициях кубизма, подчёркнуто неуклюжим и даже галюццинаторным стихом.

В свою очередь, американский поэт - эрудит Эзра Паунд основал движение имажизма (от английского image – изображение). В своём самом знаменитом, огромном по объёму произведении «Кантос», которое он создавал на протяжении 53 лет, нашли отражение увлечения поэта античностью, европейским Средневековьем, древними Китаем и Японией. Его стихотворения подчёркнуто интертекстуальны, интеллектуально насыщенны. Подобное имажизму движение – ультраизм существовало и в Латинской Америке.

Крайней степенью авангардизма считается дадаизм, который отрицает поэтический язык и даже язык культуры как таковые. Самый яркий представитель направления – Тристан Тцара (позже будет выведен как один из героев в пьесе Тома Стоппарда «Травести»). Произведения всех участников отличались преувеличенным шутовством и «теменью», невнятной монотонностью звуков при чтении, на которое авторы делали особый упор.

Позже это литературное объединение распалось, и на его «осколках» французом Анри Бретоном был создан сюрреализм – искусство бессознательного. Группа проявляла повышенный интерес к магии, безумию в прямом и переносном смыслах.

Ещё одно важное течение – экспрессионизм зародилось в Германии и Австрии2. Одной из авторитетнейших для экспрессионистов личностей являлся всё тот же немецкий философ Фридрих Ницше – именно его яростные, бескомпромиссные произведения («Как говорит Заратустра» и другие) отчётливей всего повлияли на поэтику немецкого экспрессионизма.

Течение существовало не только в литературе, но и в музыке, живописи, кино, театре. Самые яркие годы его развития – 1910-1932 года.

Во многом экспрессионизм сближался с авангардизмом, искусством декаданса – это были «крики новых людей», бросившихся на борьбу с «отжившим миром» и мистически, визионерски видевших новую жизнь.


Но были и существенные отличия. Прежде всего, дадаизм, ультраизм были пусть и крайне оригинальными, но направлениями в искусстве. Экспрессионизм же, как отмечают немецкие исследователи Хаман и Херманд, был «не только искусством, но и мировоззренческим маяком». Также экспрессионисты хоть и отрицали буржуазную культуру, но в отличие, к примеру, от итальянских или русских футуристов, уповали не столько на технический прогресс, сколько на самого человека. Хотя и те, и другие шокировали общественность своими радикальными сочинениями. Среди немецких экспрессионистов стали всемирно известными такие авторы, как Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Курт Пинтус.

К известнейшим австрийским экспрессионистам можно отнести Роберта Музиля, поэтов с трагической судьбой Георга Тракля и Георга Гейма, ближайшего друга Кафки Макса Брода.

Совершенно отдельным образом, частично сближаясь с экспрессионизмом, стоит в истории литературы XX века фигура писателя Франца Кафки. Кафка – человек, который был несчастлив в жизни, но прославился после смерти. Все его произведения, среди которых много новелл (самая известная – «Превращение») наполнены ощущением ужаса – не столько перед окружающим миром, как перед самим собой. Завещавший уничтожить все свои произведения, болезненно восприимчивый ко всему окружающему, этот «маленький человек» стал одним из самых известных и популярных у читателей авторов литературы XX века.

Творчеству Франца Кафки характерна подчёркнутая фрагментарность (большие романы – «Приготовления к сельской свадьбе» и «Америка» так и не были закончены), глубокая философичность содержания (так, «Превращение» - не только призыв помнить даже о самом малом, что окружает тебя, но и прямо указание на самого Кафку). Также его можно сблизить и с французскими экзистенциалистами – Альбером Камю и Жан- Полем Сартром, хотя Франц Кафка не похож до конца ни на одного представителя литературных течений того времени. Первородный страх, ужас человеческого существования, внутренний разлад в самом себе – вот что заставляло создавать Кафку произведения, прославившие его на весь мир.3


Тем не менее, немецкая литература далеко не ограничилась направлением экспрессионизма. Среди писателей-немцев были такие всемирно известные имена, как Генрих Манн, Томас Манн, Герхард Гауптман, Герман Гессе, Эрих Мария Ремарк, Лион Фейтхвангер, Генрих Бёлль, драматург Бертольд Брехт. Творчество каждого из них многогранно: Герман Гессе искал вдохновение в восточном мистицизме, Ремарк и Бёлль касались преимущественно военной темы.

