https://electroinfo.net

girniy.ru 1

Культура Междуречья


Город и зиккурат

Географические особенности Междуречья: отсутствие леса и камня, частые разливы рек. И, как следствие, необходимость строить из глины и на возвышенностях.


  • Древнейшие глинобитные и тростниковые постройки, обмазанные глиной.

  • Изобретение и применение сырцового кирпича. Дороговизна обжига.

  • Город: стихийная застройка, канализация, крепостные стены вокруг всего города, вокруг административного центра и вокруг храмового участка.

  • Вавилон — первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города:

    • оборонительные стены, ворота и дороги процессий Нового Вавилона (прямые линии, резко очерченные углы, полукруглые арки, зубцы крепостных стен);

    • ворота Иштар: структура, рельефы и изразцы;

    • зиккурат Этеменанки — Дом основания Небес и Земли. Структура и назначение зиккурата;

    • дворцы Вавилона и висячие сады.

Задания:

  1. Подумайте, почему у многих народов древности возникает желание строить огромные сооружения, явно несоизмеримые с человеческим ростом?

  2. Какие современные сооружения таких масштабов вы знаете?

  3. Сравните описание зиккурата и стихотворение К. Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени...” Что мог называть Бальмонт ступенями? Какой смысл может нести художественный облик зиккурата?

  4. Сравнить художественные особенности Вавилонской архитектуры и современной бытовой городской архитектуры. Чем можно объяснить сходство и различия.

  5. Чем можно объяснить использование художественного образа зиккурата в мавзолее Ленина на Красной площади в Москве?

Культура Древней Индии

Буддийские и индуистские храмы и монастыри .

  • Искусство древнейших Индских цивилизаций (Мохенджодаро и Хараппа).

  • Понятие мелкой пластики. Глиптика — искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные печати как произведения глиптики.


  • Формы буддийских культовых сооружений:

    • Ступа — символический реликварий сферической формы. Материалы и техника возведения ступы. Символика мандалы (плана мира) в структуре ступы.

    • Чайтья — храм-молельня. Планировка чайтьи (вытянутое в глубину помещение, два ряда колонн, ритуальная ступа).

    • Вихара — скальный буддийский монастырь. Планировка вихары (зал, окруженный кельями монахов).

    • Стамбха — отдельно стоящая колонна.

  • Росписи и скульптура храмов и монастырей:

    • религиозные символы и сцены земной жизни Будды в росписях;

    • изображения бодхисатв;

    • канон скульптурного изображения Будды (миндалевидный овал лица, длинные мочки ушей, третий глаз, бугор на темени, монашеское одеяние и т.д.);

    • канонические позы Будды (сидящий на лотосовом троне, лежащий на одре смерти).

  • Храмовый комплекс Аджанты. Слияние архитектуры, скульптуры, живописи и рельефов в комплексе. Сюжеты джатак (рассказов о прежних рождениях) в росписях.

  • Храмы индуизма. Форма храма. Вырубание храма в скале и “складывание” храма на открытом пространстве. Структура храма: вимана (святилище) с гарбха-гриха (основным помещением) — шикхара (храмовая башня) — мантапам (помещение для молящихся) — амалака (навершие храма в виде плода лотоса).

Задания:

  1. Где вы еще встречали культовые постройки без внутреннего помещения? Есть ли общие черты в их назначении и символике?

  2. С каким типом христианского храма можно сравнить чайтью и по каким признакам?
  3. Сравните храмовый комплекс Аджанты с православным храмом (под руководством учителя) по назначению, символике, структуре, взаимодействию и наличию различных видов искусств и их функции в храмовом действе.


  4. Используется ли в европейской архитектуре форма ступы? Где?


Синтез искусств в Древней Индии

http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8&where=all&filmId=2684154-06-12



  • Концепция искусств I - II вв. н.э.

  • 8 чувств — 8 “раса” (любовь, веселье. печаль, отвага, гнев, страх, отвращение, удивление).

  • 33 кратковременных чувства (отрешенность, уныние, колебание, сонливость и т.д.).

  • Рага и раса. Рага — круг мелодических оборотов и ритмических фигур. Точное взаимное соответствие раса и рага. Их магические свойства. Индийский звукоряд. Ритмические фигуры (тала). Импровизация в музыке. Гита (песня) — вершина в иерархии искусств.

  • Танец: ритм в танце; 3 танца Шивы (танец разрушения — освобождение от мира иллюзий, йогический танец — спокойное созерцание, танец озарения — радость творения); алфавит танца, позы танца (караны).

