https://electroinfo.net

girniy.ru 1 2 ... 20 21

ЛЕКЦИЯ 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ



Слово «религия» буквально переводися с латинского как «соединение». Соединение человека с Богом. Соединение с мирозданием. Соединение с людьми. «Выхожу один я на дорогу» - образная формула безрелигиозного одиночества.


Как известно, во времена СССР религия была вытеснена на задворки общественной жизни, религия считалась умирающим пережитком, полагали, что она отомрет вместе с последними бабушками. Но время шло, бабушки умирали, а церковь продолжала жизнь, религия не уходила. Тогда осознали необходимость более решительного и серьезного противостояния религии, и в вузовских программах появился курс «научного атеизма». Этот курс должен был «научно» обосновать неосновательность веры человека в высшие силы. Но этот курс плохо учитывал одно важное обстоятельство: любая религия жива не только и даже не столько знанием – сколько ВЕРОЙ. «Вера» - слово производное от понятия «доверие». Вера не противоположна знанию, но дополняет его, идет бок о бок с ним. Американские пихологи М. Остоу и Б.А. Шарфстейн в книге «Потребность в вере» пишут: «Вера для людей необходима, как еда». Психолог У.Джеймс: «вера – это готовность действовать ради цели. Удачное достижение которой нам не гарантировано наперед». «Вера в победу», вера в человека, мы верим своим друзьям, близким. Конечно, можно обмануться, но это еще не основание отказываться от веры как способа отношения к действительности, к другим людям. Тем более важно это понятие для понимания сущности религии.

Научный атеизм может показать уязвимость каких-то религиозных представлений об устройстве мира и вселенной, но нельзя научно отрицать веру. Наука имеет дело с тем, что можно проверить опытным путем, вера же способна обратиться к тому, что лежит за пределами опыта, не к тому, что подчиняется законам, а что само является Законом. Есть, например, известный закон всемирного тяготения, которому подчиняется весь видимый мир. Но мы ничего не знаем о том, кто и как установил этот закон, мы не знаем, как далеко он распространяется, есть ли сроки, ограничивающие действия этого закона. Оговорка, что это «закон природы» мало что объясняет, ибо встает вопрос о ТВОРЦЕ.



Найти путь к этому ТВОРЦУ путем опытного научного знания пока не удавалось, но у человека был другой путь – вера. Вера порождала религию, внутри религий возникали культы, тексты, которые считаются священными, возникали церковные организации, священнослужители, паства и т. д. Религиоведение и пытается познать эту сторону жизни человека.


В наши дни происходит заметное возрождение религиозной жизни. Это видно и по нашей стране, и по странам Запада – вспомним, какой влиятельной фигурой совсем недавно был римский папа Иоанн-Павел второй. Сейчас, все вы знаете, активизировался ислам, становясь не только религиозной, но и политической силой.


Мы видим, какую роль сегодня стало играть Православие в жизни нашего государства. Это внешнее проявление. Мы все проникнуты православным мировидением, многие поколения наших предков жили в нем, дышали в нем и передали его нам вместе с языком, культурой, привычками поведения. «Анастасия» - Воскресенье – Спасибо. Прощай. Восходящее-нисходящая интонация поклонной молитвы.

Задача нашего курса – получить представления о разных религиозных конфессиях, их происхождении, вероисповедных текстах, их идеологии и философии, о тех или иных особенностях культов. При этом надо иметь в виду, что религиозные вероучения составляют духовное ядро культур народов мира. Более того, они влияют на характер жизненного поведения народов. Так, например, безусловно лидерство европейцев в научно-технологической сфере по сравнению с народами Востока. Это связано с особенностями религий. Христианство, которое исповедуют европейцы, запрещает людям самочинные углубления в подсознательные, духовно-космические глубины своих «Я» - поэтому европейцы сосредоточились на внешней деятельности в материальном мире. Религии Востока связаны с духовными практиками, медитациями, взоры верующих здесь обращены не во вне, а внутрь, а отсюда их безразличие к позитивной науке, к технологиям. Восточные религии постулируют духовное самоуглубление человека при безразличном или даже отрицательном отношении к внешнему материальному миру. Христианство же нацеливает людей в их земной жизни на богоугодную деятельность в материальном мире в реальном обществе. Так, особенности культов определяют глобальные стороны в жизни человеческих сообществ.



В русской истории религиозные вопросы также являются определяющими. Переломным моментом в жизни восточных славян явилась смена вероисповеданий: имею в виду добровольный отказ от языческой религии в пользу христианства. Православная вера в самые короткие сроки сумела объединить враждовавшие языческие племена в единое Русское государство. Религиозный смысл имели оборонительные войны Руси: защищалась не только территория и население, но и вера, точнее территория, население и вера стали неким новым единством: «за землю Русскую, за веру христианскую» - этот призыв звучит во многих древнерусских произведениях. Русские монастыри играли важную роль в освоении новых территорий и приобщении их к телу Российского государства. Русские воины помогали сербам и болгарам не только потому, что они славяне, но и потому, что они православные. До февраля 1917 г. православие было в нашей стране духовным ядром культуры, основой государственности. Если из русской истории изъять религиозный фактор, то из нее уйдет живая душа.