Самый известный модернистский автор XX века – ирландец Джеймс Джойс. Наиболее интересно то, что именно он, Франц Кафка и Марсель Пруст наиболее часто упоминаются как в западных литературоведческих работах по 20 веку, так и в публицистике известнейших интеллектуалов своего времени. Например, Джойсу была посвящена одна из монографий Умберто Эко, названная «Поэтики Джойса»4, Францу Кафке – одноимённая книга немецкого философа Вальтера Беньямина, который считал как Кафку, так и Пруста своими любимыми авторами5.

Вышедший в 1922 году, в Париже роман Джеймса Джойса «Улисс» до сих пор остаётся самым известным образцом литературного модернизма и, по мнению современных критиков, именно в этом огромном по объёму романе отразились все хрестоматийные для модернизма приёмы.

Как вообще возник модернизм? Образовав на стыке литературы натурализма, изображающей исключительно реалистично людей и литературы романтизма прежде неизвестное направление и не смотря на революционность нового метода, модернисты не стали реформировать саму романную форму – достаточно было в корне преобразить литературный язык, которым были написаны данные произведения.

В романе «Улисс» автор почти на одну тысячу страниц описывает события одного-единственного дня. Произведение имеет чёткую традиционную сюжетную основу, впрочем, выписанную более чем нетрадиционными способами. Ими являлись пространные внутренние монологи – «потоки сознания» и подробнейшие описания рефлексии героев, часть из которых применительно к роману можно было бы назвать «второстепенными». Роман произвёл на читателей впечатление хаоса ещё и тем, что его можно было прочитать как в бытовом, так и в историческом, антично-гомеровском, религиозном планах, а также присутствием лишь эстетического, а никак не этического начала.


В США, Англии, Ирландии роман сначала был полностью запрещён, но при его публикации «Улисс» Джеймса Джойса произвёл впечатление «разорвавшейся бомбы».

Также к самым известным английским писателям - модернистам относятся Дэвид Герберт Лоуренс (основоположник телесного, чувственного модернизма) и Вирджиния Вулф. Вулф не разделяла эстетской позиции Джойса о превосходстве формы над содержанием, среди модернистов ей был ближе всего Элиот. Самое известное произведение Лоуренса – скандальный «Любовник леди Чаттерлей», Вирджиния Вулф стала известна романами «Миссис Дэллоуэй» и «Между актов».

В 20-е годы XX века творил один из самых выдающихся английских поэтов – модернистов, лауреат Нобелевской премии– Томас Стернз Элиот. Его творчество самым прямым образом повлияло на поэтику не менее знаменитых авторов - американцев Роберта Фроста и Эзры Паунда, немца Пауля Целана, англо-американского поэта Уистена Хью Одена, англичанина Ульяма Батлера Йейтса. Кроме того, Элиот был авторитетнейшим для того времени культуртрегером, деятельным распространителем культуры. Элиотом зачитывались Борис Пастернак, Анна Ахматова, Иосиф Бродский. Писал он и прозу, эссе, даже юмористические стихи про кошек, но прославился всё равно поэмой «Бесплодная земля»(1922). Именно в ней, при огромном количестве аллюзий и языковой игре, Томас Стернз отразил духовный кризис западных ценностей. Даже после обращения в христианство Элиот сохранил несколько эстетское понимание этой религии в сочетании с «затемнённостью» его поэзии.

Имена англоязычных авторов, гремевших в 30-е годы – Уистен Хью Оден, Олдос Хаксли, Ивлин Во, Кристофер Ишервуд, Грэм Грин, Джордж Оруэлл.

После 1945 года английская литература переживает новый подъём – появляются такие имена, как Уильям Голдинг («Повелитель мух»), Кингсли Эмис («Везунчик Джим»), Айрис Мёрдок («Чёрный принц»). К направлению модернизма принадлежали драматург и писатель Сэмюель Беккет («В ожидании Годо»), Лоренс Дарелл («Александрийский квартет»). К постмодернизму были близки Джон Фаулз («Коллекционер»), Малколм Бредбери («Сокращения»), Питер Акройд (множество «полуисторических» романов), Джулиан Барнс («Попугай Флобера»). «Магическому реализму» привержен англичанин индийского происхождения Салман Рушди.6


Основным неутешительным итогом после Первой мировой войны для французских литераторов стала шаткость вечных ценностей, необходимость реформации языка. Луи-Фердинанд Селин, один из самых радикальных французских писателей 30-х годов, даже сказал: «Язык, как и всё остальное, умирает. Он должен умирать. Надо с этим смириться».