  • Овеществление поз танца (каран) в храмовой скульптуре. Каноны изображения богов и людей в скульптуре на основе теории раса.

  • Храмовое действо как синтез всех искусств.

Задания:

  1. Какие еще скульптурные каноны можно найти в истории художественной культуры?

  2. Попробуйте нарисовать цветовой и графический образ какой-либо мелодии и сравнить их рисунки. Какой из образов (в цвете или черно-белый) точнее передают мелодию?

  3. Похоже ли индийское соответствие расы и цвета на цветомузыку на дискотеке? Что общего и в чем различие? Почему?

  4. Сравните европейский классический балет с индийским танцем. По одинаковым ли законам строятся канонические позы того и другого?

  5. Есть ли у вас личные предпочтения в музыке для различных эмоциональных состояний?



Культура Древнего Китая

http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F&where=all&filmId=13250068-06-12


Архитектура китайского дома, дворца, храма


  • Возникновение городов при династии Шан-Инь. Правильная планировка, деревянный дворец правителя. Распространение городов в I тыс. до н.э.

  • Упорядоченность архитектуры в свете философии Конфуция (упорядоченность всей жизни человека и государства).

  • Принципы фэн-шуй (ветер-вода) в архитектуре (равновесие, преобладание сил Инь или Ян в зависимости от назначения постройки, природные и искусственные источники энергии Ци, влияние скопления Ци, взаимодействие Ци постройки с окружающим миром).

  • Пекин. Ориентация Пекина по сторонам света. Центр и окраина Пекина. Трехчастная структура города. Роль холма Цзиньшань.

  • Принципы строительства традиционного китайского здания:

  • Основные типы традиционных китайских деревянных построек:

    • дянь — одноэтажные прямоугольные павильоны с одним залом, разделенные внутри колоннами на 3 коридора, поперечных входу;

    • лоу — многоэтажные здания с обходными галереями;

    • тай — надвратные беседки, стоящие на стене крепости;

    • тин — изящные парковые беседки;

    • лан — резные парковые галереи.

  • Национальная символика цвета. Цвета покрытий различных архитектурных сооружений.

  • Храмы Пекина:

    • храмы мяо, посвященные культу предков;
    • храмы тань, посвященные молитвам и жертвоприношениям Земле и Небу. Структура такого храма: Храм Неба — Храм молитвы за годовую жатву — Храмы небесного величия — Алтарь — Храм Земли и Злаков;


    • буддийские храмы сы: торжественные ворота, две входные башни — Колокола и Барабана, пагода для святынь).

Задания:

  1. Каких еще охранителей дома вы знаете? Кто (или что) охраняет дом в русской культуре?

  2. Что общего между фахверком (слайд учителя) и китайским домом? Почему именно в этих странах становится возможным использовать этот конструктивный принцип?

  3. Уютно ли “почувствует себя” маленький домик в окружении небоскребов? Как этот эффект объяснить с точки зрения фэн-шуй?

  4. Как в русской культуре называется та отрицательная энергия, которая, по фэн-шуй, скапливается в водоемах со стоячей водой?

  5. Какому принципу фэн-шуй соответствует русское выражение “как за каменной стеной”?

  6. Где еще в художественной культуре вам встречался “колонный зал”? Как он назывался?

Синтез искусств в погребальных комплексах Древнего Китая

  • Погребальные холмы государства Шан-Инь:

    • выбор места холма по законам фэн-шуй;

    • скульптуры стражей входа;

    • инкрустация и росписи внутренних помещений;

    • предметы быта, их украшение и символический смысл.

  • Погребальный комплекс Цинь Шихуана:

    • туннели, подземный дворец;

    • фигуры керамического воинства.

  • Ансамбль погребений минской династии:

    • священная дорога: пятипролетные каменные ворота пайолу — дорога — аллея духов;

    • структура погребения: храм предков — крепостная башня — могильный холм — подземный дворец.

Задания:

  1. В каких еще культурах место захоронения отмечают холмом (насыпью, курганом) или архитектурным сооружением большого размера? Почему необходимо возвышать места над захоронениями?
  2. В чем сходство египетских ушебти и керамического воинства Цинь Шихуана?

  3. Сравните структуру египетских и китайских погребальных комплексов. Чем объяснить наличие в них одних и тех же элементов? Выполняют ли они одну и ту же функцию?

  4. Есть ли в русской культуре священные дороги и холмы?

  5. Культура Древней Греции