girniy.ru
|
|
1
Культура Междуречья
Город и зиккурат
Географические особенности Междуречья: отсутствие леса и камня, частые разливы рек. И, как следствие, необходимость строить из глины и на возвышенностях.
Древнейшие глинобитные и тростниковые постройки, обмазанные глиной.
Изобретение и применение сырцового кирпича. Дороговизна обжига.
Город: стихийная застройка, канализация, крепостные стены вокруг всего города, вокруг административного центра и вокруг храмового участка.
-
Вавилон — первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города:
-
оборонительные стены, ворота и дороги процессий Нового Вавилона (прямые линии, резко очерченные углы, полукруглые арки, зубцы крепостных стен);
ворота Иштар: структура, рельефы и изразцы;
зиккурат Этеменанки — Дом основания Небес и Земли. Структура и назначение зиккурата;
дворцы Вавилона и висячие сады.
Задания:
Подумайте, почему у многих народов древности возникает желание строить огромные сооружения, явно несоизмеримые с человеческим ростом?
Какие современные сооружения таких масштабов вы знаете?
Сравните описание зиккурата и стихотворение К. Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени...” Что мог называть Бальмонт ступенями? Какой смысл может нести художественный облик зиккурата?
Сравнить художественные особенности Вавилонской архитектуры и современной бытовой городской архитектуры. Чем можно объяснить сходство и различия.
Чем можно объяснить использование художественного образа зиккурата в мавзолее Ленина на Красной площади в Москве?
Культура Древней Индии
Буддийские и индуистские храмы и монастыри .
Задания:
Где вы еще встречали культовые постройки без внутреннего помещения? Есть ли общие черты в их назначении и символике?
С каким типом христианского храма можно сравнить чайтью и по каким признакам?
-
Сравните храмовый комплекс Аджанты с православным храмом (под руководством учителя) по назначению, символике, структуре, взаимодействию и наличию различных видов искусств и их функции в храмовом действе.
Используется ли в европейской архитектуре форма ступы? Где?
Синтез искусств в Древней Индии
http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B8&where=all&filmId=2684154-06-12
Концепция искусств I - II вв. н.э.
8 чувств — 8 “раса” (любовь, веселье. печаль, отвага, гнев, страх, отвращение, удивление).
33 кратковременных чувства (отрешенность, уныние, колебание, сонливость и т.д.).
Рага и раса. Рага — круг мелодических оборотов и ритмических фигур. Точное взаимное соответствие раса и рага. Их магические свойства. Индийский звукоряд. Ритмические фигуры (тала). Импровизация в музыке. Гита (песня) — вершина в иерархии искусств.
-
Танец: ритм в танце; 3 танца Шивы (танец разрушения — освобождение от мира иллюзий, йогический танец — спокойное созерцание, танец озарения — радость творения); алфавит танца, позы танца (караны).
Овеществление поз танца (каран) в храмовой скульптуре. Каноны изображения богов и людей в скульптуре на основе теории раса.
Храмовое действо как синтез всех искусств.
Задания:
Какие еще скульптурные каноны можно найти в истории художественной культуры?
Попробуйте нарисовать цветовой и графический образ какой-либо мелодии и сравнить их рисунки. Какой из образов (в цвете или черно-белый) точнее передают мелодию?
Похоже ли индийское соответствие расы и цвета на цветомузыку на дискотеке? Что общего и в чем различие? Почему?
Сравните европейский классический балет с индийским танцем. По одинаковым ли законам строятся канонические позы того и другого?
-
Есть ли у вас личные предпочтения в музыке для различных эмоциональных состояний?
Культура Древнего Китая
http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F&where=all&filmId=13250068-06-12
Архитектура китайского дома, дворца, храма
Возникновение городов при династии Шан-Инь. Правильная планировка, деревянный дворец правителя. Распространение городов в I тыс. до н.э.
Упорядоченность архитектуры в свете философии Конфуция (упорядоченность всей жизни человека и государства).
Принципы фэн-шуй (ветер-вода) в архитектуре (равновесие, преобладание сил Инь или Ян в зависимости от назначения постройки, природные и искусственные источники энергии Ци, влияние скопления Ци, взаимодействие Ци постройки с окружающим миром).
Пекин. Ориентация Пекина по сторонам света. Центр и окраина Пекина. Трехчастная структура города. Роль холма Цзиньшань.
-
Принципы строительства традиционного китайского здания:
-
Основные типы традиционных китайских деревянных построек:
дянь — одноэтажные прямоугольные павильоны с одним залом, разделенные внутри колоннами на 3 коридора, поперечных входу;
-
лоу — многоэтажные здания с обходными галереями;
тай — надвратные беседки, стоящие на стене крепости;
тин — изящные парковые беседки;
лан — резные парковые галереи.
Национальная символика цвета. Цвета покрытий различных архитектурных сооружений.
-
Храмы Пекина:
храмы мяо, посвященные культу предков;
-
храмы тань, посвященные молитвам и жертвоприношениям Земле и Небу. Структура такого храма: Храм Неба — Храм молитвы за годовую жатву — Храмы небесного величия — Алтарь — Храм Земли и Злаков;
буддийские храмы сы: торжественные ворота, две входные башни — Колокола и Барабана, пагода для святынь).
Задания:
Каких еще охранителей дома вы знаете? Кто (или что) охраняет дом в русской культуре?
Что общего между фахверком (слайд учителя) и китайским домом? Почему именно в этих странах становится возможным использовать этот конструктивный принцип?
Уютно ли “почувствует себя” маленький домик в окружении небоскребов? Как этот эффект объяснить с точки зрения фэн-шуй?
-
Как в русской культуре называется та отрицательная энергия, которая, по фэн-шуй, скапливается в водоемах со стоячей водой?
Какому принципу фэн-шуй соответствует русское выражение “как за каменной стеной”?
Где еще в художественной культуре вам встречался “колонный зал”? Как он назывался?
Синтез искусств в погребальных комплексах Древнего Китая
-
Погребальные холмы государства Шан-Инь:
выбор места холма по законам фэн-шуй;
скульптуры стражей входа;
инкрустация и росписи внутренних помещений;
предметы быта, их украшение и символический смысл.
-
Погребальный комплекс Цинь Шихуана:
туннели, подземный дворец;
фигуры керамического воинства.
-
Ансамбль погребений минской династии:
-
священная дорога: пятипролетные каменные ворота пайолу — дорога — аллея духов;
структура погребения: храм предков — крепостная башня — могильный холм — подземный дворец.
Задания:
В каких еще культурах место захоронения отмечают холмом (насыпью, курганом) или архитектурным сооружением большого размера? Почему необходимо возвышать места над захоронениями?
-
В чем сходство египетских ушебти и керамического воинства Цинь Шихуана?
Сравните структуру египетских и китайских погребальных комплексов. Чем объяснить наличие в них одних и тех же элементов? Выполняют ли они одну и ту же функцию?
Есть ли в русской культуре священные дороги и холмы?
Культура Древней Греции
|
|