https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Методические рекомендации по конструированию учебного плана


специальных (коррекционных) классов YII вида


При разработке учебных планов (УП) специальных (коррекционных) классов YII вида муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ города Ноябрьска необходимо помнить, что учебный план – важнейшая составляющая часть образовательной программы образовательного учреждения (ОУ), раскрывающая специфику деятельности образовательного учреждения в содержательном и процессуальном направлениях. Образовательная программа рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательного стандарта.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»:

  образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности (статья 9);

  содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (статья 14);

  основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию ОУ должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (статья 14).

Учебный план специальных (коррекционных) классов YII вида (С(К)К YII вида) должен соответствовать:

- учебным программам, реализуемым в образовательном учреждении и зафиксированных в его Уставе и лицензии;

- целям и задачам образовательного учреждения в соответствии с образовательной программой ОУ;

- требованиям Базисного учебного плана по структуре, гигиеническим требованиям обучения школьников и объему финансирования на конкретной ступени обучения.

Специальные (коррекционные) классы VII вида в общеобразовательных учреждениях осуществляют образование обучающихся в объеме начального и основного общего образования. Продолжительность обучения - 9 - 10 лет: в начальной школе 4 года (с подготовительным классом - 5 лет); в основной школе - 5 лет. В начальные специальные (коррекционные) классы YII вида могут переводиться обучающиеся из общеобразовательных классов в соответствие с действующим законодательством. Обучение в С(К)К YII вида может ограничиваться начальными классами. По окончании начальных классов муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия определяет дальнейший образовательный маршрут учащихся и учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося. В случае выявления у обучающегося тяжелой формы задержки психического развития (например, задержки психического развития церебрально - органического генеза) рассматривается вопрос о продолжении обучения его в специальном (коррекционном) классе VII вида. Открытие XI - XII классов в специальном (коррекционном) учреждении VII вида возможно по согласованию с департаментом образования Администрации города Ноябрьска преимущественно с целью профессиональной подготовки обучающихся.


Учебный план специальных (коррекционных) классов YII вида регламентирует организацию образования детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Образовательный процесс имеет коррекционную направленность и должен быть максимально индивидуализированным. При составлении учебного плана С(К)К YII вида необходимо соблюдать преемственность.

В учебный план начального общего образования (I - IV классы) в зависимости от состава обучающихся возможно включение часов на учебный предмет "Речь и культура общения", который может рассматриваться как специфический для данного класса. Введение в качестве обязательного учебного предмета "Ритмика" (2 часа в неделю в подготовительном классе и 1 час в неделю в I - IV классах) обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности обучающихся.

В целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия. В связи с наличием у некоторых обучающихся выраженных локальных недостатков (аграфия, акалькулия) предусматривается возможность их перевода в следующий класс при неполном овладении программой по предмету, освоение которого затрудняет локальный дефект.

Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития составляется с учетом решения двух основных задач:

а) сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной и мировой культуре;

б) как можно полнее скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.

Все обучение в начальных классах имеет коррекционно - развивающий характер. Индивидуально - групповые коррекционные занятия дополняют эту коррекционно - развивающую работу, будучи направленными на преодоление некоторых специфических трудностей и недостатков, характерных для отдельных обучающихся.

Учебный план V - IX классов специальных (коррекционных) классов VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Кроме того, предусматривается трудовая подготовка по разным видам деятельности, выбираемым учреждением в соответствии с региональными и местными условиями, а также коррекция недостатков в развитии и индивидуальная и групповая коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами.

Часы, отведенные на обязательные занятия по выбору и факультативные занятия, относятся к школьному компоненту и дополняют образовательные области по усмотрению учреждения. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

В качестве обязательных занятий по выбору предпочтительно использовать курсы, способствующие социализации обучающихся (например, "Речь и общение", "Обеспечение безопасности жизнедеятельности"), а также такие занятия, которые, помимо своего прямого назначения, способствуют преодолению недостатков развития (например, "Изобразительная деятельность", "Прикладное искусство" или дополнительные занятия по трудовой подготовке).


При организации образовательного процесса в X - XII классах специального (коррекционного) учреждения VII вида используется базисный учебный план общеобразовательных учреждений.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебные

Число учебных часов в неделю

 



предметы

Начальное

 

 

Основное

 

 

п/п

 

общее образование

общее образование

 

 


Подг.

I

II

III

IY

Y

YI

YII

YIII



I

Общеобразовательные курсы

кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Русский язык

3

4

5

5

5

6

6

4

3

2

2

Литературное чтение

2

4

4

3

3

 

 

 

 

 

3

Литература


 

 

 

 

 

2

2

2

2

3

4

Иностранный язык

 

 

2

2

2

3

3

3

3

3

5

Математика

3

4

5

5

5

5

5

5

5

5

6

Информатика

 

 

 

 

 

1

1

1

1

2

7

История

 

 

 

 


 

2

2

2

2

2

8

Обществознание

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

9

Окружающий мир

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

10

География

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

11

Природоведение

 

 

 

 

 

2

 

 


 

 

12

Физика

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

13

Биология

 

 

 

 

 

 

2

2

2

2

14

Химия

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2

15

Введение в экономику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

16


Изобразительное искусство

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

18

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

1




19

Физическая культура

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

ИТОГО

13


16

20

21

21

25

28

28

30

30

II

Трудовая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология

 

1

2

2

2

2

2

2

2

2

III

Коррекционная подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

а)

Коррекционные курсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Окружающий мир (ознакомление

2

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

с окружающим миром и развитие речи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Ритмика

2

1

1

1

1

 

 

 

 

 


б)

Обязательные индивидуальные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и групповые коррекционные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IY

Национально-региональный компонент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Литературное краеведение

 

 










 

 

 

 

 

2


Культура народов Ямала

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

3

География Ямала

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Y

Обязательные занятия по выбору

 

 

 

 1



3

1

3

2

3

YI

Факультативные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

YII

Предельно допустимая аудиторная


17

20

25

25

25

31

32

34

35

35

 

учебная нагрузка при 6-дневной раб.нед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Индивидуально - групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия на одного обучающегося или группу отводится 15-25 минут учебного времени, в том числе на класс:

Обязательные индивидуальные и

групповые коррекционные занятия

 

 


Начальное

 

 

 

Основное

 

 

 

общее образование

 

общее образование

 

Подг.

I

II

III

IY

Y

YI

YII

YIII



3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

Однако указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 25 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2 - 3 обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Учебный план С(К)К YII вида финансируются не ниже общего количества часов, определяемого Базисным учебным планом на каждый класс (с учетом дополнительного финансирования при делении классов на подгруппы). Групповые коррекционные занятия финансируются в зависимости от количества групп, формируемых в соответствии с видами и характером нарушений в развитии детей.