Именно распаду общества, морали, семьи были посвящены шокирующие, проникнутые ницшеанским духом произведения нобелевского лауреата 1947 года Андре Жида. В 30-е годы, со скандальной «Тошнотой» начинает свой творческий путь Жан-Поль Сартр (Нобелевская премия 1964 года, принять которую писатель отказался). Также громко звучат имена Франсуа Мориака, Антуана Сент-Экзюпери.

Именно во Франции зародилось направление экзистенциализма, основные представители – Сартр и Альбер Камю. «Пропитано» оно было такими разными философами, как, с одной стороны – Фридрихом Ницше, Львом Шестовым и с другой - Фёдором Достоевским и Сёреном Кьеркегором. Экзистенциализм оказал значительное влияние на мировую литературу XX века, в том числе на англичан и американцев. Так, поэт Уистен Хью Оден неоднократно цитировал Кьеркегора в своей эссеистике («Лекции о Шекспире»).

Романы, сборник новелл «Стена», пьесы, эссе – наследие Сартра значительно по объёму, но через все его произведения проходит «красной нитью» идея об абсурдности человеческого существования, невозможности сочетать абсолютную свободу с общественным долгом. Не смотря на бунт против устоев, атеистичность мысли, его произведения не расчеловечивают личность – просто предлагают другие экзистенциальные пути (пути существования).

Ещё один яркий представитель данного философско-литературного течения – Альбер Камю, в 1957 году также получивший Нобелевскую премию в области литературы. Поэтика его произведений во многом схожа с сартровской, но Камю в целом был более гуманистичен, его занимала проблема морального выбора человека. Основные произведения Альбера Камю – повести «Посторонний», «Чума», «Падение».


Стоит также заметить, что произведения экзистенциалистов до сих пор вызывают буйные дискуссии и споры. И, тем не менее, их вклад в литературу прошедшего века более чем существенен.

Французская литература второй половины XX века представлена продолжением поисков экзистенциалистов. А также «новым романом» или «антироманом» - произведениями, по сути представлявшими из себя изощрённое противопоставление бальзаковскому типу романа. Основные авторы и идеологи – Ален Роб-Грийе и Натали Саррот. Постмодернисты - Мишель Турнье («Лесной царь»), причудливо соединивший в этом произведении миф и реальность и недавний нобелевский лауреат Жан-Мари Гюстав Леклезио.

В США ( до 40-х годов) самыми значительными писателями были Эрнест Хемингуэй (роман «Прощай,оружие», новелла «Старик и море»), Джон Стейнбек («Шум и ярость»), Френсис Скотт Фитцджеральд («Великий Гэтсби»).Стейнбек ощущал на себе влияние французского экзистенциализма, Хемингуэй был писателем гуманистических ценностей, Фитцджеральд отличался двойственным отношением к материальным благам. По сравнению с европейской литературой американская в то время почти не имела своих авангардистов или эстетов-символистов (исключениями были авангардная поэтесса Гертруда Стайн и драматург- экспрессионист Юджин О Нил). Скорее, литературная картина отличалась некоторой художественной умеренностью. Из поэтов выделялся главным образом Роберт Фрост, чья поэзия отличалась печальными интонациями души, созерцающей природу во всей её красе и осознающей всю скоротечность человеческого существования. Также стоит упомянуть фигуру Уоллеса Стивенса – поэта, прославившегося в сорок с лишним лет, поэтическим сборником «Фисгармония». Его произведения соединяли в себе загадочность символизма и языковую изощрённость модернизма.

После 40- х годов громко о себе заявили сначала драматурги Артур Миллер и Теннеси Уильямс («Трамвай «Желание») – с их «пьесами идей». Новую форму и содержание пытались придать литературе движение «битников» - писатели Джек Керуак («В дороге») и Уильям Берроуз («Голый завтрак»), поэт Аллен Гинсберг(поэма «Вопль»). Особое место занимали философские произведения Джерома Дейвида Селинджера («Над пропастью во ржи»), Сола Беллоу, антивоенные романы Уильяма Стайрона («Выбор Софи»). Впоследствии – это сатирик Курт Воннегут («Колыбель для кошки») и фактически основатели постмодернизма - Джон Барт, Томас Пинчон.


Говоря о латиноамериканской литературе 20 века, стоит подчеркнуть и её необычайное развитие, и то, что она занимала важное место среди других национальных литератур. Перемены отразились уже в том, что чилийская поэтесса Габриэла Мистраль, первая из латиноамериканских литераторов, была отмечена в 1945 Нобелевской премией.