Вообще надо заметить, что до эпохи Возрождения-Реформации в Европе светской культуры не существовало, а в восточных традициях культура и религия нераздельны до сих пор.


Религию можно определить как связь человека с божеством и регламентацию способов этой связи. При этом надо заметить, что то, что едино, нет нужды связывать, связь возникает как стремление преодолеть разрыв.

Если бы человек приходил к Богу через рациональное мышление, через философствование, то вера была бы уделом немногих, ибо абстрактное мышление практикует меньшинство. Но на деле в храме рядом могут стоять неграмотный крестьянин и ученый, находящийся на вершине современных знаний. Что же их объединяет? Наверное, религиозное чувство, интуиция. Религиозный опыт можно определить как переживание присутствия в нашей (твоей) жизни Высшего Существа, которое влияет на наше существование. Наиболее пытливые и одаренные люди стремятся осмыслить это присутствие и влияние - отсюда и возникает вероучение, богословие.



По характеристике отца Александра Меня, «всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе. Первый элемент – мировоззрение – обращен к интеллекту человека,, второй – жизненные нормативы – к его волевым устремлениям, а третий – мистическое чувство – к его эмоциональной сфере и интуиции. … этот последний является основополагающим для религии «Внутреннее содержание культа составляет непрерывное общение с Божеством с помощью осязательных средств; без культа можно знать о существовании Бога или богов, … но только посредством культа можно беседовать с Богом» (Мень здесь цитирует французского психолога). (Мень. 36-37).


2. Слово культура родственно со словом «культ» - от лат.cultus – уход, почитание. Cultura – возделывание, обрабатывание.


В широком смысле – все, что создано человеческим обществом.


Внешняя и внутренняя культура. Есть культура земледелия. Культура поведения. Культура речи. Культура деловой переписки. Но есть культура сердца и ума. Религия представляет собой возделывание сердца, просвещение его. Умно-середечное отношение к миру. Особый опыт подвижников веры и благочестия. Пустынники. Познание, что таится в сердце. Выведение наружу, осознание темных начал и побуждений, таящихся в нем и уничтожение этого темного, дикого, звериного в человеке. В этом суть духовной культуры, культуры возделывания сердца.


Дж Фрезер: «Вся культура из храма».


Связь протестантизма и капитализма. Идея светского священства. Каждый сам себе священник. И профессия, дело, в том числе коммерческое дело приравнивается к участию в богослужении. Ставится знак равенства между добросовестной работой и святостью. «Не отягощайте сердца заботами житейскими». Трудоголизм.

Христианство ориентирует человека на богоугодную деятельность во внешнем, материальном мире и в обществе себе подобных. Динамичность истории народов христианской культуры и статичность традиционных обществ Востока. Именно христианство задавало социальные идеалы.



Православные монархии строились по образцу государства евреев эпохи Царств – противоположность языческим монархиям древних халдеев, египтян, римлян. Христианский принцип равенства людей перед Богом – отмена рабства, совершенствование норм человеч. общежития.


Христианская концепция Божественной личности – уникальность личности каждого человека. Идея всестороннего развития личности. Талантов. Хилиазм. Кульминация – коммунистическое учение.


Но вот человек видит, как из земли появляются ростки – значит кто-то заботится о том, чтобы растение вышло из земли. Человек может употреблять эти растения в пищу – значит надо благодарить того, кто заботится о растениях. Лес полн зверей, реки и озера наполнены рыбой – все это годится в пищу, но кто-то же населил леса животными, а воды – рыбой. Наконец, кто-то же произвел и самого человека.


Человек плохо мирится с безличностью, анимизм имел место, но это верование слишком абстрактно, нужна персона, которой можно было бы поклоняться. Вероятно, одним из первых был культ БОГИНИ-МАТЕРИ.


Разумеется, когда мы говорим о ранних культах, то, скорее, говорим о гипотезах, нежели о чем-либо достоверном и доказанном – слишком мало свидетельств.


Археологи обнаруживают большое количество каменных женских фигурок, у которых гипертрофированно изваяны только детородные органы и грудь, т. е. только то, что нужно для воспроизводства жизни. Голова может вообще отсутствовать. Как сказал один из исследователей этих фигурок: перед нами пол, возведенный в абсолют. Эти фигурки обычно называют «неолитическими Венерами», но, скорее всего, перед нами изображения Богини-Матери. Эти фигурки встречаются на самых разных территориях: в доарийской Индии, на территории Палестины до израильской колонизации, в Шумере и в Финикии и др. Фигурки имеют черты несомненного сходства, из чего заключают, что культ Богини-Матери имел универсальный характер.