Немалая заслуга в «выдвижении» литературы Латинской Америки сыграли авангардные эксперименты таких авторов, как чилийский поэт Висенте Уидобро, ранняя поэзия аргентинца Хорхе Луиса Борхеса, значительная часть произведений «учителя» Борхеса – Леопольдо Лугонеса7.

Ключевые фигуры в поэзии того времени – влиятельнейший чилиец Пабло Неруда (Нобелевская премия 1971 года) и мексиканец Октавио Пас (премия 1990 года), также известного своими эссе и работами по культурологии. Оба этих автора несколько раз издавались и в России.

Немалую известность приобрели произведения аргентинцев Эрнесто Сабато, Хулио Кортасара, Мануэля Пуига и Хорхе Луиса Борхеса, мексиканцев Хуана Рульфо и Карлоса Фуэнтеса, кубинцев Хосе Лесама Лима и Алехо Карпентьера , бразильца Жоржи Амаду, колумбийца Габриэля Гарсия Маркеса, перуанца Марио Варгас Льосы. Два последних также были отмечены Нобелевской премией, помимо множества других наград.

Хулио Кортасар - писатель, соединивший в своём творчестве европейскую стилистику и интерес к аргентинским реалиям. Писатель-эрудит, изучавший множество произведений из мировой литературы, а также знаток классической музыки и американского джаза. Именно он автор множества рассказов, написанных с равным интересом как к мистическим, так и реалистическим описаниям. «Печатью» постмодернистской игры отмечено его самое известное произведение – роман - головоломка «Игра в классики». Его главы можно читать в различном порядке – Кортасар подчеркивает именно калейдоскопичность современной жизни и подобный, необычный образ мышления главного героя-мечтателя.


Япония – страна, в которой появилась большая часть знаменитых восточных писателей XX века. Их имена не слишком известны в России. И, тем не менее, такие авторы, как Юкио Мисима, Акутагава Рюноскэ, Ясунари Кавабата, Кобо Абэ, Кэндзабуро Оэ оказали немало влияния на мировой литературный процесс. Каждый их этих авторов пользовался своим собственным художественным методом. Юкио Мисима – скандальный автор, эстетски анализировавший кризис в японском обществе, Рюноскэ - черпал вдохновение в древней литературе. Кавабата сочетал в своей прозе европейскую и восточную литературу. Оэ-реалист, а Абэ можно отнести к абсурдизму. Также можно назвать имена Дзюнъитиро Танидзаки, Сюсаку Эндо, Кодзиро Сэридзавы. Танидзаки, изначально – «японский Уайльд», позже пришёл к прозе, основанной на классических восточных традициях. Эндо – писатель-христианин, гуманистическими идеями которого полна его проза. Сэридзава, в молодости бывший атеистом, в конце жизни создал трилогию, в которой «перемешаны» публицистика, художественная проза и философский труд. В восточной поэзии произошёл коренной перелом – от монополии хокку (трёхстиший) и танка (пятистиший) к преобладанию авангарда и рифмованных, на европейский манер стихотворений.

Выводы: В истории мировой литературы сложный и неоднозначный XX век останется веком поисков и перемен. Возникновение таких литературных направлений, как авангардизм, модернизм, постмодернизм повлияло на весь «расклад сил» в среде литераторов. Но, не смотря на это, реалистическая литература также продолжила своё существование – хотя опять же, с ориентиром на новое время.

Изменения в литературе разных стран мира носили свой, определённый и специфический характер, обусловленный, прежде всего, предыдущими веками существования процесса в каждом отдельно взятом государстве.

И, тем не менее, основные мысли писателей – о человеке, его существовании, месте в жизни и на Земле, а также гуманистические ценности не исчезли, а остались неизменными.


Данная обзорная статья является небольшим фрагментом моей магистерской диссертации, с успехом защищённой в конце 2011 года.


1 Зарубежная литература ХХ века : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:Академия, 2003. С.11.

2 Пронин В.А. История немецкой литературы. М.: Логос, 2007. С.254.

3 (Зарубежная литература 20 века. С.104)

4 Эко У. Поэтики Джойса. СПб.: Симпозиум, 2003.

5 Беньямин В. Франц Кафка. М.:Ad Marginem, 2000.

6 Пронин В.А, Толкачёв С.П. Современный литературный процесс за рубежом. М.: Изд-во МГУП, 2000.

7 Манн Ю.В. Мировая художественная культура XX века: Литература. М.:Питер, 2008.