Египетская Исида, малоазиатская Кибела, греческая Деметра, карфагенская Танит, сидонская1 Астарта, Артемида Эфесская,2 которая изображалась с десятком грудей, готовая накормить весь мир – все эти богини лишь образы древней Матери-Богини.



Богиня-мать правит природными процессами, заставляет оживать семя, вселяет любовь в людей и в животных, птицы поют ей песни в дни весеннего ухаживания. Видимо, эта богиня и есть одушевленная природа. Идея одушевленности природы не умерла вместе с анимизмом и Богиней-Матерью, идея эта жила в мировоззрении греков, в мистической европейской философии. Идея эта проникала поэзию, например, у Тютчева есть такие стихи:


Не то, что мните вы, природа:


Не слепок, не бездушный лик –


В ней есть душа, в ней есть свобода,


В ней есть любовь, в ней есть язык.


У многих народов первоначально жреческие, т. е. религиозные, функции принадлежали женщинам. По преданию ирокезов, первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещала протащить свое тело по земле, и там, где ее тело соприкасалось с землей, вырос обильный урожай. Память о женщинах-жрицах видна и в том, что шаман-мужчина у чукчей во время камлания облачается в женскую одежду, о том же говорят фигурки с острова Крит: в священные моменты мужчина должен был облачаться в женский костюм.


Таким образом, Богиня-Мать – всеобщая прародительница, из ее лона вышли растения, животные и люди.


Европейцы получили понятие о фетишизме, когда начали колонизировать окружающий мир и, в частности. Африку. Первыми туда проникли португальцы, и они удивлялись обычаю африканцев поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. В португальском языке «фетиш» означает амулет, т. е. предмет, обладающий защитными, охранительными свойствами. Отсюда и эта форма религии получила название фетишизм.

Фетишем мог стать любой естественный предмет – камень, кусок дерева, клыки животного и т.п., но этот камень должен быть принесен с горы, которой поклонялись, деревянный предмет должен быть частью священного дерева, клыки или кости не любого, а тотемного животного. Позже появились специально изготовляемые предметы или фигурки. Фетиши-амулеты благодарили за успех в каком-либо деле, но могли и наказать, если дело не удавалось. Сходные функции были и у талисманов, которые иногда отличают от амулетов: считается, что амулеты носят открыто, например, на шее, а талисманы – прячут от посторонних глаз, зашивают в одежду.



К фетишизму можно отнести и некоторые обычаи, связанные с культом мертвых, в частности, мумифицирование тел в Египте и Перу. В ХХ в. вдруг приступили к мумифицированию «вождей народов» – Ленина, Хо Ши Мина и др. Черепа и кости, как фетиши, встречаются в обычаях многих народов: женщины-филиппинки приносят пищу черепам своих родственников, ласково беседуют с ними, тем самым они признают, что в костях сохраняется некая духовная субстанция умерших близких. У многих народов изготовлялись фигурки предков, которые наделялись магической силой, к ним надо было относиться с особым почтением, заботиться о них, кормить и т.п.


На языке индейцев племени оджибве выражение «от-отем» означает «его род».


Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим предком, обычно животным или растением.


К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, болезней, смерти. Первоначально тотемом считались только настоящие животное, птица, насекомое, затем стало достаточно его изображения, еще позже тотем мог обозначаться символом, словом, звуком. У аборигенов есть особые священные предметы, которые они называют чурингами – это каменные или деревянные пластины с нанесенными на них рисунками того или иного тотема. Чуринги, заменяя тотема, наделяются всеми его сверхъестественными способностями, являются вместилищем душ предков, а также будущих детей. Чуринга является священной ценностью, потеря ее или порча губительна для семьи аборигена.


У австралийских аборигенов в качестве тотемов чаще всего выступают кенгуру, страус Эмму, опоссум (крупная сумчатая крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь, но в пустынных областях Австралии тотемами становятся насекомые, растения, которые в других местах не встречаются.

Тотем обычно не считается богом, люди ведут от него свое происхождение и по принадлежности к тотему определяют свой/чужой. На вопрос, «кто ты?» абориген ответит «я – кенгуру», «я – Эмму» и т. д.



Охота на тотемное животное не то, чтобы запрещена, но обставлена определенными ритуалами: убивать тотемное животное следует с соблюдением определенных правил и охранительных мер, употреблять же тело тотема в пищу полезно: оно сообщает человеку особую силу и магические способности. Но опять же: есть тотемное животное надо с соблюдением ритуала.


Стадию тотемизма, судя по имеющимся данным, проходили все народы, в том числе и славяне, следы тотемизма остались в фольклоре (привожу в пример хотя бы Марью-Моревну, Крошечку-Хаврошечку, летопись: половцы-волки) но классическим обществом, где тотемизм определяет очень многое, являются австралийские аборигены. Развит был тотемизм и у индейцев Северной Америки, индуистские культы хранят следы тотемизма, ибо богов почти обязательно сопровождают животные. Корова до сих пор в Индии священное животное.



следующая страница >>